Дежурный по станции

На фото - пульт управления крупной железнодорожной станции. Фото из интернет.

        Предыдущая глава   http://proza.ru/2019/05/01/138      

        Моей первой профессией после окончания института была работа дежурным по станции Москва-товарная Смоленская. Это довольно крупная грузовая станция Московской железной дороги. Здесь производилось формирование грузовых поездов во все направления нашей страны и обеспечивалось обслуживание многочисленных промышленных предприятий грузами. Например, подъездные пути были и к строительным предприятиям, куда надо было своевременно подавать и песок, и щебёнку, и цемент и трубы и так далее. Были пути и к предприятиям пищевой промышленности, куда подавались вагоны с зерном (мелькомбинат) и прочими ингредиентами, потребными для изготовления продуктов питания. Обслуживала станция и вино-водочный завод, и мясокомбинат имени Микояна, и даже продуктовую базу ЦК КПСС, куда подавались в основном деликатесы.

        Дежурный по станции является одной из ключевых фигур, обеспечивающих её функционирование. Он вместе с помощником (оператором) сидит в отдельном просторном помещении, в котором размещается пульт управления. К нему поступают заявки на предстоящие передвижения подвижного состава по станции и всем подъездным путям.

        Задачей дежурного является определение очерёдности выполнения этих заявок на передвижения, и установление маршрутов следования манёвров на станционных путях. Формирование маршрутов осуществляется с помощью специальных клавиш и тумблеров на пульте управления. Эти клавиши и тумблеры включены в систему станционной автоблокировки. Вот примерно таким пультом управления была оборудована станция Москва-товарная Смоленская.

        Дежурный по станции имеет постоянную связь со всеми подразделениями, обеспечивающими деятельность станции – начальником станции и начальником смены, поездным и маневровым диспетчерами, со всеми машинистами магистральных и маневровых локомотивов, составителями поездов и стрелочными пунктами. Все наиболее значимые распоряжения записываются в специальный журнал. Эти записи в основном и осуществляет оператор дежурного по станции. Под каждой записью дежурный ставит свою подпись и фиксирует время этой записи. Кроме того, о предстоящих маршрутах передвижения поездного состава дежурный по станции оповещает её сотрудников по громкоговорящей станционной связи. Вот в принципе и всё. Казалось бы просто.

        Но это не совсем так. Например, на нашей станции одновременно работали шесть маневровых локомотивов, которые осуществляли формирование составов для последующего их отправления на магистральную железнодорожную сеть и подачу-уборку вагонов на многочисленные подъездные пути. Приоритет при этом отдавался в первую очередь обслуживанию приёма-отправления составов с магистральной сети. Заявки поступали частенько одновременно из нескольких источников. Дежурный по станции сам осуществлял ранжирование этих заявок на их выполнение во времени. От того, насколько профессионально подготовлен дежурный по станции, во многом зависит эффективность работы всей смены станционных работников.

        Рабочая смена установлена продолжительностью 12 часов и начиналась с 8-00 утра и до 20-00 вечера (дневная смена) или, соответственно, с 20-00 до 8-00 утра (ночная смена). Прийти на работу надо было за 30 минут до начала смены. Это время отводилось на прохождение производственного инструктажа и ознакомления с положением на станции. После окончания смены ещё 30 минут предусматривалось на передачу «производственной эстафеты» вновь заступающему дежурному и подведения предварительных итогов работы смены. Таким образом, реальное время работы составляло порядка 13 часов.

        Обед осуществлялся на рабочем месте, куда нам приносили еду из станционной столовой. График работы предусматривался такой: допустим, сегодня я работаю в день, завтра в ночь и потом день отдыха. И так далее. Общепринятые выходные и праздничные дни в рабочем графике не предусмотрены. Так помню, что как-то мне выпал такой график, когда я заступил на работу в ночь 31 декабря и сдал смену, соответственно в 8-30 1-ог января Нового уже Года. Или вот 1-ого мая  был в день, 2-ого мая – в ночь и 9-ого мая опять в день. Что делать – такая выпала «фишка». Но работа есть работа и в такой график достаточно быстро втягиваешься. Сами понимаете, что опоздания или пропуски смены здесь просто недопустимы. Это форс-мажор, который сразу становится известным всему руководству до самого «верха». Ведь в таком случае надо организовать вызов другого дежурного и задержать до его приезда сотрудника, уже отработавшего «свои» 12 часов. В случае болезни надо было предупредить руководство станции хотя бы за сутки. И это относится практически к любой должности, связанной с непрерывным производственным процессом.

        Практиковаться на должность меня прикрепили к одному из старейших и по возрасту и по опыту работы дежурному по станции Плужникову Дмитрию Сергеевичу. Практика предполагалась продолжительностью в один месяц. После этого надо было сдать экзамен на должность и затем уже самостоятельно приступать к работе. И тут что-то у меня «заклинилось». Плужников посадил меня на место оператора. Я делал записи в журнале и лишь со стороны наблюдал за его действиями. При этом мы практически не общались. Казалось бы, со стороны всё просто и понятно. Но как только он сажал меня за пульт на место дежурного, то сразу возникали проблемы. Дело в том, что установленный регламент переговоров практически не соблюдался никогда. Так, например, при подаче заявки на передвижение по станции, заявитель по регламенту должен был первоначально представиться и, лишь потом, излагать суть заявки. Этого на практике не было. Обычно заявка поступала примерно в таком виде: «Дежурный, с пятого на мельницу». Понятно, что с пятого пути, понятно даже куда – на подъездной путь мелькомбината. Но на станции имеется четыре пятых пути: в каждом парке свой пятый путь. Этот-то где? Я мешкал, а Плужников тут же подскакивал и брал управление на себя. Сконфуженный я возвращался на место оператора. И так происходило не раз. С каждой неудачной попыткой мне казалось, что всё - эта работа мне не под силу.

        Время шло, а продвижения в освоении профессии не наблюдалось. И я обратился к начальнику смены с предложением перевести меня на какую-нибудь другую работу. Но он выбрал неожиданный вариант и перевёл меня на практику к другому дежурному. Это был Ваганов Иван Васильевич.

        В каждой смене рядом с дежурным по станции находится оператор. В обязанности оператора входила запись приказов и распоряжений в специальный журнал. Перемещение всяких документов из кабинета дежурного по станции в другие кабинеты или станционные подразделения. Иногда передавали разрешение на отправление поезда в кабину машиниста. Обычно операторами работали женщины. В смене Ивана Васильевича оператором была молодая женщина лет тридцати - Валентина.

        Иван Васильевич был очень доброжелательным и разговорчивым человеком. С хорошим чувством юмора. 

        Вот идет мое первое дежурство с Иваном Васильевичем. Где-то в середине смены Иван Васильевич обращается ко мне и на полном серьезе говорит:

        - Ну что, Витька, едьбой заняться пора.

        Я так и присел. Глазами моргаю, переводя их с Ивана Васильевича на Валентину и обратно.
    
        - Вот это влип, - думаю я сам себе.

        - И что же мне теперь делать?

        - У тебя рубль-то на обед есть? Вот и отдай его Валентине. Она нам на обед что-нибудь принесет.

        - Ух! Вот дурак!, - это я про себя, конечно.
 
        Две смены я просидел у Ивана Васильевича на месте оператора. Но при этом Иван Васильевич непрерывно пояснял мне свои действия. И кто звонит, и почему он выполняет ту или иную заявку в первую очередь, а эту – во-вторую. А вот последняя заявка и вообще может подождать. На третье дежурство после обеда он посадил меня за пульт на место дежурного. Сам устроился невдалеке и, казалось бы, прикемарил.

        Ситуация и в этот раз повторила мои предыдущие попытки. Только сейчас при моём замешательстве, Иван Васильевич не спешил брать бразды правления в свои руки. Он продолжал делать вид, что сладенько спит. Будить его было как-то неловко. Я морщил лоб, потел от напряжения и вынужден был сам «выкручиваться» из ситуации. Уточнял - кто говорит, где он находится и что ему конкретно надо. Стало получаться. Иногда я всё же впадал в затруднение. И тут, дав мне «помучиться» с задачей, Иван Васильевич, как бы сквозь сон, не открывая глаз, подсказывал мне решение. И вот, спустя каких-нибудь 2-3 дежурства, я так навострился, что в подсказках практически уже и не нуждался. Во-первых, я привык к голосам заявителей и уже сразу, без всякого официального представления, определял - кто со мной говорит.

        А главное – у меня в голове сложилась чёткая динамическая картинка о ситуации на станции. Я реально представлял - что в какой момент и где делается. Где сейчас какой локомотив и чем заняты сотрудники. Я уже осознал сколько времени потребуется на выполнение той или иной операции. Поэтому, ещё не сняв телефонную трубку, я почти наверняка знал - кто будет сейчас со мной говорить и что он запросит. Работать стало как-то легко и интересно. Если, на мой взгляд, кто-то должен был уже закончить операцию, но что-то не звонит, то я сам его вызывал и интересовался - почему он там «запурхался». Иван Васильевич теперь мог уже реально вздремнуть, не опасаясь, что я что-нибудь напортачу.

        Стало хорошо и мне и ему. А скоро я уже сдал экзамен на дежурного по станции и приступил к самостоятельной работе. Это послужило мне хорошим уроком о том, как надо проводить обучение. Вот ведь  Плужников делал формально всё правильно. Но в результате могло получиться так, что меня бы признали негодным к этой работе. Это сказалось бы и на моей карьере, а главное - на резком снижении самооценки самого себя. Вот все могут, а я нет. И это могло бы стать пунктиком подсознания на всю жизнь. А Иван Васильевич, вроде бы, всё делал так же, как и Плужников. Но он мне доверял самому принимать решения, естественно под его неослабным контролем (дело-то не шутейное). Возможно, что на первых порах я не так правильно расставлял приоритеты выполнения заявок или делал что-то не самым лучшим образом. Но это не такой уж грех. В этом и есть приобретение опыта. Прошло совсем небольшое время, и я сам уже стал понимать, как лучше организовать процесс. Спасибо огромное Ивану Васильевичу!

        В итоге экзамен на дежурного по станции я успешно сдал в установленный срок. Конечно, на первых порах практического опыта работы было маловато. Но это, как говорится, дело наживное. Опыт приобретался с каждым самостоятельным дежурством. И вот, по истечении двух-трёх месяцев, я чувствовал себя уже достаточно уверенно в кресле дежурного по станции. Моя смена без всяких скидок включилась в соревнование на звание лучшей смены месяца, квартала и года. Мы неоднократно занимали лидирующие позиции в этом соревновании.

        Продолжение   http://proza.ru/2019/04/18/187
       


Рецензии
Я работал на СПб Сорт. Моск. Встречался с ветеранами ВОВ. Написал рассказ:# Выживание#. А когда прочитал рецензию: #Какая радость!Зашумела вода в кране! #Понял - время отдаляет нас. Надо спешить рассказывать, все о чеи мы еще помним.

Алексей Решетняк   19.03.2023 11:34     Заявить о нарушении
Благодарю за отзыв и за ссылку, уважаемый Алексей.
Время, конечно, отдаляет поколения людей.
Я тоже считаю, что из таких воспоминаний очевидцев специалисты-историки могут почерпнуть интересный и полезный материал для написания Истории Государства
Российского.
Вот из таких песчинок и надо строить Здание Истории.
Здоровья! Мира! Добра!

Виктор Ардашин   20.03.2023 07:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.