Записки председателя 8

                А помнишь лагерь?
 
  Слишком часто я писала о лагере и вожатстве, чтобы не посвятить этому отдельную колонку. Я лагерный человек до глубины души. Вот честно, впервые я побывала в этом месте в 3 классе и мне не понравилось. Я почему-то боялась, что может случиться плохое дома, а я тут отдыхаю. Я плакала и меня забрали с середины смены. Маленькая была и глупая, не понимала всю прелесть общения в отряде, новых знакомств, подготовки вечерних мероприятий, ночных посиделок, купания в озере, пения песен у столовой. Эх… Вот пишу, а сердце замирает. В последний раз мне удалось поработать с детками на смене (21 день) 2 года назад, потом находились дела поважнее, выезды, форумы, грантовые конкурсы и пришлось сделать выбор.

  Но сейчас, я хочу рассказать, чем же так прекрасен этот мир и что ценно лично для меня.
 
  Впервые я поехала работать вожатой ещё в школе. Да, это не совсем правильно, но так вышло, что меня заметили и я, пройдя обучение, смогла сдать экзамены на высоком уровне. Моё первое лагерное лето, волнительно до жути. Всё-таки получить отряд, узнать кто же напарник. Меня поставили на самый старший отряд, дети там до 17 лет (чтобы вы понимали мне самой было 17 тогда). Конечно, они все думали, что мне 24 или 25, учусь в университете на журналиста (напророчила себе будущее).
В первый же день в лагере традиционно происходит знакомство с отрядом, вы сидите за большим столом и каждый из детей рассказывает, что он умеет, чем увлекается. Обычно девочки танцуют и поют, мальчики играют в футбол или компьютер, но был там паренёк (вроде Глеб) под два метра ростом и в ширину такой, чтобы не соврать… (если помните, было раньше шоу на 2 канале, где мужчина выходил в костюме таком большого надутого качка), так вот, мальчик был именно такого размера и он сказал: «Я увлекаюсь криминалистикой советского союза».
 - Ага, молодец! – сказала я и подумала про себя «приплыли». Глеб давал тогда жару, его среди детей прозвали лифтом и ох уж этот лифт. То на пирсе дощечку ногой выдавит, то, защищаясь от каких-то пришельцев, на руках себе пишет «Господи, спаси и сохрани», то поёт в душе так, что с ним мыться никто не хочет, вообщем шуму много навёл в ту смену.   

  Дети – это вообще находка для вожатого, они всегда выдают такие смешные, но в то же время и поучительные истории, что удивляешься каждый день смены. Один мальчик, такой типичный сын папы большого начальника решил проверить на прочность стены и кидал в них швабру. Естественно, в стене появилась дырка, на что он мне спокойно так сказал: - Александра Евгеньевна, не волнуйтесь! – Набрал папу и спросил: - Пап, а ты не хочешь лагерю картину подарить?
  Через два дня в комнате на стене прелестно вырисовывалась рамка с милым морским пейзажем. Ну, и на этом спасибо! Ещё одна история приключилась уже не со мной, а с другой вожатой. И уже не в первый мой год работы в лагере. На смену приехала делегация из Таймыра. Ребята живут далеко в Сибири, и обычно, они приезжают сразу на двойную смену, и ты работаешь не 21 день с детьми, а 42. И их в отряде больше 50. Так вот, первый их день море и один мальчик никогда в жизни не видел медуз. Угадайте, что первым делом он сделал? Попробовал её на вкус! И было такое впечатление, что ему очень понравилось.
 
  Работа с пупутиками (так мы называем деток до 10 лет) это вообще отдельная история. Они гипер-гипер-энергичные, а ещёёё они очень любят обниматься, для тебя обнимашки становятся таким традиционным мероприятием утром, в обед, после полдника и обязательно вечером – в сутках 24 часа, из них 20 ты облеплен несколькими пар ручек. Они очень любят плакать, а потом через несколько минут уже смеяться, а спустя 20 опять плакать. И так по кругу. Если ты не найдёшь чем бы их занять, то пиши пропало – кто-то кого-то обязательно ударит, ущипнёт, толкнёт или ещё хуже обмажет козявками (это правда противно). Был у меня один мальчик, если не ошибаюсь его звали Никита. Такой маленький, щупленький малыш, который всегда ходил в серо-зелёной кепке (однажды мы забыли её на пасеке и пришлось возвращаться за тридевять земель, лишь бы вернуть сию драгоценность). Так вот, в столовой он всегда ел только хлеб и компот, перед уходом обязательно прятал в карманы ещё по кусочку, а где-то за час перед следующим приёмом пищи, когда все запасы кончались он подходил ко мне и делая бешенный взгляд говорил: Я такой голодный, что готов сожрать чью-нибудь голову. Самое что смешное, мама Никиты в рекомендательном письме просила не заставлять ребёнка есть. Спасибо! Лучше бы написала, как его накормить.

  Пока писала вспомнила ещё историю. Каждое утро на отряд в зависимости от количества людей выдаётся литраж воды в бутылках. Главное не проспать – это происходит в 8 утра. И вот был у меня коллега, который всю ночь обычно гулял где-то, а утром, естественно, не вставал. Дети водой то обольются, то забудут её где-нибудь и он придумал «вожатский кран» - обычный кран в уборной для взрослых, детям же в неё заходит нельзя. Вот он и набирал в пустые бутылки воду оттуда, когда понадобится. Дети спокойно обливались, иногда пили и все были счастливы (и животы ни разу не болели у них!), продолжалась его афера пока старшие вожатые не прикрыли эту лавочку, и он со скандалом чуть не вылетел из лагеря. Благо всё обошлось. Пупутиков ему, правда, больше не давали.
Знаете, вот много смешных историй, много проделок, много анекдотов можно сложить по ситуациям, что происходят в этом прекрасном мире. Но я всегда с точностью могу сказать, что в лагере находятся поводы и для гордости, для преодоления самого себя и раскрытия потенциала.

  Как-то раз я поработала на отряде, где около 10 человек были из детского дома. Господи, это были одни из самых заботливых детей, которые всегда предлагали присесть, донести тяжёлую стопку белья, приносили своё яблочко просто потому, что видели, как ты отдал своё малышу. И вот среди таких ребят был паренёк Толя, он с начала смены во время купания почему-то всегда сидел на берегу или заходил в майке по пояс. Я особо не придавала этому значение, ну мало ли, что может быть – обгореть боится. Пока однажды мы не повели их на пирс понырять. Толик был единственным мальчиком, который не бросился без оглядки в воду, на мой вопросы «Почему?», выяснилось, что у него на спине большой шрам после операции и он стесняется. Хватило десяти минут беседы, рассуждения, примеров из жизни и вот Толик со счастливым криком, бросая мне под ноги футболку бежит прыгать со всеми с пирса. В такой момент понимаешь, что не зря ты находишься на этом месте.
 
  И ещё пример, обещаю, последний на эту колонку. Я любила и всегда буду любить детей. Мама говорит, что это я пока своих не родила – люблю и чужих. Спорить не буду. Но для меня вожатская работа с первого дня и до того самого момента пока дети тебе пишут и помнят. Работала я в Москве, 40 детей отряд, они были моими воробушками и каждый день перед сном нужно было каждому пожелать спокойной ночи и крепко обнять. И была у меня одна комната суровых «колючих» мужичков, которым это не нравилось. Ну, не хотите – не буду, не навязывать же это деткам. И какого же было моё удивление, когда мой главный заводила, рыжий косолапый Рамин вдруг ни с того ни с сего обиженно говорит на 13ый день смены «Александра Евгеньевна, а меня обнять?». Конечно же я обняла! И его, и его 6 соседей, который по очереди тянули свои ручки. А я вышла и аж слёзы на глаза навернулись, до того это было мило и ценно в тот день.

  Что сказать то хотелось? Друзья, не осуждайте человека, когда он в тридцать с копейками лет едет работать хоть на одну смену в лагерь. Это так западает в душу, что я, каждый год, видя автобус отъезжающий в лагерь, хочу запрыгнуть в него и ехать, ехать на встречу этим чистым и непорочным сердцам.

  Только вот дети уезжают, а мы остаёмся.


Рецензии