Глава 3. Гаргульи и химеры на храме! Почему?

      
     По официальным сообщениям из Парижа от 15.04.2019, во время пожара удалось спасти драгоценные реликвии из сокровищницы Собора, в том числе Терновый Венец Спасителя (попавший во Францию после разграбления Константинополя крестоносцами).
      За две недели до пожара  скульптурные изображения двенадцати Апостолов, расположенных по трое на четырёх углах основания шпиля и символы Апостолов (их можно видеть у самого шпиля, на фотоиллюстрации к этой главе) были отправлены на реставрацию. Это спасло их от верной гибели вместе со сгоревшим и рухнувшим шпилем.
      История собора Нотр-Дам гласит, что первый камень в его фундамент заложил сам Папа Римский Александр III, посетивший Париж в 1163 году.
      Строительство грандиозного сооружения продолжалось почти двести лет и завершилось в 1345 году.
      Гаргульи, украшающие собор были высечены из прочного известняка (лиеса), добываемого в бассейне Сены, поэтому чудовища хорошо сохранились до наших дней.
      А началось использование украшений готических соборов головами и фигурами чудищ с того что, как гласит предание французского народа, в VII веке нашей эры в болотах, недалеко от Руана, на берегу реки Сены жил дракон и звали дракона Гаргулья. Он терроризировал местных жителей и нападал на суда, проходившие по Сене. Чудище извергало из пасти то огонь, то мощные потоки воды.
     Каждый год, чтобы как-то защититься от свирепого зверя, жители Руана приносили ему человеческие жертвы, (что всегда в конце концов происходит в языческих верованиях).
    Святой Роман с помощником, как и Святой Георгий Победоносец, усмирил дракона!
    Епископ лишил его воли при помощи святого креста и молитвы. Гаргулья с покорностью легла у ног святого, и он привёл покорившегося зверя в город, где нечисть была отправлена на костёр. В огне сгорели хвост и туловище дракона, а голову прикрепили на стену собора в назидание другим драконам.
     Видимо, высеченные из известняка головы гаргулий со временем начали использовать, как элемент появившихся водосточных труб. С французского слово "гаргулья" так и переводится как «водосточная труба, желоб».
     С 18 века воду начинают отводить обычными сливными трубами, а гаргульи становятся исключительно декоративным "украшением" стен.

    Гаргульи то злобные и коварные, то смешные или печальные. Они являются миру в виде самых разных животных и птиц, имеющих символический смысл.
     Лев, как символ гордости и отваги, по замыслу архитекторов, должен был предупреждать прихожан об опасности впасть в смертный грех гордыни.
     Собака символизировала жадность.
     Орлы считались единственными существами, кроме рыцарей, которые могли самостоятельно победить дракона.
     Змея - символ первородного греха и олицетворением борьбы добра и зла. Змей считали бессмертными, и это подчёркивало, что противостояние дьявольского и божественного будет вечным. 
     Козлы и бараны считались символом похоти. Обезьяна – олицетворяла лень.
 
     Но в 17 веке Нотр-Дам приходит в запустение, а после Великой Французской революции и наполеоновских войн оказывается в столь плачевном состоянии, что городские власти всерьез раздумывали, а не снести ли его вообще.
     Собор спасает Виктор Гюго – после публикации его романа правительство решает выделить на реставрацию Нотр-Дам большие средства.

     А в сороковых годах 19 века архитектор и скульптор Эжен Эммануэль Виолле Ле Дюк приступает к воссозданию Собора, или, если быть точным, к созданию своей версии Нотр-Дам.
     Его друг, писатель Проспер Мериме, предостерегал – «реставрация может быть более пагубной для памятника, чем разрушительное воздействие веков»!
     Знаменитые химеры Нотр-Дам – новодел середины 19 века, плод фантазии Ле Дюка. Химеры, как и гаргульи - мифические чудища, призваны как бы, отгонять от Собора злые силы. Но что-то им оказалось  не по силам уберечь Собор в этот раз!
     Хотя сами зловещие гаргульи и химеры Нотр-Дама, по-видимому, все уцелели. Они находились ниже уровня пожара.

     Химеры по замыслу древних показывают всю противоречивую сущность человека.
     Они символизируют человеческие пороки и силы зла.
     В Древней Греции химерой называлось животное с телом козла, головой льва, и хвостом дракона. Но средневековые химеры еще более причудливы, чем античные.
     Галерея из пятнадцати химер Ле Дюка находится прямо у основания башен собора, на высоте 46 метров. Самую известную из них зовут Стрикс - «ночная птица»—  крылатый ночной демон, полуженщина-полуптица.
     Все, кому удалось увидеть химер Нотр-Дама собственными глазами, на высоте 46 метров, утверждают, что эти жутковатые создания чертовски выразительны и притягательны, (привлекательным, впрочем, всегда старается казаться всякое Зло!).

     Предание о святом Романе, усмирившем кровожадного дракона Гаргулью, очень похоже  на описание подвига Георгия Победоносца. Но святой Георгий, на счастье православного народа, не прикрепил голову дракона на собор, посвящённый Господу и молитве. И не возникло у нас в традиции возносить чудовищ на Храм - Дом Господа, который "Домом молитвы наречётся".

   


Рецензии
Молодец!Сколько здесь живу, в Париже а ничего этого не знал отличная позновательная статья.Просветительница наша,да я просто горжусь что знаком с такой беспокойной дамой.Тебе замуж пора,а то ты вссю историю перепишешь,но зато оченьпознавательно и развлекательно.жалко что тебе не платят за такие прекрасные и полезные рассказы.Хоть бы Навальный тебе денег отвалил за его поддержку.

Александр Лемпинин   30.12.2021 08:25     Заявить о нарушении
Мой супруг Александр Тимофеевич говорил мне: Зачем тебе деньги? Ты сама золото.

Наталья Алексеевна Горенко   30.12.2021 09:48   Заявить о нарушении
Александр, всё проще, чем ты думаешь. Этот пожар показывали в прямом эфире, все кто услышал о происходящем - смотрели. И на следующий день было много информации и я читала, писала, что-то копировала, добавляла про Георгия-Победоносца и т.д.

Наталья Алексеевна Горенко   30.12.2021 21:57   Заявить о нарушении