Савитри. Шри Ауробиндо

"...Поэзия способна приоткрыть в слове безграничные значения, лежащие за пределами того ограниченного интеллектуального значения, которое оно обычно имеет. Она выражает не только заурядное жизненное сознание человека, как то делает обычное примитивное слово, не только идеи его интеллекта, которому в настоящее время чаще всего служит речь, но живой опыт, видение, взгляды более возвышенной и широкой его души. Делая их реальными для нашего жизненного сознания, обнаруживая их присутствие перед нашим интеллектом, она при помощи слова распахивает пред нами врата Духа."


Тексты фрагментов эпической поэмы «Савитри», которую Шри Ауробиндо считал своим главным трудом. Этот грандиозный эпос (около 24000 строк) состоит из 12 книг (49 песней) и является наиболее полным и совершенным выражением духовного опыта автора.


Шри Ауробиндо.


     Бог и человек
Владыка бытия таится в нас,
Играет в прятки с собственною Силой,
В орудии Природы — скрытый Бог.
Живет как дома Имманентный в смертном;
Для игр себе Он создал универсум,
Гимнасий для своих забав могучих.
Всеведущий, Он в нашу тьму нисходит,
Божественный, приемлет плотский образ,
Предвечный, признает Судьбу и Время,
Бессмертный, забавляется со смертью.
Неведенье влачит Всесознающий,
Бесчувствие выносит Всеблаженный.
Рождаясь в этот мир борьбы и боли,
Он как одежды носит скорбь и радость
И опыт пьет вином, дающим силу.
Он, трансцендентный Властелин миров,
Провидец, одинокий, односущий,
У нас таится в недрах подсознанья,
Самоосознанной, всесветлой Силой.
Единый, Абсолютный, Совершенный
Из Тишины безобразной, безвидной
Призвал на свет свою немую Силу,
Хранившую в своем недвижном сне
Всю чудо-мощь Его уединенья.
Единый, Абсолютный, Совершенный
Проник своим безмолвием пространство:
Он отразил себя в несметных «я»;
Он мощь свою явил в мильонах тел;
Он сущ во всем, что суще в мире этом,
В Его единосущем Беспределье;
Пространство — это Он, и Время — Он.
Пречистый, Абсолютный, Совершенный,
Что в нас таится нашим «я» заветным,
Несовершенства маску принял в нас,
Вселился в это плотское жилище,
Явил свой образ в человечьей стати,
Провидя в нас божественную стать.
Пробьет однажды час преображенья.
Тогда в своем божественном обличье
Нас воссоздаст Творец и подчинит
Наш смертный прах божественному складу,
И смертный ум возвысит в бесконечность,
И миг единый осенит бессмертьем.
Свершенье это — дань земная небу:
Есть долг меж человеком и Всевышним:
Как принимает Он природу нашу,
Должны и мы принять Его природу,
Его сыны, Его земное семя,
Должны и мы божественными стать.
Мы — парадокс, чье разрешенье — в Боге.




Восхождение человека
Из смутных всходов на заре Времен
Взрос человек в согбенном полузвере.
Он распрямился, бог челом и силой,
И мысль души зажглась в земных очах.
Он распрямился, человек-мыслитель,
И к небу, к звездам устремил свой взор —
Из храма света в тайной глуби сердца
Грядущей красоты явился образ
И нового рожденья к высшей жизни
И взмыл в прозрачном воздухе мечты.
В себе узрел он неоткрытый мир,
В себе постиг он будущего бога.
Из сокровенных тайников души
На свет пришел неведомый искатель:
Он постигал далекое и тайное,
Грядущее провидел и незримое;
Он покорял космические силы
И в невозможном находил забаву,
Сбирал частицы мировой Идеи
И формулы копил вселенской Силы.
Так человек в своем домишке бренном
Достиг незримых сфер мечты и мысли,
Взирая в дали своего ума
На шарике, затерянном в безбрежьях.
И вот по узкой лестнице крутой
Он, наконец, взошел на кровлю мира.
Стоит он, одинок в бескрайних высях,
Лицом к лицу с великим солнцем духа.
Стремясь, поднялся он над прежним «я»
К безбрежиям души новорожденной;
Избавясь от оков материальных,
Парит он в чистом, вольном царстве духа,
Как в широте прозрачной стратосферы.
Венчая древний род потомков Божьих,
Ведомый тонкой путеводной нитью,
Восходит он к своей Первопричине
И открывает свой исток бессмертья,
И в жизнь земную призывает Бога.



Зов
О вы, созданья матери-Земли,
Подвластные Силе, покорные Судьбе,
Затерянные в мире беспредельном,
Плененные ничтожностью своею,
Доколе будет разум ваш вращаться
Вкруг ваших жалких «я» и ваших жалких дел?
Ведь жребий ваш — не в скудости бессменной,
Не в повтореньи тщетном ваш удел;
Вы плоть от плоти Сущности Бессмертной;
Вам должно жить в потоке озаренья
И взращивать в себе живых богов.
Провидец, Созидатель в вас таится,
Пречистое Величье полнит жизнь,
Всесилье скрыто в тайниках Природы.
Великий, славный путь лежит пред вами:
Дано земному бренному созданью
Избрать судьбою Замысел всевышний.
Едва прозрев во мраке Несознанья,
На мир он смотрит неокрепшим оком,
Что Истины не постигает в формах,
Но сможет взор бессмертный обрести.
Ведь все же бог взрастет у вас в сердцах,
И вас пробудит свежий ветер духа,
И рухнут стены бренного ума,
Умолкнет жизнь, изведав слово свыше,
Ваш взгляд проникнет солнцем в суть Природы,
Ваш трубный глас достигнет Вечных Сфер.
Вам, авторам преображенья мира,
Дано пройти души опасный космос
И встретить очи Матери великой,
Всевластного найти в жилье из плоти
И стать Единым в миллионах тел.




Матерь Божия
Нетленная сознательная Сила
Стоит за горем и рожденьем смертным,
За поиском и заблужденьем Мысли,
За бесконечным странствием Времен.
То — Матерь Божия, сестра Его, супруга,
Его безбрежной мудрости дитя,
Соратница Его безмерной мощи.
Из лона Трансцендентного явившись,
Она воздвигла дивные миры,
Ума и жизни радужные царства.
Меж светом абсолютным Сверхсознанья
И тяжким несознательным Трудом,
В Материи, объятой сном холодным,
Она пустилась в приключенье жизни,
Среди движенья звезд завороженных
В бесчувственной, инертной Пустоте
Отдалась пылким прихотям и грезам.
Она сияет в гуще темных Сил,
Врачуя зло и заблужденье мира:
Трагедия невежества и боли
Становится по манию ее
Божественной Комедией восторга,
Счастливым смехом радости Господней.
Ты, Матерь Божия, — царица наших душ:
Мы все — участники рожденья Бога,
Наследники бессмертия Его.



     Преображение
Струится мощь в дыхании моем,
Божественную силу мне даря:
Безбрежности вино глотаю я,
И Время тает, разноцветным сном.
Пылают клетки сладостным огнем;
В сплетеньях нервов, радостью горя,
Неведомого плещутся моря —
Я трепещу в восторге неземном.

Конец засилью плоти — я восстал
И тяжкий гнет Природы превозмог,
И чувств тугие сети разорвал.
Моей душе пределов больше нет,
Моим счастливым телом движет Бог,
Мой дух, как солнце, льет бессмертный свет.


     Космическое сознание
Весь мир бескрайний я в себе вместил,
Весь космос — око духа моего.
Я резвость ветра и огонь светил,
Я бог и бес, я гном и домовой.

Вся Жизнь — мое возлюбленное чадо:
Я и борьба, и вечный упокой;
В моей груди страданий мириады
И радость мира трепетной рекой.

Со всем, что есть, отождествился я
И все ж ни чем не связан во вселенной,
И, всех созданий зов в себе неся,
Стремлюсь к своей обители нетленной —

Над Временем, над жизнью я взмываю,
И все ж в единстве с миром пребываю.




       Странник Тьмы
Я назначил свидание Ночи вселенной;
В преисподней чудовищной встретимся мы:
Сохраняя в груди Божий светоч нетленный,
Вышел я покорить сердце мрачное Тьмы.

Я покинул блистательный Ум озаренный
И души лучезарной счастливый прибег
И пришел по пустыне слепой, омраченной
К темным водам Ее на отверженный брег.

Я иду, обдаваем волной ледяною,
По зыбучим пескам — им не видно конца...
Где небесный мой Друг, что был прежде со мною,
Где сиятельный бог из вневременных царств?..

Но я знаю, что след мой дорогою ляжет
И к Бессмертию путь человеку укажет.


      Каменная богиня
Из скромной ниши в городе богов
Вдруг на меня взглянуло Божество —
Вселенной Мать сквозь каменный покров
Явила чудо Лика своего.

Бессмертна и светла, Она сама
Вселилась в необъятный сон земной,
Таинственна, всесильна и нема, —
В пустыне ль, в небе, смутной глубиной,..

И, скрытая умом, теперь живет,
Таинственна, безмолвна и светла, —
И ждет, пока душа в нас не поймет,
Зачем в земную жизнь Она пришла:

В недвижном камне и в людских сердцах
Она таится, оживляя прах.Каменная богиня
Из скромной ниши в городе богов
Вдруг на меня взглянуло Божество —
Вселенной Мать сквозь каменный покров
Явила чудо Лика своего.

Бессмертна и светла, Она сама
Вселилась в необъятный сон земной,
Таинственна, всесильна и нема, —
В пустыне ль, в небе, смутной глубиной,..

И, скрытая умом, теперь живет,
Таинственна, безмолвна и светла, —
И ждет, пока душа в нас не поймет,
Зачем в земную жизнь Она пришла:

В недвижном камне и в людских сердцах
Она таится, оживляя прах.


Рецензии