Кит в небе

________________________________________________

- Коммерческое использование пьесы возможно только с письменного разрешения автора.
Адрес эл. почты: malahovart@inbox.ru

- О некоммерческом использовании материала (студенческие, детские, молодежные театры и пр.), просьба, сообщать автору по адресу: malahovart@inbox.ru
_________________________________________________

• Лонг-лист конкурса молодых драматургов "Слово и Действие" 2019

• Лонг-лист всероссийского конкурса драматургии для детской, подростковой и молодежной аудитории "ASYL" 2019

• Лонг-лист международного конкурса драматургов "Евразия" 2019

• Лонг-лист международного конкурса драматургии "BADENWEILER" 2020
_________________________________________________

Артем Малахов


КИТ В НЕБЕ


…с безграничной верой в детей!



Действующие лица:

МАРТИН - мальчик восьми лет
ХЕЛЬГА - девятилетняя, рыжеволосая, высокая и костлявая, как селедка, девочка
РУПЕРТ - лет десяти, пухлый мальчик в велосипедном шлеме
ТЁТЯ МО – эффектная дама с огненно-красной шевелюрой
ЖИБРИЛО - нечеловечески огромный рыбак со здоровенными ручищами
ЧЕЛОВЕК В ШИНЕЛИ – очень бледный человек в шинели и огромных сапогах
ФИЛИМОН – слишком толстый кот


Сцена 1
(старый южный дворик, густо заросший виноградом: дверь в домишко распахнута, окошко открыто, слышен стрекот цикад и далёкие крики чаек)
(посреди двора стоит мальчик, сжимая небольшой чемоданчик в руках, мимо него, под звуки тяжелых шагов, проходит огромный Жибрило, затаскивая в домишко груду чемоданов)

ГОЛОС ТЁТИ МО: (раздаётся из домишка) Все вещи - сюда, в маленькую комнату!
ГОЛОС ЖИБРИЛО: (раздаётся из домишка) А пианину?
ГОЛОС ТЁТИ МО: (раздаётся из домишка) Пианина тоже вещи – тоже в маленькую.
ЖИБРИЛО: (появившись, тяжело шагает мимо Мартина) Понятно…
ТЁТЯ МО: (появившись в окошке) Здравствуй Мартин! Родители уже ушли?
МАРТИН: Да, мэм.
ТЁТЯ МО: Мэм… Мальчик мой, ты что, видишь на мне золото и меха?
МАРТИН: Нет, мэм.
ТЁТЯ МО: Вот и отлично! Тогда, будь добр, прекрати мэмкать и называй меня, как и все нормальные дети – тётя Мо!

(вновь появляется Жибрило, он несёт на плече фортепиано, грузно проходит мимо мальчика и скрывается в дверном проёме)

ТЁТЯ МО: Мартин, мы договорились?
МАРТИН: Что? Простите. Разумеется, мэм! То есть, тётя Мо. Мэм.
ТЁТЯ МО: Прекрасно…

(появляется Жибрило)

ТЁТЯ МО: (вслед огромному человеку) Жибрило, спасибо! Как всегда – выручил!

(Жибрило, отмахнувшись, продолжает тяжело шагать, что-то бормоча себе под нос)

ТЁТЯ МО: Кстати, что там сегодня на море?
ЖИБРИЛО: Море, что же еще… (уходит)
ТЁТЯ МО: Прекрасно… Ну, Мартин, сынок, осмотрись, привыкай, мы люди гостеприимные, тебе у нас обязательно понравится! (скрывается в окошке)

(из домишка появляется Хельга, она долго, молча, хищнически кружит вокруг мальчика, разглядывая того с головы до ног, изучая)

ХЕЛЬГА: (толкнув Мартина в плечо) Здорова, мелюзга!
МАРТИН: Я не мелюзга - мне восемь.
ХЕЛЬГА: Ха! Мне девять! (кивнув в сторону дома) Твоя пианина?
МАРТИН: Родителей.
ХЕЛЬГА: Музыканты?
МАРТИН: Они врачи.
ХЕЛЬГА: А пианина зачем? Доставать нас?
МАРТИН: Вместо чемодана. Там внутри вещи.

(пауза)

ХЕЛЬГА: Это хорошо. Не люблю музыку. (смотрит по сторонам) Значит родители уехали?
МАРТИН: Уехали. Скоро вернутся.
ХЕЛЬГА: Ага, как же! Что в чемодане? (хватает за ручку  чемодан мальчика)
МАРТИН: Отпусти.
ХЕЛЬГА: А то что?
МАРТИН: Отпусти!
ХЕЛЬГА: А вот и не отпущу! (выдергивает чемодан, отталкивая Мартина ногой)

(чемодан открывается, из него сыпятся рисунки и кисточки)
(Мартин бросается на Хельгу с кулаками и дети, сцепившись и вопя, кубарем катаются по двору пока не разлетаются в разные стороны)

ХЕЛЬГА: (потирая появившийся синяк под глазом) Так бы сразу и сказал, что у тебя там рисунки…
МАРТИН: Ты бы смеялась.
ХЕЛЬГА: Что я дура что ли?

(пауза)

ХЕЛЬГА: Вижу, ты нормальный. Я Хельга!
МАРТИН: Мартин.
ХЕЛЬГА: (разглядывая рисунок) Сам рисовал?
МАРТИН: (собирает рисунки и кисточки) Сам.
ХЕЛЬГА: Красиво. (ткнув пальцем в рисунок) Это помидоры?
МАРТИН: Это мои бабушка и дедушка.

(пауза)

ХЕЛЬГА: Я шучу. Расслабься. (отдает мальчику рисунок) Значит твои родители врачи?
МАРТИН: Да. Они здесь по работе, поэтому мы поживем у вас какое-то время, извини. А твои родители кто?
ХЕЛЬГА: Мои? Мои – дураки.
МАРТИН: Это почему?
ХЕЛЬГА: А потому что их нет. Вставай.
ТЁТЯ МО: (вынырнув из окошка) Хельга, ты уже познакомилась с нашим новым… Хельга, что у тебя с глазом? Мартин, что она уже натворила?!
МАРТИН: (бросив взгляд на девочку) Ничего! Всё в порядке! Мы просто случайно столкнулись.
ТЁТЯ МО: Уверен?
МАРТИН: Да, всё отлично, мэм! То есть, тётя Мо!
ТЁТЯ МО: Ну, смотри… Хельга, ты знаешь – ещё одна выходка и я запру тебя в комнате до конца лета! (исчезает в окошке)
МАРТИН: Ого. Строгая…
ХЕЛЬГА: Моя тётка. Нет, не строгая, просто ей здорово из-за меня влетело.
МАРТИН: А что ты натворила?
ХЕЛЬГА: Да так, ничего особенного. Школу сожгла.
МАРТИН: Да ладно?
ХЕЛЬГА: Не веришь? Пойдём! (отдёргивает мальчика от чемодана) Да брось ты этот чемодан, с ним не удобно будет залазить!
МАРТИН: Куда залазить?
ХЕЛЬГА: На дерево!
МАРТИН: На дерево?
ХЕЛЬГА: (тащит Мартина за собой) Да, на дерево! Сейчас сам всё увидишь, просто лезь за мной!

(дети взбираются по стволу высоченного дерева: мимо них проплывают облака, пролетают птицы, проносятся радуги и через некоторое время, Мартин и Хельга уже не карабкаются, а весело шагают вверх по стволу, словно по земле, нарушая все законы физики)


Сцена 2
(смотровая площадка на дереве: по краю расположены маленькие кривые перильца, в углу блестит огромная бронзовая подзорная труба, звучит очаровательная музыка, мерцают подвешенные на ветках планеты и звёзды, мерцают планеты и звёзды вокруг, кажется будто площадка раскачивается высоко-высоко над землёй, под самым небом)

МАРТИН: Ничего себе, как высоко!
ХЕЛЬГА: Сто метров! Ровно! Здорово, правда?
МАРТИН: Это ты сама построила?
ХЕЛЬГА: Ты что с ума сошел? Нет, конечно!
МАРТИН: Тётя Мо?
ХЕЛЬГА: Не смеши! Она в жизни бы сюда не забралась!
МАРТИН: А кто?
ХЕЛЬГА: Мой отец. До того, как вырос, стал дураком и исчез, не важно. Смотри! (подводит мальчика к подзорной трубе) Отсюда всё видно! Там – бухта, там вон – город, а между ними, вон там, видишь?..
МАРТИН: (смотрит в трубу) Что? Ничего не вижу.
ХЕЛЬГА: Вот именно… Там была школа!
МАРТИН: Здорово…
ХЕЛЬГА: Да нет, не особо. Одноклассники тоже сначала обрадовались, а потом, когда поняли, что теперь нам каждый день ездить в школу в город… И вообще она сгорела случайно, я не хотела…
МАРТИН: Нет, я не о школе, я про это место.
ХЕЛЬГА: А… Да! Это мой бастион! Последний оплот детства! Взрослые слишком тяжелые, поэтому не могут сюда забраться. Иногда отсюда можно увидеть даже Гренландию!
МАРТИН: (прильнув к трубе) Может быть получится увидеть и моих родителей?
ХЕЛЬГА: Что там родителей – отсюда всё видно! Ночью даже планеты видно!
МАРТИН: Да ладно?
ХЕЛЬГА: Думаешь я вру? Я частенько остаюсь тут на всю ночь – такого навидалась, кошмар!
МАРТИН: А если вдруг уснёшь и свалишься?
ХЕЛЬГА: Ты что с ума сошел? Здесь же высоко!

(дети продолжают беседу, темнеет, планеты и звёзды мерцают всё ярче, мимо пролетают кометы, метеориты, фортепиано, звучит очаровательная музыка)


Сцена 3
(виноградный дворик)
(стоит ужасно громкий шум и треск, из окна тёти Мо валит густой дым)

МАРТИН: (выскочив из домишка, кричит) Пожар! Что-то горит! Пожар! Тётя Мо! Хельга!

(появляется Хельга)

ХЕЛЬГА: (перекрикивает шум) Всё в порядке! Прекрати! Всё нормально, спокойно! Это не пожар!
МАРТИН: Не пожар?! Что происходит?
ХЕЛЬГА: Всё в порядке! Это тётя Мо жарит бычков!
МАРТИН: (не расслышав) Чего?!
ХЕЛЬГА: Жарит бычков!
МАРТИН: Кто?
ХЕЛЬГА: Тётя Мо! Жарит бычков! На завтрак!
МАРТИН: А… Ничего себе! Действительно, пахнет вкусно!
ХЕЛЬГА: Да, на вкус бывает гнусно. Я вообще рыбу не люблю. Надоела!

(из-за зарослей винограда появляется маленькая облезлая кошка, следом за ней выходит кошка с перебинтованным хвостом, а потом выползает огромный, толстеннейший кот, размером не меньше хорошей собаки)

ХЕЛЬГА: А вот он любит… Прорва!
МАРТИН: Кто?
ХЕЛЬГА: Филимон! Наш кот.
МАРТИН: И который из них ваш?
ХЕЛЬГА: Тот, который побольше! (убегает в домишко)

(кошки, усевшись посреди двора, смотрят на мальчика и тихонько мурлычут)
(пауза)

ФИЛИМОН: (басом) Мяу.

(мальчик вздрагивает)

МАРТИН: (обращается в сторону домишка, не сводя глаз с кота) Эм… Хельга?!

(девочка возвращается с полной рыбы миской в руках, кошки оживляются)

ХЕЛЬГА: (ставит миску кошкам) Ветеринар сказал, что его нужно усыпить, потому что он слишком жирный, но мы с тёткой так не считаем.

(кошки едят рыбу и мурлычут на три голоса)

МАРТИН: А эти кто?
ХЕЛЬГА: А это его друзья. Наверное. Не знаю. Первый раз их вижу.

(появляется Руперт, на плече у него висит самодельное ружьё с большим раструбом)

РУПЕРТ: Привет, рыжая!
ХЕЛЬГА: О, здорова, Руп! Это Руперт – мой друг. А это Мартин – он художник!
МАРТИН: Ну, не совсем… Просто рисую.
ХЕЛЬГА: Он скромняга.
РУПЕРТ: (протягивая руку) Я Руп! Руперт, то есть. Руп.
МАРТИН: (жмёт руку) Я Мартин. Март. Мартин.
ХЕЛЬГА: Сливострел принёс?
РУПЕРТ: Ха! Ещё как! (снимает с плеча самодельное оружие) Сливострел Супер-Руперт 4 - к бою готов!
МАРТИН: Сливострел?
ХЕЛЬГА: Сливострел, Мартин… Это наша последняя надежда победить в этой давней вражде!
МАРТИН: Чего? В какой еще вражде?
ХЕЛЬГА: В давней! Сегодня, как обычно, по традиции, моя тётка жарит на завтрак бычков, а это значит, что рыбой непременно угостят Филимона, а это, в свою очередь, значит, что сюда, с минуты на минуту, явятся наши враги!
МАРТИН: Враги?..

(раздаются резкие крики чаек)

ХЕЛЬГА: Чайки, Мартин! Чайки – наши враги!.. Они крадут рыбу! А иногда и кошек! (суёт Руперту полное ведро слив) Держи сливы!
РУПЕРТ: А иногда и детей!
ХЕЛЬГА: Будь осторожен, Мартин!
РУПЕРТ: И не путайся под ногами!

(Хельга и Руперт спешно занимают огневую позицию, вжавшись в виноградник)

МАРТИН: Чайки крадут кошек и детей? Да ну, этого не может быть!
ХЕЛЬГА: Пригнись, Мартин!..

(мальчик пригибается и над самой его головой, с диким криком, под гул летящего истребителя, проносится чайка)

МАРТИН: Что это сейчас такое было?!..
ХЕЛЬГА: Беги к нам, Март!..

(со всех сторон появляются чайки: они громко кричат и маневрируют под звуки пикирующих самолетов, Руперт палит из сливострела, Хельга подаёт ему сливы, кошки пытаются атаковать птиц, Мартин пытается пробраться, через поле боя, к приятелям)

МАРТИН: Что мне делать?!
ХЕЛЬГА: Не мешайся, Мартин!
РУПЕРТ: Рыжая, не отвлекайся!

(чайки уносят рыбу)

РУПЕРТ: Чёрт! Их слишком много!

(чайка уносит облезлую кошку)

МАРТИН: Кошки! Они уносят кошек!

(чайка уносит кошку с перебинтованным хвостом)

ХЕЛЬГА: Сливы кончаются, Руп!
РУПЕРТ: (палит изо всех сил) А-а-а-а-а-а!..

(несколько чаек, тяжело подымают в воздух Филимона и уносят его прочь, остальные улетают вслед за ними, сражение заканчивается)

МАРТИН: Ничего себе!.. Вы это видели?!..

(дети хохочут, лёжа на земле)

ХЕЛЬГА: Мы проиграли, Руп!
РУПЕРТ: Да… И я весь в сливовой квашне – мама мне голову оторвёт!

(смеются)

РУПЕРТ: (подымается) Ладно. Супер-Руперт 4 не справился. Придёте завтра прыгать с пирса?
ХЕЛЬГА: Ещё как! Пока, Руп!
РУПЕРТ: Пока! Мартин!
МАРТИН: Пока!

(Руперт уходит)

МАРТИН: А почему Супер-Руперт 4?
ХЕЛЬГА: (подымается) Первые три не работали. А о Филимоне не волнуйся, он вернётся! Полетает немного и вернётся. (уходит в домишко)

(пауза)

МАРТИН: Когда же они вернутся…

(мальчик взбирается по дереву, мимо плывут облака, пролетают радуги, чайки проносят мурчащего Филимона)
(на смотровой площадке звучит очаровательная музыка, Мартин всматривается в трубу, над ним мерцают звёзды и планеты, пролетают кометы, из темноты, медленно выплывает силуэт дирижабля, постепенно становясь огромным животным, виднеются его плавники, существо бьёт хвостом, над миром звучит его тоскливая песня, мальчик, в ужасе вжимается в перильца, где-то далеко сверкают беззвучные вспышки)


Сцена 4
(ветхий полуразрушенный деревянный пирс: виднеется пляж, увешанный рыболовными сетями, лачуга Жибрило, слышны крики чаек и шум прибоя)

ХЕЛЬГА: (взяв разбег, прыгает с пирса в воду) Шыгли-мыгли бада-бум!.. (летят брызги)
РУПЕРТ: (поправляя на себе надувной круг-утку) Да!.. Это было дерзко! Но, недостаточно.
ХЕЛЬГА: Конечно… Мистер туша!
РУПЕРТ: Мистер туша всех приглушит! Посторонись! А-а-а!.. (взяв разбег, прыгает в воду, летят умопомрачительные брызги)
ХЕЛЬГА: Да!..
РУПЕРТ: Вот так-то! Учитесь, пока я сам умею.
ХЕЛЬГА: Давай, Мартин, прыгай!
МАРТИН: Там глубоко?
ХЕЛЬГА: Сто метров! Ровно!
РУПЕРТ: У тебя везде сто! Прыгай, Март, не слушай её!  Хочешь, дам тебе утку?
МАРТИН: А ты?
РУПЕР: А она мне нужна, я умею плавать. Просто так надел, на всякий случай!
МАРТИН: Спасибо! Я сам! (берёт разбег и прыгает в воду, летят брызги)
РУПЕРТ: Да!.. Вот как это делается!
ХЕЛЬГА: Это наше лето!

(дети плещутся в воде, смеются, летят брызги)

МАРТИН: Послушайте, вы только не думайте, что я чокнутый, но сегодня ночью я видел кита!

(пауза)

ХЕЛЬГА: Кита?
МАРТИН: Да. Со смотровой площадки на дереве.
РУПЕРТ: Да ну… Это был дельфин.
МАРТИН: Нет, это точно был кит и ещё он плыл, вернее летел по небу!

(пауза)

ХЕЛЬГА: Бред.
МАРТИН: Я сам знаю, что бред, но я видел! Честно!..
РУПЕРТ: Киты не водятся в море.
МАРТИН: Я знаю, Руп, но я видел то, что видел!
ХЕЛЬГА: Прости, но ты псих, Мартин!

(дети смеются, брызгают водой)
(появляется Жибрило, он тащит на плече лодку и сети, волоча второй рукой огромную рыбину)

ХЕЛЬГА: О, а мы сейчас у Жибрило спросим. (зовёт) Жибрило!
РУПЕРТ: (бросив в здоровяка камнем) Жибрило!
ЖИБРИЛО: Что такое… А, это, вы, коротышки!
ХЕЛЬГА: Привет, Жибрило!
РУПЕРТ: Здорова, великан!
ЖИБРИЛО: (скинув лодку и бросив в неё рыбину) Рад вас видеть! Вы уже подружились?
ХЕЛЬГА: Ещё бы!
ЖИБРИЛО: Как родители, Мартин? (вбивает кулаком в песок деревянные сваи)
МАРТИН: Не знаю. Они ещё не вернулись.
ЖИБРИЛО: Да, в госпитале у них много работёнки. Да и далековато отсюда… Хорошие они люди.
МАРТИН: В госпитале? Я думал они в клинике, в городе…
ЖИБРИЛО: А… Я думал ты знаешь… Нет, они в полевом госпитале, там, за бухтой.
МАРТИН: Ничего не понимаю, что они там делают?
ЖИБРИЛО: Хорошее дело делают. Кто-то ведь должен делать хорошее дело… (развешивает сети)
ХЕЛЬГА: Послушай, здоровяк, Март нам заливает что ночью видел кита, летящего по небу – такое разве бывает?
ЖИБРИЛО: По небу?
МАРТИН: Да.
ЖИБРИЛО: Странно… Я знаю, что киты, иногда действительно выбрасываются из воды от горя, от большого горя, но, чтобы так высоко… Да и вообще, не встречал я в море никаких китов. Так что, Мартин, тебе показалось. Наверное, это было облако! (запутавшись в собственных сетях) А теперь, помогите мне распутаться и давайте уже (кивает в сторону лодки с рыбиной) готовить на костре эту шпротину и прыгать с пирса – целый день впереди!
РУПЕРТ: Да!.. Печёные шпротины!
ХЕЛЬГА: Это наше лето!..


Сцена 5
(смотровая площадка на дереве)
(ночь, звучит очаровательная музыка, тихо мерцают звёзды и планеты)

МАРТИН: Я точно видел кита, я не мог перепутать и мне не показалось!
ХЕЛЬГА: (всматриваясь в трубу) Разберёмся, Мартин. Лично я тебе верю. Даже если ты псих.
МАРТИН: Но я не псих!
ХЕЛЬГА: Тем более.

(появляется Руперт, карабкающийся по стволу дерева, на плече у него висит зонт)

ХЕЛЬГА: (Мартину) Тихо, замри! (в сторону) Стой! Кто это? Пароль!
РУПЕРТ: Чёрт… Я не помню!
ХЕЛЬГА: Не правильно! Говори пароль или я спихну тебя ногой!
МАРТИН: Хельга, это же Руперт!
ХЕЛЬГА: Я знаю, но таковы правила – нужно сказать пароль! Тем более, Руперт сам это придумал, и мы должны уважать его идеи!
МАРТИН: Но Хельга?!..
ХЕЛЬГА: Пароль!
РУПЕРТ: Дохлая мышь!
ХЕЛЬГА: Нет, не правильно!
РУПЕРТ: Чёрт… Бородавка?
ХЕЛЬГА: Нет!
РУПЕРТ: Ползучая слизь?
ХЕЛЬГА: Не верно! Прости, Руп, ещё одна ошибка и я столкну тебя вниз.
МАРТИН: Хельга!..
ХЕЛЬГА: Не мешай, Мартин!
РУПЕРТ: А, точно, точно – привет вонючка!
ХЕЛЬГА: Ну, так бы сразу! Добро пожаловать, Руп!

(Руперт забирается на площадку)

РУПЕРТ: Здорова, рыжая! Привет, Март!
ХЕЛЬГА: Зачем тебе зонт?
РУПЕРТ: На всякий случай! Мало ли что может случиться с ребёнком на дереве… Ну что, кита не видели?
ХЕЛЬГА: Пока нет, но ты вовремя, шоу вот-вот начнется!
РУПЕРТ: (усаживаясь) Отлично!
МАРТИН: Шоу?
ХЕЛЬГА: Сейчас сам всё увидишь!
РУПЕРТ: Да тихо вы! Смотрите!

(одна из планет становится заметно ярче, краснеет)

МАРТИН: Что это такое?
РУПЕРТ: Марс! Что же еще…
МАРТИН: Отсюда видно Марс?
РУПЕРТ: Конечно! В конце лета отсюда всё видно!
ХЕЛЬГА: (значительно) Сто метров высоты, Мартин!
МАРТИН: Но этого не может быть…
РУПЕРТ: Интересно, на Марсе есть марсиане?
ХЕЛЬГА: Я думаю есть. Мы ведь есть.

(внезапно у красной планеты, словно у паука, раскрывается с десяток глаз, они без конца вращаются и смотрят в разные стороны, планета медленно поворачивается спиной, что-то бурча себе под нос, тускнеет)

ХЕЛЬГА: А вон там, там Сатурн, видите?!

(за облаками обнаруживается еще одна планета)

РУПЕРТ: Да, красивый!
МАРТИН: Невозможно…
РУПЕРТ: А вы знали что вокруг Сатурна, кроме колец, есть ещё сатурнические облака и каждое облако похоже на кого-то из нас, землян?!
ХЕЛЬГА: Врёшь!
РУПЕРТ: Нет, не вру. Вон, смотри – это же тётя Мо!

(мимо Сатурна проплывает облако, в котором можно разглядеть лицо тёти Мо)

ХЕЛЬГА: Точно… А вон, глядите какой толстяк! Это, ты Руперт!

(проплывает облако, напоминающее смеющегося Руперта, а за ним еще одно и еще одно, и еще…)

РУПЕРТ: А вон – ты! А вон – Мартин!
МАРТИН: Действительно! А вон – Жибрило! А это, кажется, мама и папа…

(пауза)

ХЕЛЬГА: (смотрит по сторонам) Не пойму. Что это так воняет?

(пауза)

РУПЕРТ: Сатурнические облака…
ХЕЛЬГА: Фу-у-у! Руперт!..

(дети хохочут, прикрывая носы)

ХЕЛЬГА: А вон, смотрите, вон - летит астероид!

(пролетает астероид, порхая крыльями словно мотылек)

МАРТИН: А вон – Филимон!

(неуправляемо кружась, летят кот Филимон и его чайки, все в скафандрах)

РУПЕРТ: Смотрите!.. Вон там - это же созвездие кривой собаки!
МАРТИН: Точно!
ХЕЛЬГА: Ржака! А вон там – бугристый кот!
РУПЕРТ: Да, да, да! А вон, этот, как его…
МАРТИН: Элвис!
ХЕЛЬГА: (смеётся) Что?! Кто?! Элвис?!..
РУПЕРТ: (давясь смехом) Элвис… (машет рукой) Привет Элвис!
ХЕЛЬГА: (кричит в небо) Спой для нас звёздный Элвис!
МАРТИН: Да, спой для нас!
РУПЕРТ: Пой для нас, Элвис, и пусть идёт метеоритный дождь!.. (раскрывая зонт) Скорее, в укрытие!

(дети ютятся под зонтом, звучит музыка, поёт и танцует звёздный Элвис, с ним кривая собака и бугристый кот, сверкает метеоритный дождь)
(внезапно шоу обрывается и, со страшным скрежетом, над площадкой медленно проплывает пылающий, коптящий дымом дирижабль и скрывается в темноте, где-то далеко что-то грохочет, сверкают вспышки)
(пауза)

РУПЕРТ: Это, определённо, был не кит, Мартин.
МАРТИН: Да. Я видел.
ХЕЛЬГА: Что будем с этим делать?
РУПЕРТ: (закрывая зонт) Не знаю. Взрослым, пока что, ни слова! Предлагаю - всё на сегодня.


Сцена 6
(виноградный дворик, ночь, кто-то копошится в зарослях виноградника)

ХЕЛЬГА: (выйдя из домишка, шепотом) Кто здесь? Мартин, это ты? Эй! Руперт?

(звуки прекращаются, кто-то замирает в потёмках)

ХЕЛЬГА: (медленно идёт к зарослям) Филимон? Филимон, это ты? Эй, кто здесь?!

(из зарослей, смотря по сторонам, выходит Человек в шинели и огромных сапогах, он бледен как луна, голос его сиплый и больной)

ЧЕЛОВЕК В ШИНЕЛИ: Тише. Не кричи.
ХЕЛЬГА: Кто вы?
ЧЕЛОВЕК В ШИНЕЛИ: Не важно.
ХЕЛЬГА: Я позову тётю Мо…
ЧЕЛОВЕК В ШИНЕЛИ: Нет, нет, нельзя! Мне нельзя здесь быть!
ХЕЛЬГА: Теперь я точно позову тётю...

(Хельга набирает в грудь воздуха чтобы что есть духу крикнуть, но Человек в шинели, одним броском, хватает её, закрывая девочке рот рукой)

ЧЕЛОВЕК В ШИНЕЛИ: Ти-и-и-ише…

(из домишка появляется Мартин)

МАРТИН: Что тут за шум, Хельга?! Что происходит?!
ЧЕЛОВЕК В ШИНЕЛИ: Тише, тише, тише!
МАРТИН: Отпустите её!
ЧЕЛОВЕК В ШИНЕЛИ: Отпущу, только тише… Прошу вас! Мне нельзя… Вот… (убирает руку ото рта Хельги) Только не кричи, я никого не трону.
ХЕЛЬГА: Что вам нужно?
ЧЕЛОВЕК В ШИНЕЛИ: Воды. И еды. Прошу вас.
ХЕЛЬГА: Мартин, принеси ему что просит! Только тише, не разбуди, тётку! Давай, Март, я за ним тут присмотрю!
МАРТИН: Хорошо, я сейчас. (уходит)
ХЕЛЬГА: Кто вы? Почему вам нельзя здесь быть?
ЧЕЛОВЕК В ШИНЕЛИ: Мне больше нигде нельзя быть. Мне вообще быть теперь нельзя, но я есть…
ХЕЛЬГА: Вы что, псих?
ЧЕЛОВЕК В ШИНЕЛИ: Нет, что ты! Больше нет. Теперь нет.
 
(появляется Мартин с кружкой в руке)

МАРТИН: (протягивает кружку) Вот. Вода.
ЧЕЛОВЕК В ШИНЕЛИ: Давай! (жадно пьёт) Ещё!..
МАРТИН: Ладно, сейчас. (уходит)
ХЕЛЬГА: Может уже отпустите меня?
ЧЕЛОВЕК В ШИНЕЛИ: Разбудишь тётку?
ХЕЛЬГА: Нет. Слово даю.

(пауза)
(Человек в шинели отпускает девочку, появляется Мартин)

МАРТИН: (протягивает кружку) Вот, ещё вода.

(Человек в шинели пьёт из кружки жадными глотками)

МАРТИН: (шепотом) Разбудить тётю Мо?
ХЕЛЬГА: (шепотом) Нет, я слово дала.
ЧЕЛОВЕК В ШИНЕЛИ: (допив) Ещё воды! И побольше!
МАРТИН: Хорошо, сейчас. (уходит)
ЧЕЛОВЕК В ШИНЕЛИ: (смеётся) Повезло… Наконец-то мой проклятый цеппелин сбили и теперь все думают, что я мёртв. А я - свободен…

(появляется Мартин с ведром воды в руках)

ЧЕЛОВЕК В ШИНЕЛИ: Отлично! Это то, что нужно! Давай сюда… (залпом выпивает ведро) А теперь еды! Принеси мне еды, прошу!
ХЕЛЬГА: Принеси, Март.

(мальчик скрывается в домишке)

ХЕЛЬГА: (осмотрев Человека в шинели) Вы военный, да?
ЧЕЛОВЕК В ШИНЕЛИ: Нет, больше нет. Говорю же, мой дирижабль сбили этой ночью, ты, должно быть видела, все видели, как он падал – прекрасное зрелище! Он упал - и я сбежал!
ХЕЛЬГА: Вы что трус?
ЧЕЛОВЕК В ШИНЕЛИ: Почему?
ХЕЛЬГА: Потому что сбежали…
ЧЕЛОВЕК В ШИНЕЛИ: Глупый ребёнок, ты ничего не понимаешь… Я сбежал потому что больше не могу ненавидеть! А для того чтобы воевать, обязательно нужно ненавидеть… или быть трусом!
ХЕЛЬГА: Где воевать?
ЧЕЛОВЕК В ШИНЕЛИ: Там, за бухтой.

(появляется Мартин с кастрюлей в руках)

ЧЕЛОВЕК В ШИНЕЛИ: Наконец-то! (выдёргивает у мальчика кастрюлю из рук и жадно-жадно ест) Славно! Славно! Прекрасно! Почему я так голоден… Славно! Славно!
МАРТИН: (тихо) Что происходит?
ХЕЛЬГА: Не знаю.
МАРТИН: Мне страшно.
ХЕЛЬГА: Мне тоже.
ЧЕЛОВЕК В ШИНЕЛИ: (безумно ест) Страшные вещи, ребятки, приключились, ужасные… Гадость! И эта гадость растёт, ползёт, ширится и съедает людей, семьи, города, страны… Вот так вот берёт - и съедает! И съедает! И съедает, и съедает, и съедает… И кто её остановит? Кто?! А никто… Потому что мы и есть эта гадость! (прекратив жевать, внимательно смотрит на детей) Не вы, конечно же, - мы. (посмотрев по сторонам) Послушайте, дети, я сейчас скажу вам одну очень неправильную вещь, которая окажется самой правильной в жизни, только – тс-с, никому, хорошо?

(дети кивают)

ЧЕЛОВЕК В ШИНЕЛИ: Не берите с нас пример. Смотрите – мы не имеем права… Берите пример с себя. И научите нас. Пожалуйста. Ух, как жарко…

(Человек сбрасывает с себя шинель – в его груди огромное пустое отверстие)

МАРТИН: Вы что, ранены?
ЧЕЛОВЕК В ШИНЕЛИ: Эта славная дырочка? Нет. Это не ранение, по крайней мере не от пуль и снарядов… Это война. Она съела мою душу. Мне пора. (скрывается в темноте)
ГОЛОС ТЁТИ МО: (раздаётся из домишка) Дети, что там случилось, почему вы во дворе?
ХЕЛЬГА: Всё в порядке, тётя Мо! Мы тут играли… в этих, в сыщиков!
ГОЛОС ТЁТИ МО: Мартин?!
МАРТИН: Правда! Мы искали это… вас, мэм.
ГОЛОС ТЁТИ МО: Что?! Что за чушь?.. Так, немедленно в кровати!..

(Хельга крутит пальцем у виска)

МАРТИН: (шепотом) Извини, придумал что смог.


Сцена 7
(виноградный дворик: посреди двора огромная гора из чемоданов, Жибрило выносит из домишка ещё чемоданы и ещё, и фортепиано, Хельга и Мартин, пыхтя, тащат на гору несколько небольших чемоданчиков, моросит дождь)

ХЕЛЬГА: Давай, Мартин, ещё пара чемоданов и гора будет готова!
МАРТИН: Мне кажется, нам за это прилично влетит…
ХЕЛЬГА: Конечно влетит! Но другого шанса не будет, и я не собираюсь его упустить! Да и после того как я сожгла школу – всё это сущие пустяки!

(из домишка появляется кот Филимон с рыбой в зубах, он лениво бредёт через дворик)

МАРТИН: Может сначала на Филимоне проверим?

(Филимон замирает на месте, вслушивается)

ХЕЛЬГА: Кот-испытатель? Да ну! На него и шлем-то не налезет!

(Филимон, заметно ускорившись, покидает дворик и скрывается в зарослях винограда)
(из домишка появляется Жибрило)

ГОЛОС ТЁТИ МО: (раздаётся из домишка) Снова выручил, Жибрило, спасибо! И что там сегодня на море, кстати?
ЖИБРИЛО: (отмахнувшись рукой) Море, что же ещё…
ХЕЛЬГА: Привет, здоровяк! Уже уходишь?
ЖИБРИЛО: Что? А, это вы, коротышки… Что вы там делаете?
ХЕЛЬГА: Подай нам вот тот огромный чемодан, пожалуйста!

(Жибрило подаёт детям огромный чемодан)

ХЕЛЬГА: (надевая на Мартина шлем Руперта) Вот так вот! Садись вперёд.

(дети усаживаются на чемодан как на санки)

ХЕЛЬГА: Это чемоданочный бобслей, что же еще!.. А ты что подумал?
ЖИБРИЛО: Именно это и подумал, конечно, что же ещё! Дождь намочил гору из чемоданов – идеальное скольжение для чемоданочного бобслея!
ХЕЛЬГА: В самую точку! (осторожно перебирает ногами)

(чемодан с детьми покачивается на краю)

МАРТИН: Ого! Ого! Ого!
ЖИБРИЛО: Ладно, мне пора коротышки. Не сильно расшибитесь тут!
ХЕЛЬГА: Готов, Мартин?!
МАРТИН: Нет!
ХЕЛЬГА: Я тоже!
ЖИБРИЛО: И приходите на пирс, попрощаемся…
ХЕЛЬГА: Ха! Ещё бы! Ты так просто от нас не отделаешься!

(Жибрило смеётся, уходит)
(в окошке появляется тётя Мо)

ТЁТЯ МО: Дети, ну как у вас тут… Хельга! Мартин, что происходит?..
МАРТИН: Извините, мэм, но другого шанса не будет.
ХЕЛЬГА: Лето ведь кончилось, тётя Мо… (отталкивается)

(дети, вопя, мчат по чемодановой горе, сидя на огромном чемодане, чемоданы поменьше разлетаются в разные стороны, раскрываются, выстреливая брызгами всевозможных носков, ботинок, маек и рубашек, гремит песня звёздного Элвиса)


Сцена 8
(пирс)
(Хельга вся в ссадинах и зелёнке, Мартин с перебинтованным лбом, к ним присоединяется Руперт со сливострелом наперевес)

ХЕЛЬГА: Привет, Руп!
РУПЕРТ: Здорова, рыжая! Привет, Мартин!
МАРТИН: Привет!
РУПЕРТ: Как всё прошло?
ХЕЛЬГА: Всё прошло отлично, но прости, Руп твой шлем - вдребезги!
МАРТИН: (потирая забинтованный лоб) Да, он не выдержал прямого столкновения со стеной!

(Руперт смеётся)

ХЕЛЬГА: (смеётся) Так что влетело нам знатно!
МАРТИН: (смеётся) Я никогда не видел родителей такими! Они были в бешенстве! В бешенстве и ужасе! (изображая разгневанных родителей) «Мартин, на кого ты похож?!.. Ты весь мокрый, в грязи и со лба у тебя идет кровь!!! Ты что, сошел с ума со своими приятелями?!..»

(дети хохочут)
(пауза)

ХЕЛЬГА: Мы уезжаем, Руп.
РУПЕРТ: Да. Я знаю. Мы тоже. Все уезжают… Вы куда?
ХЕЛЬГА: К каким-то там дальним родственникам во Францию. Не люблю Францию!
РУПЕРТ: Хм, не знаю, по-моему, Франция как Франция…
ХЕЛЬГА: Может и так… Просто терпеть не могу музыку и лягушек, а французы поедают лягушек и распевают дурацкие песни! В общем – кошмар.
РУПЕРТ: Задай им там жару, рыжая!
ХЕЛЬГА: Не сомневайся, я им устрою!
РУПЕРТ: А мы куда-то там на Запад… Кстати, вот, сливострел… (снимает с плеча самодельное ружьё) Думаю, он мне больше не понадобится.
МАРТИН: Почему? А как же чайки?
РУПЕРТ: Может их там не будет, на Западе… И моря не будет. И вас. Да и вообще, чайки-то не виноваты… (ломает ружьё о колено)

(пауза)

ХЕЛЬГА: Супер-Руперт 4 уничтожен. Жаль. Единственная рабочая версия!
РУПЕРТ: Да ну его... Ну, а ты куда, Мартин?
МАРТИН: Родители сказали куда-то в Азию…
РУПЕРТ: Давно они вернулись?
МАРТИН: Вчера вечером.
ХЕЛЬГА: Везёт.

(пауза)

МАРТИН: Хельга, мне жаль, что твои родители дураки.
ХЕЛЬГА: Мне тоже.
РУПЕРТ: И мне.

(появляется Жибрило)

ЖИБРИЛО: О! Коротышки! Пришли всё-таки…

(Жибрило тяжело усаживается на причал, дети облепливают огромного рыбака словно птицы, устраиваясь у него на плече, на шее, на коленях)

РУПЕРТ: А ты куда поедешь, здоровяк?
ЖИБРИЛО: Я? (смеётся) Я никуда не поеду, Жибрило остаётся!
МАРТИН: Ты что, будешь сражаться?
ХЕЛЬГА: Да, ты был бы грозой нашей бухты!
РУПЕРТ: Точно! Помнишь, рыжая, как Жибрило одним ударом уложил лошадь старика Энгуса?!
ЖИБРИЛО: (смеётся) Прекратите, коротышки… Лошадь Энгуса обезумела и у меня не было другого выхода!
МАРТИН: Но разве все эти стреляющие друг в друга люди, которые идут сюда, разве они не обезумели?..
ЖИБРИЛО: Обезумели, Мартин, ты прав… Но они ведь не лошадь.

(пауза)
(Мартин достает лист бумаги)

МАРТИН: Вот. Я нарисовал тут всех нас.... На память. Вдруг мы больше никогда не соберёмся вместе.

(сидят, уткнувшись в рисунок)

РУПЕРТ: Красиво.
ХЕЛЬГА: Я же говорила, что он художник! (ткнув пальцем в рисунок) Это Руперт?
РУПЕРТ: По-моему, это Филимон.
МАРТИН: Вообще-то, это Жибрило.

(пауза)

МАРТИН: Я шучу, расслабьтесь! Да, это Руперт.

(все смеются)

ЖИБРИЛО: А давайте сделаем так, если только Мартин не против, - пусть каждый оторвёт и унесёт с собой кусочек рисунка, со своим изображением, а потом, когда-нибудь, когда закончится эта дурацкая война, мы встретимся и соединим все части обратно. По крайней мере, будет отличный повод сделать это!
МАРТИН: Здорово…
ХЕЛЬГА: Гениально, Жибрило!

(каждый отрывают себе кусочек рисунка)
(пауза)

ХЕЛЬГА: Ну, вот и всё. Нам пора, Мартин. Пока Руперт.
РУПЕРТ: Пока, рыжая. Пока Мартин.
МАРТИН: Пока.
ХЕЛЬГА: Не скучай тут без нас, здоровяк!
ЖИБРИЛО: (махнув рукой) До встречи, коротышки…

(Хельга, Мартин и Руперт расходятся в разные стороны)
(на пирсе, свесив в воду ноги, одиноко сидит Жибрило, сжимая кусочек рисунка в огромной руке, по небу плывут облака, парят галдящие чайки, слышен шум прибоя, слышны голоса китов, из воды выныривает огромное животное и медленно уплывает прочь по небу, а за ним ещё одно и ещё одно, и ещё… Жибрило смотрит им вслед… Улыбается…)



2019г.



© А.Малахов
malahovart@inbox.ru


____________________

Теги: пьесы для театра кукол, пьесы для ТЮЗа, необычные пьесы, пьесы для детского театра, пьесы-сказки, пьесы сказки для театров, пьесы для детей, современные пьесы, современные сказки, современная драматургия, сказка для театра кукол, сказка для кукольного театра, сказка для театра, сказка для ТЮЗа, театр кукол, кукольный театр, школьный театр, современный детский театр, пьеса для кукольного театра, современная пьеса для театра кукол, необычная пьеса для театра кукол, спектакль для семейного просмотра, режиссер Артем Малахов, пьеса Артема Малахова, сказка Артема Малахова.


Рецензии