Любовь к высоте

  Посвящается Тамаре Пастуховой - крановщице, спасшей жизни людей от огня и моему отцу,проработавшему шахтером 5 лет в Воркуте, с которого был списан образ отца главного героя.



  В одном большом северном рабочем городке N жил коренастый мужичок рослый, Васильичем звали его. Родители Васильича сами были из другого города M, но их бурная, кипящая молодость пришлась на золотые 60-ые годы в стране, когда по экранам телевизоров крутили патриотические фильмы, вроде “Добровольцев” и “Коммуниста”. Это было золотое время, время эдакого советского ренессанса, время безудержной индустриализации, устремляющихся вверх и поражающих своим размахом дымящих фабрик и заводов, отлично запечатленное на полотнах таких мастеров соцреализма, как Дейнека и Пименов. Это было время шахтеров, которые как и герой Урбанского из “Большой руды”, отправлялись туда на север, в Воркуту, за углем, рудой для своей родины. А также время геологов, вдохновленных и окрыленных поступком Димы Горина, мечтающих уехать на север в поисках романтики. Север! Романтика….! Идейные, одним словом!
   Возвращаясь к нашему персонажу, скажем, что его отец перебрался сюда из крупного, центрального города. Он закончил горный университет, приехал на заработки простым шахтером, здесь же и остался. В городе этом суровом, 3 месяца метет снежная метель, все запорошено снегом, и не видать не зги, а зимой под 30-40 градусов мороза,  так что  нос мгновенно становится как у деда Мороза, а руки моментально леденеют без перчаток и можно превратиться в снегурочку или ледяной дворец.  Отец нашего героя в городе, в клубе на одном из танцевальных вечеров познакомился с одной прекрасной девушкой технологом. Вскоре они поженились, и у них родился наш главный будущий герой - Вася.
   Вася, Васильичем, его уже звали в старшие годы, рос обычным ребенком, как и все дети его возраста. Шалил, озорничал, играл с ребятами в детские игры, футбол. Вообщем, вел себя, как и все его сверстники. Мать иногда слегка журила его, когда тот возвращался домой испачканный и грязный с порванными коленками от футбола. На что отец непременно говорил, что так и должно быть, пусть растет мужиком, раз родился мальчиком. В целом обычная семья. С детства наш юный пострел любил подвижные игры, обожал спорт, особенно футбол, и был готов вечерами пропадать во дворе на футбольной площадке. А на ужин нашего любимца ждали отменные, восхитительные, сочные котлеты с картофельным пюре, чудесный запах которых заполонял все пространство небольшой, но очень уютной и светлой двухкомнатной квартиры. Так, неспеша,  проходило счастливое, размеренное детство нашего Василия. Приходило время отрочества. Отец к тому времени уже проделал нелегкий путь от рядового мастера до начальника целого участка и пользовался уважением и авторитетом у коллег и начальства шахты. Однажды, отец решил взять подростка с собой, чтобы показать ему на деле, что такое тяжелый рабочий труд, и как трудно добывать себе на хлеб такой непосильной работой.  Ему  с трудом удалось убедить начальство шахты на пару часов показать сыну шахту и как в ней работают люди. Этот день Вася запомнил на всю жизнь. Он с отцом и несколькими шахтерами спустился в лифте в самую глубь шахты  На 1000м вглубь. Вначале ему было страшно от ощущения темноты и сдавленного пространства вокруг. Казалось, что стены сейчас сомкнутся и раздавят их. В душе все заледенело. Но постепенно он стал привыкать, отец всячески подбадривал его, шутил. Страх проходил, на смену приходил интерес ко всему столь новому и непривычному для него. Удивительный, необычный мир раскрывался перед ним. Отец что-то говорил, а Вася тем временем завороженно смотрел вокруг, до этого ничего подобного он никогда не видел в своей жизни и лишь непонятные слова отца, эти странные, причудливые названия,  то и дело проносились в его голове. В этот день он увидел, как работают проходчики, как бурят перфоратором шпуры. Там же в шахте, вместе с отцом и другими шахтерами он и пообедал так называемым скромным шахтерским обедом, заранее принесенными с собой домашними котлетами, отварной картошкой, черным хлебом и термосом с горячим, сладким чаем. Всю смену отец решил  не держать мальчика под землей, боясь за его здоровье и пообедав, они поднялись на лифте наверх. Вася пошел домой делать уроки, а отец спустился вновь в шахту отрабатывать положенную смену. Целый день мальчик находился под впечатлением и под вечер спросил у уставшего, вернувшегося отца, ты так работаешь каждый день, папа? Да, это моя работа, я привык, сынок! – ответил спокойно отец.
   Всю следующую неделю Вася ходил какой-то задумчивый и странный, совершенно непохожий на самого себя. Даже хмурый. Cловно, что-то гложило его. Даже отец заметил перемену в сыне и cмеясь, спрашивал мол, почему тот не играет в футбол во дворе с соседскими ребятами. Но в душе мальчика произошел какой-то перелом, душевный надлом, как будто прошел некий водораздел, и жизнь разделилась на то, что было до и что стало после этого дня. Он увидел какая тяжелая профессия у его отца, и как эти люди там, почти  в темноте, по сравнению с солнечным, дневным светом в узком, cтесненном, запертом со всех сторон стенами пространстве делают свою нелегкую адскую работу и как трудно достается их хлеб.  Он решил, что когда вырастет, то если и  не станет шахтером, то все равно будет тем, кто будет приносить пользу людям, может даже ценой собственной жизни.
   Время шло, мальчик рос и возмужал и превратился в статного, окрепшего юношу, отец тем временем уже вышел на пенсию.
   Вася  к тому времени уже оканчивал школу без троек и собирался поступать в техникум или Вуз,  как все другие парни его возраста.
   Однажды дело было поздним летом, Вася учился в 10 классе и возвращался со школы домой, по дороге он задумался и свернул немного не туда и забрел на пустырь, и увидел строящийся многоэтажный, современный  дом. Он и раньше видел строящиеся высотные дома, но как-то не придавал этому особого значения. Тут он остановился и решил понаблюдать за процессом из любопытства. Желтый башенный кран лихо ворочал бетонными панелями, поднимая их  с земли как могучий атлант, держащий свод небес своей широкой спиной и стрелой направлял их к людям на строительных лесах, а те уже крепили их в роли несокрушимых гипербореев или титанов, словно выросших из-под земли. Интересно было смотреть впервые на это действо. Будто прекрасная музыка зазвучала вдруг прямо из-под самой земли и фонтаном наполненных звуков, симфонией устремилась высоко в небо, растворяясь в белоснежных, кучистых  облаках. Вася так увлеченно наблюдал за происходящей картиной, как наверное взрослые люди смотрят гениальные полотна великих мастеров или же слушают шедевры классической музыки в консерватории, что даже позабыл, который сейчас час, он не хотел уходить с этого места. Тем временем в работе строителей  наступило время обеденного перерыва. Рабочие  прямо на лесах расстелили газеты и разложили заранее принесенный обеденный перекус, состоящий из вареной докторской колбасы, батонов белого и черного хлеба, сваренных вкрутую яиц, свежих огурцов и помидоров. Запивали свой скромный, но сытный обед кто лимонадом, кто кефиром. Машинист башенного крана уже закончил свою работу и стал слезать по лестнице вниз. Тут он увидел нашего маленького героя и спросил его резонно, что тот здесь делает? Наблюдаю! – ответил рассудительно Василий.
   И как тебе? Нравится? – не унимался машинист.
   Интересно! – спокойно отвечал Василий.
   А ты забавный парнишка, приходи тогда завтра еще раз посмотришь. Первый раз
   такого пацана вижу!
   Приду – неторопливо вымолвил Вася.
   Обед, тем временем,  подошел к концу, и машинист опять полез на кран. Ну, прощай! – напоследок крикнул уже с высоты машинист мальчику.  Как звать то тебя!?  Вася! – крикнул с земли наш пострел.
   На следующий день занятий в школе было меньше и Вася освободился раньше. Он решил опять идти той же дорогой, чтобы посмотреть как строится высотный дом, особенно его занимала работа башенного крана. Как лихо этот гигант расправлялся  с большими бетонными глыбами, как он своей могучей рукой поднимал их, будто тяжелоатлет толкал ядро и как виртуозно рабочие устанавливали их  на высоте птичьего полета. Эти мысли не выходили из его головы. Было в этом что-то такое завораживающее, непередаваемое обычными словами. И была какая-то необычайная гармония всех этих работающих механизмов, людей и природы. Единство человека труда и целой огромной вселенной.
   Это опять ты пришел! – громкой крик машиниста крана вывел,  наконец,  Василия из оцепенения.
   Да! – прокричал в ответ мальчик.
   Ну, смотри тогда! – машинист залез в кабину, и вновь началось представление. Кран без устали, как заговоренный, поднимал с земли с неистовством снова и снова тяжелые плиты и передавал бережно в рабочие руки, которые уже на лесах закрепляли и превращали их в стены строящегося дома. Одна за другой на его глазах росли как грибы после дождя стены будущей многоэтажки.
   Тут Вася заметил, что кран вдруг остановился, и вниз стала спускаться маленькая фигура машиниста.
   Понравилось, вижу! – звонко, громогласно пробасил спустившийся машинист. А не хочешь ли сам, друг попробовать? Или боишься? – засмеялся залихватски машинист. Ничего не боюсь я, - как-то потупившись проворчал сердито и недовольно мальчик. Ну, тогда, айда за мной наверх! – не угомонялся лихой крановщик. Лезь вверх ты, а я подстрахую снизу.
   Васе боязно было лезть на такую, невиданную для него высоту, но и трусом в глазах крановщика ему то же не хотелось быть.
   И он, переборов свой страх, полез медленно наверх по лестнице к башне крана. Через какие-то десять минут они уже были в кабине башенного крана. С высоты все выглядело совсем по-другому. Внизу маячили маленькие  черные фигурки людей и открывалось огромное пространство. Поначалу даже боязно и жутковато  было смотреть вниз из лобового окна крана. Но высота постепенно завораживала, вплескивая адреналин в кровь. На смену страху пришло любопытство перед доселе неизвестным и невиданным.
   А ты молодец! Не трус, смотрю!
   Теперь посмотришь отсюда, как мы тут работаем на высоте – подмигнул ему весело крановщик.
   Как же было интересно наблюдать, что управляя всего какими-то двумя рычагами,  этот человек в своей малюсенькой, крохотной кабинке с высоты птичьего полета, этим большим механизмом под названием кран ворочает и поднимает с земли огромные бетонные плиты, которые потом превращаются в многоэтажный жилой дом. Даже не верилось своим глазам.
   Через час работа подошла к концу,  и они вместе с крановщиком спустились на землю. За этот день он выучил много неизвестных ему ранее слов, таких как рама, лебедка, стрела, башня, кабина  и прочие.
   Если понравилось, приходи еще - сказал напоследок крановщик.
   Дома его встретил радостный отец, вернувшийся с работы,  и спросил, где он так долго пропадал, ведь занятия в школе рано кончаются. На что Вася не стал ничего утаивать и честно рассказал обо всем.
   Интересно! – сказал отец, хотя это может быть даже полезно для тебя, увидел воочию, как нелегко работают простые рабочие люди, как тяжек их хлеб! Я же сам был таким и тебе в свое время показывал, не забыл еще, надеюсь про шахту.Впрочем, и мне и ему все же не стоило этого делать, потому, что ты еще cлишком юн и это чрезвычайно опасно. Ты рискуешь не только здоровьем, но и жизнью ежедневно. Хотя опыт, безусловно, для тебя полезный! Кстати, ты случайно не решил стал теперь крановщиком? -засмеялся вдруг отец. А может и стану! – ответил нахраписто Вася. Отец засмеялся еще пуще прежнего. А потом вдруг стал почему-то серьезным. Я думаю все же, что тебе лучше подумать об учебе в институте и получении хорошей профессии, ну например инженера, врача, адвоката, финансиста или педагога в конце концов. Подумай лучше  о поступлении в юридический, финансовый или технический вуз. Все это прекрасно, но я не получил в свое время хорошего образования и поэтому вынужден был все время работать шахтером, это очень тяжелая, адская работа, несмотря на большие заработки я бы не пожелал ее никому. Да и пойми сынок, профессия рабочего это адский, непосильный  труд, тяжкий хлеб, я бы не хотел для тебя такой доли, если честно, хотя это похвально с твоей стороны. Подумай лучше еще, пока у тебя есть время кем тебе стать в жизни.
   В тот день Вася долго не мог уснуть. У него в голове не укладывалось, почему отец не очень одобрительно отнесся к его поступку, выбору, ведь он же сам всю жизнь был рабочим, к тому же не просто рабочим, а шахтером.
   Подходила пора школьных, выпускных экзаменов,Вася усердно налегал на учебники, готовясь в дальнейшем поступать в институт, правда он до сих пор не решил в какой. Наконец, наступило время экзаменов, первым был экзамен по математике. Вася немного нервничал, но усилия не прошли даром и все благополучно закончилось. Вася получил твердую четверку.
   Домой он возвращался обычным маршрутом, мимо стройки, но в этот раз почему-то никто не работал. Кран тосковал в гордом одиночестве, возвышаясь с высоты своего роста над строящимся зданием.
   Внутри своего сознания Вася уже решил, что хочет быть крановщиком, эта опасная, тяжелая, но вместе с тем так нужная профессия завораживала его еще своим экстримом. По своей природе он не рос тихоней и опасности его не страшили. Дома предстоял тяжелый разговор с родителями, особенно с отцом. Отец сидел на диване, читая размеренно газету “Правда”, закинув ногу за ногу и одновременно курил. На журнальном столике лежала пепельница.
   А, ты пришел с экзаменов, ну как успешно? – спросил отец. Да на четверку сдал. Ну молодец, хорошо подготовился, рад за тебя. Я хотел с тобой поговорить – сказал мальчик. О чем? Вася замялся, видно было, что он сильно нервничает. Наконец собравшись, он выпалил, вообщем, я хочу стать крановщиком. Отец потушил сигарету о пепельницу, отложил в сторону газету. Он был явно удивлен таким развитием событий. Ты это серьезно? - Да!
   Отец долго молчал, видно что-то обдумывая про себя.
   Ну хорошо, в конце концов это твоя жизнь, я не в праве тебе указывать кем тебе быть, но сделай лучше так, ты попробуй пока на время каникул месяцок поработай, а там вдруг разонравится или решишь, что это тебе не подходит, время будет в институт поступить. Ну а с матерью я сам тогда поговорю. На том и порешили, Вася с отцом.
   Экзамены остались позади, и наступило время летних каникул. Осенью предстояло поступать в институт. Но Вася решил месяц поработать крановщиком, тем более, что ему уже исполнилось 18 лет и он уже стал совершеннолетний. Он стал узнавать, есть ли в его городе вакансии крановщиков. С помощью уже знакомого ему крановщика ему удалось устроиться стажером и получить практику работы крановщиком. Он быстро вошел в курс дела, так как благодаря своему знакомому уже приобрел ценный опыт и вскоре, через месяц  стал самостоятельно  управлять башенным краном. Отец, к тому времени уже пенсионер, даже стал приходить на стройку смотреть, как работает его сын. Хотя смириться до конца с выбором профессии сыном пока не мог.
   Стоял жаркий, сухой, солнечный день,  работа шла как обычно, кран своими телодвижениями вносил разнообразие в монотонные рабочие будни строителей. Время шло к перерыву, рабочие уже собирались обедать прямо на лесах, как видимо кто-то бросил окурок, и начался распространяться пожар. Вася только начал слезать, как увидев это сразу же решил, что есть только один шанс, это направить люльку в их сторону. Немедля, он тотчас скарабкался опять наверх и привел в действие башенный кран. Тем временем огонь начал распространяться с удвоенной силой, и любое промедление грозило бы капканом огня и неминуемой смертью всех рабочих.
   Вася поднял люльку с земли и стрелой направил в сторону рабочих к лесам. Высунувшись из кабины, он прокричал, чтобы садились в нее. Благо, огонь начал полыхать на другой стороне лесов. Рабочие поняли, что иного выхода нет, а к приезду пожарных они заживо сгорят, стали садиться в люльку. Пламя огня уже полыхало у них за спиной. В тот день у него вдруг появилась пара седых волос на голове. Рабочие не знали, как благодарить Василия за спасенные жизни, предлагали даже деньги, но Вася отказался, ему было неудобно и совестно брать у своих товарищей, друзей, коллег. Они решили отметить это чудесное спасение все вместе вечером в кафе.  Вечером он пришел домой немного под шафе. Чего это ты навеселе, девчонку,  что ли подцепил -  спросил отец. Вася рассказал ему всю историю со спасением, и они еще дома немного пригубили по этому поводу.
   В вечерних новостях как раз вышел сюжет, в котором говорилось о героическом спасении рабочих с горящих лесов одним отважным крановщиком. На следующий день уже заголовки всех газет вовсю пестрили об этом подвиге. Весть об этом дошла до самого мэра города. Он захотел лично встретиться с нашим героем и вручить ему награду за спасенные человеческие жизни. Награда нашла своего героя! Мэр города связался с семьей Василия и попросил его приехать к нему в мэрию. Василий оделся по этому случаю в черный деловой костюм и приехал в мэрию,где ему в торжественной обстановке была вручена награда - орден Мужества за спасение людей от пожара. Мероприятие освещали многие маститые журналисты местных телеканалов и газет. На следующий день наш герой проснулся знаменитостью.
   Мы не будем рассказывать дальнейшую судьбу нашего героя, ибо ни к чему это, все в его жизни сложилось удачно и счастливо, он женился, завел семью, работал крановщиком до пенсии и получал удовольствие от своей работы и осознания того, что его работа важна и нужна людям.
   Главное в жизни иметь дело, которому предан всей душой, а все остальное уже приложится.

               
                Карпов Игорь Евгеньевич.
                (17.04.2019г)


Рецензии
Имя Тамары Пастуховой мне известно из-за совершённого ею подвига по спасению от огня группы рабочих строителей.Это было освещено телевидением.
Ваш рассказ, Игорь, именно об этом,только с другим героем.
В рассказе затронут период становления героя, а так же вопросы взаимоотношения
представителей двух поколений.
Рассказ написан простым понятным языком. Мне Ваше произведение понравилось!
Желаю успехов в творчестве! Пишите!

С уважением.

Владимир Чистяков 3   24.05.2019 18:04     Заявить о нарушении
Cпасибо, Владимир! Рад, что Вам понравилось.

Игорь Карпов 4   25.05.2019 04:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.