Н. В. Журихин. Земля Краснокутская

Большой России малый уголок – Краснокутская земля, где нам посчастливилось родиться…

     У каждого человека есть своя малая родина, которую он любит просто потому, что здесь родился и живет. Здесь его дом и его корни, но порой так случается, что человек эти самые корни теряет, забывает о том, кто его предки и остается лишь маленькая надежда, что  кто-то другой вспомнит это и  поделится своими знаниями.
 
«Не всё утрачено за давностью,
Не всё закрыто вечной мглой.
Я с неизменной благодарностью
О предках думаю порой...»

- эти слова  написаны нашим земляком,  советским  и российским  поэтом, заслуженным  работником культуры РСФСР  Николаем Егоровичем  Палькиным. А еще один замечательный наш земляк,  историк-краевед Николай Васильевич Журихин,  внес большой вклад в изучение истории города Красный Кут и окрестных селений.  Долгие годы этот неравнодушный человек, по крупицам собирал информацию, разыскивал фотографии, записывал  воспоминания старожилов. И  всё для того, чтобы сохранить для своих земляков драгоценные сведения об истории родного края. Сегодня, мы спешим поделиться с вами этим уникальным материалом.

       С чего начиналась наша малая родина? Московский историк-исследователь Ю.Д. Петухов доказывает, что в нашем Заволжье долго проживали племена  «руссов», которых  в  V-VI веках до н.э. вытеснили сарматы. И саратовский краевед А. С. Папшев  в статье «Саратовская степь» из книги «Земля Саратов»  тоже утверждает, что в Среднем и Нижнем Поволжье было даже государство «Волжская Русь». По словам исследователей, «Русы» вместе с германскими племенами входили в индоевропейскую языковую группу. «Русланд» по-немецки  Россия, русская Земля. Вытесненные сарматами  из Заволжья «русы» откочевали  в лесостепную зону, в междуречье Волги, Дона, Днепра и  их притоков, оставив о себе память в названии нашей реки. Возможно, что веками видоизмененное название реки Еруслан получилось от слов: Эр – древний, Рус – русская, Ланд – земля. И место, где теперь течет Еруслан, было когда-то древней Русью, откуда, вероятно,  и пошла русская нация.
В III веке нашей эры (н.э.) сарматов вытеснили гунны, последних авары и другие кочевые народы.

     С XIII по XV века здесь были владения Золотой Орды.
     В 1480 году при великом князе Иване III Русское государство, около 300 лет находившееся под татаро-монгольским игом, наконец, получило свою независимость. Однако Крымское, Казанское и Астраханское ханства и Ногайская Орда, образовавшаяся на развалинах Золотой Орды, все еще угрожали жизненным интересам России.
      В 1552 году при царе Иване IV Грозном к России присоединилось Казанское ханство, а в 1556 году  Астраханское ханство. Так более 450 лет тому назад наше Заволжье стало владениями России, и началось освоение междуречья Волги и Урала.
      К этому времени Русское государство уже граничило  с западной частью Казахского ханства (младшим жузом) и часто подвергалось набегам ногайцев и киргиз-кайсаков, так  до 1917 года называли казахов. Для защиты русских земель от набегов кочевников на Волге были построены города-крепости: в 1586г.  - Самара, в 1589г. – Царицын, в настоящее время  Волгоград, в 1590 г. – Саратов. В 1598 г. был построен Яицкий городок, город Уральск в Казахстане. Сюда в массовом порядке переселяли войска волжских и донских казаков, было создано Яицкое (Уральское) казачество.
      В начале XVII века из Джунгарского ханства, находившегося на северо-западе Китая, часть  монголов – ойратов, которых казахи называли  калмыками, откочевали сначала на Алтай и в Западную Сибирь, а через несколько лет они в составе 50 тысяч кибиток с многочисленными табунами лошадей появились в низовьях Волги и Урала. Продвигаясь вслед за откочевавшими отсюда ногайцами Большой Ногайской Орды,  они  захватили все Левобережье Волги от Астрахани до Самары. В 1640 году образовалось Калмыцкое ханство со ставкой на берегу реки Ахтуба, одного из рукавов Волги. Калмыки кочевали  со своими несметными табунами лошадей по всему Заволжью, переходя с одного места на другое,  грабили и разоряли русские села и города Царицын, Саратов и Самару. Это продолжалось до тех пор, пока сила оружия не заставила их, наконец-то, покориться России. Калмыки на время присмирели, и даже вместе с русскими ходили в поход на крымских татар, под Азов, на Кубань и Кавказские горы. В декабре 1661 года калмыцкий хан Мончак, а в 1673 году его сын Аюк давали клятву и присягали русскому царю Алексею Михайловичу в вечном подданстве и послушании. Но, несмотря на эти клятвы и уверения, набеги калмыков продолжались  беспрерывно. Понятно, что в этих условиях,  переселяться в Заволжье, и обживать эти места было небезопасно. Они по-прежнему оставались  «диким» безлюдным полем.
      После ограбления и опустошения в 1681 и 1682 годах Казацкого и Уральского уездов калмыки внезапно прекратили свое хищничество в России и перенесли поле своей разбойной деятельности за Урал и на восточное побережье Каспийского моря, нападая на киргиз-кайсаков, туркмен и другие кочующие народы. Кровавые и опустошительные войны киргиз-кайсаков с калмыками ослабили Казахское ханство, и западноказахстанский хан Абулхайр от имени старшин младшего жуза обратился к России с просьбой о подданстве.  В 1731 году при императрице Анне Иоанновне эта просьба  была удовлетворена, что явилось началом добровольного присоединения Западного Казахстана (младший жуз) к России.  В 1740 году то же самое сделал и  центральный Казахстан (средний жуз). Калмыки, все еще кочевавшие в пределах России, боялись, что их принудят к оседлому образу жизни, обложат налогами и заставят нести воинскую службу. В январе 1771 года при императрице Екатерине II, ведомые духовенством и знатью, они спешно покинули Левобережье Волги, откочевывая сначала за Урал, потом к границе северо-западного Китая, откуда они пришли почти полтора века тому назад. В пределах России навсегда остались только калмыки, имевшие около 13 тысяч кибиток,  находившиеся на правом берегу Волги и не успевшие по отдаленности кочевий и недостатка переправ присоединиться к своим сородичам. В 1801 году казахский потомок Абулхайра султан Букей Нуралимов получил разрешение от императора Павла I на переход с подчиненными ему казахами большей частью байулинского и алимулинского племен, где-то 5 тысяч семей, из-за Урала в степи,  лежащие  между Саратовской и Астраханской губерниями и землей уральских казаков. В 1876 году территория  Буюлейской  (внутренней)  Орды вошла в состав Астраханской губернии. С конца 1920 года она стала Букеевской губернией сначала Киргизской, а с 19.04.1925 года Казахской АССР. С 5 декабря 1936 года стала  Казахская СССР. В июле 1925 года Букеевская губерния с центром в селе Урда была упразднена. В настоящее время  казахи живут  в Самарской, Саратовской, Волгоградской, Астраханской и других областях и районах Российской Федерации, приграничных к Казахстану. Хотя, до  Советской власти,  казахи в Саратовском Заволжье в массовом порядке не проживали.
     Но это общая история, и сейчас уже никто не может точно сказать: так это было или нет, вымысел или правда, современников тех далеких времен нам не встретить. Для нас более интересна история нашего степного Заволжья.
     Говорят, что первые поселения на левой стороне Волги основали ссыльные запорожские казаки, так неосмотрительно поддержавшие Мазепу, предавшие императора Петра I накануне Полтавской битвы. Называли их чумаками. Они возили соль с озера Эльтон в Саратов. Потом  к опальным запорожским казакам стали переселяться войсковые обыватели из разных губерний Малороссии. Малороссия или слободская Украина, в XVII-XVIII веках входила в состав Русского государства. Это территория современных Харьковской, частично Сумской, Луганской и Донецкой областей Украины. Белгородской, Курской, и Воронежской областей Российской Федерации. Население Малороссии составляли украинские казаки и крестьяне, бежавшие от гнета польских панов и селившиеся слободами. А так же из Киевской, Полтавской и Черниговской губерний, покидавшие  свои родные  места из-за малоземелья.      Однако есть сведения, что самое  старейшее поселение нашего района, и  всего Саратовского Заволжья, по данным Саратовского  историка Валеева Владимира Хайруловича, село Ямское. Эта бывшая ямская слобода, была  основана  ямскими людьми в 1668 году.  Ямщики возили тогда из Саратова в Уральск, в Казахстан по почтовому Новоузенскому тракту почту, срочные грузы и должностных лиц - русских, калмыков, киргиз-кайсаков и других. По нему общались волжские и уральские казаки.
Кто же они, первые поселенцы –  краснокутцы?
      К началу XIX века в соляных магазинах Саратова и других городах  России отмечается сокращение запасов соли. Первое письмо саратовского губернатора пришло в Харьков в октябре 1805 года, в котором он приглашал фурщиков-солевозов возить соль с Эльтонского озера  в Саратовские соляные магазины. Соль нужно было доставлять  из Саратова в Воронежскую, Курскую, Орловскую и другие губернии по 12 копеек за пуд (16 кг). Несмотря на выгодность такого предложения никто из жителей Слободско-Украинской (с 1836 года Харьковской) губернии  поехать к нам желания не изъявил. В те же годы свободно переселяться из Малороссии могли только зарегистрированные в полках казаки - «войсковые обыватели», отслужившие свой срок. Они считались свободными людьми. Крепостные крестьяне такой возможности не имели.
Новое предложение Саратовского губернатора поступило 4 сентября 1812 года, когда уже заканчивалась война с Наполеоном и его войска спешно покидали пределы России. И вот весной 1813 года 55 семей «войсковых обывателей» из города Краснокутска и соседних слобод Мурафа и Павловка Богодуховского уезда Слободско-Украинской губернии отправились на поселение в Саратовскую губернию.
Среди них из Краснокутска: Муха, Мищенко, Коваль, Шестак, Иващенко, Пономаренко, Колесник. Из Слободы Мурафа: Тищенко, Головко, Осипов, Тимченко, Марченко, Садовский, Котляр, Грищенко, Волошин, Стороженко, Бедило.
Из слободы Павловка: Церковный, Кривошея, Коваленко, Стрижак, Шовковой, Мовчан, Рудь, Кулик и Скляр.
     Саратовские чиновники подсказали переселенцам, где они могут поселиться.
Вот они, по воспоминаниям наших старожилов, облюбовали лужок в излучине Еруслана, в начале теперешней улицы им. Куйбышева.
В то тяжелое время, мысли переселенцев тревожно бились, метались, ища выход.  А крестьянские руки,  не спеша, основательно и умело делали свое дело - строили избы, без устали пахали, засевали, устраивали плотины и запруды для весенней воды, сажали, пололи, косили, молотили...
     Жили в саманных, редко в срубленных,  избах-хатах. Первое время даже в плетенных, обмазанных глиной и побеленных снаружи и изнутри, построенных по типу: хата-сени-хата или хата-сени-камора с четырёхскатной соломенной или камышовой крышей, с земляным, редко деревянным полом. В хате печь, вдоль стен – лавки, стол, вместо кроватей – топчаны, нары и полати.
     Одевались в самотканую одежду из шерстяной и конопляной ткани, обувь летом – плетеные лапти с обмотками, зимой – валенки, из одежды – шубняки и тулупы. Питались в основном растительной и мучной пищей. На столах был борщ, галушки, лапша, пшенная и гречневая каша, вареники, пампушки, коржи, бублики. В ходу был кисель, свиное сало, рыба, из напитков узвар (компот), варенуха.
     До зимы люди успели обустроиться, заготовив топливо и корм для скота. И зазвучали над Ерусланом напевные украинские песни, грустные и веселые, спокойные и озорные.
     Первые поселенцы получили ссуду на переселение и даже по две рабочих фуры на каждую семью для перевозки соли. Не лишними были  15 -30 десятин земли на мужскую душу, полное освобождение от всякого рода поборов и налогов сроком на 30 лет. И, самое главное в то время, избавление от  рекрутчины, т.е. воинской службы.
Первые поселенцы  стали  фурщиками, возили соль на волах по так называемому  Эльтонскому тракту, который проходил,  судя по карте АССР немцев Поволжья в сторону  нынешнего Зорино, Мухино и Горецкого.
     Через нынешний Джаныбек, Палласовку, Ст. Полтавку, мимо Кривояра, Воскресенки на Покровскую слободу. С конца апреля по ноябрь - декабрь, фуры делали 5-6 поездок, получая за это по 10-13 копеек за 1 пуд перевезенной соли. До сих пор не утихают споры краеведов с учеными о дате основания поселения Покровская слобода.  Легенды, которые использовали священнослужители, путешественники, изучавшие его историю, говорят о том, что на землях, дарованных Петром I городу Саратову в 1701 году, были основаны Новые Бокуры (Новые Кокуры) задолго до 1747 года. Но поскольку документального подтверждения не обнаружено, принято считать официальной точку зрения ученых о том, что история слободы Покровской связана с соледобычей, с озером Алты-Нор - золотым озером, известным нам ныне как озеро Эльтон. Кстати, вода озера  Эльтон  до сих пор славится  своими уникальными лечебными свойствами. Минерализация соленых вод водоема (рапа) в несколько раз превышает концентрацию минеральных веществ в Мертвом море. И в наши дни  на Эльтон стекаются сотни желающих поправить свое здоровье. Специально для этого в поселке Эльтон Волгоградской области был построен санаторий под таким же названием, что и озеро. Однако известными озеро и поселок стали задолго до образования здесь лечебно-профилактического курорта. Первые шаги по добыче соли начались еще во времена Ивана Грозного, а своего пика добыча достигла при правлении  императрицы Елизаветы Петровны. Соль с Эльтона поступала во все российские города и губернии. В те времена, когда на озере проходила соледобыча, поселок Эльтон находился в самом расцвете. Однако позже, соль из озера перестали добывать и признали ее непригодной в пищу из-за большой концентрации в ней различных примесей: бром, магний и другие микроэлементы, а жизнь поселка Эльтон начала постепенно затухать.
     Но вернемся в старые времена.
По воспоминаниям современников, почти вся Заволжская степь в те годы была заполнена пасущимися волами и беспрерывно движущимися обозами, порожняком и с солью.
     С 1828 года все приписные солевозы Саратовского Заволжья стали Государственными крестьянами. С этого времени перевозку соли с озера Эльтон в Покровскую слободу сильно сократили из-за ее дороговизны, и началась более дешевая транспортировка по Волге.
     С 1834 года продажа соли проводилась уже на самом озере Эльтон.
     В 1850 году Эльтонский тракт был закрыт.
     Теперь основным занятием краснокутских переселенцев стало пашенное  земледелие, разведение КРС, лошадей, свиней, овец и домашней птицы, а так же пчеловодство и рыболовство.
     Первое время трудно им было поднимать Заволжскую целину. Чтобы вспахать ее, запрягали по шесть и более пар волов, объединялись семьями. Некоторые из первых поселенцев не выдерживали и уходили дальше на восток или возвращались опять на Украину.
     Поля краснокутцев распахивались к северо-западу от села.  Земля находилась в общинном владении с наделами ее мужскому населению. Применяли 3-х польную систему земледелия: яровые, озимые, пар, которые не всегда соблюдались. До этого была переложная система. Сеяли вручную в основном яровую пшеницу и озимую рожь, подсолнечник. Собирали урожай зерновых в благоприятные годы по 4-5 ц/га, в остальные по 2 - 3 ц/га, а иногда всего по 50 кг с га.
Основными орудиями сельскохозяйственного труда были  одноконная соха, позднее однолемешный плуг с отвалом, резцом и колесным передком. Убирали урожай серпами, косой, обмолачивали цепами и молотильным камнем в лошадиной упряжке. Зерно мололи ветряными и ручными мельницами. Свои грузы перевозили на больших возах-мажарах, запряженных волами.
     Оставшиеся на родных местах украинцы знали, как устроились их однодворцы за Волгой. Поэтому последующие переселенцы шли за первыми в те же места. Так в 1818-1819 годах уже без приглашения прибежали к нам «войсковые обыватели», беглые однодворцы, из Харьковского Краснокутска в количестве 16 человек. Среди них Яременко Зиновий Сергеевич, Горбань Михаил Герасимович, Костенко Иван Васильевич, Ткач Федор Иванович, Кущенко Федор Семенович, Ямец  Никита Тимофеевич.
      Годом  основания села Красный Кут историк Валеев В.Х. в главе «Летописи Земли Саратовской»  своей книги «Саратовской губернии черты»  за 1997 год, которая была написана по материалам «Трудов Саратовской  особой архивной комиссии» считает 1819 год. Это то время, когда в украинской слободке на Еруслане была  построена первая небольшая деревянная православная церковь, сведения о которой не сохранились.
     В 1837 году, в период массового переселения в Саратовскую губернию, приехали к нам из Мурафы и Павловки уже  50 глав семейств с сыновьями разного возраста, в основном  «вдовцы» без указания женской половины, так как землю давали только на каждую мужскую душу. Всего 188 человек. Какие знакомые нам сегодня фамилии  были у этих давних переселенцев! Многие их  потомки и сейчас проживают в Красном Куте! Из слободы Мурафа приехали мужчины со своими семьями: Горбань Семен Иванович и с ним  3 человека, Борисенко Петр Иванович  с  2 членами семьи, Белаш Григорий Федорович - с ним прибыли 2 человека. Катаржину  Емельяну Максимовичу  пришлось везти 6 человек, а Катаржину  Петру  Федоровичу  -  3 члена семьи.  Бидыло Евсей Лаврентьевич привез 4 домочадца, Бидыло Лукъян Антонович  приехал с 1 человеком. С  Бандолет Мартыном  Григорьевичем  приехали 4 человека, Грищенко Кирилл Михайлович привез семью  из  4 человек,  а вот у Меняйло Кондрата Лаврентьевича семья была уже побольше - 6 человек. Тимченко Сидор Иванович  привез 4 человека, Стороженко Кузьма Матвеевич - 4 человека. А Филон Лаврентий Ильич имел самую большую из переселенцев семью - 14 человек, так было указано в архивной справке. Филон Андрей Иванович имел 4 человека семьи, Котелевский Михаил Иванович - 5 человек, Тимченко Федор Иванович - 3 человека, У Степанова Онуфрия  семья состояла из 1 человека.
     Почему хочется перечислить все фамилии? В последнее время многие россияне ищут свои корни, а материалов для поиска не очень много, вот и хочется поделиться той информацией, которую собрал Николай Васильевич Журихин.
     Из слободы Павловка прибыли  Коваленко Демьян Степанович, с ним 2 человека, Коваленко Иван Яковлевич и  Кривошея Яков Евстафьевич  с 4 членами семьи, Снегирь Тимофей Родионович привез 6 человек.  Снегирь Алексей Макарович  взял с собой 1 человека, Снегирь Марк Осипович - 2 человека. Церковный Авраам Григорьевич, Степанец Иван Акимович, Рудь Филон Наумович привезли по   3 человека. Самой многочисленной из Павловки была семья Церковного Антона Дмитриевича,  судя по архивной справке -  10 человек. Скоропись Ермолай Емельянович  привез 2 человека, Дегтярь Трифон Карпович - 4 человека, Чайка Антон Иванович - 3 человека, Степанец Василий Иванович, Слепец Тимофей Андреевич, Шовковой Василий Осипович, Шовковой Ефим Иванович, Заец Данила Афанасьевич взяли с собой только по 1 члену семьи.
Из Краснокутска на этот раз никого не было.
      Некоторые фамилии украинских переселенцев  короткие,  как «уличные клички», со временем «обрусели». Так Филон стал Филоновым, Белаш - Белашовым, Дегтярь – Дегтяревым, Котляр – Котляровым  и т.д.
     И еще интересная информация, если полистать «Справочник почтовых индексов населенных пунктов Украины», то можно узнать, что у многих украинцев, поселившихся в Красном Куте и районе в XX веке, фамилии схожи с названиями населенных пунктов Полтавской области. Это Корниенки, Кравченки,  Цыкало, Тимченки, Шевченки, Жиданы, Кононенки, Килочки, Кольченки, Левченки, Бутенки, Дьяченки, Терещенки, Бондари, Онищенки, Крамаренки, Литвиненки, Запорожцы, Полывяное, Шульги, Олейники, Шкураты, Божки, Нестеренки, Тютюнники, Цибули, Павлецки, Бабичи, Зосули, Криворучки, Науменки, Чумаки, Шилы и другие. Есть такие названия населенных пунктов, схожих с фамилиями первых харьковских поселенцев и на Еруслане. Все это говорит о местожительстве «первофамильцев», разъехавшихся потом по всему свету.
     Как могло получиться, что эти  последние поселенцы  посчитали себя  первыми  жителями села – история умалчивает. Годом  основания  Красного  Кута  стали ошибочно считать 1837. Этот год до сих пор фигурирует в материалах Саратовского  госархива и Новоузенского  музея краеведения.
Позже в Красном Куте поселились русские из центральных областей России, немцы с Правобережья Волги, татары, казахи, молдаване из Бессарабии и другие народы. Но это уже совсем другая история!
     Первые поселения чумаков по левому берегу Волги, вдоль Эльтонско-Николаевского тракта были небольшими. Это теперешние села Квасниковка, Терновка, Смеловка, Узморье, Скатовка и другие.
      С 1747 года, после Указа императрицы Елизаветы Петровны, темпы вывоза соли и заселения Заволжских целинных земель выходцами с Украины увеличились. Соль возили через  Покровскую слободу, которая была основана в 1747 году, а  до этого с  1710 года называлась Новые Бокуры, ныне г. Энгельс.
      Малороссы селились не только по левому берегу Волги, но и в глубине Саратовского Заволжья в низовьях Еруслана и его притоке Торчуне. Земли в степном Заволжье были государственными, помещиков-крепостников тут не было. Поэтому и потянулись сюда выходцы с Украины, образуя  украинские села: в 1751 году -  Малый Узень, в 1759 году - Липов Кут, теперь это п. Пушкино - ст. Урбах. После «украинских»  краснокутцев, поселившихся на берегу Еруслана в 1813 году и основавших в 1819 году село Красный Кут, на правом берегу Еруслана в 1830 году появился хутор Усатов ныне х.Полярная Звезда,  и  села Нижний Еруслан  - с. Логиновка в 1840 году; Верхний Еруслан  - с. Карпенка  в 1843 году. Примерно в это же время харьковские переселенцы основали в степном Заволжье  села Дергачи, Салтово, Старую и Новую Полтавку, Харьковку и Савинку. В конце XIX века на территории нашего района украинцами-переселенцами были основаны деревни Лебедевка, Дьяковка, Рудня, Журавлевка, Дегтяревка, Лавровка и село Владимировка.
      Переселенцами из центральных областей России: Воронежской, Курской, Пензенской, Калужской, Тамбовской и др. были основаны русские села: в 1762 году Новотулка; в 1780 году Розовое  Советского района; в 1785 году Калуга Федоровского района;  в 1787 году  Крепость Узень и другие.
      4 декабря 1762 года  императрица  Екатерины II  издала манифест, разрешающий немецким колонистам селиться в Поволжье. И вот с 1764 года немецкие колонисты стали появляться  в Аткарском, Камышинском и  Царицынском уездах Саратовской губернии, а так же вдоль левого  берега Волги. В середине 50-х годов XIX века с Правобережья Волги в степное Заволжье из-за малоземелья стало переселяться все больше немецких колонистов, в том числе и в наш район, на левый берег Еруслана и в глубину его территории. Это нынешние села Кирово, Усатово, Чкалово, Комсомольское, Первомайское, Норки, Верхний Еруслан, Константиновка, Ждановка, Розовка, Репное и другие. Но об этих переселенцах, чья судьба сложна и неоднозначна, нужен отдельный разговор.
      Переселялись и  старообрядцы, выселенные в свое время царскими властями в Польшу. Возвращаясь, они селились по берегам Б. Иргиза, Малого и Большого Узеням и Еруслану. Именно в это время стали появляться поселения старообрядцев: в 1759 году – Чертанла, нынешний  Новоузенск; в 1762 году – Балаково; в 1764 году -  слобода Мечетная, г. Пугачёв.  На рубеже XVIII-XIX веков появилось, и наше старообрядческое село Дьяковка  и  называлось оно тогда Березняки. С правого берега Волги на Еруслан в 1880 году переселились жители старого Ахмата.
      Прибалтийские переселенцы примерно в это же время основали Горецкое, Лифляндку, Балтийку, и Эстонку.
      Калмыков в то время в Заволжье уже не было и  киргизы-кайсаки совсем перестали тревожить сельчан  своими набегами, так что люди могли жить спокойно.
  Это лишь малая часть истории нашего родного края, потому, что его история тесно переплетена с историей нашей большой Родины – России.


Участники краеведческого кружка
 лицея – интерната № 5 ОАО «РЖД» :

Кузьмичев Д., Андреев А., Белоусов Г.,
Тасмуханова В., Ермолаева А.

Руководители
Кузьмичева Г.Е., Андреева О.В.


Рецензии