Гении ракетостроения. Часть 10. Посадка на Луну

 Книга о жизни и трудах фон Брауна.   http://proza.ru/2020/04/12/1169 Оглавление.          

                Это было время техники, инженеров, и время людей, готовых вторгнуться в космос, допущенных и подготовленных для такой новой задачи. Сам Вернер отличный пилот, он и сам желал быть пилотом космического модуля, но туда послали молодых. Люди, готовые отправиться в космос, в числе пионеров этого новейшего дела, готовые на необычный труд с риском для жизни, готовые отдать свою жизнь для такого дела, чтобы внести свой вклад в прогресс человечества. Сам общий вид космической ракеты-гиганта вызывает психологический шок. Астронавт Олдрин  высказался с готовностью  о своих чувствах в одном актуальном интервью: «Мы пришли в составе третьей группы астронавтов в Хунтсвилле, где нас проинформировал харизматичный человек с чуть сохранившимся немецким акцентом, перед фантастической ракетой САТУРН-5. Рядом стояла и модель этой ракеты. Там же увидели мы громадину двигателя Ф-1, предназначенного для этой ракеты. Он был не предполагаемый. Габариты, что мы увидели,  даже  близко не сопоставимы с         габаритами известных нам ракет ТИТАН и АТЛАС. Это выглядело фантастично».
 
                Подготовка к полетам и сами полеты должны были сплотить нашу семью астронавтов.

                27.01.1967 г. случилась потеря. Трое астронавтов – Виргиль Гриссом, Эдвард Вайт, Роберт Чаффос задохнулись и сгорели во время выполнения эксперимента в капсуле АПОЛЛО на земле на мысе Кеннеди. Магнитофон и измерительные приборы показали с подробностями каждую минуту трагедии. В 23 часа 19 минут закричал один астронавт: - «Мы хотим выбраться, мы здесь горим!». Другой: - «Сделай наружу!». Тогда увидели наблюдатели на мониторах вид, в кабине давление две атмосферы. Огонь и дым валят из капсулы. Картинки последних моментов жизни троих мужчин, как потрясающий момент истории космических полетов. Суровое несчастье постигло НАСА в этот тяжелый период. Полный и детальный анализ, ревизия программы АПОЛЛО были выполнены впоследствии.
 
                СССР, США и Великобритания заключили международное соглашение, которое должно регулировать работы в космосе:

                «Исследования и использование вселенной ведется в интересах всех стран и задач человечества. Космос должен оставаться свободным, не направлен против других стран и не присвоен кем-либо. Нельзя загружать орбиту земли ядерным оружием и любым другим оружием массового уничтожения. Луну и другие небесные тела использовать только для дружественных целей. Астрономию использовать для общих целей. Космос должен быть местом дружбы человечества».

                Это соглашение подписали более 120 государств.
 
                Было важно, чтобы первый старт САТУРНА-5 был успешным. Прежде чем отправить на старт  командный модуль, было сделано  и устранено не менее чем 400 замечаний к продукции.     В конце июня началась подготовка к старту. Были проведены многочисленные проверки и тестирования.

                09.11.1967 г. в 7.00 утра ракета должна подняться от земли. Около 450 космических специалистов с повышенным вниманием смотрели на картинки на своих рабочих мониторах. Вот только для сравнения: ракета РЕДСТОУН составляла только один процент мощности САТУРНа-5. Корпус ракеты, стоящей на старте, был выше Статуи Свободы в Нью-Йорке и тяжелее, чем миноносец во флоте. Во время старта на первой ступени ракеты-носителя работали 5 двигателей. 725000 литров топлива сжигается в минуту, при этом, достигается тяга 160 миллионов лошадиных сил. САТУРН-5 был многоцелевой и превосходящий по мощности все ракеты, что существовали до сих пор.
 
                В высшем напряжении произнес Вернер фон Браун: - «ГОУ, БЭБИ!». И старт фактически начался. Планомерно и надежно проработали все ступени носителя, и космический корабль АПОЛЛО-4 отделился и вышел на околоземную орбиту.
Заключительная пресс-конференция. Ракетенман говорил журналистам: - «Не было такого события в центре Маршалла в 1960 г. Теперь начались пилотируемые полеты с посадкой на Луну. Это наивысший момент в моей профессиональной жизни. Для Хунтсвилле остался старт  первой ракеты САТУРН-5 – наивысшим моментом. (Здесь был только облет земли, как первое приближение к выполнению всей задачи). Как и в октябре 1968 г. при старте АПОЛЛО-7 отправились астронавты Вили Ширра, Джон Айзеле, Вальтер Куннинг, они провели всего 11 дней в космосе и возвратились на землю. Исполнили запланированный полет. 11 дней – это время, необходимое для выполнения Лунной миссии в будущем.
 
                За кулисами Космодрома возникли неприятности. Бюджет, необходимый для продолжения темы, был исчерпан, и будущее было в тумане. Центр Маршалла оказался без средств.
 
                Был убит Мартин Лютер Кинг в апреле. Во многих штатах США произошли волнения черного населения. Два месяца позже был застрелен сенатор Роберт Кеннеди  - брат убитого Джона Кеннеди. Он имел значение, как потенциальный кандидат в президенты.  Политический климат в США заштормил. Учитываем протесты против войны в Северном Вьетнаме и вопросы, связанные с этой войной на дальнем востоке. Антивоенные протесты становились все громче. В Чехословакии произошло вторжение в Прагу советских войск. Над Европой навис ужас войны.
 
                Во время политического хаоса в США космические полеты  постепенно потеряли интерес. Вернер еще раз провел структурные преобразования в центре Маршалла, чтобы он не потерял все свое будущее. Браун писал брату своему Магнусу, о том, что у него сплошные проблемы.
 
                Но все же перспектива постепенно возвращалась в Хунтсвилле. Вернер не терял надежды, что правительство все же успешно профинансирует Лунную программу. Так и произошло в следующем финансовом году. Даже учтены были предпроектные исследования для пилотируемых полетов на Марс в будущем. Правда вероятность таких полетов не была очевидной в обозримом будущем. Но, до Лунной цели было еще далеко.
 
                Год 1968 окончился и с очередным триумфом. АПОЛЛО-8 стартовал 21.12.1968 г. с астронавтами. Это были Франк Борман,     Джеймс Ловелл, Виллиан Андерс на борту. Это был второй полет по программе и первый пилотируемый полет уже в район Луны. Трое американцев были первыми людьми, кто увидел обратную сторону спутника Земли – Луны, своими собственными глазами. Не без основания можно это событие сравнить с открытием Америки Колумбом. Американцы увидели картину Луны, этот шарик с других позиций. Это было великое достижение человечества в 20-ом столетии. Впервые люди наглядно увидели, как мала и уникальна наша голубая планета - Земля, когда она уже не была под ногами и смотрится на отдалении от нее. .

                24.12.1968 г. АПОЛЛОН-8 достиг Лунной орбиты. Тысячи миллионов людей планеты смотрели на поверхность Луны по телевизору, подробно, как и видели ее находившиеся в полете астронавты.  Выполнив 10 витков вокруг Луны, корабль сошел  с Лунной орбиты и полетел обратно к Земле.
 
                И тут снова у Вернера начались проблемы с международной юстицией, опять по поводу его нацистского прошлого. Снова тема - Дора. В ноябре пришло письмо из восточной Европы, из суда,  с предписанием. Ракетенман обязан явиться в суд. Чтобы  давать показания на очередном процессе на СС-овцев. Это произошло по обращению очередного восточно-Берлинского гражданина, пережившего ужасы лагеря Дора. Он представлял обратную сторону железного занавеса.
 
                Вернер, исходя из официальной американской реакции,  заявленной в прошлом, и будучи занят важной программой работ в НАСА, обратился в контору юстиции. В связи с невозможностью отлучиться от работ по программе Аполлон, ему предписали не ехать в восточную Германию,  а дать свидетельские показания  в США в Консульстве восточной Германии в Новом Орлеане. Протокол допроса Вернера задокументировал ясные воспоминания о нацистах, отдававших приказы. Однако указывалось в  протоколе, что Вернер фон Браун лично ответственен за жестокости с заключенными на подземной фабрике, виновен и в том, что о саботаже на фабрике не хотел слышать. В завершении процесса, на ступенях здания посольства сказал Вернер журналистам относительно суда, что ему нечего скрывать, и в деле он не запутан. Он никого не отправлял в Пеенмюнде и в Дору. Заступничество НАСА и госдепартамента защитило Вернера от расправы над ним.
 
                Лунную миссию выполняли трое астронавтов на корабле АПОЛЛОН-11 – НЕЙЛ АРМСТРОНГ, БУЦЦ АЛДРИН, МИХАЭЛЬ КОЛЛИНЗ. Это был высший пункт в жизни Вернера фон Брауна. Вместе с женой Марией он вылетел за три дня на стартовую позицию во Флориде. Миллион  человек приехали в этот регион, в надежде, что они смогут наблюдать старт гигантской ракеты, присутствовать при уникальном историческом событии. . Был полнейший хаос. Пришлось добираться на вертолете до мыса Кеннеди (мыс Канаверал). Там у Вернера были многочисленные обязанности.     Открыть митинг, дать интервью и участвовать в технической подготовке старта.
 
                На пресс конференции, перед картинкой САТУРНа-5 Вернер  привлекал присутствующих к участию в шоу. На вопрос, где будет совершен первый шаг Человека на Луне, он, не ответив,  по делу, высказал смелое сравнение: - «Я думаю, это значительный момент в эволюции, когда жизнь состоит из воды и из суши». Рукоплескания были ему обеспечены. Люди многократно поднимались с мест, отдавая дань уважения Гению. Да, ему приходилось преодолевать многочисленные препятствия, в том числе и бюрократические и объективные. Но сейчас, перед прессой, и перед штатом своих сотрудников, он выступал как ученый, философ, изобретатель, как действительно инженер, который является, кроме всего, талантливым руководителем, силой и душой коллектива. Именно так говорят о нем на улице простые граждане. Усилиями этого человека удалось протащить свою  мечту о Космосе, о Луне, через военные передряги, через суды и оправдания, через инертность и не компетентность и откровенное противодействие многих обычных простых людей. И добиться, наконец, успеха. Без его ФАУ-2  не было бы и более серьезных и полезных ракет, Да и этого старта.
 
                16 июня 1969 г. развеялась утренняя дымка. Старт был назначен на 9.32. Вернер занял свое обычное место в ЦУПе – в центре контроля управлением за полетом. Снаружи натискались тысячи наблюдателей, журналистов, охранников Космодрома. Сотни миллионов людей во всем мире прильнули к экранам своих телевизоров перед стартом АПОЛЛО-11. Пошел обратный отсчет времени перед пуском. Это было событие исторического масштаба. Чуть раньше, чем ракета поднялась над стартовым устройством, Вернер наклонил голову и тихо попросил Отца Нашего. Потом он бросил взгляд на диск Луны в небе. Звучал отсчет …3, …2, …1, …зажигание!
 
                Мощная ракета-носитель САТУРН-5, под 3000 тонн, ростом 110 метров, впервые, задумчиво медленно, а потом все быстрее и быстрее понеслась вверх, будто поднимаемая гигантской, невообразимой рукой. Видеокамера, установленная на старте, покинула толпу и лица людей и показала всему миру гигантский стартовый супер спектакль – феейверк, грохот и восхождение в небо. Факел от двигателей ракеты быстро удалялся ввысь, гас. Спустя всего две минуты, отделилась первая ступень, зажглась вторая. 384000 километров пролегли перед астронавтами, со скоростью 39000 км\час корабль приближается к Луне. Всего 11 суток полета к Луне и обратно на Землю. Наблюдательный наземный пункт  в Хьюстоне сообщает спокойно и деловито, что полет выполняется точно по намеченному плану.
 
                Вернер был в зените исследовательской работы, в вершине своей карьеры в «стране неограниченных возможностей». Ощущение человеческого пространства, ощущение юношеской мечты. «Я видел Вернера в этот день», - сообщает племянник ракетостроителя – безукоризненно и торжественно одет, его волосы, губы оптимальны». Вернер говорил: - «Это мой день! К этому дню я шел через многие годы работы, и только теперь остается короткий миг до цели – Человек на Луне!» - так говорил Христос фон Браун.
 
                20 июня космический корабль вышел на предусмотренную орбиту над спутником Земли – Луной. От орбитального Лунного корабля-матки, в нужный момент, отделился посадочный модуль «Орел», выбрал место посадки и с последними каплями топлива, израсходованными при маневрировании над поверхностью, опустился на Лунный грунт в районе Моря Спокойствия 21 июня 1969 г. в 3 часа 56 минут среднеевропейского времени. Когда первый Человек опустил свои ноги на лунную пыль, прозвучала его легендарная фраза 20-го столетия:
 
                - «Этот маленький шаг для Человека, но гигантский шаг для Человечества».   
И снова было празднично, когда президент США Никсон позвонил на Луну и от Армстронга получил ответ:
 
                «Это большая честь и привилегия для нас, здесь быть. Мы представляем не только Соединенные Штаты, но и дружественных людей всех наций, с интересами для будущего».
 
                В Лунную пыль был вставлен нейлоновый флаг. Кроме флага на Луне оставили металлическую пластинку с текстом:
 
                «Здесь были Люди с планеты Земля, впервые их ноги были на Луне. Июнь 1969 г. корабль Аполлон. Мы прибыли в дружбе для всего Человечества».
И еще оставили алюминиевую капсулу с силиконовым диском размером со шлем с посланием от Папы, президентов, премьер-министров, королей и консулов из 73-х стран. И в специальной ёмкости маленькие флаги от американских штатов, от 136 национальностей на их языках и для других форм жизни.
 
                После трех часов пребывание на Луне завершилось. Экипаж взлетел, состыковался с кораблем-маткой. И корабль направился к Земле. В завершении этой экспедиции, астронавты приводнились в небольшой капсуле. Президент приветствовал их прямо на воде, он помахал  им ручкой перед иллюминатором.
 
                Этот полет не является собственностью США, и оставляет доступ к Луне для всех, не ограничивает и Советы.
 
                Вернер, отец ракеты Сатурн, 21.06.1969 г. находился в редакции газеты «Хьюстон пост» и произнес следующие слова:
 
                «Престиж быть первыми в космосе был потерян Соединенными Штатами. Мы знаем, что власть над вселенной находится на земле. Успех Аполлона останется в благодарной памяти людей  и не должен никому причинять беспокойства. Ранее американцы пережили сожаление от успехов Советов, теперь мы уже испытываем гордость».

                ОТОДВИНУТЫЙ.

                Вернер снова совершил триумфальную поездку в открытом Кадиллаке по своему городу Хунтсвилле, своеобразный круг почета, чтобы и себя показать и народ поприветствовать. На этот раз, он был в компании с девятилетним сыном.
На корабле АПОЛЛОН-13 состоялся очередной плановый полет  к Луне. Из-за технической неисправности, возникшей  на пути к Луне,  пришлось отказаться от посадки на Луну. Экипажу корабля и работникам ЦУПа потребовалось проявить максимум находчивости и выдержки, чтобы экипаж корабля возвратился живым.

                После этого события, количество экскурсий на Луну сократили. Но не только, чтобы уберечься от неудачи и человеческих жертв.  Доказали уже Советам, чья техника совершеннее. Камней и пыли с Луны привезли достаточно. Затраты велики, даже для продолжения программы. Нет уже теперь разумной цели и больше нет денег. Посчитали, что шести пребываний астронавтов на Луне   будет вполне достаточно на данном историческом этапе.
 
                По этим же соображениям, замыслы Вернера о полетах Человека на Марс остались пока в проектах. Для такой экскурсии потребуются несоизмеримо более крупные вложения. Ведь, по замыслу Вернера, на орбиту вокруг Земли и вокруг Луны надо предварительно вывести крупногабаритные конструкции для последующей сборки из них «поездов»  в космосе. Целесообразность такого проекта не просматривалась на данном этапе. Прежних технических достижений не достаточно для еще более масштабной задачи, как пилотируемый полет к Марсу.  Существует предел, когда дальнейшее увеличение мощности, потребует не пропорционального увеличения массы конструкции и затрат, а уже в кубической зависимости. Простое наращивание массы  транспортного комплекса уже не помогает. Для примера, напомним, что дальнейшее увеличение мощности двигателя внутреннего сгорания путем увеличения его массы, оказалось невозможным. А реактивные легкие двигатели позволили  наращивать мощность дальше, и опять же до своего предела. Возможно, что раньше должен произойти некий новый технологический прорыв.
 
                Дочки Вернера подросли, они переехали жить и учиться в Университете в другой штат.
 
                27.11.1970 г. Вернер последний день работал в Хунтсвилле. Он переехал в Вашингтон, где стал директором службы планирования в НАСА. Он был вхож в Белый Дом и играл роль «свадебного генерала» на банкетах. Отойдя от  участия непосредственно в технических вопросах, он постепенно превратился в реликт прошедшего времени. Случился даже у Вернера конфликт с начальником НАСА. Кстати, начальник этот оказался евреем, и он терпеть не мог нациста Вернера. Вернер ушел со службы в НАСА, оказавшись там не у места. Покидает НАСА. Находит себе новую работу в Вашингтоне в должности директора престижной торговой ярмарки. Взаимодействует с Индией на этой должности. Встречается с Индирой Ганди.  Подступила пора самоизоляции и депрессии.  Вернер и терзает, и холит свою душу.
Теперь он без отдыха ударился в путешествия. С 1970 по 1974 годы он побывал в Индии, Бразилии, Испании, Иране, Венеции, во многих городах Европы. Встречался с известными политическими личностями.
      
                В 1972 г. была у него последняя встреча с отцом. Умер его брат Магнус. Сам Вернер неожиданно заболел раком толстой кишки. После операции к нему вернулась радость жизни. Занялся прогулками под парусом. Образовал какую-то ассоциацию.

                В мае 1975 г. состоялся последний старт и успешный полет на Луну САТУРНа-5 с кораблем АПОЛЛОН-17.

                Сотрудники НАСА встречаются с русскими ракетостроителями. Обмен опытом. Стыковка в космосе кораблей АПОЛЛОН и СОЮЗ. Эта стыковка была совсем не простой технической задачей. В обоих кораблях были разные давления и состав воздуха. Американцы дышали чистым кислородом, как больные в реанимации. В советском корабле была земная атмосфера. Американцам потребовалось на своем корабле создать антикомпрессионную барокамеру, как у подводников. Барокамера, в которой астронавты адаптировались три часа, была, кроме того, и габаритным стыковочным узлом. Так что рукопожатие в космосе было не простой технической формальностью. Стыковка сблизила и обогатила две  космические школы и внесла разрядку в холодной войне двух держав.
 
                Снова болезнь. Рак. Снова срочная операция. Вернулся на работу в свое бюро. Но снова больница, его посещают в больнице очень многие, те, кому он был дорог все эти годы.
 
                В должность вступает новый президент США Геральд Форд. Форд награждает Вернера медалью. Вернеру присуждается почетный титул. На работы в космосе для НАСА новая администрация снова выделяет приличные деньги. Очевидно, это будет программа ШАТТЛ.

 
                ИЗНУРИТЕЛЬНАЯ БОЛЕЗНЬ, ПЕЧАЛЬ, СЛЕЗЫ...
 

                16.06.1977 г. умер Вернер фон Браун.
 
                Гроб с телом покойного похоронен в окрестностях Вашингтона. На могильном камне надпись. В ней его имя, дата рождения и смерти, а также статья 19.1 псалма из  Библии:

                «Небеса повествуют о творении Божьем, а твердь о творении рук своих».

                МИЛОСТЬ СМЕРТИ.

Его вклад в инженерное дело делал его виновным, и он же уберег его от возможного наказания за все прошлое.

   
 http://proza.ru/2020/04/12/1169 Оглавление.


Рецензии
Лунная программа, выполненная под руководством фон Брауна, несомненно высшая точка в исторической траектории США. Соревнование с СССР было движущим фактором процесса. Уничтожение СССР стало предвестием заката господства и процветания США. Сегодня это очевидно.

Георгий Иванченко   10.02.2023 10:52     Заявить о нарушении
Огромная благодарность, дорогой Георгий, за прочтение и глубокий анализ проблем в космосе!
Соревнование двух гениев: Королёва и Вернера, завершилось смертью С.П..
Он сделал всё, что мог!
Сейчас наше отставание в космическо-информационных технологиях очень мешает быстрой победе России.

Лев Неронов   15.02.2023 21:11   Заявить о нарушении