Гастелловцы воронежского неба

   Ранним утром 2 июля 1942 года разведка сообщила, что по дороге из Горшечного на Нижнедевицк движется большая колонна немецких танков. По приказу командира 41-го штурмового авиаполка комэск капитан Е.М.Расслер повёл группу Ил-2 на штурм врага. К цели шли на бреющем полёте - это обеспечивало внезапность удара. В колонне сразу возникло несколько очагов пожара, на дороге образовалась пробка. Фашисты метались в панике, а штурмовики уже развернулись для второго захода и вслед за ведущим пошли в новую атаку.

   Но тут в небе появились немецкие истребители Ме-109, их было около двадцати. Они с яростью набросились на "илы". Самолёты эскадрильи Расслера были одноместными и не имели стрелка-радиста. Поэтому наши лётчики с трудом отбивались от наседавших фашистов. По сигналу Расслера эскадрилья построилась в оборонительный круг. Прикрывая друг друга, наши лётчики постепенно оттягивались на восток. Но численное превосходство противника было слишком большим - он атаковал непрерывно с разных направлений.

   Снаряды кромсали плоскости самолёта сержанта Михаила Александровича Демьянова. Затем из мотора повалил дым, а следом и вырвалось пламя. Ил-2 стал терять высоту. Командир подошёл ближе к самолёту Демьянова, но помочь ничем не мог. Он лишь видел, как раненый пилот из последних сил пытается удержать непослушную машину в горизонтальном положении. Было ясно, что спасти самолёт уже не получится. В таких случаях лётчику остаётся только прыгать с парашютом... Но куда? На головы фашистов, которых только что бомбил, и принять от них мучительную смерть? Нет. Лучше подороже продать свою жизнь!

   На какой-то момент Демьянову удалось выровнять самолёт, затем он бросил прощальный взгляд на командира и тут же сорвался в смертельное пике. Огромным факелом самолёт Демьянова пронёсся над вражеской колонной и врезался в самую гущу немецких танков. Высоко в небо выплеснулся язык пламени и сильный взрыв разметал людей и машины.

   Так геройски погиб комсомолец сержант М.А.Демьянов, который первым из защитников Воронежа совершил столь выдающийся ратный подвиг и открыл собой список гастелловцев 2-й воздушной армии.

********

   Младший лейтенант Артюша Оганджанян служил в 507-м бомбардировочном полку пикирующих бомбардировщиков Пе-2. В тот день (8 июля 1942 года) он отдыхал вместе со своим экипажем: штурманом лейтенантом Матвеем Мучерманом и стрелком-радистом сержантом Иваном Михайловым. Вдруг прибыл посыльный и сообщил, что их вызывают на КП. На командном пункте их встретил командир полка майор Пинаев, здесь же был и боевой друг Артюши лейтенант Николай Гуляев.
   - Смотрите, - сказал майор Пинаев, приглашая лётчиков к карте. - Вот населённый пункт Семилуки. Вот Дон. В этом месте у противника наведена переправа. В 16.00 вам надо быть над целью и во что бы то ни стало уничтожить её.
   - Всё ясно! - коротко ответили лётчики.

   Точно в указанное время пикирующие бомбардировщики Пе-2 появились над целью. Оганджанян первым ввёл машину в пике, штурман Мучерман точно накрыл переправу фугасами. Следом атаковал мост Гуляев. Переправа надолго вышла из строя.
   Опомнившись, гитлеровцы открыли зенитный огонь. Снаряд угодил в машину Оганджаняна. Замер один, потом и другой винты двигателей.
   - Прыгайте! - приказал младший лейтенант штурману и стрелку-радисту.
   - Мы с тобой, командир! - послышались в шлемофоне голоса Матвея и Ивана.

   Взглянув вниз, Артюша увидел на просёлочной дороге танковую колонну противника.
   - За Родину! Прощайте, товарищи... Иду на таран... - бросил последние слова в эфир младший лейтенант Оганджанян и направил подбитый самолёт на вражескую технику. Раздался сильный взрыв и до десятка танков, бензовозов и немало гитлеровцев было похоронено под обломками Пе-2.

   В ознаменование подвигов гастелловцев воронежского неба в городе есть улицы Демьянова и Оганджаняна.


Рецензии