Соломенные куклы
Удивлению моему не было предела : передо мной стояло множество кукол из соломы , изготовленных с безграничной фантазией , филигранной точностью и скурпулезностью. После моих охов и ахов , мастер рассказала как она достигла таких ошеломляющих результатов . Ровно 40 лет назад закончила художественно-графическое отделение Пермского педагогического училища №4 (сейчас это ОНИКС) и с тех пор вся её жизнь связана с творчеством. Ещё во время учебы увлеклась аппликациями с соломкой . «Когда в Куеде в 1993 году открылся Дом детского творчества -меня нашла директор Мария Кирова»-рассказывает искусница, говорит что очень ей благодарна за это. Постепенно через несколько лет стала использовать в работе природные материалы . Занимались плетением из рогоза шляп , корзин и аппликацией из соломки. Основной задачей всегда было развитие воображения , фантазии, пробуждение интереса к творческой деятельности. Художественный ручной труд , а это изготовление красивых изделий , игрушек, сделанных своими руками , прививают детям трудолюбие , терпение и усидчивость . Где-то с 1997 года основным в обучении стало изготовление различных соломенных фигур животных и кукол. « В России ранее соломенную куклу делали везде, где выращивали хлеб, –рассказывает Лариса Александровна , взрослые их делали для своих детей как игрушки и обереги. Куклы изготавливались без лица , что считалось недоступным для злых сил , значит безвредными для ребенка. Конечно, основное назначение соломенной куклы была игра , развлечение , забава не только для детей , но и взрослых. Такие куклы ещё называют «стригушками» потому что , пучок соломы , из которых их связывают . понизу ровно постригают. Раньше куклу делали только из одного пучка соломы. Приемы скручивания коренятся в трудовых навыках по уборке урожая , так жницы скручивали перевясло из соломин , которым обвязывали сноп колосьев». Стародавние обычаи изготовления из соломки ритуальных животных , кукол пришли в нашу жизнь . Стали творчеством многих современных мастеров и художников. «Неоднократно проходила обучение у признанных мастеров соломенной игрушки в других городах – говорит «волшебница соломки» . Немало времени ушло на раскрытие многих секретов работы для изготовления соломенных шедевров. Мастерица общается по интернету со многими умельцами , достаточно поездившими по всему миру со своими соломенными изделиями . Лариса Александровна говорит , что только на изготовление куклы уходит два-три дня. Для плетения используют преимущественно ржаную соломку , её стебель имеет наибольшую длину и отличается прочностью Ржаная солома держит форму при плетении . Наши предки делали из неё посуду , в которой потом хранили зерно, потому что эту солому не едят мыши. Это исследовали ученые , что и было подтверждено . Из пшеничной соломы можно плести , но она короче , мягче и толще ржаной и для объёмного плетения не подходит . Сухая солома – хрупкая и ломкая , но при распаривании она становится мягкой, пластичной , приобретает способность к крутому изгибу , а высохнув , хорошо сохраняет заданную форму. Лариса Александровна говорит , что величина куклы зависит от длины используемой соломки , обычно это не выше 20-25 см. Соломка используется тонкой и средней толщины , но обязательно без коленцев(узлов) , не следует забывать и о главном – пропорциональных соотношениях частей фигурок, иначе скульптура будет незаконченной . Следует помнить , что соломенный стебель имеет по всей длине разную окраску , поэтому нужно стараться , чтобы на «лицевой» стороне оказалась только красивая одного цвета соломка. Но прежде эту рожь нужно посеять , ухаживать за посевами , чтобы она выросла определенной высоты , замечательно , если вырастет в человеческий рост. Сушить и хранить нужно в снопах в подвешенном состоянии. Нужно много нарезать соломы , чтобы было из чего выбирать , короткими ничего не сделаешь , надо , чтобы соломинки были длинными, чем длиннее , тем лучше. У стебля верхняя часть идёт для объёмного плетения , толстая часть –для плоского плетения , запариваешь , толстой иголкой делишь пополам, потом начинаешь плести. Изготовление куклы это очень кропотливая работа , в начале делается основа куклы : голова, туловище , плетутся руки и изготавливается нижняя часть , устанавливаются и крепятся мелкие детали костюма и украшений.
В ответах на мои вопросы , и в своих коротких рассказах Ларисы Александровны сквозило , то , что она довольна тем , что в жизни занималась тем, что ей нравилось , к чему лежала душа: «придёт в голову идея новой куклы , замечаю , что постоянно думаю об этом , даже если и чем-то другим занимаюсь . Руки мысленно плетут –вот так, так вот надо сделать , а это так и это изделие из соломки вынашиваешь , как беременность и потом , если ты её сделаешь и получилось так как ты хотела , знаете какое удовлетворение моральное бывает, а потом хочется ещё и ещё что-то новое придумывать !» Образы кукол со своими учениками черпали из сказок : вот снегурочка , вот русская красавица с караваем и полотенцем .Одевали в традиционные народные чувашский , удмуртский и татарский костюмы: передник , коса , узоры по низу юбки , монисто , венок , шапочка. А учеников у неё было немало, да и так много детей приходило , привлекала непринужденная обстановка : за работой можно было многое обсудить , просто так чай попить . Много детей достигли очень высокого уровня мастерства в плетении соломенных изделий и ещё очень многие и многие навсегда сохранили навыки работы с соломой и память об уроках искуснейшей мастерицы.
Сейчас Лариса Александровна находится на заслуженном отдыхе , единственное о чем она жалеет , что не осуществила свою мечту : создать в Куеде «Дом ремёсел» . Дом для мастеров прикладного творчества , где занимались бы многими направлениями с использованием природного материала. Но она надеется , что её дело продолжат многочисленные ученики и её замыслы претворятся в жизнь.
Мария Кирова: «Лариса Александровна оставила незабываемый след в работе Дома творчества , мастер высочайшего класса , воспитала большое количество учеников , её воспитанники неоднократно занимали призовые места в краевых, всероссийских и международных конкурсах . Маша Зидамышева и Олеся Субботина, Полина Смирнягина стали призерами во Всероссийских в городе Москва с работой «народная кукла» . Олеся Субботина в 2013 году победила в международном конкурсе в Москве «Зелёная планета», участвуя в конкурсе в «мастер-классов» заняла первое место и привезла диплом лауреата первой степени. Олеся учится в Перми в педуниверситете , мы надеемся , что она по его окончании будет работать в Доме детского творчества и навыки и традиции создания соломенной игрушки её основательницей Ларисой Аконовой продолжатся и умножатся».
Свидетельство о публикации №219041801247