Детекторный приемник
Мне было лет двенадцать, когда я у бабушки выпросил фотоаппарат. Самый дешевый – «Смена 8М» - стоил тогда одиннадцать рублей. Сходил в магазин «Культтовары» в Куеде, он находился тогда в деревянном здании, на том месте, где сейчас трехэтажное здание библиотеки. Купил фотоаппарат, пленку, кассеты для пленок. Тридцатишестикадровая пленка стоила 35 копеек, проявитель - 20 копеек, закрепитель(фиксаж) - 14 копеек. Различные небольшие ванночки продавались за 20-30 копеек. У родителей выпросил деньги на фотоувеличитель, который стоил тринадцать рублей , купил бачок за два рубля двадцать копеек для проявки пленок, красный фонарь. Знаний по фотографии не было никаких. После нескольких неудачных попыток получить снимки я где-то нашел книгу «25 уроков фотографии». Проштудировав ее, кое-что начал понимать: что такое диафрагма, время выдержки, единицы светочувствительности пленки.
В моей комнате постоянно было завешено окно. Проявлял, закреплял, печатал, снова проявлял, так что пальцы рук от проявителя всегда были желтыми. Особенно нравился мне момент, когда в ванночке с проявителем появлялось изображение, а вся комната была завешана сохнущими пленками и фотографиями. Случались и неприятные моменты, когда удачный кадр безвозвратно терялся из-за неправильно накрученной на катушку пленки. Увлечение фотографией длилось где-то года три-четыре. У меня даже сохранилось несколько довольно приличных фотографий, сделанных в то время.
В деревне Куеда мы с ребятами много времени проводили в лесу, который располагался за деревней в форме круга, за что его называли «остров». Начитавшись книг Виталия Бианки и Михаила Пришвина, я с самодельным ружьем и фотоаппаратом ходил по лесным заячьим тропкам, определял по следам, какой зверь прошел. Лес стоял в красивых снежных сугробах, зверья было мало, потому что летом поля обрабатывали с самолетов и не всегда сыпали строго по назначению – облака удобрений попадали иногда даже и на нашу деревню.
Со стволов елей мы топили серу, использовали ее как жвачку. Кругом были заросли вереска с фиолетовыми ягодами, растения, которые мы называли «волчьи ягоды». С крутых спусков зимой мы катались на лыжах. В марте, особенно в раннее воскресное утро -катались на велосипедах по насту, который держался часов до одиннадцати утра. В центре деревни, около моста через реку Буй, катались на коньках, по льду добегали до деревни Урталга и обратно.
Но кроме этих мальчишеских увлечений меня постоянно тянуло мастерить своими руками какие-нибудь технические приспособления.
ДЕТЕКТОРНЫЙ ПРИЕМНИК
В школьной библиотеке я нашел подшивки журналов «Юный техник» и «Моделист-конструктор». Многие статьи в них меня привлекли. Интересно было сделать своими руками подзорную трубу, и надо-то для этого было не очень много: для простейшей - всего две линзы, одна чтобы уменьшала, а другая увеличивала. Но где это все взять в деревне, да и в поселке не было подобных магазинов. Если увеличительную линзу (двояковыпуклую) я нашел достаточно быстро - от какой-то лупы, то уменьшительную ( двояковогнутую) искал долгое время. Нашлась она у одноклассника Тольки Брюханова из деревни Барановки, путем каких-то немыслимых обменов я стал ее счастливым обладателем. Склеил из нескольких листов бумаги две трубки так, чтобы одна входила в другую, уменьшительное стекло находилось у глаза, увеличительное направлялось на объект. Изменением длины трубки я менял фокусное расстояние, добиваясь тем самым оптического приближения объекта. Рассматривал в трубу Луну, утреннюю звезду Венеру, ночное звездное небо, окрестности деревни.(Позднее , лет в 14 я нашел вогнутое зеркало , и в фокусе его через лупу разглядывал звездное небо).
Из детских забав помню передачу звука на расстояние при помощи двух бумажных самодельных стаканчиков. В их донышках прокалывали отверстия, завязывали нитку узлом, нитку натягивали стаканчиками и говорили (шептали) в стаканчики, которые служили микрофоном и телефоном одновременно. Звуковая волна распространялась по нитке.
Журнал «Юный техник» выходил с приложением - вклеенным в мягкую обложку большим свернутым листом с описанием самоделок. Меня заинтересовал детекторный приемник, привлек простотой своей конструкции и возможностью принимать радиостанции без какого либо питания. Благо, что в то время уже накопился некоторый хлам из радиодеталей, дома валялся старый радиоприемник «Родина», да и у друзей по улице кое-что было. Мы с соседом Колькой Балахниным, который был старше меня на год , нашли диоды, разобрали небольшой трансформатор от радиоприемника. Намотали катушку контура, насобирали кучу конденсаторов. Нашли детали и головные телефоны от старых телефонных аппаратов и собрали нехитрую схему. Антенну закинули на тополь около речки, но приемник работать не хотел. Для его работы нужно было выполнить пару условий: повыше закинуть антенну и обеспечить хорошее заземление. Наш приятель Андрей Засухин , старше нас года на три помог нам закрепить на тополе через изолятор антенну из длинной железной проволоки, «землю» сделали из рамы старой железной кровати, которую закопали в землю, полили водой и утрамбовали. Что мы только ни делали: катушку перематывали, конденсаторы меняли - приемник все равно не хотел работать, в головном телефоне даже шорохов не было слышно, пока Витька Батраков не дал мне телефон от наушников. Только мы его подключили - щелкнуло, и мы услышали какое-то подобие речи. После длительных манипуляций со схемой, подбора конденсаторов мы добились довольно сносного звучания, хотя и только в дневное время. Понятия «колебательный контур», «прохождение радиоволн», а также принцип работы диода - все это было тогда для меня чем-то очень далеким. Но приемник работал! Так я получил первое представление о радиотехнике!
Отец выписал для меня журнал «Юный техник». Там была рубрика «Патентное бюро», где принимали на рассмотрение заявки на изобретения, полезные изделия, самоделки. Я послал туда не один десяток предложений. Иногда мне присылали ответы на красивом бланке с логотипом журнала. Вот некоторые из моих заявок. Я предложил сделать механическую отвертку, вращающуюся возвратно-поступательным движением рук через редуктор. С удивлением я увидел после и даже пользовался таким приспособлением на практике на Сарапульском радиозаводе. Предложил я и принципиально новую схему космической ракеты, где используется только один ракетный двигатель, отработанные отделяющиеся ступени с пустыми баками находятся впереди, то есть горючее перетекает из передних ступеней в задние, потом передние отделяются. Помню дословно, что мне ответили: «Ваш проект довольно интересен, напишите, каким способом Вы будете отделять ступени». Я ответил, написал номер письма из журнала, но ответа не получил… Подобного проекта я так и не встречал в технической и научно-популярной литературе, хотя до сих пор интуитивно чувствую в моем детском предложении рациональное зерно.
Конечно, многое из памяти стерлось. Недавно я встретил приятеля детства Сашку Елькина из деревни Куеды, я его сразу не узнал. Когда мы разговорились, вспоминая прошлое, выяснилось, что запомнил он меня постоянно что-нибудь изобретающим.
ЧИТАЛ ГДЕ ТОЛЬКО МОГ
Книги! В детстве я их перечитал великое множество, отец собрал очень хорошую библиотеку, в Аряже, где я учился в седьмом и восьмом классах, были хорошие библиотеки - школьная и сельская. Имелись полные собрания сочинений сороковых годов Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Чехова, Бунина, собрания сочинений западных классиков: Золя, Мопоссана, Гете, Шекспира, Диккенса, Стивенсона, Джека Лондона, Герберта Уэллса и многих других. Помню, я ставил себе задачу познакомиться со всеми произведениями классика, которого я начинал читать. Увлекся я и чтением биографических книг о великих математиках, инженерах, химиках. Помню, после книги о хирурге Боткине прочитал все имеющиеся книги о великих медиках, даже книгу о ветеринаре Скрябине. Оставили след в моей памяти книги о математиках Лобачевском, Софье Ковалевской, читал наивные, как мне казалось, труды Циолковского. Запомнились - да я и сейчас иногда беру их в руки - книги о великом скрипаче Паганини, «Мартин Иден» Джека Лондона , воспоминания Федора Ивановича Шаляпина.
Дядя моего отца, майор в отставке, привез ему книгу «Воспоминания и размышления» Георгия Константиновича Жукова в первом издании от 1969 года, я ее проглотил за очень короткое время. К сожалению, сейчас эта книга утеряна, довольствуюсь электронным текстом из интернета.
С Жуковым связана одна история, которую я неоднократно слышал из уст дяди отца, Степана Семеновича Русина. История не совсем красивая, но, как говорят, «из песни слов не выкинешь». Это случилось во время службы дяди в Свердловске. Жуков был в 1946 году командующим Уральским военным округом. «Мне сообщили, что нас троих вызывают к маршалу, я был старший по званию – капитан, бегу по лестнице, а в голове: за что, что случилось? Жуков обладал почти не ограниченной властью, мог и разжаловать, и посадить. Захожу в кабинет, он поднимается из-за стола: «Извозчики! Мать вашу!». Сразу вспомнилось, как мы втроем днем после бани на улице пили пиво и нас задержал патруль», - вспоминал Степан Семенович. - Но все обошлось, вызов был сделан в воспитательно-профилактических целях».
Читал я где только мог, иногда прятал книгу под учебники, чтобы родители не заметили, что я не учу уроки, читал книги на уроках в школе, залезу на русскую печку, чтобы никто не видел, жую сухари и читаю…
Любовь к чтению я сохранил до сих пор , главное , чтобы произведение было увлекательным , а чтение не только доставляло удовольствие , но и заставлять думать . Желательно , чтобы главный герой попадал в ситуации , сходные с теми , что случались когда-то с вами и переживания о которых тревожат вас до сих пор . Также книга должна или вселять оптимизм и веру в лучшее , или омывать душу , оставляя ощущение светлой грусти.
Рассматривал радиосхемы устройств, мне они казались китайской грамотой, но постепенно я начал понимать, что такое резистор, лампа, транзистор. Проводил эксперименты по передаче звука по проводам. Микрофонов не было, по образу и подобию патефонной головки я сделал из двух круглых кусочков фольги (от чая) конструкцию, между пластинами поместил кусочки пластилина, приклеил к фольге провода, питание взял от батарейки и подал на динамик - передача звука получилась. Позже, в техникуме, с удивлением узнал, что смастерил емкостной микрофон, разновидностей которого по принципу действия существует несколько.
Часто снимал заднюю картонную крышку радиоприемника «Комета» , заглядывал туда внутрь , там тускло светились радиолампы , виднелись картонные цилиндры , обмотанные тонким проводом , пачки фигурных железных пластинок , надетых на них катушек проводов , громкоговоритель , куча голых и в изоляции проводов . При вращении маленькой черной ручки настройки , заметил , что меняется положение металлических пластинок , установленных словно зубья гребенки . Эти пластинки при вращении ручки настройки погружались в пространство между такими же пластинками , но неподвижно закрепленными . Вот и все изменения при вращении ручки настройки. Мне было непонятно , как незначительное изменение ручки настройки вызывало разные звучание разных радиостанций . В одной из книг я нашел этому объяснение , там работа радиоприемника начиналась с объяснения , как работает маятник часов .
Для того чтобы это все понять мне пришлось перелопатить кучу книг !
После окончания восьмого класса мы с родителями поехали в город Сарапул на реке Кама . Подали документы , сдавать вступительные экзамены я приехал один . Поселили меня в общежитие . Проснулся , выхожу : все дома одинаковые , мне 15 лет , кроме деревенских домов и леса ничего не видел.. На руке часы.. .до экзамена остается минут 15 , я туда-сюда , кого-то спрашиваю , волнуюсь..! Прибегаю , захожу ! Приглашают! Кабинет светлый , столы полированные зеленые ! А я учился раньше в Аряже только на обшарпанных закрашенных партах!
Беру билет! « прямоугольники -синусы и косинусы». Сразу вспомнил нашу учительницу по математике Алевтину Алексеевну Постнову . Однажды она меня вызвала к доске , я , как всегда, урока не подготовил , но смело ей доказал , что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов, все это мелом нарисовав на доске.
Принимали экзамены Фогель и его жена Кузнецова Галина Ивановна , они меня выслушали , переглянулись (как сейчас помню ) и поставили мне четверку) . Следующим экзаменом был диктант по русскому языку , я его написал и уехал домой , во время сдачи экзаменов познакомился с Толей Букиным , который письмом сообщил мне , что за диктант мне поставили четыре. После его письма я расстроился , зная , что конкурс был четыре человека на место . Я уже приготовился учиться в девятом классе в Куеде : родители купили учебники .
13 августа мне из техникума пришло письмо , в нем было написано, что я принят ! Как я потом понял большое значение повлияло , что у меня были хорошие оценки в свидетельстве об окончании восьмого класса.
На второй день учебы я получил двойку по математике , через неделю вторую . Я очень хотел учиться в таком красивом здании , да и родителей не хотелось огорчать : я не выпускал учебники из рук. До сих пор не могу понять : как я осилил все это после деревенской школы .В московском ВУЗе я изучал математику два с половиной года, но такого напряжения мозгов не испытывал!
Немного истории:
В военном 1944 году по распоряжению Совнаркома Союза ССР и по приказу Народного комиссариата электропромышленности СССР был образован Сарапульский электромеханический техникум , главной задачей которого было обеспечить радиозавод квалифицированными кадрами. Предстояло создать новое по форме и необычное по содержанию среднее специальное учебное заведение , где наравне с техническими предметами и общеобразовательными дисциплинами учащиеся в процессе обучения могли бы получить производственную подготовку. Так родился сарапульский радиотехнический техникум , ныне колледж радиоэлектронного приборостроения .
С первого курса у нас начались специальные предметы : электрорадиоматериалы ( преподавал Шигин Иван Степанович..) , технология металлов и конструкционные материалы , кроме этого нам в объеме средней школы преподавали обществоведение , историю , литературу , немецкий язык , математику (Кузнецова Галина Ивановна), физику ( преподавала Протасова .) , химию .
Обществоведение нам преподавал директор техникума Пищиков Павел Матвеевич – крупный грузный мужчина , ему тогда было , мне казалось далеко за 60 (скорее всего я ошибался , он был моложе!) в стране и техникуме велась нещадная борьба с длинными мужскими прическами( тлетворное влияние запада) : на входе в техникум утром постоянно дежурила группа активистов , не допускающих до занятий учащихся , если хотя бы на миллиметр длина их волос превышала допустимую. На один из уроков Павел Матвеевич принес популярный тогда журнал «Новое время » , я думаю из-за колонки на одной из последних страничек , где печатали иногда достоверные новости западной жизни . Когда этот журнал прошел по рядам , и все прочитали предложенное , то директор торжествующе воскликнул: «Поняли ! Время хиппи уходит». Далее он длительное время нравоучительно говорил , что и время длинных волос прошло . Я , возьми , да и скажи : « А , что если хиппи постричь наголо , то он все равно останется хиппи..? Что тут началось ! Загрохотали гром и молния! Меня назвал он «зеленым» , духовно не созревшим , что такие как я легко попадают под влияние западных голосов, под конец сказал , что «дурак всегда останется дураком» . Что мне оставалось , я сидел прижав уши! Он до конца моей учебы демонстрировал ко мне неприязнь , по обществоведению в дипломных оценках у меня поставлено-«три»!
Литературу у нас преподавала Пуртова Нелли Ивановна , запомнился один момент : мы проходили « Преступление и наказание» Достоевского Федора Михайловича. Я в это время был болен , температурил , но на занятия ходил , и вот во время болезни я прочитал это произведение . Вспоминаю , что читал всю ночь , иногда засыпая с высокой температурой , во сне ко мне как на яву приходили персонажи книги , я как бы с ними общался . Еще не совсем выздоровевшего меня вызвали к доске и спросили урок : « Образ Раскольникова» , помню , рассказал свое личное восприятие этого персонажа , с тех пор Нелли Ивановна кроме пятерок до конца учебы мне ничего не ставила ( у меня в дипломных оценках русский , литература -5/5) . Хотя произведение «Идиот» Достоевского (даже в зрелом возрасте) я принимался читать раз семь- восемь , но больше четвертой , иногда половины книги прочесть не могу – не понимаю…из «Подростка» , только помню , как он себе чистил хорошо одежду и сапоги . Но Родион Раскольников , его моральные страдания, его сравнение с Наполеоном определили мое восприятие жизненных ситуаций и поступки в жизни на долгие годы..
Черчение , до сих пор вспоминаю , как нас скурпулезно ему учили ; сколько времени занимало , чтобы вычертить чертеж верно ? Чертили на ватмане –это толстая чертежная бумага , купить ее было довольно сложно , поэтому использовали полуватман , на котором после стирательной резинки появлялись дыры . Чертили карандашами Т1, Т2 , Т3 ,Т , ТМ, М1, М2 ( твердый, мягкий , цифра говорит о степени твердости и мягкости графита стержня) . В чертежных кабинетах стояли кульманы ( специальная доска для черчения с закрепленными линейками для проведения линий под разными углами и парралельных) . Вычерчивали детали машин и механизмов . Чертили рейсфедором тушью на кальке . Сложнее было проекционное черчение , это были основы начертательной геометрии. Помню нерадивые учащиеся , приходя на урок без чертежа , врали : «потеряли, что его смяли в автобусе , и он его выкинул в урну» , на что преподаватель говорил : «беги , тащи из урны , разверну , прочитаю»!Если на других предметах еще как-то можно было схитрить , то здесь нужно было предоставить чертеж. Эта наука , как для меня оказалось , в жизни инженера очень важна. До сих пор благодарен своим учителям в техникуме Волкову Александру Федоровичу и Ефимову Сергею Николаевичу.
По предмету технология металлов и конструкционные материалы преподаватель Сорокин…. задал написать биографии ученых металлургов . Все добросовестно законспектировали в тетрадь из Большой советской энциклопедии биографии , обозначив в заголовках фамилии и годы жизни . А я все оформил и написал в форме реферата(раньше такого слова и понятия не было), в начале было предисловие о вкладе русских и советских ученых в науку металлургию , потом написал о наиболее выдающихся достижениях этой науки , о роли ученых ( до сих пор помню) Аносова Павла Петровича , Чернова Дмитрия Константиновича и многих других . Описание достижений и заслуг русской науки металлургии оформил пространным заключением. Преподаватель кратко рассказал о моей работе , всем поставил ее в пример , оценив ее на пятерку.
На втором курсе мы изучали предметы: высшую математику, техническую механику (урезанный курс сопромата высшей школы) , электрические измерения (Бреган Дмитрий Николаевич), детали механизмов радиоустройств , начали изучать во втором полугодии электронные и полупроводниковые приборы (Саяпин) , автоматику и вычислительную технику ( Кочкин Адольф Георгиевич), теоретические основы электротехники (ТОЭ)(преподаватель Туманов Владимир Николаевич). Владимир Николаевич высокого роста, всегда безукоризненно одетый, в модных костюмах , прекрасный лектор и преподаватель, в доступной форме всегда приветствующий реплики и активность на лекциях (да и был то он нас старше на каких-то лет пять –шесть) дал нам неплохие знания по этой непростой науке . (Потом он долгое время работал мэром Сарапула).По всем техническим дисциплинам выполняли многочисленные лабораторные работы в специально оборудованных помещениях , оснащенными , по тем временам новыми приборами , стендами. Все таки техникум готовил специалистов для военной промышленности и радиозавод не скупился на оборудование для лабораторий! Выполнив работу , важно было ее сдать преподавателю , продемонстрировать понимание физических процессов работы того или иного устройства , схемы , метода измерения .
Конечно жизнь в городе изменила многие мои понятия : я был предоставлен сам себе , контроля со стороны родителей не было . Бытовые проблемы приходилось решать одному . Деньги тоже надо было учиться расходовать , хотя мне родители давали и не слишком уж мало . Но соблазнов в городе хватало : это и кинотеатры , мороженое, по началу сладости.., иногда приходилось сидеть голодным без копейки денег …! Городские ребята шли после занятий домой , где их ждали родители , а мы туда где интересней провести время.. Иногда подрабатывали на кондитерской фабрике или на ликеро-водочном заводе грузчиками , за часов 5-6 изнурительной работы получали по 3-5 рублей.
Конечно , много времени на первых курсах проводили в городском читальном зале по улице Азина . На последних курсах занимались в читальных залах техникума и радиозавода. Каждый год осенью ездили группой на уборку картофеля в колхозы , это было самое веселое и беззаботное время- накормят и спать уложат , только собирай урожай !
В летнее время во время подготовки к экзаменам на двухпалубном теплоходике ПТ ( билет стоил 10 копеек) большей частью группы добирались до острова «Пляж» на реке Кама, где купались , загорали , готовились к экзаменам , иногда пили дешевое красное крепленое или сухое вина, которых в магазинах было изобилие. У моего приятеля Кольки Прохоренко у его дяди была моторная лодка с двигателем «Ветерок» , бензин тогда был дешев , его можно было попросить даже у незнакомого водителя машины . Заправив литров 20 , мы гоняли по Каме , исследуя все ее берега .
Вечерами ходили в городской « Пушкинский сад» , созданный во знаменование столетия со дня рождения поэта в 1899 году , где росли вековые деревья , была танцплощадка , играли местные и гастролирующие вокально – инструментальные ансамбли , приезжали и выступали артисты , бывал Владимир Высоцкий . Сад был огорожен трехметровым забором , на входе всегда дежурили милиционеры , по дорожкам сада патрулировали народные дружинники с красными повязками . Входной билет стоил 50 копеек , но у нас 16-17 летних считалось шиком незаметно пробраться без билета через забор , правда несколько раз после неудачных попыток меня выводили за ворота дружинники или милиционеры.
В саду были киоски , где продавали мороженое , цветы , воду , пиво , гуляли по дорожкам , назначали свидания , танцевали, знакомились , дрались …..Нас как магнитом тянуло туда! Расставаясь днем , говорили друг другу : «Ну , что ? Вечером в саду!»
На нашем курсе было пять групп , четыре группы –«радиоаппаратостроение» и одна группа –«обработка металлов резанием» . Все были после восьмого класса – цифра-8 , Р – радиоапаратостроение , 12 – номер курса и группы . Я учился в группе 8Р-12 , на четвертом курсе 8Р-42 .
На первом курсе нас в группе было 35 человек , пять из них были приняты кандидатами : Боря Киршин , Витя Черкасов , Толя Шевченко, Галя Елсукова ,Валера Русинов , после окончания первого курса из них остались Галя и Валера. Девчонок в группе было 13 , остальные парни. На втором курсе за драку с местными ребятами во время уборки картофеля отчислили Николая Князева и Гришу Шуткина. Василия Русинова на третьем курсе посадили в тюрьму за драку на улице , отчислили из техникума . Все остальные закончили учебу , получили дипломы . Но на радиозаводе в Сарапуле остались и работают сейчас только Галя Елсукова , Саша Ижболдин и Володя Коршунов. Остальных жизнь разбросала кого куда .
От Сарапула до Куеды добирался на поезде , это 120 километров , билет стоил два рубля двадцать копеек , но билетов иногда не было , да и пассажирские поезда ходили в неудобное время , поэтому чаще всего добирались на почтово-багажных поездах между вагонами или на крыше без билета , когда было очень холодно , просились в почтовые вагоны , но тогда нужно было платить деньги за проезд.
За Камским мостом станция Шолья , там выходил Валера Русинов , в Камбарке жили Татьяна Полетаева , Татьяна Попова , Вера Глухова , из Куеды я и Татьяна Кабанова , все мы учились в одной группе.
От Куеды до Аряжа ходил пешком , домой появлялся , в основном , когда были нужны деньги . Родители уже не спрашивали , зная , что приехал без копейки..
После окончания третьего курса , летом после экзаменов работали месяц во втором цехе радиозавода – на резьбонарезных станках изготавливали гайки и болты , помню , заработал 80 рублей.
Продолжая изучать ТОЭ и электронику , на третьем курсе нам преподавали электрические машины и источники питания (Кочкин Адольф Георгиевич) , основы радиотехники , радиоизмерения (Бреган Дмитрий Николаевич) , основы обработки материалов и технические измерения (Макарова Л.К.) . На третьем и четвертых курсах основными предметами были радиоприемные и радиопередающие устройства , которые преподавали Лялин и Юрков Юрий Федорович), импульсная техника , радиолокация и телевидение( Мухаметзянов С.С.) .
Заключающими были основы расчета и конструирования радиоаппаратуры ( Коренев Леонид Михайлович) , технология производства радиоаппаратуры (Коренев Леонид Михайлович ) , экономика , организация и планирование производства ( Великая И.Т.) .
Учили нас на совесть , каждый день выборочно спрашивали на оценку , которую заносили в журнал , потом выставляли оценки за семестр как в школе. По каждому предмету сдавали экзамены , результаты которых заносились в дипломную ведомость. Постоянно писали курсовые работы с многочисленными чертежами и радиосхемами, проводили практические занятия . Курс обучения был рассчитан на 4 года , начали мы учиться 1 сентября 1971 года , а дипломный проект я защитил 28 июня 1975 года .
Все мои однокурсники были направлены на работу на радиозавод им Серго Орджоникидзе , представлявший в то время очень большое предприятие , выпускавшее десятки наименований военной электронной продукции . Работали в три смены , утром шел нескончаемый поток работников к проходной завода .
Немного истории:
Завод , основанный в 1900 году в Санкт-Петербурге специализировался на выпуске телеграфной и телефонной аппаратуры , производимой для оснащения железной дороги , пожарных частей и почтового ведомства . В 1915 году передан Военно- Техническому управлению . Завод перешел на заказы для снабжения действующей армии.
В апреле 1918 года завод был эвакуирован в Москву с одновременным его преобразованием в 1-й Государственный электротехнический завод. Завод выпускал детекторные приемники и первые в СССР ламповые приемники типа БИ-234, СИ-235 , динамические громкоговорители.
Завод во время войны в сентябре 1941 года с оборудованием , рабочими и специалистами был эвакуирован из Москвы , станки были выгружены и установлены на пустыре под открытым небом , и , практически , сразу начал выпускать продукцию для фронта . Завод являлся единственным в годы Великой Отечественной войны предприятием в СССР , выпускающим радионавигационную аппаратуру для транспортной и дальнебомбардировочной авиации . Изделия завода шли на вооружение истребительной , штурмовой , ближнебомбардировочной авиации.
После Великой Отечественной войны , традиционно развивая направление по разработке радиосвязи для бронетанковой техники , завод освоил проектирование и выпуск гражданской продукции : 1944 -1984 гг.- проектирование , производство и выпуск радиоприемников и радиол «Москвич», «Кама», «Иоланта» , «Рапсодия». 1958 г.- на международной выставке в Брюсселе отмечены золотыми медалями радиолы «Комета» и аварийно –спасательная радиостанция «Шлюп». В 1963 -1971гг.-выпускались первая в СССР стереофоническая радиола « Италмас» , малогабаритные приемники «Космос» , «Орленок» . 1969-1982гг.- выпуск зондовой (шаровой) радиоаппаратуры передачи данных телеметрии «Бара-Пингвин» , «Ольха» , и аварийно-спасательных станций «Призыв» , «Плот». 1968 -2004гг.- выпуск автомобильной аппаратуры - всеволновых приемников «Урал-авто» .
В настоящее время предприятие выпускает изделия нового поколения военной техники связи для колесных и гусеничных боевых машин и других подвижных объектов.
Сегодня ОАО « Сарапульский радиозавод –Холдинг» - современное предприятие , имеющее все необходимые инженерно- технические и производственные структуры , где активно внедряются новая техника , передовые технологии и современное оборудование.
К , сожалению , заказов не очень много . Недавно по телефону разговаривал с Володей Коршуновым , он работает программистом в цехе , выпускающем радиостанции , говорит , что за небольшую зарплату приходится много работать , часто сверхурочно . В цехах не хватает слесарей , монтажников , регулировщиков , программистов.
В московском институте я изучал историю КПСС , марксистко-ленинскую философию , политическую экономию , научный коммунизм , немецкий язык .
Много времени изучал высшую математику , физику , основы химии и электротехнические материалы , инженерную графику , теоретическую механику . Прослушал большой курс теоретических основ злектротехники , курс расчета и конструирования точных механизмов . Длительное время изучал электрические измерения , вычислительную технику , злектронику , теорию электрических цепей автоматики , телемеханики и связи , теоретические основы автоматики и телемеханики , импульсную технику .
Электрические машины , у нас был очень неординарный преподаватель Серебряков Иван Николаевич , я навсегда запомнил его лекции о трансформаторах , которые являются электрическими машинами. Панкратов Леонид Николаевич – преподавал теорию электрических цепей , который вдолбил мне в голову , что такое добротность в электрических цепях..
Изучал электропитание устройств автоматики , телемеханики и связи , линии автоматики и связи .
Запомнились предметы –теория передачи сигналов , радиосвязь! , передача дискретной информации .
На последних курсах основными были: телефонная связь , многоканальная связь , измерения в технике связи . Но главной наукой был предмет – автоматика и телемеханика!
Заключительными - автоматизированные системы управления технологическими процессами . Был по окончании предмет- совершенствование хозяйственного механизма .
Перед защитой диплома сдавали Государственный зкзамен по Научному коммунизму…
В институте я изучал , практически тоже самое , что и в техникуме только более углубленно , используя во всех случаях элементы высшей математики ….
Свидетельство о публикации №219041801259