Питер Брейгель Старший. Падение мятежных ангелов

      Питер Брейгель Старший.Падение мятежных ангелов. 1562.Дерево, масло. 117 ; 162 см.Королевские музеи изящных искусств, Брюссель

        Питер Брейгель Старший — один из самых известных художников эпохи Возрождения. Сохранилось около сорока картин, которые живописец создал за свою короткую жизнь (он умер в 1569 году в возрасте примерно сорока лет).

    В Королевском музее изящных искусств Бельгии содержится уникальная коллекция его работ, вторая по величине после собрания Музея истории искусств (Kunsthistorisches Museum) в Вене.

     «Падение мятежных ангелов» Питера Брейгеля Старшего (Fall of the Rebel Angels, Pieter Bruegel the Elder) — абсолютный шедевр, иллюстрирующий битву ангелов и Апокалипсис.

     Именно в 1562-м в Нидерландах окончательно сформировалась протестантская оппозиция против власти испанской короны (жестокости похода Герцога Альбы и уничтожение еретиков — в ее чуть более позднем арсенале).
Тучи сгущались. А спустя десятилетие началась Восьмидесятилетняя война, приведшая к независимости Семи Соединённых Провинций (Голландия, Зеландия, Утрехт, Гронинген, Гельдерн, Оверэйсел, Фрисландия) и Генеральных земель.

      Брейгелю представляется, что человечество погрязло в царстве бессмыслицы и жестокости, ведущим к всеобщей гибели. Постепенно трагическое и экспрессивное мироощущение художника сменяется горьким философским размышлением, настроением печали и разочарования.

    Исследователи в один голос заявляют, что главным злом, изображённом на полотне, является не сатана, не дракон и вовсе не силы тьмы, а… Испания!

    В основе сюжета ничто иное, как апокалипсис, когда все живущие на земле погрязли в жестокости и бессмыслице. Ангелы, восставшие в гордыне против Бога, падают ниц. Им открывается лишь один путь – ад, и стезя эта неминуема.

    В год, когда была написана картина, в Нидерландах была сформирована протестантская оппозиция против власти испанской короны. Стоит сказать, что в результате длительной борьбы Нидерландская республика была признана в качестве независимого государства.

     В центре святой Михаил в золотых доспехах и сине-бирюзовом плаще повергает семиглавого дракона. Этот монстр частично спрятан за бесконечным водоворотом фантастических созданий и загадочных объектов. Теперь им уделено пристальное внимание.

    Над всем этим действием возвышается сияющий шар – то ли солнце, то ли обитель ангелов – рай. Светлые ангелы повергают тёмное войско неверных. Каждое движение небесных жителей в полной мере говорит об их внеземном происхождении.

    Поверженные приобретают облик ужасающих монстров, которым чуждо всё человеческое. Их глаза наполнены ужасом, рты раскрыты в пронзительном немом возгласе.

     Автор подчёркивает добро светлыми красками. Нижняя же половина картины залита тёмными оттенками, превращаясь в единый сгусток зла.

    Здесь вы не найдете иссиня-чёрного чёртика, рисуемого в воображении с детства – рога, козлиные ноги и копыта, свиной пятачок, вороньи крылья и горящие глаза.
Зато здесь полно всякой нечисти: смесь насекомых, рыб, птиц и иных существ, не поддающихся описанию. Впрочем, всё как у Босха…

     На полотне можно обнаружить редких и экзотических животных вроде броненосца или скалозуба, американских индейцев, украшенных разноцветными перьями, османский шлем. Есть там и отсылки к популярным работам других старых мастеров, таких как Ян ван Эйк (Jan van Eyck) и Альбрехт Дюрер (Albrecht D;rer).

    В этой работе Брейгель предпринял оригинальную попытку превзойти Иеронима Босха (Hieronymus Bosch), творчеством которого вдохновился в юности. Он трансформировал традиционный морализаторский рассказ о грехе гордыни в инновационный комментарий в духе своего времени.

      Падение мятежных ангелов» стала иллюстрацией потенциальной опасности, которая подстерегает людей в их стремлении к искусству, знаниям и политике, универсальной темой, актуальной и по сей день.


Рецензии