Челноки в Фуюань
В европейской части такими странами, где было всё, показали себя Турция и Греция. Они открыли свои границы для безвизового посещения вообще или с открытием визы на границе. Хотя «челночным бизнесом» занимались не только дородные тетки в джинсах с огромными баулами, шастающими по рынкам в Греции, но и вполне респектабельные женщины в европейских странах. Мне довелось познакомиться с такими в Италии. Эти дамы из Москвы приехали туда, чтобы купить товары под заказ состоятельным москвичкам по весьма высокой цене, главное было, чтобы эксклюзивными. Познакомились мы с ними за столом в ресторане гостиницы в городе Римини. Дамы поведали мне о своем бизнесе. Почти каждый день они уезжали в Милан или другие города севера Италии, где и искали эти заказы, зная лишь примерный фасон и размеры клиентки. Если товар не нравился, искали других покупателей уже в Москве. Так что риск не сразу продать купленный товар существовал даже для москвичек.
А вот на Дальнем Востоке такой страной, где все есть, в 90-е годы оказался Китай. Туда стали ходить поезда, и небольшая станция Гродеково стала пограничной. Но хабаровчанам до неё надо было доехать на поезде, потом перейти границу и только там начинать затариваться. Но, как говорится, голь на выдумку хитра. Выяснилось, что на берегу Амура выше по течению есть небольшая деревушка по названию Фуюань. Я уж не знаю, кто были первые покупатели из Хабаровска в этой деревушке, но они решили главное – заинтересовали местных жителей в торговле с россиянами. Потом осталось немногое – договориться с регулярными рейсами на теплоходе в Китай.
Амурское речное пароходство, потеряв многих клиентов, хваталось, как говорится, за соломинку. И для этих рейсов, ставших очень популярными не только у хабаровчан, но и у жителей всего края, выделили катера на подводных крыльях «Метеор». Но потом случилась авария, когда «Метеор» возвращался из Фуюаня, и на полном ходу врезался в отмель на реке. Были пострадавшие из числа «челноков», но главное, они потеряли много товара. Дело в том, что сумки крепились просто на неприспособленной для этого, покатой крыше салона, и когда «Метеор» резко остановился, веревки не выдержали, и сумки с товаром попадали в воду. Какое-то время они держались на поверхности, создав вниз по течению от «Метеора» дорожку из сумок, баулов, но потом все утонуло. Хотя кое-кто видел плывущие по реке сумки очень далеко от места аварии.
После этого случая пароходство выделило другое судно, типа «Полесье». Это тоже судно на подводных крыльях , на котором можно разместить до 60 пассажиров, но в отличие от «Метеора», верхняя палуба предназначена для размещения до 3 тонн груза. На заставке к рассказу именно теплоход "Полесье" с грузом на верхней палубе. Вдали виден Хабаровск.
А теперь познакомимся с самим, ставшим в последние годы городом, Фуюанем. Мне довелось проплывать мимо деревушки с таким названием в далеком 1965 году, когда нас, студентов мединститута, везли убирать картошку в Амурзете. Потом, в 1993 году мы с группой моих знакомых плавали до города Цзямусы на Сунгари мимо ставшей чуть больше деревни, куда уже стали ездить за китайскими товарами «челноки» из Хабаровска. Итак, что же можно прочитать в Интернете об этом городе.
Фуюань — город в Китайской народной республике, входящий в состав городского округа Цзямусы провинции Хэйлунцзян. Населенный пункт расположен на правом берегу Амура. Численность населения составляет около 20000 человек.
Расстояние между Хабаровском и Фуюанем составляет 65 километров — город считается одним из самых близких центров приграничной торговли между Россией и Китаем. Разница во времени с Хабаровском составляет -3 часа.
В городе есть речной, автобусный и железнодорожный вокзалы: с последнего можно добраться до столицы КНР Пекина, который расположен примерно в 2200 километрах от населенного пункта.
Внутри самого Фуюаня есть система маршрутных такси, однако российские туристы, в основном, передвигаются по нему пешком, в крайних случаях — ловят и оплачивают попутку или такси. Стоимость автомобильной поездки – 5 юаней, ночью эта сумма удваивается. Расстояние, как и количество пассажиров, на цену не влияют. При расчетах в Фуюане с одинаковой готовностью примут и местную, и российскую валюту.
Общение с таксистами, продавцами, официантами и обслуживающим персоналом гостиниц с русскими туристами, в основном, происходит на русском языке.
В городе расположено более ста различных магазинов, рынок «Чжэнъян» три крупных торговых центра, один из которых, «Дада», превышает два других по размерам. Подавляющее большинство торговых точек расположено в самом центре Фуюаня, здесь же открыты и основные рестораны и кафе города.
Правила поведения
Туристам, особенно тем, кто впервые приехал в Фуюань, следует придерживаться следующих правил:
1. Никогда не отправляйтесь в Фуюань в одиночку. Не все жители этого населенного пункта дружелюбны, да и язык вы, наверняка, знаете не в совершенстве. В любой конфликтной ситуации местный житель оказывается прав «по умолчанию», поэтому ездить без компании небезопасно.
2. После прохождения таможни в Китае на выходе вас встретит толпа местных жителей, рекламирующих свои магазины, рестораны и другие заведения. Они будут довольно настойчиво предлагать вам рекламные листовки и спрашивать, за чем именно вы приехали. Не проявляйте заинтересованности ни в чем. Китаец может запомнить, что вам нужны, например, кроссовки, запомнить вас (у местных торговцев очень хорошая память на лица и имена) и потом подстерегать у гостиницы, предлагая пройти в магазин. Отказаться будет довольно сложно.
3. В Китае принято торговаться. Но делать это можно только в обычных магазинах - не в «бутиках», ресторанах, гостиницах.
4. Торговаться следует только в том случае, если вам действительно нужен товар и вы готовы его купить за более низкую цену. Если вы полчаса торговались, а потом передумали, вас могут оскорбить или даже побить.
5. Если местный продавец спрашивает, когда вы уезжаете, в любом случае говорите «завтра» или «еще есть время». Китайцы - хорошие психологи, если они узнают, что в ограничены во времени, будут гораздо неохотнее торговаться.
6. Заходя в магазин дорогих вещей без определенной цели, желательно заранее сказать продавцу: «Я только посмотреть». Эта фраза даст торговцу понять, что вы не гарантируете покупку, и навязывать вам товар если и будут, то не так настойчиво.
7. Почаще мойте руки во время пребывания в Фуюане. Здесь вообще не следует пренебрегать правилами личной гигиены. Об этом туристов обычно предупреждают сразу по прибытию в Китай.
Руководители групп не советуют даже чистить зубы водой из-под крана в гостиницах, рекомендуя использовать для этих целей бутилированную воду. (Прим. – тоже самое советуют при поездках в Индию – А.Щ.) Заметим, что ее достаточно сложно найти в китайских супермаркетах. Там продают, в основном, сладкие напитки, холодный чай и газировку. В хороших гостиницах, например, в гостинице «Универмаг», вода в бутылках продается сразу на ресепшене.
8. Никогда не спрашивайте у китайцев, где лучше купить тот или иной товар. Вам с радостью помогут и даже отведут в нужный вам магазин, но за каждого такого покупателя хозяин платит «откат» провожатому. Эти расходы войдут в стоимость товара. Прежде, чем куда-то идти, сначала спросите дорогу в гостинице, а отправляйтесь туда сами.
9. Не гуляйте по городу в темное время суток. Ночная жизнь в Фуюане не такая уж активная, магазины работают, в среднем, до 01:00 и на центральных улицах всегда есть народ. Однако в населенном пункте очень много закоулков и маленьких безлюдных улиц, где ведется строительство - гулять в таких местах опасно, да и соотечественников вы там вы не найдете.
А вот один из посетивших Фуюань поделился своими наблюдениями. Автор остался неизвестным. Есть название его повествования.
Сутки в Китае, или как ездил «кирпичом» в Фуюань.
Маленький теплоход с романтичным названием «Полесье» отчалил от Хабаровского дебаркадера в 11 утра. В моем рюкзачке лишь фотоаппарат и немного денег. Я – «кирпич», как и большинство на этом теплоходе. «Кирпичами» здесь называют туристов, катающихся в Китай налегке по турпутевке, виза не нужна! По закону мне разрешено вывезти из «Поднебесной» с собой вещей на 50 килограмм, однако «кирпичи» могут взять только 3 килограмма личных вещей, а остальные 47 – это огромная сумка с вещами торгашей, которую ты должен протащить на обратном пути через таможенный контроль, и с честным лицом утверждать, что все эти 47 кг носков, детских курточек, блузок и прочих вещей ты везешь исключительно для своего пользования, так сказать, для всей своей большой семьи. Выполнив эту небольшую обязанность, и заплатив турфирме 1300 рублей за путевку, получаешь взамен незабываемые сутки пребывания в Китае.
Плыть до Китая на теплоходе на воздушной подушке (прим. – автор ошибается. «Полесье – теплоход на подводных крыльях – А.Щ.) всего 40 минут, однако наши русские люди время зря не теряют и начинают готовиться к выходу в китайский свет уже на борту. Мне досталось место у окошка рядом с компанией уже немолодых женщин. На столе сразу появилась бутылка водки и семечки. Особенно комично это смотрелось на фоне надписи над их головами: «Просим Вас не употреблять спиртные напитки в пути!». Тётки сразу предложили и мне к ним присоединиться, но я вежливо отказался. Явно удивившись моему отказу, начали расспрашивать о моей причине поездки в Китай. Ещё больше удивились они, узнав, что я еду вовсе не поесть и не за одеждой. «А мы едем погулять, поесть и шмоток накупить» - честно признались дамы.
На китайском берегу нас быстро пропустили через пост и посадили в автобус. У автобуса толпилась куча китайцев и раздавала, нет, даже всучивала, кучу рекламных листовок, при этом приговаривая: «Корефана, возьми, дёшево!». Автобус минуты 2 в пути и уже у гостиницы. Можно было и пешком дойти.
Быстро заселились в номера, кстати, вполне чистые и приличные, и все группками отправились на обед. Я разговорился с руководителем группы - Оксаной и решил присоединиться к ним за трапезой. Пошли в ресторан с многообещающим названием «Дружба». Нас тут явно уже ждали. Приветливый китаец почти без акцента сказал: «Ну что, всё как обычно!?». И стол быстро заполнился всякими вкусностями – салатами, различными видами мяса, креветками, рисом, лягушачьими лапками, жареными пельменями. «Здесь порции большие, и компанией очень выгодно ходить в ресторан – назакажешь всего на всех, и наешься до отвалу за каких-то 200 рублей» - делится со мной опытом Оксана. Я убедился – правда, вкусно и сытно.
После обеда все разбрелись по магазинам, а я среди русских вывесок и возгласов «Заходи, корефана!» решил поискать «настоящий Китай». Уходишь с центральных улиц и будто попадаешь в заброшенный город. Заброшенный, потому что на огромных НОВЫХ улицах с новостройками никого нет. Я, если честно, был удивлен чистотой и отсутствием трущоб. Повсюду идет стройка, в некоторых местах строительный мусор ещё не убран.
Обратная дорога в теплоходе превратилась в фарс. Тётки ну никак не укладывались в свои 3 килограмма, вещей-то накупили на год вперед. Что делать? Не выкидывать же! И тут началась комедия – на себя одевали вторые трусы, третьи штаны, 5 футболок и по несколько кофт. Не стеснялись ничего, вещи же дороже. «Высшие силы» решили, видимо, тоже посмеяться над всем этим действом, и не выпускали нас с душного теплохода часа 3 – ждали своей очереди на границе. Пока ждали, руководитель группы раздала нам листочки со списком вещей в сумках и наказала выучить – вдруг таможенники спросят, что в сумках. А у меня в сумке чего только не оказалось: женские блузки, детские футболки, кофты, куртки, мужские брюки…
На таможне никто ничего не спрашивал. Еле поднял и поставил 47-килограммовую сумку на сканер, прошел через рамку, дотащил сумку до желтой линии и всё: «Прощай, Китай! Здравствуй Родина – Россия!».
Вот такой у меня получился рассказ о поездках «челноков» в китайский город Фуюань. Для хабаровчан из числа моих читателей я не «открыл Америку», а вот жителям европейской части России и Сибири позволит расширить свои знания о жизни на Дальнем Востоке России.
Свидетельство о публикации №219041700397