Расскажу сегодня...

                РАССКАЖУ  СЕГОДНЯ…
                «Чему , чему свидетелями мы были…»
                (А.С.Пушкин )
«…с летами я замечаю , что сделал в жизни большую глупость : я старался на сем свете кое что делать , и учился искусству кое что делать – но забыл искусство рассказывать о том , что я делаю…»
Человек , проживший большую часть своей жизни , не может не задуматься и не разделить в душе мысль Василия Фёдоровича Одоевского. Ритм нашей жизни , да и не задумчивость над быстрой рекой-жизнью и не позволяли , не располагали к глубоким размышлениям над подобной проблемой. Она казалось неизмеримо длинной , только начавшейся , неисчерпаемой и думалось , что не пришло ещё время для подобных философствований.
Глупость или равнодушие – трудно оценить , но теперь осознаётся как непоправимая ошибка , что не использовал всех былых возможностей расположить к беседе , а главное – выслушать , расспросить своих сородичей , односельчан , встретившихся людей на дороге жизни о многом и многом , что ушло теперь в туманную даль…
Говорим , рассуждаем о преемственности поколений , о семейных традициях , об исторических корнях , о былом – но всё ли мы делаем для этого? Вглядываемся ли мы в далёкие истоки моих , наших соплеменников? Ценим ли то , что позволила судьба видеть , пережить , свидетелями чего быть?
Ушли родители , родственники , ушло не мало людей , многое знавшие и многое могли бы поведать.
Прав Одоевский , они не стремились рассказывать , а мы , спешившие им на смену , не торопились слушать их , поощрять их к воспоминаниям. Теперь остаётся только сожалеть и не повторить их ошибку…
Действительно , чему , чему свидетелями они были!
Революция , гражданская война , антоновщина , коллективизация , кровопролитие Великой Отечественной , ударные стройки , космос.
Да разве всё перечислишь! Да , об этом написаны сотни томов , сняты фильмы , но живое слово , прямое общение с участником тех событий , его бесхитростный рассказ не переоценить. Всё это следы эпохи , приметы уходящей жизни. Было бы несправедливо , если бы она была забыта или не известна вступающему в жизнь поколению.
Следы хрупки, способны жить в памяти , когда передаются от отца к сыну , от пожившего к вступающему в жизнь.
Приходится сожалеть , что мы это редко помним и не часто придаём значения. Но проходят годы и мы сожалеем об утраченном , стёртом временем в памяти людской…
Теперь снова на слуху , к примеру , антоновщина , слушаю на читательской конференции автора очередного романа о том трагическом , читаю и невольно сравниваю с рассказами мамы.
Ей было восемь лет , жила в няньках в семье , где один из сыновей был в банде , как тогда говорили.
Несколько другое впечатление от её рассказов-воспоминаний
Почему не расспросил подробно? Почему в своё время не заинтересовался?
Прошли годы , работаю в дни школьных каникул –я «принеси –подай» , а
бывший антоновец , отбывший срок на Соловках и помотавшийся по великой  державе - печник.
Сооружаем в колхозном клубе печку. Скупо и без восторга вспоминал он свою «боевую» юность , да и отец , определивший его к антоновцам , сурово , не по отцовски встретил его. Сын не простил отцу – семейная , жизненна
трагедия…
Многие не вернулись в наш посёлок с военных полей , обильно поливаемых свинцовым дождём.
Разыскиваю фамилии своих родственников , односельчан в «Книге памяти» и сожалею , упрекаю себя :почему в послевоенные годы не расспросил ещё живых тогда фронтовиков? Равнодушен был к фронтовым «треугольникам-письмам» , теперь такому редкому и дорогому историческому памятнику ушедшего времени.
Детская память запечатлела , сохранила рассказы моих односельчан об удивительном юноше. Кто бы ни вспоминал тогда его , не вернувшегося с войны , говорили о нём как о красивом , стройном , умном , добром , послушном сыне.
Теперь , пожив , понимаю , был он счастьем , гордостью своих родителей , да и всех жителей в те времена дружного посёлка…
Пришла очередь Алексея , так его звали , и отправился он на фронт , был направлен в военные лагеря пол Пензой.
Однажды поздней , сырой , слякотной , холодной осенней ночью постучали в дверь их дома. В избу вошёл сырой и грязный сын Алексей : «Убежал я. Дезертир. Не выдержал. Голодно. Холодно там…»
Можно представить себе состояние родителей. Что делать? Как поступить?
Накормили. Обсушили. Уложили спать на родной пастели.
А утром отец приехал на колхозной телеге : «Вставай сын , поедем в твою часть! От судьбы не спрячешься , да и не было в нашем роду преступников!»
Когда теперь бываю в умирающем посёлке , иду на опушку леса , где тогда был их дом , в задумчивости стою у векового дуба – не было в посёлке ни одного мальчишки не взбиравшегося на его вершину и не осматривающего окрестности.
Неведомая сила всё время напоминает мне о нём , почти осязаемо вижу , представляю его.
Помню рассказы односельчан о чёрном дне , когда на Алексея пришла похоронка. Весь посёлок плакал , жалел молодую , многообещающую жизнь..
Собирали рубли , каждый помогал отцу Алексея , когда после войны он отправился под Полтаву на могилу сына с горстью родной земли…
Рассматриваю с душевным трепетом в горвоенкомате маленький , пожелтевший за шестьдесят с лишним лет листок : «Старшина Анохин погиб в бою 29 августа 1943 года. Похоронен село Котельва…»
Невозможно смириться , неужели только и остался в памяти о прекрасном человеке этот хрупкий листок?
Сменились поколения и теперь в родном посёлке, никто не помнит и не знает Алексея…
Ищу в истории войны , мемуарах военноначальников , справочниках материалы о том бое , рассматриваю схемы , карты…
Алексей оказался на самом острие танкового удара Манштейна , рвавшегося снова овладеть только что освобождённым Харьковым.
Небольшие населённые пункты Ахтырка , Котельва упоминаются даже в телеграмме Сталина Командующему фронтом Ватутину…
За каждой фамилией в «Книге памяти» , на досках Мемориала памяти города – история, подвиг , страдания , мужество , героизм , самопожертвование , самое дорогое – молодая жизнь.
Можем ли мы всё это забыть? Облечь часто в равнодушие , бездушное словословие…
Невольно спрашиваю себя , перечитывая мысль Одоевского, а мы то , кому теперь около 70 лет , рассказываем? Пытаемся передать внукам то , что мы видели , свидетелями каких событий были?
А нам есть что рассказать , по долгу жизни обязаны передать , рассказать. Мы последние , кто пусть и смутно , но помнит военные года. Мы пережили тяжкое послевоенное время – мы последние , после нас никто уже лично это время помнить не будет…
А время это займёт особое место на страницах истории России.
Люди тех десятилетий – особые люди.
О колхозах теперь только плохо , доброго слова не услышишь : пистолетом загоняли , раскулачивали , в Сибири морозили.
Да , это было! Но правда она не однобокая , в ней и белое и чёрное , всё перемешано.
Прислушаешься к трудившемся , жившим в те исторические годы и увидишь жизнь с разных сторон. Не судьи мы тем годам!
Мои земляки не сожалели о колхозной жизни , не считали себя рабами – всё сообща , всё на всех – и добро и зло , светлое и тёмное.
Трудились как пчёлы , радовались пусть и медленно улучшающийся жизни. Верили , что их тяжкий труд на благо их детям и внукам.
Поля колхозов , совхозов , фермы 60-70-х годов образцовые по сравнению с теперешними.
Нередко слышал на колхозной работе :»Без колхозов мы бы не выжили!»
Кто же , кроме нас , расскажет нашим внукам?
Нам есть что рассказать и о советской власти. Большая и не худшая часть нашей жизни прошла при ней.
Наш рассказ во многом будет отличающимся от современного телевизионного , он не будет озлобленным .
Как в опыте психолога , мы на огромном белом листе видим не только грязну кляксу или в луже  на асфальте не только мусор , но и отражённые звёзды…
Как будто бы о них , о людях теперь далёкого , ушедшего времени «совесть русской литературы Владимир Короленко писал :»Это были люди мало научившиеся получать от жизни , но владевшие даром отдавать ей все свои годы…»
В этом благородстве видели они своё счастье и достоинство. Отдать и взять – не в этом ли суть меняющихся поколений?
Как дорожную пыль , как липкую паутину стряхиваю с себя скептицизм современной жизни, всё словоблудие современных телевизионных оракулов. Знаю , встречаю молодых людей способных самостоятельно мыслить , для которых рассказы-воспоминания , честные рассказы , не приукрашенные , не придуманные – повод для размышлений , для нелёгкого поиска правды.
Как благо , как подарок , как волшебное лекарство действует на меня внимательные , добрые , лучистые глаза на наших встречах с молодёжью.
Нужны эти встречи – воспоминания и пожившим , и вступающим в нелёгкую жизнь.
Моё поколение сделало , теперь оно обязано , по закону жизни , по закону памяти рассказать о грандиозном и трагическом.
Дед обязан рассказать внуку , а не заокеанский или доморощенный , прикормленный «политолог».
Дед , расскажи внуку сегодня ! Не опоздай !
            Октябрь 2008 года.


Рецензии