0. После - Капитал. Предисловие

Владимир Сафончик

После – «Капитал». Диалектика общества и социализма


"Мысль изреченная есть ложь".
Ф.И. Тютчев

"Ложь – религия рабов и хозяев,
правда – бог свободного человека".
А.М. Горький

"Платон мне друг, но истина дороже"
Мигель Сервантес


0. Предисловие


В качестве эпиграфов к настоящей работе мною выбраны известные изречения трех выдающихся мыслителей мировой культуры: русского поэта ХIХ-го века Федора Ивановича Тютчева, русского и советского поэта и писателя ХIХ-го и ХХ-го веков Алексея Максимовича Горького и испанского писателя ХVI-го – ХVII-го веков Мигеля Сервантеса де Сааведра (Miguel de Cervantes Saavedra). И состав этих высказываний, и их порядок не является произвольным и случайным. В известной степени, они представляют для меня квинтэссенцию и диалектику одного из самых глобальных и фундаментальных процессов и результатов деятельности человеческой цивилизации – процесса познания.

Первое изречение является строкой из стихотворения Ф.И. Тютчева "Silentium". Смысл этой часто цитируемой фразы более полно и содержательно предстает перед нами из текста всей его второй строфы:

"Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, –
Питайся ими – и молчи".

Название стихотворения «Silentium» переводится с латыни на русский язык, как "молчание". Считается, что в этом слове и заключена основная мысль стихотворения – чувство одиночества поэта перед лицом окружающего его мира, неверие в возможность быть в полной мере понятым и принятым другими людьми, концентрация на своем собственном внутреннем мире.

Однако такое его понимание может и должно быть признано поверхностным и односторонним. В самом деле, можно ли считать доминантными и ключевыми выводы о принципиальном непонимании людьми друг друга и призывы к "молчанию" в устах человека, который сам никогда им не следовал, который достиг высочайшего положения в структуре государственного управления Российской Империи, который всю свою жизнь занимался еще публицистическим и поэтическим творчеством, который написал и опубликовал десятки произведений и многие сотни стихотворений. И был с великим интересом читаем и современниками, и потомками.

Однако, в этих строках великого человека отражена и величайшая противоречивость человеческой жизни. Она, жизнь, во всех ее проявлениях столь многогранна и многообразна, индивидуальное сознание людей столь инвариантно, а язык человеческий столь многозначен, что слишком часто мысли и слова отдельного человека проходят чрезвычайно длительный и сложный путь, прежде чем они могут быть адекватно восприняты и с величайшей достоверностью воспроизведены другими современниками или их потомками. Отдельная мысль, отдельное высказывание, отдельная формулировка, с одной стороны, являются бесконечно малыми, но в то же самое время, чрезвычайно важными, часто, ключевыми и абсолютно необходимыми элементами, образующими систему истинного и результативного знания.

И слишком часто непреодолимой помехой на этом пути оказывается не только простое непонимание, но и умышленное искажение высказываний автора его оппонентами.

Именно против такого исповедование лжи в качестве инструмента разрешения жизненных противоречий и восстал в своих бессмертных строках великий пролетарский поэт России А.М. Горький. Правда, стремление к правде – вот лозунг и знамя, под которыми человечество может и неизбежно придет в будущее «царство свободы».

И на этом пути познания истины и продвижения к обществу всеобщего благоденствия и счастья неизбежны пересмотр и обновление взглядов и представлений многих величайших мыслителей прежних эпох, дальнейшее развитие многих, казавшихся, до поры, безупречными истин.

Известный испанский писатель ХVI-го – XVII-го веков Мигель Сервантес де Сааведра ради истины, готов был отказаться, как видно из третьего эпиграфа, даже от «дружбы», от догматического следования взглядам древнегреческого философа Платона, жившего в V-м - IV-м веках до нашей эры. А сегодня диалектика процесса познания и все тоже неистребимое стремление к истине побуждает автора критически отнестись и к обширнейшим и сложнейшим теоретическим представлениям еще двух великих мыслителей человеческой цивилизации – Карла Маркса и Фридриха Энгельса – и их идеологических и экономических оппонентов – создателей субъективистского и маржиналистского фундамента современной, так называемой, либеральной «экономикс».    


Рецензии