Золото Лазаря

...Но это была не смерть, а установочный сон.
"...Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией... Лазарь, друг наш, уснул..." (Ин. ХI, 4, 11).
Но дальше: "...Лазарь умер..." (Ин. XI, 14)
Но смотрим: "Ex Deo nascimur, in Jesu morimur, per spiritum reviviscimus" (Fama Fraternitatis Ордена R.C. (Розенкрейцеров), где нас интересует второй член: "...во Иисусе умираем".
Это не смерть, но посвящение в форме сна, настолько глубокого и долгого, что имеет все признаки физической смерти посвящаемого. Преображение физического тела и получение новых атрибутов происходит через смерть ("совлечение") прежнего ("ветхого") человека. Так это выглядит для профана. Для духовного зрения – "друг наш... уснул". См.: "Сон – смерти брат" (русская поговорка), также: "Долго же я спал..." (русская народная сказка), а также многочисленные параллели инициационного свойства в мировом фольклоре. Новый человек отнюдь не идентичен прежнему, хотя отождествляется с ним по признакам внешнего сходства: старая сущность скрывает новую.
"...И лице его обвязано было платком." (Ин. XI, 44).
Эта новая сущность уже не принадлежит миру и недвусмысленно направляется "вон", т. е. из него: "Лазарь! иди вон." (Ин. XI, 43). Неофит принадлежит духовному и направляется туда же, куда отправился и "воскресивший" Лазаря после своего собственного воскресения (видимо, "к славе Божией").
Таким образом, это золото не от мира сего.
Успешное делание продолжается на тех уровнях постижения, которые недоступны Лазарю бодрствующему, и непонятны ему же "разбуженному", в результате произошедшей трансмутации и полного пресуществления прежнего ("ветхого") вещества.
Неудачно названный философский камень не является результатом делания. Это скорее, а) условие и, б) эпифеномен процесса.
Никогда производство "золота" не было целью делания. "Делается" человек, "делается" из себя самого, и "в готовом виде" продолжает оставаться человеком, но только – в здешнем мире – прозрачным и невидимым. Он тринадцатый и в числе двенадцати, посвящаемый и один из посвятителей.
Вырвав из руки сотника копьё, он пронзает себя висящего на древе, просыпается через три дня и видит: пещера пуста и камень отвален от выхода и входа, но внутри – никого...
Никого и снаружи.


17 апреля 2019 г.


Рецензии