Детекторный приемник

УРОКИ ФОТОГРАФИИ
Мне было лет двенадцать,  когда я у бабушки выпросил фотоаппарат. Самый дешевый – «Смена 8М» - стоил тогда  одиннадцать рублей. Сходил в магазин «Культтовары» в Куеде, он находился тогда в деревянном здании, на том месте, где сейчас трехэтажное  здание  библиотеки. Купил фотоаппарат, пленку, кассеты для пленок. Тридцатишестикадровая пленка стоила 35 копеек, проявитель - 20 копеек, закрепитель(фиксаж) - 14 копеек. Различные небольшие ванночки продавались за 20-30 копеек. У родителей выпросил деньги на фотоувеличитель, который стоил тринадцать рублей , купил бачок за два рубля двадцать копеек  для проявки пленок, красный фонарь. Знаний по фотографии не было никаких. После нескольких неудачных попыток получить снимки я где-то нашел книгу «25 уроков фотографии». Проштудировав ее, кое-что начал понимать: что такое диафрагма, время выдержки, единицы светочувствительности пленки.
В моей комнате постоянно было завешено окно. Проявлял, закреплял,  печатал, снова проявлял,  так что пальцы рук от проявителя всегда были желтыми. Особенно нравился  мне момент, когда в ванночке с проявителем  появлялось изображение, а вся комната была завешана сохнущими пленками и фотографиями. Случались  и неприятные моменты, когда удачный кадр безвозвратно терялся из-за неправильно накрученной на катушку пленки. Увлечение фотографией длилось где-то года три-четыре. У меня даже сохранилось несколько довольно приличных фотографий, сделанных в то время.
В деревне Куеда мы с ребятами много времени проводили в лесу, который располагался за деревней в форме круга, за что его называли «остров». Начитавшись книг Виталия  Бианки и Михаила Пришвина, я с самодельным ружьем и фотоаппаратом ходил по лесным заячьим тропкам, определял по следам, какой зверь прошел. Лес стоял в красивых снежных сугробах, зверья было мало, потому что летом  поля обрабатывали с самолетов и не всегда сыпали строго по назначению –  облака удобрений попадали иногда даже и на нашу деревню.
Со стволов елей мы топили серу, использовали ее как жвачку. Кругом были заросли вереска с фиолетовыми ягодами, растения, которые мы называли «волчьи ягоды». С крутых спусков зимой мы катались на лыжах. В марте, особенно в раннее воскресное утро -катались  на велосипедах по насту, который держался часов до одиннадцати утра. В центре деревни, около моста через реку  Буй, катались на коньках, по льду добегали до деревни Урталга и обратно.
Но кроме этих мальчишеских увлечений меня постоянно тянуло мастерить своими руками какие-нибудь технические приспособления.

ДЕТЕКТОРНЫЙ ПРИЕМНИК
В школьной библиотеке я нашел подшивки  журналов «Юный техник» и «Моделист-конструктор». Многие статьи в них меня привлекли. Интересно было сделать  своими руками подзорную трубу, и надо-то для этого было не очень много: для простейшей - всего две линзы,  одна чтобы уменьшала, а другая увеличивала. Но где это все взять в деревне, да и в поселке не было подобных магазинов. Если увеличительную линзу (двояковыпуклую) я нашел достаточно быстро  - от какой-то лупы, то уменьшительную ( двояковогнутую) искал долгое время. Нашлась она у одноклассника Тольки Брюханова из деревни Барановки, путем каких-то немыслимых обменов я стал ее  счастливым обладателем. Склеил из нескольких листов бумаги две трубки так, чтобы одна входила в другую, уменьшительное стекло находилось у глаза, увеличительное направлялось на объект. Изменением длины трубки  я  менял фокусное расстояние, добиваясь тем самым оптического приближения объекта.  Рассматривал в трубу Луну, утреннюю звезду Венеру, ночное звездное небо, окрестности деревни.(Позднее , лет в 14 я нашел вогнутое зеркало , и в фокусе его через лупу разглядывал звездное небо).
Из детских забав помню передачу звука на расстояние при помощи двух бумажных самодельных стаканчиков. В их донышках прокалывали отверстия, завязывали нитку узлом, нитку натягивали стаканчиками и говорили (шептали)  в стаканчики, которые служили  микрофоном и телефоном одновременно. Звуковая волна распространялась по нитке.
Журнал «Юный техник» выходил с приложением - вклеенным в мягкую обложку большим свернутым листом с описанием самоделок. Меня заинтересовал детекторный приемник, привлек  простотой своей конструкции  и возможностью принимать радиостанции без какого либо питания. Благо, что в то время уже накопился некоторый хлам из  радиодеталей, дома валялся старый радиоприемник «Родина», да и у друзей по улице кое-что было. Мы  с соседом Колькой Балахниным, который был старше меня на год , нашли диоды,  разобрали небольшой трансформатор от радиоприемника.  Намотали катушку  контура, насобирали кучу конденсаторов. Нашли детали и головные телефоны от старых телефонных аппаратов и собрали нехитрую схему. Антенну закинули на тополь около речки, но приемник работать не хотел. Для его работы нужно было выполнить пару условий: повыше закинуть антенну и обеспечить хорошее заземление. Наш  приятель Андрей Засухин , старше нас года на три помог нам закрепить  на тополе через изолятор антенну из длинной железной проволоки, «землю» сделали из рамы старой железной кровати, которую закопали в землю, полили водой и утрамбовали. Что мы только ни делали: катушку перематывали, конденсаторы меняли - приемник все равно не хотел работать,  в головном  телефоне даже шорохов не было слышно, пока Витька Батраков не дал мне телефон от наушников. Только мы его подключили - щелкнуло, и мы услышали какое-то подобие речи. После длительных манипуляций со схемой, подбора конденсаторов мы добились довольно сносного звучания, хотя и только в дневное время. Понятия «колебательный контур», «прохождение радиоволн», а также  принцип работы диода -  все это было тогда для меня чем-то очень далеким. Но приемник работал! Так я получил первое представление о радиотехнике!
Отец выписал для меня журнал «Юный техник». Там была  рубрика «Патентное бюро», где принимали на рассмотрение заявки на изобретения, полезные изделия, самоделки. Я послал туда не один десяток предложений. Иногда мне присылали ответы на красивом бланке с логотипом журнала. Вот некоторые из моих заявок. Я предложил сделать механическую отвертку, вращающуюся возвратно-поступательным движением рук через редуктор. С удивлением я увидел после и даже пользовался таким приспособлением на практике на Сарапульском радиозаводе. Предложил я и принципиально новую схему космической ракеты, где используется только один ракетный двигатель, отработанные отделяющиеся ступени с пустыми  баками находятся впереди, то есть горючее перетекает из передних ступеней в задние, потом передние отделяются. Помню дословно,  что мне ответили: «Ваш проект довольно интересен, напишите, каким способом Вы будете отделять ступени». Я ответил, написал номер письма из журнала, но ответа не получил… Подобного проекта я так и не встречал в технической и научно-популярной литературе, хотя до сих пор интуитивно чувствую в моем детском  предложении рациональное зерно.
Конечно, многое из памяти стерлось. Недавно я встретил приятеля детства Сашку Елькина из деревни Куеды, я его сразу не узнал. Когда мы разговорились, вспоминая прошлое, выяснилось, что запомнил он меня  постоянно что-нибудь изобретающим.

ЧИТАЛ ГДЕ ТОЛЬКО МОГ
Книги! В детстве я их перечитал великое множество, отец собрал очень хорошую библиотеку, в Аряже, где я учился в седьмом и восьмом классах, были хорошие библиотеки  - школьная и сельская. Имелись полные собрания сочинений сороковых годов  Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Чехова, Бунина, собрания сочинений западных классиков: Золя, Мопоссана, Гете, Шекспира, Диккенса, Стивенсона, Джека  Лондона,  Герберта Уэллса и многих других. Помню, я ставил себе задачу познакомиться со всеми произведениями классика, которого я начинал читать. Увлекся я и чтением биографических книг о великих математиках, инженерах, химиках. Помню, после книги о хирурге Боткине прочитал все имеющиеся книги о великих медиках, даже книгу о ветеринаре Скрябине. Оставили  след в моей памяти книги о математиках Лобачевском, Софье Ковалевской, читал наивные, как мне казалось, труды Циолковского. Запомнились  - да я и сейчас иногда беру их в руки - книги о великом скрипаче Паганини, «Мартин Иден» Джека Лондона , воспоминания  Федора Ивановича Шаляпина. 
          Дядя моего отца, майор в отставке, привез ему книгу «Воспоминания и размышления»  Георгия Константиновича  Жукова в первом издании от 1969 года, я ее проглотил за очень короткое время. К сожалению, сейчас эта книга утеряна, довольствуюсь электронным текстом из интернета.
С Жуковым связана одна история, которую я неоднократно слышал из уст дяди отца, Степана Семеновича Русина. История не совсем красивая, но, как говорят, «из песни слов не выкинешь». Это случилось во время службы дяди в Свердловске. Жуков был в 1946 году командующим Уральским военным округом. «Мне сообщили, что нас троих вызывают к маршалу, я был старший по званию – капитан, бегу по лестнице, а в голове: за что, что случилось?  Жуков обладал почти не ограниченной властью, мог и разжаловать, и посадить. Захожу в кабинет, он поднимается из-за стола: «Извозчики! Мать вашу!». Сразу вспомнилось, как мы втроем днем после бани на улице пили пиво  и нас задержал патруль», -  вспоминал Степан Семенович. - Но все обошлось, вызов был сделан в воспитательно-профилактических целях».
Читал я где только мог, иногда прятал книгу под учебники, чтобы родители не заметили, что я не учу уроки, читал книги на уроках в школе, залезу на русскую  печку, чтобы никто не видел, жую сухари и читаю…
      Любовь к чтению я сохранил до сих пор , главное , чтобы произведение было увлекательным , а чтение не только доставляло удовольствие , но и заставлять думать . Желательно , чтобы главный герой попадал в ситуации , сходные с теми , что случались когда-то с вами и переживания о которых тревожат вас до сих пор . Также книга должна или вселять оптимизм и веру в лучшее , или омывать душу  , оставляя ощущение светлой грусти.
        Рассматривал радиосхемы устройств, мне они казались китайской грамотой, но постепенно  я начал понимать, что такое резистор, лампа, транзистор. Проводил эксперименты по передаче звука по проводам. Микрофонов не было, по образу и подобию патефонной головки я сделал из двух  круглых  кусочков фольги (от чая) конструкцию,   между пластинами поместил  кусочки пластилина, приклеил к фольге   провода, питание взял от батарейки и подал на динамик - передача звука получилась. Позже, в техникуме, с удивлением  узнал, что смастерил емкостной микрофон, разновидностей которого по принципу действия существует несколько.
   Часто снимал заднюю картонную  крышку радиоприемника «Комета» ,  заглядывал туда внутрь , там тускло светились радиолампы , виднелись картонные цилиндры , обмотанные тонким проводом , пачки фигурных железных пластинок , надетых на них катушек проводов , громкоговоритель , куча голых и в изоляции проводов . При вращении маленькой черной ручки настройки , заметил , что меняется положение металлических пластинок , установленных словно зубья гребенки . Эти пластинки при вращении ручки настройки погружались в пространство между такими же пластинками , но неподвижно закрепленными . Вот и все изменения при вращении ручки настройки. Мне было непонятно , как незначительное изменение ручки настройки вызывало разные звучание разных радиостанций . В одной из книг я нашел этому объяснение , там работа радиоприемника начиналась с объяснения , как работает маятник часов .
      Для того чтобы это все понять мне пришлось перелопатить кучу книг !
         
 
       После окончания восьмого класса мы с родителями поехали в город Сарапул  на реке Кама . Подали документы , сдавать вступительные экзамены я приехал один . Поселили меня в общежитие . Проснулся , выхожу : все дома одинаковые , мне 15 лет , кроме деревенских домов и леса ничего не видел.. На руке часы.. .до экзамена остается минут 15 , я туда-сюда , кого-то спрашиваю , волнуюсь..! Прибегаю , захожу  ! Приглашают! Кабинет светлый , столы полированные зеленые ! А я учился раньше в Аряже только на обшарпанных закрашенных  партах!
    Беру билет! « прямоугольники  -синусы и косинусы». Сразу вспомнил нашу учительницу по математике Алевтину Алексеевну Постнову . Однажды она меня вызвала к доске , я , как всегда,  урока не подготовил , но смело ей доказал , что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов,  все это мелом нарисовав на доске.
     Принимали экзамены Фогель  и его жена Кузнецова Галина Ивановна , они меня выслушали , переглянулись (как сейчас помню ) и поставили мне четверку) . Следующим экзаменом был диктант по русскому языку , я его написал и уехал домой , во время сдачи экзаменов познакомился с Толей Букиным , который письмом сообщил мне , что за диктант мне поставили четыре. После его письма я расстроился , зная , что конкурс был четыре человека на место . Я уже приготовился учиться в девятом классе в Куеде : родители купили учебники . 
    13 августа мне из техникума пришло письмо , в нем было написано, что я принят ! Как я потом понял большое значение повлияло , что у меня были хорошие оценки в свидетельстве об окончании восьмого класса.
     На второй день учебы я получил двойку по математике , через неделю вторую . Я очень хотел учиться в таком красивом здании , да и родителей не хотелось огорчать : я не выпускал учебники из рук. До  сих пор не могу понять : как я осилил все это после деревенской школы .В московском ВУЗе я изучал математику два с половиной года,  но такого напряжения мозгов  не испытывал!
  Немного истории:
        В военном  1944 году по распоряжению Совнаркома Союза ССР и по приказу Народного комиссариата электропромышленности СССР был образован Сарапульский электромеханический техникум , главной задачей которого было обеспечить радиозавод квалифицированными кадрами. Предстояло создать новое по форме и необычное по содержанию среднее специальное учебное заведение , где наравне с техническими предметами и общеобразовательными дисциплинами учащиеся в процессе обучения могли бы получить производственную подготовку. Так родился сарапульский радиотехнический техникум , ныне колледж радиоэлектронного приборостроения .
       С первого курса  у нас начались специальные предметы : электрорадиоматериалы  ( преподавал Шигин Иван Степанович..) ,  технология металлов и конструкционные материалы , кроме этого нам в объеме средней школы преподавали обществоведение , историю , литературу , немецкий язык , математику (Кузнецова Галина Ивановна),  физику ( преподавала Протасова  .) , химию .
     Обществоведение нам преподавал директор техникума Пищиков Павел Матвеевич – крупный грузный мужчина , ему тогда было , мне казалось  далеко за 60 (скорее всего я ошибался , он был моложе!)  в стране и техникуме велась нещадная борьба с длинными мужскими прическами( тлетворное влияние запада) : на входе в техникум утром  постоянно дежурила группа активистов , не допускающих до занятий учащихся , если хотя бы на миллиметр длина их волос превышала допустимую.  На один из уроков Павел Матвеевич принес популярный тогда журнал «Новое время » , я думаю из-за  колонки на одной из последних страничек , где печатали иногда достоверные новости западной жизни . Когда этот журнал прошел по рядам , и все прочитали предложенное , то директор торжествующе воскликнул:      «Поняли ! Время хиппи уходит».  Далее он длительное время нравоучительно говорил , что и время длинных волос прошло . Я , возьми , да и скажи : « А , что если хиппи  постричь наголо , то он все равно останется хиппи..? Что тут началось ! Загрохотали гром и молния! Меня назвал он «зеленым» , духовно не созревшим , что такие как я легко  попадают под влияние западных голосов, под конец сказал , что «дурак всегда останется дураком» . Что мне оставалось , я  сидел прижав уши! Он до конца моей учебы демонстрировал ко мне неприязнь , по обществоведению в дипломных оценках у меня поставлено-«три»!
        Литературу у нас преподавала Пуртова Нелли Ивановна , запомнился один момент : мы проходили « Преступление и наказание» Достоевского Федора Михайловича.  Я в это время был болен , температурил , но на занятия ходил , и вот во время болезни я прочитал это произведение . Вспоминаю , что читал всю ночь , иногда засыпая с высокой температурой , во сне ко мне как на яву приходили персонажи книги , я как бы с ними общался . Еще не совсем выздоровевшего меня вызвали к доске и спросили урок : « Образ Раскольникова» , помню , рассказал свое личное  восприятие этого персонажа , с тех пор Нелли Ивановна кроме пятерок до конца учебы мне ничего не ставила ( у меня в дипломных оценках русский , литература -5/5) . Хотя произведение «Идиот»  Достоевского (даже в зрелом возрасте) я принимался читать раз семь- восемь , но больше четвертой , иногда половины книги прочесть не могу – не понимаю…из «Подростка» , только помню , как он себе чистил хорошо одежду и  сапоги . Но  Родион Раскольников , его моральные страдания,  его сравнение с Наполеоном определили мое восприятие жизненных ситуаций  и поступки в  жизни на долгие годы..
 Черчение , до сих пор вспоминаю , как нас скурпулезно  ему учили ; сколько времени занимало , чтобы вычертить чертеж верно ? Чертили на ватмане –это толстая чертежная бумага , купить ее было довольно  сложно , поэтому использовали полуватман , на котором после стирательной резинки появлялись дыры . Чертили карандашами Т1, Т2 , Т3 ,Т , ТМ, М1, М2 ( твердый, мягкий , цифра говорит  о степени твердости и мягкости графита стержня) . В чертежных кабинетах стояли кульманы ( специальная доска для черчения с закрепленными линейками для проведения линий под разными углами и парралельных) . Вычерчивали детали машин и механизмов . Чертили рейсфедором тушью на кальке . Сложнее было проекционное черчение , это были основы начертательной геометрии.  Помню нерадивые учащиеся , приходя на урок без чертежа , врали : «потеряли,  что его смяли в автобусе , и он его выкинул в урну» , на что  преподаватель говорил : «беги , тащи из урны , разверну , прочитаю»!Если на других предметах еще как-то можно было схитрить , то здесь нужно было предоставить чертеж. Эта наука , как для меня оказалось , в жизни инженера очень важна. До сих пор благодарен своим учителям в техникуме Волкову Александру Федоровичу и  Ефимову Сергею Николаевичу.
     По предмету технология металлов и конструкционные материалы преподаватель Сорокин…. задал написать биографии ученых металлургов . Все добросовестно законспектировали в тетрадь из Большой советской энциклопедии биографии  , обозначив в заголовках фамилии и годы жизни . А я все оформил и написал в форме реферата(раньше такого слова и понятия  не было), в начале было предисловие о вкладе русских и советских ученых  в науку металлургию , потом написал о наиболее выдающихся достижениях этой науки , о роли ученых ( до сих пор помню) Аносова Павла Петровича , Чернова Дмитрия Константиновича и многих других .  Описание достижений и заслуг русской науки металлургии оформил пространным заключением. Преподаватель кратко рассказал о моей работе , всем поставил ее в пример , оценив ее на пятерку.
   На втором курсе мы изучали предметы: высшую математику, техническую механику (урезанный курс сопромата высшей школы) , электрические измерения (Бреган Дмитрий Николаевич), детали механизмов радиоустройств , начали изучать во втором полугодии электронные и полупроводниковые приборы (Саяпин)  , автоматику и вычислительную технику ( Кочкин Адольф Георгиевич),  теоретические основы электротехники (ТОЭ)(преподаватель Туманов Владимир Николаевич). Владимир Николаевич высокого роста, всегда безукоризненно одетый, в модных костюмах , прекрасный лектор и преподаватель, в доступной форме всегда приветствующий реплики и активность на лекциях (да и был то он нас старше на каких-то лет пять –шесть) дал нам неплохие знания по этой непростой науке . (Потом он долгое время работал мэром Сарапула).По всем техническим дисциплинам выполняли многочисленные лабораторные работы в специально оборудованных помещениях , оснащенными , по тем временам  новыми приборами , стендами. Все таки техникум готовил специалистов для военной промышленности и радиозавод не скупился на оборудование для лабораторий! Выполнив работу , важно было ее сдать преподавателю , продемонстрировать  понимание физических процессов работы  того или иного устройства , схемы , метода измерения .
          Конечно жизнь в городе изменила многие мои понятия : я был предоставлен сам себе , контроля со стороны родителей не было . Бытовые проблемы приходилось решать одному . Деньги тоже надо было учиться расходовать , хотя мне родители давали и не слишком уж мало . Но соблазнов в городе хватало : это и кинотеатры , мороженое, по началу сладости.., иногда приходилось сидеть голодным без копейки денег …! Городские ребята шли после занятий домой , где их ждали родители , а мы туда где интересней  провести время.. Иногда подрабатывали на кондитерской фабрике или на ликеро-водочном заводе грузчиками , за часов 5-6 изнурительной работы получали по 3-5 рублей.
    Конечно , много времени на первых курсах проводили в городском читальном зале по улице Азина . На последних курсах занимались в читальных залах техникума и радиозавода.  Каждый год осенью ездили группой на уборку картофеля в колхозы , это было самое веселое и беззаботное время- накормят и спать уложат , только собирай урожай !
        В летнее время во время подготовки к экзаменам  на двухпалубном теплоходике ПТ ( билет стоил 10 копеек)  большей частью группы добирались до острова «Пляж» на реке Кама,   где купались , загорали , готовились к экзаменам , иногда пили дешевое красное крепленое  или сухое  вина, которых в магазинах было изобилие.  У моего приятеля Кольки Прохоренко  у его дяди была моторная лодка с двигателем «Ветерок» , бензин тогда был дешев , его можно было попросить даже у незнакомого водителя машины . Заправив литров 20 , мы гоняли по Каме , исследуя все ее берега .
       Вечерами ходили в городской  « Пушкинский сад»  , созданный во знаменование столетия со дня рождения поэта в 1899 году , где росли вековые деревья ,  была танцплощадка , играли местные и гастролирующие вокально – инструментальные ансамбли , приезжали и выступали артисты , бывал Владимир Высоцкий .  Сад был огорожен трехметровым забором , на входе всегда дежурили милиционеры , по дорожкам сада патрулировали народные дружинники с красными повязками . Входной билет стоил 50 копеек , но у нас 16-17 летних считалось шиком незаметно пробраться без билета через забор , правда несколько раз после неудачных попыток меня выводили за ворота дружинники или милиционеры.
       В саду были киоски , где продавали мороженое , цветы , воду , пиво , гуляли по дорожкам , назначали свидания , танцевали,  знакомились , дрались …..Нас как магнитом тянуло туда! Расставаясь днем , говорили друг другу : «Ну , что ? Вечером в саду!»
         На нашем курсе было пять групп , четыре группы –«радиоаппаратостроение» и одна группа –«обработка металлов резанием» . Все были после восьмого класса – цифра-8 , Р – радиоапаратостроение , 12 – номер курса и группы . Я учился в группе 8Р-12 , на четвертом курсе 8Р-42 .
        На первом курсе нас в группе было 35 человек , пять из них были приняты кандидатами : Боря Киршин , Витя Черкасов , Толя Шевченко, Галя Елсукова ,Валера Русинов , после окончания первого курса из них остались Галя и Валера. Девчонок в группе было 13 , остальные парни.   На втором курсе за драку  с местными ребятами  во время уборки картофеля отчислили Николая Князева и Гришу Шуткина.  Василия Русинова на третьем курсе посадили в тюрьму за драку на улице , отчислили из техникума . Все остальные закончили учебу , получили дипломы . Но на радиозаводе в Сарапуле остались и работают сейчас  только Галя Елсукова , Саша Ижболдин и Володя Коршунов. Остальных жизнь разбросала кого куда .
         
    От Сарапула  до Куеды добирался на поезде , это 120 километров , билет стоил два рубля двадцать копеек , но билетов иногда не было , да и пассажирские поезда ходили в неудобное время , поэтому чаще всего добирались на почтово-багажных поездах между вагонами или на крыше  без билета , когда было очень холодно  ,  просились в почтовые вагоны , но тогда нужно было платить деньги за проезд.
     За Камским мостом  станция Шолья , там выходил Валера Русинов , в Камбарке  жили Татьяна Полетаева , Татьяна Попова , Вера Глухова , из Куеды я и Татьяна Кабанова , все мы учились в одной группе.
    От Куеды до Аряжа ходил пешком  , домой появлялся , в основном , когда были нужны деньги . Родители уже не спрашивали , зная , что приехал без копейки..
         После окончания третьего курса , летом после экзаменов  работали месяц во втором цехе радиозавода – на резьбонарезных станках изготавливали гайки и болты , помню , заработал 80 рублей.
      Продолжая изучать ТОЭ и электронику , на третьем курсе нам преподавали электрические машины и источники питания (Кочкин Адольф Георгиевич) , основы радиотехники , радиоизмерения (Бреган Дмитрий Николаевич) , основы обработки материалов и технические измерения (Макарова Л.К.) . На третьем и четвертых курсах основными предметами были радиоприемные и радиопередающие устройства , которые преподавали Лялин и Юрков Юрий Федорович), импульсная техника , радиолокация и телевидение( Мухаметзянов С.С.) . 
     Заключающими были основы расчета и конструирования радиоаппаратуры ( Коренев Леонид Михайлович)  , технология производства радиоаппаратуры (Коренев Леонид Михайлович ) , экономика , организация и планирование производства ( Великая И.Т.) .
 Учили нас на совесть , каждый день выборочно  спрашивали  на оценку , которую заносили в журнал , потом выставляли оценки за семестр как в школе. По каждому предмету сдавали экзамены , результаты которых заносились в дипломную ведомость. Постоянно писали курсовые работы  с многочисленными чертежами и радиосхемами, проводили практические занятия . Курс обучения был рассчитан на 4 года , начали мы учиться 1 сентября 1971 года , а дипломный проект я защитил 28 июня 1975 года .
      Все мои однокурсники были  направлены на работу на радиозавод им Серго Орджоникидзе , представлявший в то время очень большое предприятие , выпускавшее десятки наименований военной электронной продукции . Работали в три смены , утром шел нескончаемый поток работников  к проходной завода .
Немного истории:
      Завод , основанный в 1900 году в Санкт-Петербурге специализировался  на выпуске телеграфной и телефонной аппаратуры , производимой  для оснащения железной дороги , пожарных частей и почтового ведомства . В 1915 году передан Военно- Техническому  управлению . Завод перешел на заказы для снабжения действующей армии.
            В апреле 1918 года завод был эвакуирован в Москву с одновременным его преобразованием в 1-й Государственный электротехнический завод. Завод выпускал детекторные приемники и первые в СССР ламповые приемники типа БИ-234, СИ-235 , динамические громкоговорители.
            Завод во время войны в сентябре 1941 года с оборудованием , рабочими и специалистами был эвакуирован из Москвы , станки были выгружены и установлены на пустыре под открытым небом , и , практически , сразу начал выпускать продукцию для фронта . Завод являлся единственным в годы Великой Отечественной войны предприятием в СССР , выпускающим радионавигационную аппаратуру для транспортной и дальнебомбардировочной авиации . Изделия завода шли на вооружение истребительной , штурмовой , ближнебомбардировочной авиации.
        После Великой Отечественной войны , традиционно развивая направление по разработке радиосвязи для бронетанковой техники , завод освоил проектирование и выпуск гражданской продукции : 1944 -1984 гг.- проектирование , производство и выпуск радиоприемников и радиол «Москвич»,  «Кама», «Иоланта» , «Рапсодия». 1958 г.- на международной выставке в Брюсселе отмечены золотыми медалями радиолы «Комета» и аварийно –спасательная радиостанция «Шлюп». В 1963 -1971гг.-выпускались первая в СССР стереофоническая радиола « Италмас» , малогабаритные приемники «Космос» , «Орленок» . 1969-1982гг.- выпуск зондовой (шаровой) радиоаппаратуры передачи данных телеметрии «Бара-Пингвин» , «Ольха» , и аварийно-спасательных станций «Призыв» , «Плот». 1968 -2004гг.- выпуск автомобильной аппаратуры -  всеволновых приемников «Урал-авто» .
         В настоящее время предприятие выпускает изделия нового поколения военной техники связи для колесных и гусеничных боевых машин и других подвижных объектов.
       Сегодня ОАО  « Сарапульский радиозавод –Холдинг» - современное предприятие , имеющее все необходимые инженерно- технические  и производственные структуры , где активно внедряются новая техника , передовые технологии и современное оборудование.
       К , сожалению , заказов не очень много . Недавно по телефону разговаривал с Володей Коршуновым , он работает программистом в цехе , выпускающем радиостанции , говорит , что за небольшую зарплату приходится много работать , часто сверхурочно . В цехах не хватает слесарей , монтажников , регулировщиков , программистов.
 
    
       
 

     В московском институте я изучал историю КПСС , марксистко-ленинскую философию , политическую экономию , научный коммунизм , немецкий язык .
     Много времени изучал высшую математику , физику , основы химии и электротехнические материалы , инженерную графику , теоретическую механику . Прослушал большой курс теоретических основ злектротехники , курс расчета и конструирования точных механизмов .  Длительное время изучал электрические измерения , вычислительную технику , злектронику , теорию электрических цепей автоматики , телемеханики и связи  , теоретические основы автоматики и телемеханики , импульсную технику .
     Электрические машины , у нас был очень неординарный преподаватель Серебряков Иван Николаевич , я навсегда запомнил его лекции о трансформаторах , которые являются  электрическими машинами. Панкратов Леонид Николаевич – преподавал теорию электрических цепей , который вдолбил мне в голову , что такое добротность в электрических цепях..
     Изучал электропитание устройств автоматики , телемеханики и связи , линии автоматики и связи .
      Запомнились предметы –теория передачи сигналов , радиосвязь! , передача дискретной информации .
       На последних курсах основными были: телефонная связь , многоканальная связь , измерения в технике связи . Но главной наукой был предмет – автоматика и телемеханика!
    Заключительными - автоматизированные системы управления технологическими процессами . Был по окончании предмет- совершенствование хозяйственного механизма .
      Перед защитой диплома сдавали Государственный зкзамен по Научному коммунизму…
     В институте я изучал ,  практически тоже самое , что и в техникуме только более углубленно , используя во всех случаях  элементы высшей математики ….
      
 
 
 

   
             
      


Рецензии