ОПЫТ

   «…если бы не было того опыта и тех чувств, я бы никогда не стал тем,кто я есть сейчас, я бы никогда не понял того, что знаю сейчас».

Из советов психолога.

А всё ли мне надо знать? От иного опыта лучше и воздержаться, не знать того, что было запрещено в райском саду невинности Адаму и Еве. Психолог советует не отказываться от нажитого опыта, даже если он не самый хороший. Но если плохого в нём слишком много, чаша весов может склониться в сторону страданий, иссушающих и ожесточающих и душу и тело. Избавившись от плохого, разрушительного опыта, я освободил бы место для опыта положительного, а не остался бы с пустотой в душе и был бы более здоровым и счастливым, и этим опытом делился бы с людьми. И если бы так было со всеми, жизнь всех людей была бы более счастливой. Разве не так? И весь смысл жизни человеческой не сводится к поиску счастья, к обретению той страны, «где нет печали и воздыханий, но жизнь вечная»?
И психолог мне отвечает: «Не так. У меня знакомый рос практически в вате. Сейчас он категорически не в состоянии решать свои проблемы. Просто не умеет. Отсутствие опыта ошибок заставляет его бояться сделать ошибку - и чтобы не болело он заранее решил ничего не делать. Так и живет. Чувствует себя отвратно, но боится действовать».
 Думаю, здесь дело не в отсутствии опыта, а в слабости воли, пониженном жизненном тонусе. В "вате" никто не живёт на этой земле. Боли и страдания всё равно найдут нас даже в виде внутренних органических болезней, запрограммированных генетически. Сама жизнь как биологический процесс есть опыт страданий, в какой бы «вате» мы не находились. И желание избавиться от них, забыть, так же естественно, как и желание жить и дышать без боли. Забыть совсем не удаётся; они уходят на дно подсознания и тихо живут там до поры. «Не буди лихо, пока оно тихо». И это выработанная эволюцией форма сопротивления. Но есть и более глубокие способы отвернуться от страдания - амнезия. Что-то похожее испытывают многие фронтовики, вообще люди, перегруженные слишком тяжёлым опытом, которого сознание не выдерживает.


Рецензии