Соломенные куклы

          Без сомнения , самые интересные люди в этом мире — это те, кто страстно увлечен своим делом. В последнее время , когда мой  круг общения  с  людьми стремительно  расширяется , я  все более и более убеждаюсь  :  удивительно,  как богата Куединская земля  талантливыми  людьми! Как правило, это люди ,  искренне любящие свою профессию, дело , которому они посвятили всю свою  жизнь.  Каждый увлечённый человек необычен.  Он выбивается из рутины повседневности , находит отклик своей душе в каком-либо любимом занятии . И этим отличается от других. И  именно своей непохожестью и уникальностью  интересен.      Буквально  неделю назад,  я совершенно неожиданно  увидел изумительные соломенные куклы и познакомился с их создательницей Ларисой Аконовой  .
                Удивлению моему не было предела : передо мной стояло множество кукол из соломы , изготовленных  с  безграничной  фантазией , филигранной точностью и скурпулезностью. После моих охов и ахов ,  мастер рассказала как она достигла таких ошеломляющих результатов . Ровно  40 лет назад закончила  художественно-графическое отделение   Пермского педагогического  училища №4 (сейчас это ОНИКС) и с тех пор вся её жизнь связана  с творчеством. Ещё во время учебы увлеклась  аппликациями  с   соломкой . «Когда в Куеде в 1993 году  открылся  Дом детского творчества  -меня нашла  директор Мария Кирова»-рассказывает искусница, говорит что  очень  ей  благодарна за это.  Постепенно  через несколько  лет стала использовать в  работе   природные   материалы . Занимались плетением из  рогоза  шляп , корзин и  аппликацией из соломки. Основной задачей всегда было развитие воображения , фантазии,  пробуждение интереса  к творческой  деятельности. Художественный ручной труд  ,  а это изготовление красивых  изделий  , игрушек, сделанных своими  руками , прививают детям трудолюбие , терпение и усидчивость . Где-то с 1997 года  основным в обучении  стало  изготовление  различных  соломенных фигур  животных  и  кукол.  « В России  ранее соломенную куклу делали везде, где выращивали хлеб, –рассказывает Лариса Александровна , взрослые их делали для своих детей как  игрушки  и обереги. Куклы  изготавливались  без лица , что считалось недоступным для злых сил , значит безвредными для ребенка. Конечно, основное  назначение соломенной куклы  была игра , развлечение , забава не только для детей , но и взрослых. Такие куклы ещё называют «стригушками»  потому что , пучок соломы , из которых их связывают . понизу ровно постригают. Раньше  куклу делали  только из одного пучка соломы. Приемы скручивания  коренятся в трудовых навыках по уборке урожая , так жницы скручивали перевясло из соломин , которым обвязывали сноп колосьев». Стародавние обычаи  изготовления из  соломки ритуальных животных , кукол  пришли в нашу жизнь . Стали   творчеством  многих современных мастеров и  художников. «Неоднократно проходила обучение  у признанных мастеров соломенной игрушки  в других городах – говорит «волшебница соломки»  . Немало  времени ушло на  раскрытие   многих секретов работы  для изготовления  соломенных шедевров. Мастерица общается по интернету со многими  умельцами  , достаточно поездившими по всему миру со своими  соломенными  изделиями . Лариса Александровна говорит , что только на изготовление  куклы уходит  два-три  дня. Для плетения  используют преимущественно ржаную соломку , её стебель имеет наибольшую длину и отличается прочностью Ржаная солома держит форму при плетении . Наши предки делали из неё посуду , в которой потом хранили зерно, потому что  эту солому не едят мыши. Это исследовали ученые , что и   было подтверждено . Из пшеничной  соломы можно плести , но она короче , мягче  и толще ржаной и для объёмного плетения не подходит . Сухая солома – хрупкая и ломкая , но при  распаривании она становится мягкой,  пластичной , приобретает способность к крутому изгибу , а высохнув , хорошо сохраняет заданную форму. Лариса Александровна говорит , что  величина куклы зависит от длины используемой соломки , обычно это не выше 20-25 см. Соломка   используется  тонкой  и   средней толщины , но обязательно без коленцев(узлов)  , не следует забывать и о главном – пропорциональных соотношениях частей фигурок, иначе скульптура будет незаконченной . Следует помнить , что  соломенный стебель имеет по всей длине разную окраску , поэтому нужно стараться , чтобы на «лицевой»  стороне  оказалась только красивая  одного цвета соломка. Но прежде эту рожь нужно посеять , ухаживать за посевами , чтобы она выросла определенной высоты , замечательно , если вырастет  в человеческий рост. Сушить и хранить  нужно  в снопах в подвешенном состоянии. Нужно много нарезать соломы  ,  чтобы было из чего выбирать , короткими ничего не сделаешь , надо , чтобы соломинки были длинными, чем длиннее , тем  лучше. У  стебля  верхняя часть идёт  для   объёмного плетения , толстая часть –для  плоского плетения , запариваешь  , толстой  иголкой  делишь  пополам,  потом начинаешь плести. Изготовление куклы  это очень кропотливая работа ,  в начале делается основа куклы : голова, туловище , плетутся руки и изготавливается нижняя часть , устанавливаются и крепятся мелкие детали  костюма и украшений.
В  ответах на мои вопросы , и  в своих коротких  рассказах  Ларисы Александровны  сквозило , то  , что она довольна тем , что в жизни занималась тем, что ей нравилось , к чему лежала душа: «придёт  в голову идея  новой куклы  , замечаю , что постоянно думаю об этом , даже если и чем-то другим  занимаюсь . Руки  мысленно плетут –вот так, так вот надо сделать , а это так и это изделие из соломки вынашиваешь , как беременность и потом , если ты её сделаешь и получилось так как ты хотела , знаете какое удовлетворение моральное бывает,  а потом хочется ещё и ещё что-то новое придумывать !»  Образы кукол  со своими  учениками черпали  из  сказок  : вот снегурочка , вот русская красавица  с караваем и полотенцем .Одевали  в традиционные  народные  чувашский , удмуртский и татарский   костюмы:  передник  , коса , узоры по низу  юбки , монисто , венок , шапочка. А учеников  у неё было немало,  да и так много детей  приходило , привлекала непринужденная обстановка : за работой можно было многое обсудить , просто так чай попить . Много детей  достигли   очень  высокого уровня мастерства  в плетении  соломенных  изделий и ещё очень  многие  и многие  навсегда сохранили  навыки работы с соломой  и   память об уроках  искуснейшей мастерицы.
 Сейчас Лариса Александровна находится на заслуженном отдыхе , единственное о чем она жалеет , что не осуществила   свою мечту : создать в Куеде «Дом ремёсел» . Дом для мастеров  прикладного творчества , где занимались  бы многими  направлениями   с использованием  природного  материала. Но она надеется , что её дело продолжат многочисленные  ученики и её замыслы  претворятся в жизнь.
Мария Кирова: «Лариса Александровна  оставила незабываемый  след в работе Дома творчества ,  мастер высочайшего класса , воспитала большое количество учеников , её воспитанники  неоднократно занимали призовые места в краевых, всероссийских  и международных  конкурсах . Маша Зидамышева  и Олеся  Субботина, Полина Смирнягина   стали призерами   во Всероссийских в городе Москва  с  работой   «народная кукла» . Олеся Субботина в 2013 году победила в международном конкурсе  в Москве «Зелёная планета»,  участвуя  в конкурсе  в «мастер-классов»  заняла первое место и привезла  диплом  лауреата  первой степени. Олеся  учится в Перми  в педуниверситете , мы надеемся , что она  по его окончании  будет работать  в Доме  детского творчества  и  навыки и   традиции создания  соломенной  игрушки её основательницей  Ларисой Аконовой  продолжатся  и умножатся».


Рецензии