Шри Ауробиндо. Бхакти. 1ч

Шри Ауробиндо.
Бхакти.

Когда я живу в Кришне, исчезает и эго, и своекорыстие, и лишь сам Бог может судить, сколь глубока и безгранична моя любовь.

 Для живущего в Кришне даже вражда превращается в любовную игру и борцовские объятья братьев.

 Для души, вкусившей высочайшего блаженства, жизнь не может быть злом или печальной иллюзией; скорее, вся жизнь предстает, как поющие потоки любви и смех божественного Возлюбленного и Товарища по играм.


Жизнь, Жизнь, Жизнь», — слышу я крики страстей; «Бог, Бог, Бог», — отвечает душа. Пока ты не увидишь и не полюбишь Жизнь единственно как Бога, радость Жизни останется недоступной для тебя.

 «Он любит ее», — говорят чувства; душа же говорит: «Бог, Бог, Бог». Вот всеобъемлющая формула бытия.

Если ты не в силах полюбить самого отвратительного червя и самого гнусного преступника, как можешь ты полагать, что принял Бога в духе своем?

Любить Бога, исключая мир, означает совершать ревностное, но несовершенное поклонение Ему.

Разве любовь — это только дочь или служанка ревности? Если Кришна любит Чандрабали, почему бы и мне не любить ее?

Ты любишь только Бога и потому склонен притязать на предпочтительную Его любовь; но это ложное притязание, противоречащее истине и природе вещей. Ибо Он — Один, а таких, как ты, много. Поэтому стань лучше единым в сердце и душе со всеми существами, и тогда в мире останешься лишь ты, кого Он сможет любить.

Я спорю с теми, кто настолько глуп, что не любит моего Возлюбленного, а не с теми, кто разделяет со мною Его любовь.

Возрадуйся тем, кого любит Бог; пожалей тех, кого Он притворно ненавидит.

Ты ненавидишь безбожника из-за того, что тот не любит Бога? Тогда и сам ты недостоин любви, ибо твоя любовь к Богу несовершенна.


Когда священнослужитель проклинает, он, несомненно, взывает к Богу; но это Бог гнева и тьмы, которому он предает и себя вместе с проклятым; ибо как он приближается к Богу, так Бог и принимает его.

Мне сильно докучал Сатана — пока я не понял, что это Бог искушает меня; и тогда страдания навсегда оставили мою душу.

 Я ненавидел дьявола, мне до смерти надоели его искушения и мучения; и я не мог понять, почему звучание его прощальных слов было столь сладостно, что когда он возвращался потом и предлагал свои услуги, я отвергал его с сожалением. Затем я понял, что это были проделки Кришны, и ненависть моя обратилась в смех.

Они объяснили существование зла в мире тем, что Сатана сильнее Бога; я же держусь более высокого мнения о моем Возлюбленном. Я верю, что ничего в мире не происходит иначе, как по Его воле — в раю ли, в аду, на земле или на воде.

* * *
 В неведении своем мы подобны детям, которые гордятся умением ходить без посторонней помощи и слишком упоены своими успехами, чтобы почувствовать руку матери на плече. Когда же мы пробуждаемся, мы видим, оглядываясь назад, что Бог всегда вел и поддерживал нас.

Вначале при каждом новом падении в грязь греха я плакал и злился на себя и на Бога за свои страдания. Впоследствии у меня доставало смелости лишь на то, чтобы спросить: «Зачем, друг мой, ты снова извалял меня в грязи?» Затем и эти слова стали казаться мне слишком дерзкими и самонадеянными; и мне оставалось лишь молча подняться, искоса взглянуть на него — и отряхнуть свою одежду.

Бог так устроил жизнь, что мир — это супруг души; Кришна — ее божественный любовник. С миром нас связывает долг служения, узы закона, неоспоримое общественное мнение, и обычные переживания боли и удовольствия, однако, поклонение нашего сердца и наша свободная и тайная радость предназначены нашему Возлюбленному.

 Радость Господня сокровенна и восхитительна; это тайна и восторг, над которыми издевательски насмехается здравый смысл; но душа, хоть раз вкусившая этой радости, никогда уже от нее не откажется, какую бы дурную славу, муки и бедствия не навлекла на себя этим.

 Бог, Гуру мира, мудрее разума твоего; положись на Него, а не на этого высокомерного скептика, вечно занятого самим лишь собой.

Бог, не умеющий улыбаться, не смог бы создать этой забавной вселенной.

 Бог взял дитя, чтобы ласкать его в Своей колыбели наслаждения; но мать рыдала безутешно, ибо для нее ее дитя умерло.

 Когда я претерпеваю боль, печаль или несчастье, я говорю: «Ну что, Старина, ты опять принялся запугивать меня?» — и принимаюсь извлекать наслаждение из боли, радость — из печали и счастье — из несчастья; и тогда Он, видя, что разоблачен, убирает свои призраки и пугала прочь от меня.

Ищущий божественного знания видит в истории о Кришне, крадущем одежды пастушек-гопи, одну из самых глубоких притч о взаимоотношениях Бога и души; преданный Господу человек — божественное действо, в котором находят совершенное выражение мистические переживания его сердца; а развратники и пуритане (две стороны одной медали) — просто фривольную историю. В Писаниях люди видят лишь отражение собственного внутреннего мира.

 Мой возлюбленный снял с меня покровы греха, и я с радостью позволила им упасть; затем он потянул за мои покровы добродетели, но я устыдилась, испугалась и воспрепятствовала ему. И лишь когда он сорвал их с меня силой, я увидела, насколько далеко моя душа была спрятана от меня.

Грех — это уловка и маска Кришны, желающего скрыться от взгляда добродетельных. Узри же, о фарисей, Господа в грешнике, а грех, очищающий сердце твое, — в себе самом; обними брата своего.

 Любовь к Богу, милосердие к людям — вот первый шаг к совершенной мудрости.


Люби людей, служи им, но остерегайся искать их похвалы. Подчинись лучше сокрытому в тебе Богу.

 Не слышать гласа Господа и Его ангелов — вот что такое душевное здоровье в мирском понимании.

Узри Бога повсюду и не устрашись обличий Его. Уверуй, что всякая ложь есть истина в процессе становления или в процессе разрушения, всякая неудача — это скрытый успех, всякая слабость — это сила, которая прячется от себя самой, всякая боль — тайный и неистовый экстаз. Если ты тверд и непреклонен в вере своей, в конце концов ты увидишь и познаешь Всеистинного, Всемогущего и Всеблаженного.


Рецензии