Сладкий продукт

В Средиземноморский регион сахарный тростник попал благодаря крестоносцам. Захватив арабские страны Персидского залива, и познакомившись с традициями и культурой этих народов, они, к их чести, переняли все лучшее. В частности, узнав  секрет получения сахара и оценив выгоду, которую может принести его производство, они  поспешили распространить эту культуру во всех королевствах, образованного ими царства, в числе которых был и Кипр.

На острове, правда, уже знали об этом продукте – сахаре. И культивировали сахарный тростник на небольших площадях. Полагают, что завезли его на остров египетские или сирийские купцы, издавна имевшие торговые связи с островом.

Потому крестоносцы лишь расширили тростниковые угодья  и организовали производство сахара в нужном количестве. Абсолютно все плодородные земли Кипра были распаханы, и со временем над ними колыхались на ветру – как волны на море - метелочки сахарного тростника.

То, что на острове в период с 8 по 15 век активно занимались выращиванием сахарного тростника и производством из него сахара, подтвердили обнаруженные археологами в окрестностях замка Колосси некоторые артефакты. Это - хорошо-сохранившиеся каменные жернова, предназначенные для измельчения сочного тростникового стебля, различной формы медные сосуды для варения и дальнейшего выпаривания густого сахарного сиропа, а также - рукотворный водоотводный акведук, проложенный от протекавшей поблизости речки для обеспечения бесперебойной работы того древнего производства.

Объемом производства всегда выделялись 3 района выращивания сахарного тростника и 3 землевладельца, которым эти угодья попеременно принадлежали. Это - на севере острова - возле  Морфу, Хрисоху, Аканфос, Левка и, возле самого большого на тот момент города Кипра, Лапитос.  Принадлежали эти обширные угодья королевской семье Гуго 1 де Лузиньян. На юге острова – у поселений Ахелия, Куклия, Епископи. Ими владела Катерина Корнаро, происходившая из богатой венецианской семьи, которой со временем отошел и третий участок - возле крепости Колосси. Им владели рыцари-госпитальеры.   
Где они тихо и мирно занимались приусадебным хозяйством: выращивали зерновые злаки и овощи, собирали оливки и делали масло, разводили скот и птицу, и др. У них имелись обширные виноградники, рос отменного сорта черный виноград, из которого они производили ставшее знаменитым на весь мир сладкое красное вино «Коммандария».

И все же основным занятием рыцарей было выращивание сахарного тростника и производство сахара. Они усердно ухаживали за тростниковыми плантациями и скрупулезно следили за качеством получаемого продукта. Посетивший крепость в 1494 году один итальянский торговец отметил в своих путевых заметках то, что его больше всего удивило: невиданный по тем временам размах производства - «400 человек трудились над получением сахара».

Технологический процесс длился в то время примерно месяц и состоял из нескольких стадий: прежде всего, удалялись листья, затем тростниковый стебель измельчали и пропускали через жернова мельницы, которая приводилась в движение  при помощи силы падающей воды, потом уже полученную кашицу варили и выпаривали в конусообразных емкостях с дыркой снизу. Именно от последней стадии зависело качество сахара: чем дольше его кипятили, тем чище, белее, дороже он становился. Так в 15 веке сахар первого «кипячения» стоил 35 венецианских дукатов за кандар  (мера веса кандар = 44 ока, ока = 1.280 г), второго «кипячения» – 70 дукатов, а третьего «кипячения» – 100 - 120 дукатов.

Сахар был так дорог и так высоко ценился, что в Средние века его приравнивали на Кипре к денежной единице, и активно использовали при расчетах и в торговле с другими странами и народами. Интересно, что в ту пору сахар служил приданым для невесты, им даже платили дань царям.

Хотя на острове производили качественно все виды сахара, Кипр все же прославился своей сахарной пудрой. Она была популярна и пользовалась огромным спросом в Европе, особенно в Венеции, куда почти полностью ее экспортировали. Возникла даже первая «сахарная» монополия – это венецианский торговый дом под названием «Мартини». Это имя, однако, не следует связывать с одноименным названием сладкого вермута, который появится  гораздо позже. Подписав с кипрским королем Иоанном II выгодное соглашение, Торговый дом получил исключительные права - скупать и торговать всем сахаром, произведенным на острове.

В то время существовали особые условия торговли: тот, кто хотел приобрести сахарную пудру, был обязан купить и сахар более низкого качества. Для экспорта «сладкого продукта» изготавливали специальные, треугольной формы, сахарные конусы, их укладывали в коробки по 16 штук в каждую. Обо всем этом поведал в своей книге итальянский купец Франческо Реголотти, побывавший на Кипре и подробно описавший уклад жизни жителей «сладкого острова».

В конце 15 века – в начале 16 века культивирование и производство сахара на Кипре пошло на убыль, уступив место другой востребованной культуре - хлопку. Отчасти это объясняется открытием Христофором Колумбом «Новой земли», где сахарный тростник рос быстрее, был сахаристее и его плантации покрывали еще более обширные площади, потому получаемый там сахар был вкуснее, дешевле и доступнее. 

Возможно, что сказалось возрастание потребности развивать легкую промышленность, для которой в большем объеме требовалась хлопчатобумажная ткань. В результате, плантации сахарного тростника на острове стали постепенно превращаться из «неспокойного моря» в «белый океан» хлопчатника. 

Кроме того, тогда же вспомнили про свекловичный сахар. С глубокой древности люди выращивали свеклу только ради съедобных листьев: ели «вершки».. В 1747 году немецкий химик Марграф доказал, что в свекле содержится некоторый процент сахара. А дотошным селекционерам удалось значительно повысить сахаристость свеклы до 17-20%, и тогда ее «корешки» стали использовать для производства сахара. Кстати, сегодня из сахарной свеклы получают до 30% всего сахара в мире, но основной процент остался все-таки за сахарным тростником.
               
Как ни странно это прозвучит, но на протяжении всей этой истории с сахаром – равнодушными к этому «сладкому продукту» оставались … только сами киприоты. Во все времена они  отдавали предпочтение меду. И щедро использовали и используют его по настоящее время в приготовлении разнообразных национальных сладостей.


Рецензии