Своя тарелка

Одно время я каждое лето ездил воспитателем в детский лагерь.  Мне нравилось работать с детьми, которым было не менее 14 лет. Они уже немного похожи на взрослых. Не надо сюсюкать.
   Я понимал, что они почти не читают книг.  Интересно: а как подростки воспримут художественный текст?  Для этого нужно было изобрести какую-нибудь хитрость. После отбоя я приходил в палату, усаживался и читал вслух: никто же не встанет и не уйдет в раздражении – вынуждены слушать.  Да и спать им в это «отбойное» время не хотелось.  Начал я с рассказов забытого ныне князя Владимира Одоевского. У него есть несколько романтических произведений – таинственных и местами жутких. Боже, как ребята слушали! Читал и повести Гоголя, например, «Страшную месть».  Успехом пользовались вещи необычные – с налетом мистики. И это не удивительно.
   Мне тогда казалось, что литературное произведение все воспринимают одинаково – примерно одинаково. Заблуждение это развеялось неожиданно.
   Как-то в конце смены я прочитал вслух «Станционного смотрителя» Пушкина. Намеренно не объяснил, кого называли смотрителями и что они делали. Не  рассказал и о гусарах, которые славились своими похождениями. В том числе и любовными.   Ребята просто  слушали, непосредственно. Закончил.  И тут один паренек, потянувшись, вдруг «выстрелил»: «Ну и дурак же этот Самсон Вырин. Дочка с богатым уехала, а он хотел ее вернуть. В бедность-то». И все согласились с ним.  Вся палата.
   Смена закончилась. Приехали другие ребята, и я снова взял первый отряд.  Книжная история повторилась. Прочитал им повесть Пушкина. Мои воспитанники полежали, поерзали. Я молчу. Нарочно молчу. И вдруг один говорит: «Одно слово – Дуня. Имя-то говорящее у нее. Села с молодым парнем и уехала. А отец и не знал ничего.  Дура эта Дуня».  И все согласились. Ну прямо мистика из рассказов Одоевского! Ровесники, из одного города, учатся примерно в одинаковых школах. А оценки противоположные! Как это понимать?  Наверное, все-таки есть притяжение между людьми. Подобное к подобному. Если люди, что рядом, не соглашаются с тобой постоянно, спорят – лучше задуматься. Стоит ли быть с ними? Природа мудра: мы, как правило, попадаем в свой круг.  Не всегда, конечно.


Рецензии