О презрении к миру -4-

Человечество ещё никогда не жило по уму, а только по инстинкту. Под умом я подразумеваю не просто рассудок, обыденный практический разум, холодный рационализм и расчёт – всё это лежит в плоскости инстинкта, - а высший ум, божественный ум, озарённый ум. В материальном мире проявления такого ума почитаются обычно за утопию. А утопия – это как раз попытка представить себе жизнь человечества по уму. Утопия – это некий идеал, раскрываемый в этом материальном мире, как аналог подлинного Идеала.

 Человек слишком идеализирует вещи, слишком идеально относится к вещам. И чем возвышенней образ мыслей человека, тем идеальнее его отношение к вещам. Но вещи далеко неидеальны. Они ущербны и несовершенны, как и всё материальное. И когда идеальное отношение сталкивается с убогостью и ничтожной сущностью вещей этого мира, происходит конфликт. Возвышенный человек не может подходить к вещам с их примитивной меркой, так что конфликт неизбежен. И сколько бы страданий не причиняло это человеку, он не примирится, ибо это значило бы потерять чисто человеческое своё внутреннее, то есть божественное.

 Потерять чистый идеал, что равносильно абсолютной аннигиляции для личности. Личность в своей глубине абсолютно идеалистична и без идеала утрачивает себя и свой смысл, да и смысл вообще. Смысл идеализма вот в чём: если отмерять определённый промежуток времени, и в это время один будет делать любые материальные действия и думать о материальном и желать материального; а другой в это же время будет лишь сознавать сознание, то по окончании этого промежутка, когда и у того и у другого отнять их плоть, то есть материю (а это неизбежно происходит рано или поздно), то у первого ничего не останется (как дракон пожирающий себя с хвоста, материя замкнётся на себя и аннигилирует саму себя); у второго же останется сознание, чистое сознание, а вернее сверхсознание, не зависимое ни от чего, не только от материи, но даже уже и от сознания. Оно всегда было вне чего бы то ни было, то есть абсолютно трансцендентально, и всегда будет.

 Но даже уже и это неправильно, ибо к нему нельзя применять временные определения: -было, -есть, -будет. Оно Абсолютно, и в этом весь смысл. Это Идеал и лишь Он имеет смысл. Человек носитель этого Идеала, и Сам Человек есть этот Идеал, когда поднимается до сверхсознания. И когда возвысившийся до Идеала человек сталкивается с мрачностью материального мира, он не может не порождать утопию, то есть идеальную реакцию от соприкосновения с чем-то антипатичным ему, и не просто антипатичным, но прямо враждебным ему, пытающимся подчинить его себе и растворить в себе. Поэтому утопия это ещё и борьба с миром материи. Но это не в коем случае не руководство по построению обществ типа сталинских или фашистских. Утопия – это устремление мысли от этого гнусного, призрачного мира в мир Идеала.

 Это мистическая отрешенность, это своего рода аскетизм, экстаз, мистериум, вхождение и погружение в Идеал, медитация, озарение, энтузиазм, эрос, трансцензус, мания (в значении вдохновения, в том смысле, какой ему придавал неоплатоник Прокл, ;;;;;) и гнозис. Это совсем не то, что понимают под утопией. Утопия всегда неадекватна миру материи, и её создатель, мудрец, носитель высшего ума тоже всегда неадекватен миру сему, а напротив, всегда адекватен миру Идеала. А Идеал это то, что материалисты никак не могут понять, осознать и охватить.

Построение идеального общества никогда невозможно в материальном мире. Пока существует материальное физическое тело со всей его омерзительной и гадкой физиологией, ни о каком идеальном обществе не может быть и речи.  Лишь с преобразованием тела в имматериальное, возникает и идеальное общество. Вернее это параллельные процессы. Поэтому всякая утопия – глубоко символична.

 Когда же она превратится в Идеал, то естественно перестанет быть утопией и лишиться своей символичности; но пока утопия остаётся утопией, она несёт в себе огромную символическую нагрузку, тем самым, кстати, и приближая наступление Идеала.  Но главное в этом, конечно, познание и делание себя (Себя как Духа). Утопия – это вечная тоска по Идеалу, по чистому Миру Имматериального. И в любой точке материальной Вселенной душа будет тосковать по Миру Вечной Красоты, из которой она изошла в мир смерти и тлена. Утопия – это своего рода слёзы души. Отнимите у человека утопию, и он станет просто скотом. Утопия, как и религия, не дают человеку окончательно скатиться (скОтиться) на уровень зоологии. Но утопия, как и любая религия, это не просто фантазии, и фантазии это тоже не просто фантазии, это отблески Имматериального Мира, которые воспринимаются отдельными личностями и распространяются среди остальных. И даже более того -  это прямые импульсные проникновения из Плеромы, прямое чистое Откровение по-разному преломляющееся в материи, в разных личностях, в следствие их разных и ущербных в разной степени материальных оболочках. Человечество хочет хлеба и зрелищ, и в этом желании есть самая низкая ступень утопии, самый отдалённый образ Идеала. Но к сожалению человечество останавливается на этой ступени и дальше идти не хочет.

Почему человечество вообще должно придти к некоему оптимуму, называемому земным раем? Может оно вообще ни к чему не должно придти? А может оно уже пришло? Ведь о чём всегда мечтало большинство? – поменьше работать, побольше есть. В некоторых странах Запада к этому приближаются. Правда работать поменьше всё-таки пока не удаётся. Зато побольше есть, да послаще, да пожирнее (всё это в более широком смысле, понятное дело, – не только конкретно о еде) – это пожалуйста. Создаётся впечатление, что человечество начинает потихоньку регрессировать. Оно восходит на новый виток эволюции, обогащённое не духовно, а просто нагруженное плодами НТР: компьютерами, мобильными телефонами, автомобилями, тампаксами, жевательными резинками и презервативами.

 А может человечество вообще не эволюционирует? Эволюционируют отдельные личности. Эволюция индивидуализирована. Гений каждый раз поднимается всё выше и выше в спирали эволюции, воплощаясь в разных материальных телах, а масса живёт своей отдельной жизнью, подчинённой законам энтропии. И может человечество, как динозавры, достигнув своего апогея, просто вымрет, оставив после себя, в лучшем случае мегатонны мусора. Да и что это такое за вожделенный оптимум?

 Жить вечно в материальном теле со всеми его потрохами и, извините, со всем его дерьмом, каждый день вращаясь в узком мирке (даже расширенном до масштабов Вселенной), это же верх бессмыслицы. Каждый день есть, пить, спать, развлекаться и опять по кругу – это больше чем маразм. Если нет внутреннего бесконечного универсума и перманентного неиссякаемого творчества – всё остальное это минус ноль. Экстенсивное развитие – это тупик, который заканчивается аннигиляцией. Если ты не есть Абсолютное Творчество, то рай земной это затянувшееся застолье, которое закончится заворотом кишок. Но человечество только об этом и мечтало. О высоких порывах, об Идеале мечтали лишь отдельные личности, которые и создавали Великолепные Утопии и Головокружительные Поэмы. А человечество в целом мечтало о прозе набивания желудка. Весь технический прогресс замкнут на желудок. И технический прогресс наращивает темпы в соответствии со всё более и более нарастающими ненасытностями желудка.

 А где-то совсем в стороне от этого живут Великие Мечтатели. Они-то и движутся. Остальные просто наращивают массу. Каждый гений излучает по меньшей мере 1000 рентген в секунду, не считая физической энергии. Если бы, например, всю энергию Моцарта сосредоточить в одной точке, образовалась бы Новая Вселенная. Но эта энергия рассеивается, и лишь небольшая часть является основой шедевров.


Рецензии