Без маски

Если разговаривать с ребенком ясно, просто, по-дружески, без педагогической маски – то ощущаешь потом душевную свежесть.  Дети искренни и доверчивы. Они от природы добры. Там нет еще взрослых «коннотаций». И они не будут спорить ради спора. И им в голову не придет «блеснуть образованием».
   Женечка тайком от родителей читает «Кладбище домашних любимцев» Стивена Кинга. И ей интересно на эту тему поговорить. Она делает большие глаза и задает мне сокровенные вопросы. И ждет ответа тихо-тихо. Отвечаю, стараясь не лезть в мистические дебри. Все перевожу в область психологии.
   Нашла где-то высказывание Толстого. Бог знает, где.  Мялась-мялась, затем решилась спросить, что я думаю. А Толстой сказал, что у русских есть недостаток: они верят, что брак – это счастье. Что это венец дороги. Вот оно – счастье! А иногда за браком – вывернутая душа.  Это я своими словами пересказал. Наступила моя очередь мяться. И ведь не промолчишь! Женечка именно моего ответа ждала. Других взрослых поостереглась спрашивать.  Доверяет, значит, мне. Привел как пример, историю из своей жизни. Предупредил, что формально – не о браке. Не о семье. Формально. В Питере я прожил несколько месяцев на ФПК. Собралась компания – человек шесть. Везде вместе. На занятия, в театры, на прогулки – везде вместе. И вдруг я почувствовал, что теряю свободу. Отправились как-то гулять. Все решили провести время в магазинах. Я зашел с ними в один, затем в другой. И в глазах вдруг мутно стало. Я подумал: почему я теряю время и получаю неприятные мне впечатления? Объявил, что пошел на Офицерскую, к Блоку. Лидер нашей компании назвал меня Дон Кихотом. И я оставил их. Дышать потому что стало нечем. Спросил Женечку: поняла ли меня. Она посмотрела мне в глаза и ничего не ответила. И я вдруг почувствовал, что подробности излишни, как и объяснение.
   А иногда замкнется. Молчит и молчит – слова не вытянешь. Видно, думает о чем-то. А потом спросит – через какое-то время. И спросит того, у кого не будет педагогической маски на лице. Того, у кого интонация не такая, какая обычно у нас появляется в разговоре с детьми. Да и сам после таких бесед становишься лучше. Дети  действуют на нас, по словам Сатина у Горького, «как кислота на старую монету».


Рецензии
Это точно...

Алексей Буряк   19.04.2019 10:42     Заявить о нарушении