Переэкзаменовка по химии

Чтобы несколько рассказов в теме об "учебе в школе" связать воедино, написал ещё один.

                ***************************

Девятый класс для меня, предоставленного самому себе, так как старший брат с которым мы жили в недавно полученной родителями квартире в Алма-Ате, пропадал то на работе, то, невесть где - стал серьезным испытанием. Мы не так давно приехали в столицу. За два года до этого переехали из Карагужихи - лесозаготовительного села в Восточном Казахстане - и я опять учился в новой для меня школе. На этот раз в одноименном посёлке станции Или, в 60-ти километрах к северо-северо-востоку от столицы. Из них, с полгода жили в этом поселке, где снимали комнату в половине глинобитного дома.
Вскоре, можно было въезжать в свежесобранные и подключенные к воде и электроэнергии "финские" домики - уютные и теплые временные жилища в поселке строителей, Ново-Илийске. И теперь, в школу за 12 километров приходилось добираться и на крытой брезентом машине выделенной для таких же учеников как я руководством строительства ГЭС, и на велосипеде, и пешком, если опаздывал к "дежурке". Сначала, конечно побаивался ходить осенним ранним утром по укатанной в песках дороге, в темноте и одиночестве, но если светила луна - становилось веселей. А особенно напряжными для пацана, были утренние "марш-броски", когда приходилось выходить за несколько часов да начала занятий если был дежурным по классу в осенне-зимний период, так как предстояло растопить круглую печь обитую железом и успеть нагреть комнату к началу занятий.

Закончив семь классов и перейдя в восьмой, услышал от родителей, что вскоре мы поедем в город:я,учиться дальше.А брат рассчитывал найти работу по специальности.
Так мы оказались в городской квартире, на третьем этаже панельного дома недавно построенного микрорайона номер один.

Квартира нам понравилась "удобствами": круглосуточно подаваемой горячей водой и санузлом, а так же южной стороной третьего этажа панельного дома, что позволяло встречать рассвет первыми. По очереди, летом, спали на балконе - так было тихо и тепло, комфортно в те годы в городе. Будили нас утром звуки метлы дворника.
Ребячьих компаний в микрорайонах было хоть отбавляй, и лишь моё увлечение радиотехникой наверно, да чтением спасло от "кривой дорожки" и попадания под влияние криминала. Что греха таить? Это было есть и будет наверно, проблемой молодежи. И не только в нашей стране.

Коллектив в который попал в классе, оказался сборным: мы пришли в новую школу, недавно открывшуюся, из разных районов города, так как в микрорайонах кроме нас, получили квартиры многие родители девчонок и ребят-одноклассников.
Классный руководитель, ныне покойная Тамара Сергеевна Сергеева, светлая и добрая наша ей память - внесла свою лепту в то, чтобы десятилетку я таки закончил.На её вопрос "Витя, ты почему вчера не был на уроках", честно отвечал "проспал".

Она не ругала и не тащила меня к завучу, а просто говорила по-матерински: приходи на занятия даже если проспишь. Тебе, надо обязательно закончить десятилетку. И я приходил конечно, на уроки, кстати после её слов гораздо реже просыпая. А просыпал потому, что сидел до утра с какой-нибудь интересной радиосхемой, или - книгой. Брат, занятый своими делами - надо было уходить рано на работу - не вникал в дела младшего.
Приходил на занятия ещё и потому, что меня не ломали, а терпеливо подворачивали - если так можно сказать, в моей юной жизни. У нас было ещё и несколько учителей прошедших войну, и они были терпеливы к нам, мальчишкам и девочкам конца сороковых.

Учился так себе. Уроки которые были интересны посещал, с некоторых сбегал после переклички едва преподаватель отворачивался, и шел заниматься своими делами. Как это сходило с рук – один Бог, да Тамара Сергеевна знали.

В конце девятого класса, учительница химии, Ольга Николаевна, предупредила, что у меня выходит двойка по предмету, за год.
Ну не любил эту науку с непонятными формулами и схематическими «космическими изображениями». То ли дело – физика! В ней всё было интересно. Математика, хоть и шла трудновато, но давалась после штудирования. С русским языком и литературой было проще – я много читал. «Школу» Гайдара прочитал ещё в шестом или пятом классе, а «Старая крепость» и «Белеет парус одинокий», которые прочитал уже здесь, были любимыми. Бывало, что и ночами, запоем, брал.

Повезло с соседом по площадке в доме где жил, Виталием: он работал в каком-то НИИ и притаскивал кипы бумаги,- отработанные чертежи, которые сдавал в макулатуру получая талоны. Хорошие книги тогда, можно было купить лишь по великому блату или по талонам. Вот он и собрал приличную библиотеку, увидев которую однажды, упросил разрешения почитать. Так познакомился с классикам иностранной литературы: Додэ, Марк Твен, Жорж Сименон, Проспер Меримэ, Конан Дойль, О,Генри. Из наших писателей нравились «Морские рассказы» Новикова-Прибоя и "Огонь в океане - Записки командира подводной лодки" героя Великой Отечественной - Иоселиани Ярослава Константиновича. Начитавшись книг о морских приключениях и победах в войну – стал мечтать о море: мне виделись морские походы, штормы и другие страны. Не вылезал и из библиотек, где мне, иногда, замечательные библиотекари подбирали замечательные книги.

Время летело, и подходил конец учебного года. На последнем занятии «химичка» поставила условие: осенью сдашь экзамен – переходишь в десятый. Нет – останешься в девятом.

Что делать? Не хотелось идти на второй год, великовозрастному раздолбаю. "Взяв себя за хобот" начал было штудировать "химию" с начала. Но, вскоре понял, что без помощи учителя или хорошо знающего предмет товарища, не обойтись. Перебрав своих одноклассников в уме, понял, что надеяться не на кого – у всех были свои планы на лето. Тогда-то и пришла мысль - выучить «Таблицу Менделеева». Почему-то решил, что верней всего Ольга поленится гонять меня по предмету, и срезав сразу, отправит на второй год.

Что и сделал, - начал зубрить таблицу. Неделя, вторая, третья и у меня уже от зубов отскакивал любой элемент навскидку сам-себе задаваемый. Расслабившись, махнул рукой на химию – авось пронесет! – и, поехал загорать и купаться к родителям, в Новоилийск – так тогда назывался будущий город-спутник столицы Казахстана, Капчагай. Родители ни о чем не спрашивали, а я и не нарывался.

Пролетали последние деньки лета.
Шел на переэкзаменовку совершенно спокойно. Как-будто, просто на обычный урок. В пустой школе была непривычная уху тишина.  Спросил у уборщицы, видела ли она нашу «химичку». Та махнула тряпкой в сторону лестницы на второй этаж: мол, там она. Где ей ещё быть?

Поднявшись, иду к классу «Химия».
Постучал в дверь, и когда услышал «войдите», тут-то, меня и накрыло…
Я вошел в класс как мы и договаривались - в предпоследний день каникул, после обеда и переступив порог, вдруг успокоился: ну не может она меня загнобить, не верю!

Поздоровался.
Она кивнула и коротко спросила: готовился?
Киваю утвердительно.
Преподаватель подумала немного и спросила: какой элемент в «Таблице Менделеева» под номером таким-то?
Я мгновенно ответил.
Она удивленно подняла брови и назвала ещё несколько номеров.
Отвечаю не задумываясь.
Удовлетворенно улыбнувшись, сказала: свободен. За год ставлю тройку. Молодец!
Забыв попрощаться, пулей выскочил из класса и через три ступеньки понесся домой.

Ура! Десятый класс маячил в туманной дымке, как что-то эфемерное.

И в самом деле - год прошел незаметно. Не знаю почему, но предметы усваивались уже легче или подействовала «осенняя встряска», но закончил более-менее: среди кучи троек маячили несколько четверок и "даже" пятерок. По каким предметам чаще всего бывают у таких парней-учеников пятерки, знают те кто их получал. Так уж вышло по жизни, что за десять лет учебы я сменил пять школ - родители часто переезжали по работе.

Настал выпускной вечер. Мы смеялись, пили вино, танцевали, а под утро у кого-то возникла идея – пойти пешком на Главную площадь столицы Казахстана. Мы шли рядами по уже сереющим близким рассветом улицам города, пели песни и смеялись беззаботно. Парни и девчата из других школ вливались в наши ряды, и на площадь нас пришло не менее нескольких тысяч.
Как ни странно, мы не затерялись в огромной гудящей толпе. Потолкавшись на площади, как по команде собрались и пошли назад. Расходясь по домам по пути, уже при свете встающего Светила взмахивали прощально или приветственно рукой, и исчезали во Времени. Кто-то, навсегда…

Я не знал ещё толком чем займусь, но, что "радиолюбительство" пригодится был уверен. Так и получилось спустя два года, которые успел поработать в геофизической партии практически применив знания, а в военкомате после призывной комиссии, смуглый майор перебиравший папки с нашими делами на столе вместе с другим военным, почему-то внимательно посмотрел когда прозвучала моя фамилия.

Седовласый подполковник из комиссии, глядя в нехитрые документы, спросил: где хотел бы проходить службу, сынок?
- В морских погранвойсках - отвечаю, робея почему-то.
Он что-то пометил в бумагах перед собой и подозвал следующего.

Ко мне, одевающемуся, подошел "смуглый майор", и коротко уточнил: любишь радио-дело?
Киваю утвердительно.
- Добро! – обронил майор.
Что это значило, узнал лишь приехав в учебную войсковую часть под Минском, вместе с земляками.

Нас помыли в бане, одели и распределили по ротам. Небольшой группе, в числе которой был и я, объявили, что попали в "роту связи". А те, кто имел водительские удостоверения или учился в ДОСААФ на водителя – попали в "автороту".

И, началась новая школа, уже армейская. Попав из "учебки" в полк "Гражданской обороны" под Ригой на втором году службы, похоже мои мечты о море и работе на гражданских судах стали осуществляться. Но всё это, было ещё впереди. И, как сложится таки дальнейшая Судьба, мы узнаем чуть позже, если прочтём продолжение:)

http://www.proza.ru/2011/01/13/1295

http://www.proza.ru/avtor/vikto49almaty&book=1#1

http://www.proza.ru/avtor/vikto49almaty&book=2#2


Рецензии
Хороший рассказ, интересный. С химией никогда не дружила, вы хоть таблицу выучили. А я цветы поливала за оценку, да стенгазеты рисовала. не моё)))

Ольга Широких   11.02.2020 00:43     Заявить о нарушении
Рад, Оля, что моя писанина вызывает интерес:)Да, все мы разные и учебу воспринимали по разному:) Такое время было, теплое, что-ли...
Спасибо что заглянули!

С уважением,

Степаныч Казахский   11.02.2020 08:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.