Записки председателя 7

                Гори, но не перегорай.

    И снова с предыстории: для того, чтобы колонки получались более информативными и интересными для читателей, устроила опрос в Instagramm: «А что бы вы хотели узнать от опытного активиста или председателя?». Ответов было достаточно много, один из самых популярных: почему люди перегорают и как этого не допустить?
 
   «Перегореть» что это и как это сложно сказать, очень сложно. Что самое интересное, тот, кто перегорел сам не всегда это признает. Может найтись тысяча и одна причина почему, но так сложно найти правду (хотя у каждого она своя, не так ли?). Мне кажется, это очень тяжело признать, что то, чем ты болел всей душой вдруг стало совсем неинтересно и неважно. В конце концов, спичка, когда сгорает, вряд ли осознает, что всё. Конец.

  Так же и с людьми.

  Я видела, как люди «загораются». Когда по маленьким крупиночкам закладывается уголь, наливается розжиг и подносят спичку. Вот в этот самый момент главное, чтобы не подул ветер. За время моей работы я столкнулась с сотнями первокурсников, которых вот так вот и зажигали. Начиная с первого же сентября, на праздничной дискотеке. Как же важно видеть вокруг себя взрослых активистов, которые как в первый раз радуются этому дню. Откровенно и честно – я обожаю День знаний, этот праздник какой-то особенно близкий. Ведь это именно тот самый первый день, когда ты видишь своих первачков. Ох, так говорю, как будто сама родила их. Спросите у любого председателя, главное – не потерять первый курс в их первом семестре. Если они не всполохнут сразу, то неимоверно сложно их разжигать потом.
 
  Я видела, как люди «горят». Когда не зависимо от времени суток, от погодных условий, от сил и состояния здоровья они бегут за своим делом, к команде, к людям и к мероприятиям. Когда несмотря ни на что борются изо всех сил с преградами. Моя знакомая Инна, выиграла грант на конкурсе, суть проста: просвещать массы при помощи культурных граффити, она хотела нарисовать на стенах зданий граффити в стиле хохломы, гжель и тд. Проект выиграл деньги, но деятельность стопорили. То разрешений нет, то художников, то бумажки подпиши, то другие заверь и так по кругу. Инна сначала ходила, потом бегала, в конце концов уже носилась по всем инстанциям, но, к сожалению, его так и не дали реализовать. Она боролась до конца, а сейчас думает уже что-то новое, где не должно возникнуть столько препятствий.

 Пример Инны достаточно редок. Обычно, когда человека так загоняют – после просто опускаются руки. Ну, правда. Ты вот вроде и сделал всё как надо, и проект написал, и защитил, и даже выиграл грант, а в итоге ничего не получилось. Опыт то, конечно, ты получил, но ведь всем хочется посмотреть на результат своих стараний.

  Я видела, как люди «потухают». Тот самый момент, когда ты что-то очень долго делаешь и начинает надоедать. Это еще не момент, когда тебе всё опостылело, но уже тот самый момент, когда начинаешь думать «наверное, это не моё». Моя близкая подруга Катя очень долго и много работала в школе с детьми (да, пример не из активистов), учитель истории. Я думала, что это безумно круто, ведь история это кладезь интересных фактов, заговоров, открытий, а на деле оказалось, что Екатерина Сергеевна устала начинать каждый учебный год с повторения пройденного материала, что Древний Египет не так уж и нравится, когда рассказываешь о нём пять уроков подряд, а фраза «звонок для учителя» начинает оправдывать свою суть. Но в этой истории счастливый конец. Катя перешла работать в частную школу, где учителям давали немного больше свободы, где было чуть меньше бюрократической работы и где инициатива воспринималась как вполне нормальное явление, а не способ продвинуться по карьерной лестнице. Вердикт таков: чувствуешь, что тухнешь? Добавь ещё немного розжига и даже самые влажные брусочки разгорятся.

  Я видела, как люди «перегорают». Пусть я и сказала в начале, что конкретно такой диагноз сложно ставить, но думаю, что это было оно. Как-то летом мне посчастливилось попасть на Всероссийский форум во Владимир, да ещё и в роли куратора! Я была неимоверно счастлива, поковала чемоданы и вперёд, в путь дорожку. Там я познакомилась со множеством интересных людей, и среди них была Дашка. Уроженка Рязани, старше меня на пару лет и матёрый активист профсоюза. Она с таким жаром рассказывала всегда о своих проектах, о делах, о команде, с которой работает, что я с восторгом думала «Хочу так же!» (в то самое время я решила, что хочу ХОЧУ быть председом). Она всегда вспоминала безумно интересные истории, то о выездах, то о посвящении в студенты в их университете, то о её собаке по имени Собака и многое другое. Когда я уезжала оттуда, то мы пообещали обязательно встретиться ещё. Добавили друг друга ВКонтакте, подписались в Instagramm (все правила хорошего тона соблюдены) и нет-нет, да переписывались. Спустя полгода я стала замечать, что Дашка рассказывает меньше о своих делах, меньше постит истории, да вообще уже и не Дашка она вовсе, а Даша. Прошло ещё несколько месяцев, смотрю, она причёску сменила – и её огненно-рыжие волосы приобретают более тёмный оттенок, глаза уже так не блестят от улыбки и всё меньше используются эмодзи в постах. И через год мы встретились с ней в Москве. Случайно.  Приехала с братом, а она была там у друзей. Дарья рассказала мне, что уже не занимается она профкомом, на её место пришла другая – активная, милая, вроде умная, но другая. И той Дашке уже не было места в этой команде. Она подалась в путешествия, начала кататься по лесам и озерам, ночевать в палатке и всё больше мечтать. В глазах мелькала грусть по былым временам, но и я не могла назвать её несчастной. Она была просто не такой. И да, она в миг «перегорела» (кстати, по её же словам), говорит, что осознала сколько прелестей, оказывается, вокруг. Что время на сериалы вдруг появилось, что книги читает не только по субботам с 11:30 – 12:45, потому что ждёт встречи с комиссией по общежитиям, а в принципе, когда захочется. И есть стала чаще, в спортзал пошла – в общем перечислила гору плюсов. Вот только мне на душе всё равно было грустно. Ну, не верила я, не ве-ри-ла, что в миг вот так всё бросается.

  Так в чём же причина?
Причин может быть много, вот правда. Могут не оценить по достоинству, можешь закостенеть на одном месте, можешь перестать развивать себя, считая, что уже всё получается и тд и тп. Наверное, в любой из этих ситуаций нужно не забывать о людях, которых ты, как и меня Дашка, можешь вдохновить на что-то большее, на свершение поступков, на покорение вершин.

В этом и есть суть.

Гори, но не перегорай.

Гори, чтобы освещать.


Рецензии