5. 2. типы взаимодействий

5.2. ТИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ

Межсистемные отношения весьма многогранны и, порой, также сложны для обнаружения и понимания как и устройства самих систем.



Здесь попытаемся отметить самое важное, приведя примеры некоторых возможных классификаций, что поможет нам использовать выработанное понимание этой проблемы в дальнейших исследованиях.



В начале отметим, что существуют системы не взаимодействующие друг с другом, то есть никак не влияющие друг на друга, как не влияет существование какой-нибудь бабочки в Северной Америке на существование муравья в африканских джунглях.



Факт этот кажется очевидным, но, как ни странно, строго доказать это утверждение для возможных скептиков совсем не просто. Если некоторые люди твердо верят, что ни один волос с головы не падает помимо воли Бога, то почему не верить и в последствия предельно слабых системных воздействий, передающихся по внешним каналам. Не вдаваясь в такого рода сложности просто сразу примем постулат, что, если воздействия системы на окружающую среду меньше определенной интенсивности, то она не может обусловливать изменения состояния другой системы.



Любая цепь закономерностей прервется по дороге по причине флуктуаций, которые «скушают» эту цепь тем скорее, чем слабее и отдаленней это начальное воздействие.



Гораздо интереснее для нас результативные взаимодействия, в которых различные системы выступают в роли субъектов различных отношений. В этом случае интенсивность выходного потока достаточна для передачи воздействия на другую систему.



Начнем с самого простого. Системные отношения могут быть классифицированы по основанию положения относительно собственных границ.



Давно подмечено, что системам свойственно организовывать иерархически упорядоченные множества. Так обыкновенный автомобиль помимо несистемных элементов (отдельно: болт, коленвал, колесо и пр.) содержит несколько типично системных объектов: двигатель, карбюратор, бензонасос и пр. Некоторые из этих систем сами содержат системы. Например, карбюратор включает в себя экономайзер. Экономайзер — необходимая часть карбюратора. Карбюратор, двигатель и бензонасос — необходимые части автомобиля и т. п. В данном случае мы имеем дело с отношением систем в вертикальной иерархии.



Отношение горизонтального типа случается, когда, например, двум оленям пришла охота противоборствовать в турнире за обладание самкой, или нападение леопарда на оленя — примеры горизонтального взаимодействия, когда элементы этого отношения не находятся в отношении согласованного подчинения.



Иерархические множества систем могут быть организованы по принципу механической зависимости или органической зависимости.



В первом случае подчиненный элемент системы не является самостоятельным субъектом отношений, как не является двигатель самостоятельным субъектом отношений в системе «АВТОМОБИЛЬ». Механическая система в данном случае не несет в себе никакого активного начала, которое можно уподобить специфической системной воле. Представляется, что в основе любой активной субъективности (функционально связанной с проявлением воли) лежит способность к осуществлению направленной флуктуации. Так двигатель — не субъект отношений, поскольку не содержит механизм реализации направленной флуктуации, которая реализуется в рамках ограничений, накладываемых системными отношениями более высокого уровня. В то время как живые или социальные системы чаще всего устроены по органическому принципу, основанному на иерархическом объединении субъектов.



Так, например, человек, как субъект правовой системы, может реализовывать любое волевое решение, но в рамках законов, диктуемых государством, и только в этих рамках его поведение может быть непредсказуемым, то есть случайным. Аналогично поведение пчелы с одной стороны подчиняется ограничениям, установленным для общей системы пчел, составляющих улей, а с другой стороны может быть непредсказуемым внутри рамок этих ограничений.



Еще одна плоскость классификации может быть проведена на основании типа противостояния, что выразим гипотетической шкалой отношений.



Вполне понятно, что такая классификация распространяется только на полноценных субъектов системных взаимодействий, относящихся к области синергетики. Наглядные примеры таких взаимодействий можно во множестве обнаружить в сфере биологии, откуда мы и позаимствовали термины для обозначения классов, хотя разнообразие природных явлений, стоящих за этой классификацией имеет характер весьма общей закономерности и выходит за рамки собственно биологии.



Например, «конкуренция» может соответствовать «антагонизму», «видовой конкуренции» в биологии, «экономической конкуренции», а «хищничество» в частном проявлении может соответствовать «геноциду», или «терроризму», «паразитизм» — «диктатуре пролетариата» или «диктатуре буржуазии» или «диктатуре бюрократии» и т. п.



Но поскольку в биологии эта проблема изучена наиболее полно, то для обозначений в формализации общих закономерностей мы будем использовать термины биологии. Кратко рассмотрим эти классы по отдельности.



Выше оси «безразличия» расположены классы «солидаризма».



Понятие «симбиоз» охватывает явления взаимовыгодного сосуществования типичных субъектов в рамках общей системы. Так устроен любой биологический организм, органы которого специализированы на отдельных функциях. Примером такого отношения является и государство, обеспечивающее существование своих специализированных подсистем на основе их взаимодополнения. В данном отношении субъекты обречены на совместное существование часто в условиях жесткого распределения системных функций, определяемых общесистемными интересами.



«Комменсализм» — или «сотрапезничество». В данном случае организация внешней системы привносит условную пользу субъектам взаимодействия, при этом подсистемы в принципе остаются способными и к самостоятельному существованию.



Так, например, организованы некоторые стаи животных. С одной стороны, сосуществование в стае обеспечивает дополнительные шансы на выживание, но с другой стороны, отдельная особь принципиально способна к самостоятельному выживанию.



Также устроены и некоторые общественные системы у людей. Например, участие в профсоюзе важно для обеспечения стабильности общественного статуса индивида, но и отсутствие членства в профсоюзе в принципе не ведет к гибели индивида.



«Сожительство» несколько отличается от «безразличия», основанного на полном игнорировании совместного существования. «Сожительство» может случаться и у взаимодействующих систем. Так, например, пассажиры автобуса стихийно взаимодействуют, поскольку связаны необходимостью согласованно располагаться внутри автобуса, но их совместное отношение не предполагает получение конкретной пользы, но и не содержит признаков ущемления интересов, если автобус не переполнен.



«Конкуренция» через ось «безразличия» переносит нас из области солидаризма в область противостояний.



«Конкурируют» и животные за природные ресурсы, фирмы за потребителей, политики за власть. В данном классе присутствует взаимное ущемление жизненных интересов взаимодействующих субъектов.



«Паразитизм» — выживание одного субъекта за счет частичного ущемления жизненных интересов другого субъекта. В таком отношении находится не только, скажем, клещ или блоха, или болезнетворный микроорганизм по отношению к организму хозяина, но и вор, взяточник, фальшивомонетчик по отношению к системе государства или его подсистеме.



«Хищничество» заключается в выживании одного субъекта не просто за счет ущемления интересов, но за счет фактического уничтожения другого субъекта взаимоотношения. Классический пример взаимоотношение хищника и жертвы в биологической природе. Это также «война» или «геноцид» в области общественных отношений.



Стоит обязательно заметить, что взаимодействие систем носит относительный характер в зависимости от уровня системного ограничения.



Например, отношение льва к одной жертве, например, к оленю является хищничеством, поскольку отдельная жертва этого взаимоотношения уничтожается. Отношение льва к стае оленей подпадает под определение паразитизма, поскольку стая не уничтожается львами полностью, а страдает частично, как страдает тот же лев от блохи, как кожного паразита. Но, что парадоксально, отношение всей популяции оленей к популяции львов принимает характер типичного симбиоза, поскольку львы преимущественно уничтожают старых и больных оленей, препятствуя распространению болезней и генетическому вырождению данной популяции оленей. Именно поэтому, насильственное уничтожение хищников человеком приводит не просто к гибели популяции данных хищников, но и уничтожению неяркой системы, базирующейся на естественном отношении между популяциями. Вне этой симбиотической системы популяция оленей может проигрывать в межсистемных противостояниях, например, в таких, как популяция оленей — совокупность патологических бактерий.



Следует напомнить, что в данном случае термины системных отношений «паразитизм», «симбиоз» и пр. не являются чисто биологическими в их традиционном понимании на столько, насколько биология не совпадает с философией. Мы их понимаем как знаки системологических отношений.



Таким образом, одни и те же элементы систем, могут находится в различных взаимоотношениях в зависимости от статуса в рамках конкретного системного ограничения. На каждом уровне ограничения эти элементы составляют всякий раз иную, особенную систему, которая также особенно относится к окружающему миру. В сущности переходя от уровня к уровню системного ограничения, мы имеем дело всякий раз с особенной системой, также особенно относящейся к остальным возможным членам субъектного взаимодействия.



Важный момент составляет возможность классификации систем по способам развития.



В осуществлении актов развития живая или разумная система должна активно изыскивать некий ресурс для этого развития, который является ничем иным, как входным системообразующим потоком. Природа предлагает несколько вариантов, позволяющих достигнуть цели. О направлениях эволюции можно судить по рисунку 6.



Суть этой схемы состоит в отражении направлений ресурсного обеспечения актов системного развития. Вертикальная ось соответствует типу используемого ресурса.



Живая или разумная система может за счет качественной модификации попытаться интенсифицировать использование обычного для себя ресурса развития.



Таким образом могло произойти развитие фильтрующего аппарата у китов, или копытных конечностей у наземных теплокровных животных. То есть, если кит питается планктоном, то развитие популяции может происходить за счет возникновения и совершенствования аппарата фильтрации планктона из воды.



Несколько иная ситуация происходит, когда система преимущественно или полностью заново осваивает новый системообразующий поток. Например, для того, чтобы появился конкретный вид хищника, сначала должен возникнуть конкретный вид жертвы. Процессы организменной модификации хищников и жертв в этом случае могут происходить параллельно по отношению к реальному времени, но в отношении системной событийности — это последовательные процессы.



Сначала создается ресурс (жертва), затем этот ресурс начинают осваивать иные системы (хищники). В другом примере новый ресурс может быть освоен в процессе симбиотических системных взаимодействий. Это получается в ситуациях подобных объединению теплокровных жвачных животных и пищеварительных микроорганизмов, нашедших себе обиталище в пищеварительном тракте. Такой симбиоз позволяет системе животное-микроорганизм совместно осваивать питательные вещества растений, что невозможно вне сферы этого симбиоза.



Горизонтальная ось отражает способ освоения ресурса развития. По направлению вправо система использует эгоистические принципы ресурсного обеспечения. Здесь развитие достигается за счет усиления подсистемы, которая тем или иным образом, в той или иной степени действует в ущерб иным подсистемам в рамках общей системы. Например, если в процессе эволюции качественно увеличивается размер хищника, тогда он приобретает новые свойства, позволяющие более эффективно ловить «жертв» — хищничать в некоторой системе видовых сообществ.



По другому направлению используются принципы альтруизма. В данном случае новая система интегрируется для облегчения освоения ресурса за счет совместных усилий, основанных на обобщении некоторых целей и межсистемной специализации, не задевая жизненных интересов иных взаимодействующих систем. Типичная ситуация — формирование сообщества общественных насекомых, например, — пчелиный улей. В стайном объединении хищников также присутствует альтруизм в некоторых уровнях системного ограничения.



Объединение хищников в стаю может облегчать воспитание потомства. При этом в случае угрозы для молодых животных отдельные члены стаи могут проявлять жертвенность, что составляет явление альтруизма. Поэтому в применении подобной классификации надо всегда оглядываться на уровень и способ системного ограничения, чтобы не запутаться в терминах и принадлежности той или иной закономерности.



Любой акт системного развития может быть классифицирован посредством представленной схемы. Эволюционный выбор системы типа акта развития определяется лишь особенностью коридора для направленной флуктуации, где немаловажную роль играет энергетическая цена данного акта эволюции. Так например, если крысам более просто питаться зерном на складе, то возникнет система стайного альтруизма, в рамках которой крысы будут обмениваться поведенческим опытом для интенсификации освоения этого ресурса Точка, соответствующая этой организации попадает в нижнюю левую четверть 1 схемы.



Но если стаю крыс загнать в замкнутый ящик и долго не кормить, то в случае определенных трудностей на возможных путях, ведущих к освобождению, некоторые крысы перейдут на хищнический способ существования за счет поедания своих сородичей — недавних партнеров по альтруистическому типу межсистемных взаимодействий. Это явление соответствует точке в правой верхней четверти 3.



Если провести границы системы не на уровне отдельной крысы, а рассматривать уже сложившуюся систему «крысиная стая», то крысиные атаки на склад с зерном могут сопровождаться количественным увеличением особей в стае. В результате качественного скачка, который произойдет рано или поздно, возникнет система, которая может вытеснить из склада стаю мышей в системе «стаи грызунов». Подобное «эгоистическое» усиление именно этой рассматриваемой системы попадет в правую нижнюю четверть 4.



Точке в оставшейся четверти графика 2 будет соответствовать яркий пример системного объединения жвачных теплокровных с пищеварительными бактериями, в котором обе подсистемы лишь сообща способны осваивать растительные компоненты рациона.



В этой главе мы попытались объяснить несколько возможных способов классификаций, в основном, на наиболее ярких примерах из сферы биологии. Приведенные классификации будут справедливы для межсистемных отношений, которые изучаются и другими науками, имеющими интерес к познанию многих синергетически устроенных систем.


Рецензии