Гении ракетостроения. Послесловие переводчика

 Книга о жизни и трудах фон Брауна. http://proza.ru/2020/04/12/1169 Оглавление

ПОСЛЕСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА.


Не с целью примазаться к великим людям и событиям, находясь под впечатлением этих двух прочитанных книг, не могу я не выразить свои впечатления. Тем более что тема эта и меня лично не обошла, и она бесконечно дорога мне. Я сердечно благодарен автору книги  Стефану Браубергу. Он так полно, бережно и доброжелательно изложил историю создания немецкого и американского ракетостроения и биографию главного Творца и Гения - Вернера фон Брауна. Без политических выкриков. Она показана на фоне успехов и поражения советской космонавтики, руководимой русским Гением Сергеем Павловичем Королевым.
Я не удержался, и законспектировал здесь основную информацию, изложенную в его книге. Раньше я не знал всего этого. Хотя и «варился» на невысокой должности в среде этих событий.
 
Наверно Вернера можно обвинять за то, что он, стремясь в мечтах и делах о Космосе и о Луне, создавал ракеты, становившиеся орудием уничтожения людей и разрушений. Но я постоянно болел за него, за его оправдание и избавления от судебных процессов. Радовался его успехам и не ревновал к американцам, а только сожалел о том, что и наш Союз все это мог вполне сделать. Но не связалось...
Наивысшие моменты событий трогали меня до глубины души. Я обращался к ним многократно. Подступал комок к горлу, были влажными глаза.
 
Чего стоят, например, впечатления астронавтов, впервые увидевших стодесятиметровую ракету САТУРН, на вершине которой им предстоит пережить чувствительный момент  - стартовать в космос.

 Или замечание астронавта, лежащего в капсуле в вершине ракеты и ожидающего предстартового обратного отсчета, когда троекратно откладывался старт: - «Почему вы не можете устранить неисправность и не зажжете свечу?».
А вот диалог на Космодроме на мысе Канаверал:
Кеннеди: - «А сколько надо денег?».

Браун: - «Миллиардов 20-25».

Кеннеди: - «Возьми и сделай!».

 А разве не трогательно, когда Вернер, впервые отправляя САТУРН в полет, в момент наивысшего напряжения тихо сказал: «Гоу, Беби!».

 А когда экипаж впервые ожидал старта на Луну, то Вернер наклонил голову и тихо попросил Отца Нашего. А когда это свершилось: - «Я шел к этому много  лет!».
А как меня трогают слова письма француженки Фернанды, жизнь которой была поломана связью с Вернером: - «Мой Господин!».  «Теперь, когда ты знаешь, что я жива, я надеюсь на твою руку помощи!».
 
В момент Карибского кризиса, на нашем авиазаводе в Куйбышеве стоял самолет ТУ-126, заправленный ядерной ракетой и ждал приказа. Эх, и раздолбали бы нас тогда! Америка бурлила тогда, готовилась к войне с советами. А у нас все было спокойно. Во дворах в Куйбышеве домоуправление расставило умиротворяющие щиты: «Дети! Спите спокойно, войны не будет!». Удивительно то, что угадали!
 
В детстве, я забавлялся игрушкой ТЕЛЛУРИЙ. Там Солнце, Луна и Земля вращались взаимосвязанно, когда крутишь ручку. Я с интересом смотрел в географический АТЛАС. Там были рисунки планет Солнечной системы. Был там и рисунок Луны, и изложены фантастические сведения. Сколько километров пути до Луны. Сколько надо времени, чтобы преодолеть расстояние  до Луны разными способами - на самолете, на автомобиле и … пешком. Даже и не думалось мне тогда, что в коем-то веке кто-то так далеко отправится.
 
И не ведал я, что пути туда и обратно всего-то 11 суток на ракете фон Брауна, которому уже было тогда под тридцать. И почти готова была его ракета ФАУ-2, прообраз будущей ракеты САТУРН-5. И ждать оставалось недолго – до 21.июня 1969 г. И что почти в то же время, сам я буду лично лазать внутри советского аналога – ракеты Н1 (Изделие 11А52) Сергея Павловича Королева.
Еще раз, спасибо, авторам  книг – С. Лескову и С. Браубюргеру!

                ***

ПОДБОРКА фамилий, дат и событий:
***СЕМЬЯ БРАУНОВ. Отец – МАГНУС МАКСИМИЛИАН фон БРАУН. Мать – ЭММИ КВИСТОРП. Их дети – СИГИЗМУНД, ВЕРНЕР, МАГНУС. Жена Вернера – МАРИЯ КВИСТОРП. Дети Вернера и Марии – дочери МАРГРИТ, ИРИС, сын ПЕТЕР КОНСТАНТИНЕ.
***ПИОНЕРЫ немецкого ракетостроения – ГЕРМАН ОБЕРТ, РУДОЛЬФ НЕБЕЛЬ,
***Немецкий ядерщик – ШУМАН.
***ПРЕЗИДЕНТЫ США этого периуда: ДУАЙТ ЭЙЗЕНХАУЭР, КЕННЕДИ, ДЖОНСОН, НИКСОН, ГЕРАЛЬД ФОРД.
***ПОЛИГОНЫ и ПРОИЗВОДСТВА:
*В Германии – КУММЕРСДОРФ (Бранденбург под Берлином),
 ПЕЕНМЮНДЕ (остров УЗЕДОМ, выстроено в 1935-1936 гг),
МИТТЕЛЬБАУ-ДОРА в Тюрингии около Нордхаузена в 1943г, там работали пденники Бухенвальда,
 Во Вьене,
 Фридриххафен,
Штольни в Херце, Бляйхерд.
*В США:
Роберт Опенгейнер в Лос-Аламосе – ОТЕЦ ЯДЕРНОЙ БОМБЫ.
Форт Блисс, там 120 немецких резервистов ожидали работы в США. 
 БЕЛЫЕ ПЕСКИ в Нью Мексико.
ЭЛЬ-ПАССО на востоке от Техаса.
 ХЬЮСТОН в штате Алабама.
 ХУНТСВИЛЛЕ (НАСА).
***Завоевания немцев в Европе – Рейнская область 1937г, Австрия, Судетская область, Чехия 1939г, раздел с Россией Польши, Франция 1940г. 22.06.1941г – нападение на СССР.
***РАКЕТЫ, ДАТЫ пусков, события: -
МИРОК – 1932г.
 А1 испытана на острове Боркум в Северном море.
А2 (МАХ и МОРИТЦ) в 1934г.
 Ракетный двигатель для самолета Хенкель в 1935г.
 ФАУ-1 – летающие бомбы.
Ракета А4.
 ФАУ-2.
 Танки ПОРШЕ.
Самолеты Хенкеля и Мессершмидта.
ФАУ-2 для обстрела Лондона, Парижа, Голландии – «ВУНДЕРВАФФЕ» - сверхоружие. Производились на трех заводах – в Пеенмюнде, во Вьене, во Фридриххафен. Ввели в действие в сентябре 1944г.
А9, А10 – ракеты с планирующей боеголовкой для обстрела Нью-Йорка.
Ракета ГЕРМЕС земля-земля.
28.08.1949г – испытана первая атомная бомба в СССР.
«Манхеттенский проект» создания ядерных ракет.
Построена обсерватория в Монте Санно.
РЕДСТОУН  (красный камень) – ракета с ядерной боеголовкой.
АТЛАС, ТИТАН – ядерные тактические ракеты США, базированные в ФРГ.
ЮПИТЕР, ГЕРКУЛЕС – ракеты, предполагавшиеся для запуска спутников США. Создан ЦЕНТР БАЛЛИСТИКИ.
«СПУТНИК» - советский спутник - спутник-шок для американцев. Запущен 04.11.1957г ракетой Р7 на Байконуре (Тюратам).
Советский СПУТНИК-2 с ЛАЙКОЙ.
Испытана советская ВОДОРОДНАЯ БОМБА  на Новой Земле.
Ракетой ЮПИТЕР в США впервые запустили СПУТНИК ЭКСПЛОРЕР (ЮНО-1) вокруг земли 29.01.1958г. Спутник стал первым спутником связи, он передавал речь президента США Эйзенхауэра.
ЛУНИК-1 – советский спутник на орбите вокруг Солнца.
ЛУНИК-3 – советский спутник, сфотографировавший впервые обратную сторону Луны.
Катастрофа спутника ЭКСПЛОРЕР-2  на старте.
Запущен Эксплорер-3 для исследования магнитных поясов земли и солнечного ветра.
Ракета САТУРН.
НАСА – в США в Хьюстоне создана гражданская научно-исследовательское агетство аэронавтики и космического пространства, под руководством Вернера фон Брауна.
ЮНО-2 – запущен спутник солнца ПИОНЕР-4.
Основан проект МЕРКУРИЙ для подготовки астронавтов.
Обезъянки резус и шимпанзе слетали на орбиту земли.
Основан центр космических полетов имени Джорджа Маршалла в Хунтсвилли.
60 ядерных ракет ЮПИТЕР разместили в США, Италии и Турции.
Эйзенхауэр задал задание – послать человека в Космос и на Луну.
Вступление в должность президента Кеннеди.
Попытка США свергнуть Фиделя Кастро на Кубе.
Скандальный полет американского самолета-разведчика У-2 над территорией СССР.
Хрущов ввел ракеты на Кубу. Карибский кризис.
12.04.1961г. Полет Юрия Гагарина в космос на ракете Р7.
02.05.1961г. Полет Алана Шепарда в космос на корабле МЕРКУРИЙ с ракетой РЕДСТОУН.
Составлен проект АПОЛЛОН для полетов на Луну. К этому времени в США состоялся  41 запуск ракет, из них только 29 были удачными. 21.07.1961г. Полет второго астронавта в космос Виргиля Гриссома.
Полет второго космонавта Германа Титова в космос, выполнившего 17 витков вокруг земли. 
В феврале 1962г Джон Гленн совершает 3 витка вокруг земли в космосе.
В США на производственной базе в Хунтсвилле создан мотор Ф-1 для ракет САТУРН-5 для полетов на Луну на корабле АПОЛЛОН.
Ракеты РЕДСТОУН и ПОЛЯРИС окружают территорию СССР.
СССР устанавливает ракеты в ГДР и в Калининградской области.
Переговоры Никиты  Хрущова и Джона Кеннеди 28.10.1952г. Карибский кризис мирно прекращен.
Советская ядерная подводная лодка К-59 27.10.1962г. принуждена у берегов США к всплытию. Капитан советской лодки нарушил установку и не открыл обстрел США, таким образом, ядерная война не была развязана.
Убийство президента Кеннеди и брата его сенатора Кеннеди.
Вступил в должность президент Джонсон.
29.01.1961г. состоялся 1-й старт ракеты САТУРН-1 с пятью двигателями Ф-1 на околоземную орбиту. 
Смерть С.П. Королева.
Советская ракета Н1 для полетов на Луну четырежды потерпела катастрофу. Глушко закрыл тему Н1.
27.01.1967г. в корабле АПОЛЛО во время наземных испытаний сгорели трое астронавтов ВИРГИЛЬ ГРИССОМ, ЭДВАРД ВАЙТ, РОБЕРТ ЧАФФОС.
09.11.1967г. состоялся облет Земли кораблем АПОЛЛО-4, запущенным ракетой-носителем САТУРН-5.  А в октябре 1968г. корабль АПОЛЛО-7 облетал Землю и находился в космосе 11 суток. Аполлон-4 и Аполлон-7 пилотировали астронавты ВИЛЛИ ШИРРА, ДЖОН АЙЗЕЛЕ, ВАЛЬТЕР КУННИНГ.
Убит Мартин Лютер Кинг. Протесты против войны в Северном Вьетнаме.
Вторжение СССР в Прагу.
Проблемы с финансированием проекта АПОЛЛО.
С 21.12. по 24.12.1968г АПОЛЛОН-8 прилетел к Луне и облетал 10 раз Луну. Земляне могли видеть обратную сторону Луны по телевидению. Корабль пилотировали ФРАНК БОРМАН, ДЖЕЙМС ЛОВЕЛЛ, ВИЛЛИАН АНДРЕ.
16.06.1969г. в 9.32 корабль АПОЛЛО-11, пилотируемый астронавтами НЕЙЛ АРМСТРОНГ, БУТЦ АЛДРИН, МИХАЭЛЬ КОЛЛИНЗ стартовали с Земли и полетели к Луне. 20.06 корабль вошел на орбиту вокруг Луны. Посадочный модуль ОРЕЛ прилунился в Море Спокойствия. 21.06.1969г. средне-европейского времени президент Никсон позвонил на Луну.
Корабль АПОЛЛО-13 имел проблемы в полете к Луне и без посадки на Луну благополучно вернулся на Землю.
Совершено всего шесть успешных полетов на поверхность Луны. Последний полет совершил корабль АПОЛЛО-17 в мае 1975 года.
27.11.1970г. Браун работал последний день в Хунтсвилли на технической работе.
Встреча американских и советских исследователей космоса.
Стыковка американского и советского кораблей АПОЛЛО и СОЮЗ в космосе.
Вступил в должность президента Геральд Форд.
Американский проект ШАТТЛ.
Советский проект ЭНЕРГИЯ-БУРАН.
16.06.1977 умер Вернер фон Браун Гений ракетостроения.
Сейчас много информации по космической тематике в США и в СССР имеется в Интернете.
               
                * * *
Меня потрясает тема о полетах Аполлона,  и я при всяком случаея смотрю телепередачи по этой теме. Особенно я благодарен телеканалу GEOGRAFIC, И я приведу здесь некоторые  дополнительные подробности по данной теме.
 
* Корабль Аполлон 1, предназначался для тренировок экипажей на земле. Исследовали возможность длительного времяпровождения на корабле при дыхании чистым кислородом. Исследователи видели, как опасно изобилие электропроводов и их стыков. Но, как они же доверительно сказали своему коллеге, если нам  об этом сказать, нас  могут отстранить от работы, посчитают трусами и заменят. А случилась в итоге беда. В кабине было трое испытателей. Возникла искра, и в среде чистого кислорода возникли взрыв и пожар. Люди на мониторах видят, что в капсуле  пожар. Но не было возможности аварийно сбросить крышку люка. Корабль объят дымом и пламенем, чтобы приблизиться к кораблю и снаружи открыть крышку, приходилось спасателям «нырять» в дым на глубоком вдохе, ползти на коленях  и это делалось по очереди. Шланги  для дыхания сгорели, люди в корабле задохнулись.  Спасти испытателей не смогли, они сгорели заживо. После этого доработали аппарат, и крышку стало возможно сбросить за три секунды. 
Сгоревший корабль предназначался для экспедиции Аполлон 8, для первого исторического пилотируемого облета вокруг Луны.
 
* Времени на создание нового корабля не было, лунная гонка в соревновании с СССР не давала времени для длительной паузы. И Аполлон 8 отправился к Луне без посадочного модуля. Это было конечно рискованно, модуль был бы дополнительной страховкой для жизнеобеспечения экипажа. И это был бы еще один резервный двигатель.
 
В декабре 1968-го года трое астронавтов поднялись на 110-ти метровую высоту ракеты Сатурн 5. Под ногами четыре миллиона литров горючего, которое должно сгореть всего за 55 секунд. Этакий костерок под ногами! Тяжело психологически подойти к этому грандиозному сооружению и иметь мужество подняться на вершину его,  вверить себя совершенно  новой, уникальной технике.

Не легко и руководителю полета, у которого палец нацелен на кнопку отмены старта или на прерывание полета в начальной его стадии. Уже через 7 секунд произойдет отрыв корпуса ракеты от стартового стола. Шум страшный и тряска невероятная. Можно ли на самом деле что-то слышать и остановить старт, если потребуется?
Старт состоялся безаварийно. Экипаж впервые в истории человечества отправился к Луне. Вот и Луна. Вот ее обратная сторона. Астронавты видят ее впервые. Пока корабль находится над обратной стороной Луны, он не доступен для инженеров ЦУПа. томительные минуты ожидания. Несколько витков вокруг Луны без посадки  и без выхода на поверхность Луны выполнено.  Поверхность Луны похожа, на грязный пляж, такое мнение у наблюдавших очевидцев. Черное, бездонное космическое небо. И наблюдаются рассветы и восходы, восходы Земли. Астронавты борются у люка, чтобы успеть сделать фотографии своими фотоаппаратами. Всего 20 часов жизни на лунной орбите провели астронавты.
 
Наконец, все пережили тревожный момент включения единственного двигателя, и вот  астронавты движутся навстречу Земле, такой уникальной, красивой и очень маленькой! С этого момента США побеждает СССР в космической гонке.

* Для тренировок прилунения, была сконструирована «летающая кровать». Астронавту  Армстронгу предстоит выполнить впервые посадку на Луну. Ему и предстоит тренироваться летать и приземляться на «кровати». Он взлетел на ней очень высоко над землей и начал плановый спуск. Неожиланно отказал датчик уровня топлива и равновесие этого летательного аппарата нарушилось. Аварийная ситуация возникла почти у земли. Непонятно как, но координация восстановилась, возможно, что на короткое время. Из этой позиции Асмстронг  успел нажать кнопкау для катапультирования. И действительро, уже через секунду «кровать»   была объята огнем и дымом. Армстронг успешно катапультировался, только язык прикусил. А могло быть все хуже,  и тогда Человечество даже не услышало бы его имени.

* В июле 1969-го года трое астронавтов на ракете «Сатурн 5» с кораблем «Аполлон 11» с посадочным модулем «Орел» отправились к Луне, чтобы, наконец, совершить посадку на нее и возвратиться на Землю. Путь к Луне и возвращение обратно уже были освоены. Сейчас важно побывать, наконец, на Луне. От корабля отделился посадочный модуль «Орел». Нейл Армстронг управляет спуском и посадкой. Шансы успеха оценивались как 50% на 50. Всего на 12 минут  рассчитано количество топлива. 600 миллионов человек на планете Земля прильнули к телевизорам.
 
Скрытая драма. Вот оно Море Спокойствия. Но автопилот уводит корабль к огромной яме кратера, засыпанной валунами. Траектория спуска удлиняется. Забарахлил указатель скорости и высоты. Садиться опасно. На земле напряженно думают, что можно  сделать. Ибо, посадка сорвется. Инженер ЦУПа дал нужный сигнал. Системы корабля восстановились и посадку разрешили. Армстронг напряженно ищет место для прилунения. Топливо, зарезервированное для маневрирования на исходе. Его уровень падает катастрофически. Вот высота 60 метров, вот 30. Отклонение от запланированного курса составляет уже 6,5 км. пульс у Армстронга 150. Наконец, выявляется место для прилунения! Армстронг докладывает о посадке, голос его дрожит. Но, у всех на лице улыбка удовлетворения. Успех! Миллионы людей видят это. Астронавты Нейл  Армстронг и Эдвин Алдрин выходят на поверхность Луны. Вокруг необычная красота. Первые шаги по Луне.
 
А далее был известный сюжет:
- «Этот маленький шаг для человека и гигантский шаг для Человечества!».
Всего два с половиной часа пожили люди на Луне. Пора возвращаться  на корабль-матку, который дежурит, летая вокруг Луны. Путешественники уже вернулись внутрь посадочного модуля. Надо включить единственный двигатель. Очень тревожно всем. Ведь двигатель у «Орла» единственный. Запустится ли он после ожидания в условиях высоких лунных температур. Все выяснится уже сейчас. Надо ухитриться, не израсходовать топливо зря для стыковки с кораблем. Но, почему-то сломан тумблер для запуска двигателя. Армстронг вынимает авторучку и вставляет ее в отверстие, оставшееся от тумблера. С помощью авторучки удается двигатель запустить!
 
* При запуске Аполлона 12 на стартовой позиции был сильный дождь. Такое случилось впервые. Но руководитель полета старт не отменил. На 30-й секунде после старта ракета находилась над землей. Столб молнии образовался между поверхностью земли и соплами двигателя  ракеты.  На ракете выключились свет, мониторы, гирокомпас и т.д. Некоторое время полет продолжался вслепую, руководитель полета еще не мог решить, прекращать аварийно полет или нет. Произошла перезарядка топливных элементов, и, также неожиданно, все восстановилось. В ЦУПе послышался нервный смех астронавтов. Они были уже на орбите. Экипаж сумел выполнить длинный список задач. Ущерб от молнии был минимальный.

*  13-го апреля 1970-го года стартовал к Луне Аполлон 13. Из чисел 13 образовалась двойная «чертова дюжина». На вторые сутки полета, когда скорость полета составляла 1,5 км в сек, из-за замыкания в электропроводке произошел взрыв баллона. Если бы направление взрыва было направлено наружу, экипаж бы погиб.  Стало ясно, что посадка на Луну не состоится. Дай-то Бог вернуться живыми. Постепенно  терялся кислород, производимый топливными элементами, а он  предназначался для дыхания. Авария произошла в районе главного мотора. Включать этот мотор было рискованно. Экипаж спасался в лунном млдуле. Было много проблем, которые предстояло решить и экипажу и инженерам ЦУПа. Но после случившегося несчастья было счастье успешного возвращения.
 
* Экипаж Аполлона -16 получил самое большее удовольствие от пребывания на поверхности Луны. Астронавты жили там три дня. Вдоволь порезвились. Камень с земным весом 170 кг, вести на луне в 6 раз меньше,  и  его также легко поднять, как на земле двухпудовую гирю. Но легко порвать перчатки, что смертельно опасно. Вес астронавта в экипировке составляет 160 кг. Но на Луне он всего 27 кг. Это позволяет бегать и прыгать. Один из «лунатиков» опасно упал, но смог перевернуться так, чтобы упасть менее опасно на бок, сохранил скафандр и свою жизнь. Астронавты наслаждались видом Луны и видом Земли. Было изумительно красиво и и абсолютно тихо.   Не было использовано всего два часа технического времени, астронавтов попросили  не рисковать этим резервом времени. Один из астронавтов оставил на Луне фотографию своей семьи. Она сохранится там на века. Улетать было жалко.  Ведь столько готовились!

За время лунных экспедиций на Луне было оставлено три лунохода. И было доставлено с поверхности Луны на Землю за шесть экспедиций всего 350 кг луннго грунта и камней для исследований.


 http://proza.ru/2020/04/12/1169 Оглавление.


Рецензии
Здравствуйте, уважаемый Лев!

Так случилось, что на Ваших страницах я впервые знакомился с
ходом тех далёких событий в столь подробной детализации.

Должен сказать, что даже перечисление имён, дат, событий
заставляет учащенно биться сердце от величия и
грандиозности произошедшего.

Огромное Вам спасибо. Буду читать всё полностью и подряд.

Георгий Иванченко   08.02.2023 16:07     Заявить о нарушении
Здравствуйте, дорогой Георгий!

Спасибо огромное за внимание и добрые слова!

Главное в этом очерке - это мои переводы немецкой книжки, что подарила мне дочь, приобретённую в командировке, в Германии.

Буду рад, что Вы прочитаете историю ракетостроения, изложенную немецким журналистом.

С теплом и Уважением,
Лев.

Лев Неронов   08.02.2023 16:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.