Саянский храм

САЯНСКИЙ  ХРАМ
***
Примерно недели три назад, во дни Великого Поста, который уже подходит к концу, служба проводилась в нижней, полу-подвальной части храма, так как наверху был ремонт. При этом слышался грохот, жужжание, топанье ног, прямо во время службы, но не очень сильно. Через пару недель я увидел одного товарища, который должен быть при делах, хотел спросить, но он куда-то торопился. В тот же момент возле храма перемещалась престарелая Виктория, от службы «милосердие». От неё я узнал, что наверху лакируют пол и ещё что-то делают. А через пару недель можно было попасть на 2-й этаж храма.
***
Поднявшись наверх, я увидел, что служба почему-то не идёт, и в храме 2-3 зеваки, но мне подсказали, что служба идёт в нижней части храма. Что же касается верхней, то некоторые изменения произошли с половым покрытием. А именно: с него был снят слой лака. При этом было видно, что поработали какой-то машиной, и остались волны на полу. При этом мне совершенно непонятно, с какой целью с пола был содран лак. Насколько я помню, пол в храме был очень хорош – доски наподобие паркетных, 15 см на 1 м, подогнаны идеально, покрыты лаком. Сверху они были чистыми и не повреждёнными, без вмятин и без сколов, в целом – вполне идеальный пол. Только скрипели немного, но это уже другое. Зачем понадобилось кому-то сдирать с них лак?
***
И, кроме того, я заметил, что в труднодоступных местах лак не удалось содрать, и там наоборот, был какой-то очень толстый слой лака. Видимо, пол сначала покрыли лаком, и мощно, а потом решили содрать. Но кто? И зачем? У меня создаётся впечатление, что кому-то некуда тратить деньги. При этом, я бы заметил, что в храме стоят несколько ящиков для пожертвований, и на одном из этих ящиков указано, что сюда надо класть деньги на электричество. То есть, насколько я понял, в храме не хватает денег на оплату электроэнэргии. В таком случае было бы логично израсходовать деньги не на пол, а на электричество. Это с моей точки зрения. В то же время на одном из ящиков написано: сбор денег на украшение храма цветами. Я представляю, как престарелые пенсионерки получают 8.000 рублей в месяц и несут часть этих денег в храм, чтобы украсить его цветами. При этом Навальный говорил: как же можно пенсионеру прожить на 16.000 рублей! Это же нищета! Но, вероятно, Навальный не знает, что у нас люди живут и на меньшие деньги. Насколько я знаю, у нас в Саянске 16.000 рублей – это вполне приличная сумма для рабочего, а не только для пенсионера. Как люди живут – это, конечно, загадка, но, можно сказать, я и сам так живу. Можно, конечно, жить и на 100.000 рублей, и ещё не будет хватать, но это уж кому как. Было бы неплохо узнать у людей, как они тратят свои кровные. Об этом почему-то нигде не пишут, и вытрясти у них это никак. Пишут о чём угодно, но не об этом. Говорят, что средний француз получает 200.000 рублей в месяц, в перерасчёте на наши деньги. И при этом они там едят дешёвые салаты, а не мясо. Возникает вопрос: куда уходят остальные деньги?
***
Что же касается храма, то службы идут на 2-м этаже. Причём кто-то, как назло, взял и нацарапал резиновой подошвой черты на полу. Теперь, видимо, ещё кто-то будет скребсти пол, как мы когда-то в 80-е годы отскребали черты на линолеуме в своей школе. Берёшь свою бритвочку, принесённую из дома – и скребёшь. Мне это не нравилось потому, что напоминало фарисейство: кругом чистота и блеск, а уровень преподавания никакой. То нет учителя, то классы сдваивают, усаживая за одну парту по три человека. На одном из кабинетов было написано: лингафонный кабинет. Там стояли дисковые телефоны на каждой парте, прикрученные к столу, но они не работали. Было много ленинских уголков, и приходилось нести из дома книги про «дедушку ленина», чтобы оформить уголок. Коридоры были обиты красной материей, и всюду стояли стэнды с информацией про Ленина. А что касается ёлочных игрушек – то мы, опять-таки, носили их из дома. И я не понимаю смысл слова «подарок за свои деньги». На Новый год надо было сдавать деньги на пакет с конфетами и апельсинами, причём учителя, которые упаковывали их, и закупали конфеты, какую-то часть брали себе. Нищета доходила до того, что ученицы мыли полы в школе, а ученики накрывали столы в столовой. Затем столовая была не в моде, ученики стали кто сидеть голодом, кто приносить с собой бутерброд. Я всегда был поклонником общественного питания, и остаюсь им по сей день, и мы из всего класса сидели втроём за столиком – больше желающих не нашлось. В те годы никто из нас не догадывался, что все мы живём в страшной нищете, мы знали, что после войны было ещё хуже, а в странах загнивающего Запада повальная безработица и голод. В то время мы ещё не знали, что американские безработные получают больше наших рабочих и учителей.
***
Помнится, как-то раз училка физики заявила: всякое тело стремится выбрать себе траекторию, по которой сила сопротивления будет минимальна. И пояснила: это значит, что я у вас сейчас преподаю физику, и мне эта работа осточертела, и вы не удивляйтесь, если я пойду мыть полы. Спустя годы, уже в 2019-м году Евлампий Иконоборец разместил фотографии пионеров на своей странице на сайте В Контакте. Я оставил запись: пионерия – это бред и уныние, показуха, лицемерие и упадок настроения. На что Евлампий ответил: а ты, случайно, не из тех православных фанатов, которые шарахаются от какой-либо коммунистической символики? Я ответил, что нет, не из тех, но я говорю то, что я видел, и что я чувствовал, когда я жил в те годы. Жизнь никогда не доставляла мне удовольствия, она вызывала уныние, и только творчество – сочинение стихов, рассказов, очерков, искусственных языков – было для меня отдушиной.
***
Но, в то же время, я бы заметил, что многие мои одноклассники отличались каким-то легкомыслием и лёгким поведением. Один из них учился на двойки, но спустя много лет признался, что в те годы всё было очень хорошо. По крайней мере, он доволен своим детством. Хотя любой ученик испытывал свою неполноценность, когда он числился кем-то вроде представителя низшей касты. А вот отличникам было очень хорошо, было у нас две отличницы, я им завидовал. Учение – это напряжение мозга, причём изо всех сил, сидение за партой 45 минут, по 6 уроков в день. Когда я сдавал выпускные экзамены, я думал: вот сейчас сдам последний экзамен, и начнётся настоящая жизнь. Всё это было очень давно.

18.04.19


Рецензии