Волшебный мёд

(издано в 2019 г. в книге "Мордовские народные сказки"[изд-во АО "Мордовкнига"], ISBN 978-5-7493-1967-5)


В одном большом лесу жил медведь. Конечно, там жили ещё другие медведи, но этот был особенный. Все медведи людей остерегались, и больше всего - охотников. А этот медведь людей любил и всё к людям тянулся. Бывало, вечером сядет в кустах на опушке леса и слушает, как из ближайшей деревни доносятся песни.

Всё нравилось медведю, что делали люди - что в домах жили, что землю пахали, что рыбу сетями ловили, что на лошадях ездили... Как-то раз попробовал медведь так же на лосе покататься, да чуть не забодал его лось. А ещё у людей яблоки в садах росли гораздо вкуснее, чем лесные дикие. Только собаки не нравились медведю - уж очень больно они кусались, злобно лаяли и совсем не боялись медведя.

Захотелось медведю человеком стать. Начал он мечтать: чтоб и дом был свой, и усадьба, и чтоб яблоки там сладкие росли, и чтоб рубаха была белая... Другие медведи, прознав о его мечтах, только головами качали и сторонились его, на всякий случай...

Однажды пришел этот медведь опять на опушку песни послушать, да вдруг вместо песен слышит крики, шум и лай собачий истошный. Выглянул медведь из кустов и увидел, что от деревни через поле бежит рыжая лиса, на правый бок припадает. Бежит лиса прямо на него. Залез медведь на дерево от беды подальше - вдруг за лисой собаки гонятся. Спрятался высоко на ветках и вниз смотрит - что там дальше будет.

А лиса, как в лес забежала, так под деревом, на котором медведь сидел, упала без сил. Медведь подождал, не появятся ли собаки, и сказал лисе:

- Эй, шумбрат, здравствуй, лисичка. Чем ты так людей всполошила?

Вздыбила шерсть лиса, хотела убежать и спрятаться, да сил уже ней не было. Подняла лиса голову, увидела медведя на дереве и сказала:

- Шумбрат, здравствуй и ты, медведь. В деревню я ходила, хотела, пока бабы поют, в курятнике за цыплятами присмотреть. Да собаки меня почуяли, шум подняли. Потом мужики выбежали с палками и сетями, стали меня ловить. Еле-еле от них убежала. А ты чего на дереве сидишь?

- А я здесь от собак прячусь, - ответил медведь.

- Не бойся, слезай, - сказала лиса. - Собаки за мной лишь на охоте бегают, а когда из деревни меня гонят, то далеко не идут, только до околицы.

Слез медведь с дерева и сел рядом с лисой. Увидел медведь, что на правом боку у неё укус собачий. Пожалел он лисицу, сорвал пучок какой-то травы и велел к ране приложить.

- А ты в курятник зачем ходила? - спрашивает медведь. - Хотела курочку стащить и съесть?

- Нет, что ты! - ответила лиса. - Нравится мне смотреть, как всё у людей устроено. Так всё хорошо и удобно. Дичь добывать не надо. Курочки - в курятнике, сметанка в погребе, а в амбаре мышей полно. Зимой не надо дрожать в норе - лёг на горячую печку и спи в тепле.

- Люди на печках всю зиму спят? - удивился медведь.

- Нет не всю, а только по ночам. Они же не медведи, как ты, - усмехнулась лиса. - Зимой у людей хорошо, весело - на санках катаются, на праздники гуляют, пироги пекут вкусные...

- Эх, как бы мне хотелось человеком стать и с людьми жить, - замечтал медведь.

Села лиса, посмотрела на медведя долго и говорит:

- А я тоже, мишка, хочу человеком стать, жить в тёплом доме и курочек выращивать...

Так они и подружились.

С тех пор начали они везде вместе ходить, искать способ, как людьми стать или просто к людям поближе быть.

Вот, однажды, идут медведь и лиса по лесу и слышат стоны да хрип. Подходят и видят - на звериной тропе огромный волк лежит. А лапа его в железном капкане зажата. Пытается волк лапу из капкана вытащить, но не получается. Пробует волк капкан перегрызть, да не под силу его зубам кованное железо.

- Надо волку помочь, - сказал медведь.

Вздохнула лиса, но с медведем к волку пошла. Волк, как их приближение почуял, так вскочил, начал скалиться и зубами щёлкать.

- Пойду я, мишка, посмотрю, вдруг сюда собаки бегут, или охотники идут, - сказала лиса. - А ты пока лапу волка из капкана вытащи.

И прыгнула рыжая в кусты. Медведь покачал головой:

- Какая умная у меня подруга-лиса. А я ведь про охотников-то и не подумал.

Подошёл медведь к волку и стал его успокаивать:

- Ты не бойся, серый, я не убивать тебя пришёл. Помочь хочу. Ты не дёргайся, а то лапу ещё больше повредишь. Я сейчас капкан разомкнуть попробую.

Волк замер, а медведь поднатужился и челюсти капкана лапами раздвинул. Волк освободился, поковылял немного и тут же свалился от боли и усталости.

Лиса вышла из кустов, села возле волка и стала жалеть его.

- Спасибо вам, - сказал волк. - Непохожи вы на других зверей. Они бы убили меня или стороной прошли.

- Это потому что мы с лисой хотим людьми быть, - сказал медведь. - Да вот не знаем, как это сделать.

Посмотрел на них волк и говорит:

- Я не настоящий волк. Я человек, Вирень-Атя, лесной ведун, в лесу живу, по-лесному ворожу. Я по своим делам в волка превратился. Отнесите меня к моему дому - сам дойти не сумею: измучился и устал. Я вам тогда помогу в людей обратиться.

Переглянулись медведь с лисой и согласились. Взяли они волка и понесли, куда он показывал. А волк-то большой, тяжёлый. Стала лиса охать и жаловаться, что трудно ей волка нести, что лапки болят, что спинка у неё ноет.

Взвалил тогда медведь волка себе на спину и один его понёс. А лиса засеменила рядом, начала медведя расхваливать - какой он сильный, какой он добрый, какой ловкий.

Вот пришли они к лесному домику. Подтащил медведь волка к крыльцу и у двери положил. Хотел перед волком дверь открыть, но как ни толкал - дверь ему не поддавалась. Тут поднялся волк, подошёл к двери, прошептал что-то в щёлку - она сама-то и распахнулась. Велел тогда волк медведю и лисе снаружи ждать, а сам в избушке скрылся.

Долго ждали медведь и лиса. Хотели уже уходить, как видят - вышел из дома на крыльцо старик с длинной бородой, в руках два горшочка держит. Прижали уши медведь и лиса, забеспокоились.

- Не бойтесь, - говорит старик. - Это ж я, тот самый волк, которого вы из капкана спасли.

Подошёл Вирень-Атя ближе и один горшочек поставил перед медведем, а другой перед лисой. Медведь мёду радуется, а лиса нос воротит и фыркает.

А старик им говорит:

- Этот мёд не простой, а волшебный. Если его даже немножко съесть - можно превратиться в того, в кого хочешь. Только помните - силы мёда хватает лишь на один день. Не важно сколько его за раз съел - одну ложку или целый горшок. Теперь задумайте, кем стать хотите и попробуйте мёд.

Переглянулись медведь с лисой и мёд из горшочков лизнули. Тут что-то хлопнуло, треснуло, послышался хохот колдуна, в глазах у них потемнело, а когда прояснилось, увидели они, что стали людьми. Медведь превратился в парня высокого, сильного, а лиса в красивую девушку с рыжими волосами. Стоят, смущаются, глазам своим не верят.

Обошел их Вирень-Атя вокруг, осмотрел придирчиво, покачал головой.

- Нет, - сказал. - Нельзя вам такими к людям идти. У тебя, медведь, в штанах не ноги, а лапы медвежьи. А у тебя лиса из-под юбки хвост торчит.

- Что же делать? - испугался медведь.

- Неужели люди без хвоста живут? - удивилась лиса.

Засмеялся старик, разулся и сказал:

- Вот, смотри, медведь, какие у человека ноги. А ты, лиса, уж поверь, нет у людей хвостов, придётся тебе от своей лисьей гордости избавиться...

- Как?! - воскликнули медведь и лиса.

- Очень просто, - ответил старик. - Подумайте хорошенько, какими вы быть хотите и снова мёд поешьте.

Задумались крепко лиса и медведь, снова из своих горшочков мёд лизнули, опять что-то хлопнуло и треснуло. Открыли глаза, а старик и говорит:

- Вот теперь каждый из вас на обычного человека похож, от других не отличишь. Только прежде, чем с людьми встречаться вам нужно имена себе взять. Без имен людей-то не бывает. 

- Пусть я буду Овтай, - сказал медведь. - Ведь я - медведь.

- А я буду Медява, - сказала лиса. - Меня же мёд человеком сделал.

- Да будет так, - согласился Вирень-Атя. - Теперь идите с миром. И помните, что мёд надо есть каждый день, а то снова в зверей превратитесь.

Поклонились ему Овтай и Медява, подхватили свои горшочки с волшебным мёдом и повернулись уходить. Вдруг Овтай остановился, обернулся и спрашивает:

- А что же нам делать, когда мёд кончится? 

- Вы сюда приходите, - ответил ему старик. - Здесь решим, как поступить.

Поклонились ему снова Овтай с Медявой и пошли в ближайшую деревню к людям и стали там жить. Люди их братом с сестрой посчитали, а скоро Овтай с Медявой сами к этому привыкли.

Трудно оказалось жить по-человечески. Ни парень-медведь, ни девушка-лиса ничего не умели. Очень переживал Овтай, что работа у него плохо получается, что все вокруг смеются и неуклюжим медведем зовут. А у Медявы все наоборот – в деревне её замечать начали, в гости звать, за работу хвалить.

- Как же так, сестрица, ты быстро с людьми поладила? – спросил её Овтай. – Как работать так хорошо научилась?

Засмеялась Медява и отвечает:

- А я, братец, подружек себе завела. Слушаю, внимательно, что они говорят, какие руки должны быть у работницы, что уметь должны. Потом прячусь в сторонку, мёд волшебный съедаю и мои руки уже сами все умеют. Ты дома свой мёд прячешь, а зря. Бери его с собой на работу.

Покачал головой Овтай, но на следующий день мёд с собой взял. 

Пошёл он в поле, где мужики сено складывали, а по дороге увидел женщину с мальчиком. Сидят они у кустика, печальные. Когда Овтай мимо проходил, окликнула его женщина:

- Добрый человек, помоги нам!

- Чем вам помочь? – спросил Овтай.

- У моего сына ноги отнялись, не может он ходить, - говорит женщина. – Помоги до поля его донести. Там муж работает. Он потом на телеге сына в соседнюю деревню к лекарю отвезёт. Вдруг тот вылечит.

Подумал Овтай и сказал:

- Помогу я вам, только ты сама вперёд иди, я тебя догоню.

Как только мать скрылась за поворотом, спросил Овтай мальчика:

- Ты хочешь сам ходить? Помнишь, как хорошо бегать было?

Мальчик кивнул и захныкал.

- Не хнычь, - сказал Овтай. – Вот тебе немножко мёда, ты представь, как тебе ходить хочется и съешь его!

Как только мальчик мёд проглотил – вздрогнули его ноги. Говорит ему Овтай:

- А теперь вставай и беги мамку догоняй!

Мальчик вскочил, подпрыгнул радостно, сказал:

- Спасибо, дядя!

- За что спасибо-то? - смутился Овтай. Его люди ещё ни разу не благодарили.

- За мёд спасибо, дядя, очень вкусный у тебя мёд! – крикнул мальчик и за матерью побежал.

Пошёл дальше Овтай, смотрел, как обнимаются мать с сыном, и радовался.

Скоро начались в деревне праздники и свадьбы. Стали люди на них Медяву приглашать, а Овтая не зовут.

- Почему тебя на праздники зовут, а меня нет? – спросил как-то Овтай Медяву.

Засмеялась Медява:

- Да потому что ты как был косолапым, да так и остался! Вот я с подружками хожу, а они промеж себя рассказывают, что парням в девушках нравится, чьи песни на застолье больше слушают. Так я беру мёд волшебный, представлю, как я хорошо пою, съем немного и вот я теперь лучшая певунья в деревне!

- Смотри, сестра, - сказал Овтай. – Истратишь ты весь мёд быстро.

- Ничего, - ответила Медява. – Нам же Вирень-Атя сказал, что у него ещё есть. Ты давай завтра на вечеринку приходи и мёд с собой бери. Смотри какие парни девчатам больше нравятся и сам таким становись.

Хотел Овтай ответить, что лесной старик лишь прийти к нему велел, а про запас мёда ничего не говорил, а Медява уже к подругам убежала. Вздохнул Овтай и стал яблоки грызть.

На следующий день оделся он во всё чистое, взял мёд и пошёл на вечеринку. Идет, волнуется, а на встречу ему выбежали мальчишки. Один мальчик закричал:

- Вот этот дядя меня вылечил! Он точно поможет!

Окружили мальчишки Овтая, загалдели, а он и не понимает в чём дело. Повели его дети в один дом, а там девочка на лавке лежит больная, а вокруг неё бабы стоят плачут.

Подошёл Овтай к девочке, склонился над ней и говорит:

- Если хочешь выздороветь, то представь, что ты здоровая и съешь немного этого мёда…

Девочка проглотила мёд, вздохнула глубоко, вытянулась и заулыбалась. Встала с лавки и пустилась в пляс.

Так пошла молва по деревне, что Овтай может вылечить от любой болезни. Стали к нему люди приходить, и никому Овтай не отказывал. Зауважали его люди и сами начали Овтаю помогать.

А однажды увидел Овтай, что ходит Медява грустная.

- Что-то на тебе лица нет, сестрица, - сказал Овтай. – Случилось ли чего? Обидел кто, или ты заболела?

Кинулась к нему Медява, запричитала:

- Беда пришла, братец, кончился у меня волшебный мёд. Сегодня последнее по стенкам собрала, чтоб до завтра человеком оставаться.

- Да не убивайся ты так! – засмеялся Овтай. – Я тебе своего мёда дам!

Взял он свой медовый горшок, а там тоже пусто.

- Как же так?! – удивился Овтай. – Ведь ещё вчера полвершка оставалось!

Тут Медява начала Овтая бранить:

- Это ты, братец дорогой, сам виноват. Волшебный мёд людям раздаёшь, меры не видишь! - а сама глаза прячет.

- Так это ты, лиса, у меня мёд съела! – воскликнул Овтай.

Спряталась Медява за печь и оттуда говорит:

- Не ругай меня, братец любимый! Мне пуще жизни надо было лучшей плясуньей в деревне стать! А ещё оказалось, что коса моя слишком тонкая… Пойдём лучше к лесному ведуну быстрей, а то мёда больше нет и ты вот-вот в медведя превратишься!

Стукнул Овтай в сердцах кулаком по столу так сильно, что треснул стол.

- Ладно, - говорит. – Пойдём.

И побежали они в лес, к избушке старика лесного.

Подбегают, а старик их на крыльце ждёт, в руке фонарь держит.

- Что-то, дети мои, - сказал. - Рано вы пришли. Я вас на будущий год ожидал...

- Это всё Овтай, сердобольный, - заворчала Медява. - Раздавал волшебный мёд всем людям, жалел их, вот, мёд-то и кончился...

- А ты кого жалела? - спросил колдун. - У тебя тоже горшок пуст?

- Я-то всё для пользы тратила, - ответила Медява. - Я хочу среди людей самой лучшей быть! Дай мне ещё мёда, старик.

- Ладно, только нет у меня больше волшебного мёда, - сказал Вирень-Атя. - Заходите в дом, перекусим, переночуем, а утром придумаем как быть.

Тут Медява встала в дверях и говорит:

- Пусть Овтай на дворе ночует, раз мёда пока нет. А то он в избушке в медведя обернётся и всех нас, людей, поломает.

Посмотрел старик на парня, а тот склонил голову и сказал:

- Сестрица права, атя, останусь я здесь. В избушке и так тесно будет со мной, а если я медведем снова стану, то совсем будет плохо. 

Покачал головой Вирень-Атя и ушёл в дом вслед за Медявой.

Овтай напился воды из колодца, нашёл у старика в хозяйстве охапку сена и лёг там спать.

Утром разбудил его старик. Вскочил Овтай, начал себя разглядывать и по бокам бить.

- Что, превращаюсь я в медведя или нет? - спрашивает.

- Нет, не превращаешься, - сказал Вирень-Атя. - Пойдем со мной.

Вышли они снова к дому, там Медява на утреннем солнышке потягивается.

Смотрит Овтай, а у неё лицо лисьей шерстью покрыто.

- Медява! - закричал он и руки к ней протянул.

- О! Братец, - заметила его Медява. - А ты почему ещё не стал медведем? Или атя тебе мёду дал?

- Медява! Ты в лисичку превращаешься! - кричит Овтай.

Бросилась Медява к бочке с водой, а у неё из-под юбок уже хвост рыжий выглядывает. Увидела она своё отражение и на землю упала. А встала уже лисой. Подбежала лиса к старику:

- Атя, дай волшебного мёда! - кричит. - Я уже настоящим человеком была. Не хочу быть снова лисой. Ты медведю дал мёда, дай и мне!

Покачал старик головой:

- Нет у меня мёда. Его ещё найти надо. А Овтаю волшебный мёд больше не нужен, он теперь человек, а не медведь, - и ушёл в лес.

Села лиса на землю, опустила мордочку и заплакала. Погладил её по голове Овтай и сказал:

- Не плачь, сестра-лисичка, найду я для тебя волшебный мёд. А ты пока в деревню беги и за нашими курочками присмотри.

Посмотрела на парня лиса, лизнула ему руку и побежала в деревню. А Овтай поспешил Вирень-Атю догонять, расспросить его, как мёд волшебный искать.

Никто не знает, нашёл он этот мёд или нет. Только в той деревне старые люди рассказывали, что в давние времена жил у них знаменитый бортник, большой и сильный, как медведь. Лучше любого охотника он лес знал и, говорят, мог даже со зверями разговаривать. Добывал этот бортник мёд самый вкусный по всей округе, и от многих болезней он мог лечить людей мёдом. А ещё у него была рыжая сестра красавица - лучшая певунья и плясунья в деревне, а также вышивать мастерица. Дружили они крепко, и когда завели себе семьи, то всё равно жили вместе. И, говорят, был у них огромный яблоневый сад, в котором любили девушки весной петь и танцевать, а осенью в том саду созревали очень сладкие яблочки.


Рецензии