Смерть системы

Из цикла «Системный анализ»

Мы не знаем, что такое жизнь –
Можем ли мы знать, что такое смерть?

Конфуций

1.
    …И как ее встроить в логическую картину мироздания.
    Эта проблема не так проста, как кажется на первый взгляд. Вероятно, физиологическое бессмертие будет достигнуто уже в обозримом будущем – просто потому, что человечество (от большого ума) поставило перед собой такую задачу. Но это не означает бессмертия разума и никак с ним не соотносится. На практике, надо полагать, все обернется «актуализацией внутреннего мардонга» по Пелевину. Вряд ли это вам понравится, читатель, что бы оно ни значило.
    Насколько известно автору, философская сторона «проблемы Свечкина» не обсуждалась – по разным причинам. И системология пока что не создала связной теории регресса. Однако естественные науки, составляющие экспериментальную базу гносеологии, накопили богатейший материал для обобщения. Гибель империй и царств, популяций и видов, экосистем и климатических зон, этносов и экономических формаций, человеческой психики и звезд – все это истории вырождения. Мы имеем прекрасный, содержательный пример из области этногенеза, где весь жизненный цикл суперэтноса очерчен, фазирован, механизм раскрыт (в общих чертах). К нему мы и будем апеллировать – не в последнюю очередь потому, что Л. Гумилев опирался на системный подход (в современном ему виде) совершенно сознательно.
    О вырождении говорят гораздо реже, чем о развитии – и автор в этом отношении не исключение. Но исключения, все же, необходимы. Эти субъективные заметки – результат скорее наблюдений и размышлений, чем знакомство с передовыми (или классическими) взглядами науки. Особенно актуальна эта тема в эпоху «меандрического» развития, о которой говорят: «Перемелется – мука будет». Брошу и я свою горсть крупы в счет завтрашнего помола. 

2.
    Мы попытаемся взглянуть на проблему так, как она поставлена. Что такое смерть – мы попрежнему не знаем, но у нас есть логическая картина… пусть и не Мироздания, но – системы в ее развитии. А значит, и в вырождении. Причины, приводящие к революционному развитию системы, приводят и к ее увяданию. Это только вопрос выбора.
    Любой кризис – это и есть момент выбора («точка бифуркации»). Между чем и чем? В самом общем виде ответ звучит так: между прогрессом и регрессом, между развитием и вырождением. Третьего не дано: если мы не идем вперед, мы идем назад. Любая стабильность – всего лишь перекур между боями. Все, что нас не убивает, делает нас сильнее… Список афоризмов может быть продолжен. Но сильнее после кризиса мы становимся не всегда.
    Кризисные процессы запускаются «конфликтом Гёделя», когда одна непреложная истина (или другая благодать) начисто отрицает другую истину (или благодать). Путь дальнейшего развития пролегает через разделение понятий – в результате чего обе истины сохраняют силу и не мешают друг другу; поскольку одна справедлива в одном смысле, а другая – в противоположном. Противоборствующие истины делят сферы компетенции – заключают своеобразную конвенцию – и противоречие снимается разумным компромиссом.
    Но можно, конечно, и по-другому! В естественных, глубоко овеществленных системах («явлениях мезомира», по Гумилеву), где действует «логика борьбы» (то есть, внешний фактор), одна из конфликтующих истин подавляет другую – и далее отменяет те основания, на которые она опиралась, последовательно доходя до самых основ, замыкая «петлю». Попросту говоря, если мы не хотим разбираться по существу вопроса, мы «берем на характер», потому что «я же прав!» Или неспособны.
Это и есть выбор, ведущий к вырождению.
    В результате, выживает «единственно верная» подсистема и та часть аксиоматики, которая ей не противоречит. Такую подсистему Л. Гумилев называл «антисистемой» и подробно описывал ее феноменологию. А сам процесс деструктивного упрощения называл «обскурацией».

    Классическим примером «виктимной обскурации» можно считать «бунт дрозофил» на сессии ВАСХНИЛ. Другой классикой уже стал бунт таких же дрозофил в 1991 году. (Только этот пример не столь очевиден для читателя.) Это предрассудок, будто бы на стороне «мичуринской науки» не было  никакой правоты. Просто ее забыли ограничить. То же самое можно сказать и о реформаторах, «демократах-рыночниках», аналогия полная – только события сдвинуты по фазе.
    Выразительной иллюстрацией замыкания «петли Гёделя» является и война НАТО против Югославии. С определенной точки зрения, это поддержка свободы и миротворческая акция, чему приводятся многочисленные, обильно  подкрепленные фактами доказательства – разумные и логичные... до тех пор, пока не сталкиваются с тем, чему нас учит семья и школа. Дело не закончилось конфликтом интерпретаций. Агрессия стала прецедентом, затем нормой, затем стандартом. Но если медийная версия событий повторяется постоянно, годами, по всем каналам, – она изменяет наши базовые представления о войне и мире, о свободе и рабстве. Что это такое, нам объясняют на живом выразительном примере – а что еще нужно человеку? который мыслит фактами. Так «петля Гёделя» замкнулась на основу, подавив базовые установки массового сознания. Подобрать иллюстрации к тезису «правда – это ложь» я предлагаю читателю в качества самостоятельного упражнения. Желательно – из повседневной практики, так оно доступней.

    Чтобы понять, «как это работает», нам придется совершить краткий экскурс в природу лжи. Невозможно установить истину, если не умеешь защитить себя от обмана. И прежде всего, для этого надо помнить две вещи. Во-первых, «объяснить можно любой глюк». Этот тезис блестяще подтвердил акад. И.Е. Тамм в знаменитом эксперименте с графиками. Второй тезис фальсификации звучит так: «Подтвердить фактами можно любой бред», и он наглядно демонстрируется вашими (а также атлантическими) средствами массовой дезинформации. В нашем мире относительной истины ложь тоже не бывает абсолютной – это все та же истина, только за пределами своей применимости.
    Но знание не только относительно, но и дисперсно. Для наших целей важно знать, что ложь возникает внутри неопределенного понятия («апейрона»). Разрыв логической цепочки происходит на дистанции между противоположными смыслами этого понятия. И если они не разделены, этот разрыв остается не замеченным.
    Ну, например… Апейрон «Украина» (или, допустим, «Россия») полностью укладывается в смысловой диапазон: народ – страна – государство – правительство – власть. Соседние члены этой логической цепочки – синонимы. А крайние – антонимы. Для того, чтобы отождествить добро и зло, нужно применять к ним одно и то же широкое понятие, не раскрывая его конкретного смысла.
 
    Ложь… Она возникает, когда мы черное называем белым; а мы делаем это на каждом шагу – просто из-за того, что не умеем разделять смыслы. Поэтому «черное» и «белое» считаем синонимами. Давайте мы будем друг другом восхищаться только после того, как научимся различать: войну – и мир, правду – и ложь, свободу – и рабство, Родину и «Родину», демократию и «демократию», справедливость и «справедливость», реформы и… хищения в особо крупных размерах.
    Никто нам прямо не говорит, что «народ и партия едины», никто прямо не требует от граждан поддерживать власть во всяком ее паскудстве – это получается само собой. Логически. Порядочный человек естественно следует императивам добра, а что из этого получается ложь и вырождение – так это, поймите, совсем другой вопрос. Вопрос воли и интеллекта, а не порядочности.

3.
    Ложь – это правда, доведенная до абсурда. Об одном из таких учений («антисистем») Л. Гумилев писал:
    «Учение пророка Мани не могло нигде укрепиться из-за своей непримиримости. Повсюду, где только ни появлялись манихейские проповедники, они находили искренних сторонников. И повсюду текла кровь, хотя проповедь манихеев была самой мирной. Они призывали людей устраняться от злого мира, учили аскетической жизни, запрещали своим адептам убивать теплокровных животных и невинных людей, жертвуя при этом собой. Но ведь убивали же!»
    Находили искренних сторонников. Значит, есть в манихействе какая-то истина… Просто ее забыли ограничить. Я не большой специалист в истории философских учений, но могу догадаться – какая. Была у манихеев какая-то простота в ответах на сложные вопросы. Сначала такое учение разрастается вширь, уверенно и доступно отвечая на все вопросы; но, дойдя до абсурда (до «конфликта Гёделя»), начинает развиваться в обратную сторону, отрицая очевидное и непримиримо дискредитируя общественные ценности – вплоть до самых основ.
    И недаром такие «антисистемы» легко приживались в сообществах пассионарных отбросов («аутло»), для которых любые цивилизованные нормы были слишком сложны и обременительны («химеры» по Гумилеву).
    «Химера противопоставляет себя всем, отрицая любые традиции и заменяя их постоянно сменяемой «новизной». (Гумилев)
    Подавление конкурентных идей всегда осуществляется силой (на то оно и подавление), поэтому обскурация происходит в овеществленных системах. Обретая в «антисистеме» идеологическую опору, подобного рода капсулы пассионарных примитивов, активно упрощали, – то есть, разрушали – структуру цивилизации под пубертатным лозунгом «я же все равно прав». Это и есть «обскурация» по Гумилеву.

    Но это еще не смерть системы. Пора объяснить читателю, что автор называет «запасом прочности». В развитии любой системы (психики, например) фазовые переходы могут происходить многократно; с каждым разом добавляя ей сходства с русской матрешкой. Прочность системы определяется количеством фазовых переходов, которые она претерпела в предыдущем своем развитии. Для суперэтносов Гумилев насчитал три таких метаморфозы. Человеческий разум испытывает не менее четырех… и в естественной старости все они обращаются вспять: «Пятьдесят – это так же, как двадцать, ну, а семьдесят – так же, как десять».
     Любая сложная система имеет иерархическую структуру, которая образуется в режиме (революционного) фазового перехода, создающего новые качества. Чем больше фазовых переходов претерпела система в процессе своего развития, тем больше их предстоит в процессе дегенерации. Каждый такой переход – это определенный барьер на пути и определенный кризис процесса. Его преодоление требует и усилий, и времени – и в прогрсссе, и в обскурации тоже.   
    Каждый раз в процессе роста образуется, образно говоря, классическое «ядро» и новаторская «оболочка»; и обскурация – при отсутствии сопротивления – способна разрушить только эту крайнюю по времени «оболочку». Доходя до самодостаточного классического «ядра системы», процесс деструктивного упрощения останавливается… на время. «Отрицание помогало им побеждать, но не давало победить. В этом особенность антисистем.» (Гумилев.) Это и есть не что иное как кризис, кризис вырождения. Рано или поздно он преодолевается антисистемой – и регресс продолжается уже внутри «ядра», сокрушая базовые истины в соответствии с ее догмами. Контрреволюция начинает разрушать классическое ядро системы, ее внутреннюю «куколку». В отсутствие сопротивления.

    Но сопротивление всегда имеет место, и «победа Аримана над Ормуздом никем не гарантируется». Кризис есть кризис, и в нем всегда совершается выбор – между прогрессом и регрессом. В кризисе система испытывают конкуренцию между двумя процессами, ведущими либо к дальнейшему развитию (через онтологический митоз) либо к вырождению (через виктимное подавление). И как во всяком кризисе, исход этой конкуренции решается борьбой, Всем известны ситуации, когда прогресс обращается вспять; и его отличие от мостовой Невского проспекта никто не пытается оспорить. То же самое можно сказать и о регрессе. «Кризис вырождения» дает возможность системе восстановить разрушенную оболочку – с учетом допущенных ошибок – и продолжить нормальное развитие. Это и есть «меандр развития», и две излучины этого меандра – в точности оба «отрицания», которые трактует знаменитый закон диалектики.
    Пребывающим в таком историческом «меандре», нам самое время разделить понятие «согласия». Разумный компромисс конструктивен, он усложняет систему и ведет к развитию. Подавление несогласных деструктивно, оно упрощает систему и ведет к вырождению. Такова альтернатива.

4.
    Тем не менее, конечная победа Аримана не подлежит сомнению. «Ничто не вечно под луной». То есть, речь идет не о сбоях в программе, а о глубокой закономерности развития. Либо противоречий слишком много – и они подавляют систему, не обладающую «запасом прочности». Либо одряхлевшая система достигла своего «предела тупости» и не способна уже разделять смыслы. Так что мы толком даже не знаем (и, видимо, не узнаем), что там творится у пчел и муравьев: все еще прогресс – или уже вырождение. В принципе, это неважно, даже для них самих.
     «Конфликт Гёделя» как причина смерти системы ни о чем нам не говорит, ничем не тревожит и вовсе не пугает. Это конфликт теоретический – а как раз теории-то и не умирают – только обновляются. Вырождаются именно овеществленные системы.
    Пришло время сформулировать основную идею публикации, ранее звучавшую лейтмотивом. Материальный эквивалент «конфликта Гёделя» состоит в феномене, ранее названном «виктимом». Это способность одной благодати подавлять другую благодать. Свобода, подавляющая справедливость. Справедливость, подавляющая милосердие. Милосердие, подавляющее достаток. Достаток, подавляющий творчество… С этими и подобными им коллизиями мы сталкиваемся на каждом шагу, не придавая им, впрочем, никакого значения. В сущности, разделение (и конфликт) благодатей – основная проблема культуры, определяющая власть Зла.
     Сама концепция виктима принадлежит, вероятно, Якову Бёме (1575 – 1624), подробно разработавшему теорию единства и отчуждения. Он писал: «Это смерть и несчастье людей и всех творений, что свойства борются друг с другом и каждое возвышается само в себе и получает качества в собственной воле» – «…ибо принцип зла есть то, с помощью чего и в чем нечто утверждает свою особость, но в этом утверждении самого себя отрицает другое», – трактует эту идею Л. Фейербах.
    Речь идет, подчеркиваю, не о естественном конфликте двух правд, а о том, что одна из них является угнетателем – вот, что следует считать противоестественным… Следует считать – или так оно есть на самом деле? Насколько случайным обстоятельством является разделение благодатей? Это общее свойство разума – или… «гуманоидный комплекс», свойственный только человеку? И не в этом ли разделении состоит суть Зла – или только корни его иммунитета? 
    Это уже который интересный для автора вопрос – он уже сбился со счета…
 
2019

Литература:

Л. Гумилев. «Тысячелетие вокруг Каспия»
Конфуций. «Беседы и высказывания»
Р. Киреев. «Подготовительная тетрадь»
В. Пелевин. «Мардонги»
Я. Бёме. «Великая тайна»


Рецензии
"Насколько случайным обстоятельством является разделение благодатей? Это общее свойство разума – или… «гуманоидный комплекс», свойственный только человеку? И не в этом ли разделении состоит суть Зла – или только корни его иммунитета?" Это свойство Мысли - разделять и создавать из этого разделения конфликт, в котором она пополняет свою энергию.
Разделение на Добро и Зло - созданы мыслью, и потому между ними происходит конфликт.

Дмитрий Павлов 8   21.02.2020 23:05     Заявить о нарушении
Дмитрий, я вынужден обратить Ваше внимание на текст публикации; в частности, и на ту фразу, которую Вы цитируете. Речь идет о конфликте между двумя формами Добра («Благодати»). Я спрашиваю: есть ли какое-нибудь самостоятельное, суверенное Зло, кроме этого конфликта? О конфликте Добра и Зла речи не идет, и идти не может, пока нет ответа на этот вопрос.
Благодарю за активный интерес к моим публикациям.
С уважением, Ник.

Ник Пичугин   25.02.2020 14:17   Заявить о нарушении
Добро и зло - это производные мысли. То, что для одного добро,другой определяет ,как зло, в зависимости от личностной обусловленности. Между этими формами добра, всегда происходит конфликт. Может ли тигр быть злым ? Конечно нет. Его действия не продиктованы мыслью.Он всегда будет поступать разумно , до того момента, пока человек, мысль, не внесет в его поведение свои разрушительные коррективы. Вы исходите из того, что человек - разумен.Но внимательное наблюдение показывает, что это вовсе не так.Требуется пристально рассмотреть понятие - благодать. Что именно вы под ним подразумеваете ? Раскрыв смысл этого слова, можно будет продвинуться далее...

Дмитрий Павлов 8   25.02.2020 17:30   Заявить о нарушении
Когда мы понимаем благодать, как силу исходящую от бога, то требуется понять, что этот бог, также создан мыслью, а следовательно - ограничен и является лишь ее фрагментом. Такая благодать - это лишь измышление мысли, некая идея, поэтому она всегда будет провоцировать конфликт двойственности. Только озарение, глубинное понимание - это действие разума.Но для его проникновения, мысль должна прекратить свой шум. Когда мысль тиха,то центр, Я - отсутствует. Нет центра - нет и периферии. И тогда дверь открыта.

Дмитрий Павлов 8   25.02.2020 17:47   Заявить о нарушении
Добавлю, что так называемое, стяжание благодати, есть ни что иное, как действие, включающее в себя волю, желание достичь некого благодатного состояния, следовательно это действие крайне эгоцентрично.Богословы утверждают, что эту благодать, к тому же требуется накапливать и приумножать..Другими словами, достижение благодати есть поклонение самому себе, включающее идею бога, добра и зла. В истинной любви, такого разделения не существует - это энергия разума, в которой нет двойственности и нет конфликта.Свет - он только свет и нет в нем никакой тьмы.

Дмитрий Павлов 8   25.02.2020 18:24   Заявить о нарушении
> Добро и зло - это производные мысли.
– Вы действительно так считаете? Тогда советую внимательно перечесть текст по ссылке, которой Вы со мной поделились.
> Вы исходите из того, что человек - разумен. Но внимательное наблюдение показывает, что это вовсе не так.
– Х-мм… Разве отличие человека от других животных не кажется Вам существенным?
> Требуется пристально рассмотреть понятие - благодать. Что именно вы под ним подразумеваете ?
– Это пожалуйста. Благодать – это добро, красота, истина, любовь, свобода… и их видовые производные. Благодать не допускает и не требует определения, напротив – она сама определяет все человеческие понятия.
> Когда мы понимаем благодать, как силу исходящую от бога…
– Вообще-то я атеист, но понимаю, о чем Вы говорите. Понимаете ли Вы сами?
> Только озарение, глубинное понимание - это действие разума.
– Разве это не есть та самая благодать, о которой говорю я? А также и религиозные пророки?
Другое дело что пророки спекулировали этим откровением, недобросовестно приписывая к нему еще и свое понимание.
– Такая благодать - это лишь измышление мысли, некая идея, поэтому она всегда будет провоцировать конфликт двойственности.
– Безусловно. Это конфликт суверенной истины и общественных предрассудков, от которых несвободны интерпретаторы. Научный атеизм, которым я руководствуюсь, просто фиксирует факт.
Дмитрий, мне кажется, что Вы путаете следствие и причину. Человеческий разум не порождает и не может создать суверенную благодать; напротив – он порождается ею. В этом и состоит отличие животного от человека разумного.
Что Вы об этом думаете, Дмитрий? Поделитесь.
С уважением, Ник.

Ник Пичугин   27.02.2020 15:13   Заявить о нарушении
<Это пожалуйста. Благодать – это добро, красота, истина, любовь, свобода… и их видовые производные. Благодать не допускает и не требует определения, напротив – она сама определяет все человеческие понятия.>

Слово Любовь, восходит к слову Свобода. Полагаю,это понятно, поскольку Любовь не может быть связана и не может содержать в себе двойственности. У Любви - нет противоположности, полагаю вы согласитесь с этим утверждением. Любовь, свободна всегда.

Вы говорите, что слово благодать - не требует определения. Тогда, как мы можем вести диалог о благодати, если каждый из нас, возможно, подразумевает под этим словом нечто иное, чем собеседник?

Если, как вы пишите, благодать равнозначна любви, то давайте попробуем, если вы не против , определить - что же это такое - истинная Любовь. Ответив на этот вопрос, мы , как мне представляется подойдем к слову благодать и увидим, является ли благодать действием Любви, той Любви, которая не содержит в себе двойственности. Той истинной Любви, которая , как солнце, дарит всем свой свет, не разделяя на добрых и злых, хороших и плохих.


Дмитрий Павлов 8   27.02.2020 15:47   Заявить о нарушении
<Х-мм… Разве отличие человека от других животных не кажется Вам существенным?>

Различие существенно.Дикое животное разумно всегда, до встречи с неразумным человеком. Человек же, стоит перед выбором - таково действие мысли. А выбор - это корень конфликта. Разве вы не замечаете, какой дисбаланс в разумность творения, вносит Мысль. Мы наполняем чудесный мир мертвыми продуктами мышления.Мысль безусловно продвинулась в техническом аспекте, но ее эгоцентрическое действие разрушает , порождая антагонизм между людьми и войну.

Дмитрий Павлов 8   27.02.2020 16:46   Заявить о нарушении
< Человеческий разум не порождает и не может создать суверенную благодать; напротив – он порождается ею. В этом и состоит отличие животного от человека разумного.
Что Вы об этом думаете, Дмитрий? Поделитесь.

Я бы сказал так - неразумный человек, может стать разумным. Для этого, ничто не должно препятствовать, блокировать,мешать ему пройти через глубинное понимание.Трескотня неразумной мысли должна прийти к концу.Если истинная Любовь есть свет Разума, то каково качество ума, соприкоснувшегося с ней? Ума, который любит, в котором нет вражды, навязывания, нет никакого антагонизма, нет эгоцентрического действия мысли ? Это спокойный,тихий , уравновешенный ум, который не ищет своего.Видимо единственным качеством проявления Любви через обладателя такого ума, будет сострадание , как наивысшее проявление энергии Разума. Высшая разумность, полное осознание единства с миром. Для такого ума, священным является только жизнь, во всех ее проявлениях.

Дмитрий Павлов 8   27.02.2020 17:47   Заявить о нарушении
Дмитрий, извините, что так задержался с ответом; это у меня бывает в близости выходных. По возможности подробно отвечаю на Ваши реплики и вопросы.
> Тогда, как мы можем вести диалог о благодати, если каждый из нас, возможно, подразумевает под этим словом нечто иное, чем собеседник?
– Если бы мы с Вами понимали благодать (и перечисленные выше ее ближайшие виды – «благодати») по-разному, мы бы вообще не могли вести никакого диалога, мы бы мычали или лаяли. Непосредственное эмоциональное («эмпатическое») восприятия смыслов этого мира – необходимое условия разума, это лежит основе, в человеческой природе; в геноме человека, я думаю. Оно одинаково для всех. Интерпретировать словами, в т.ч., в диалоге, благодати можно по-разному, но понимаем мы их до слов. Не путайте понимание и интерпретацию.
> Если, как вы пишите, благодать равнозначна любви, то…
– Не равнозначна. Это видовое понятие, одно из многих.
> давайте попробуем, если вы не против, определить - что же это такое - истинная Любовь.
– Я против. Потому что это невозможно. Любовь – слишком близкий к абсолюту вид благодати, чтобы такая попытка увенчалась успехом. Любовь – одна из тех благодатей, которые определяют все на свете… мне кажется, я уже говорил это… У каждой логической цепочки должно быть свое начало.
> У Любви - нет противоположности, полагаю вы согласитесь с этим утверждением.
– Не соглашусь. «Ненависть» – общепризнанный антоним «любви».
> Слово Любовь, восходит к слову Свобода. Любовь, свободна всегда.
– Нет, не восходит; это не вид свободы, а суверенное понятие. Таким путем можно и свободу возвести к любви, без которой нет свободы. Просто благодати не противоречат – или, по идее, не должны противоречить – друг другу; но это отдельный вопрос.
> Для такого ума, священным является только жизнь, во всех ее проявлениях.
– Согласен. Но жизнь – не только жизнь тела, но и жизнь духа. Порождающее конфликты стремление к благодати – это жизнь разума; и бездуховный человек мертв.
> Мы наполняем чудесный мир мертвыми продуктами мышления.
– Ну, тогда давайте оскотинимся?
> Дикое животное разумно всегда
– Дикое животное не разумно никогда. Разум, по определению, есть человеческий атрибут.
> Я бы сказал так - неразумный человек, может стать разумным.
– Человек разумен всегда – гомо наш сапиенс. Неразумие – не есть отсутствие разума.
Дмитрий, мне кажется, вы путаете понятия «разума» (это интегральное понятие, вся психика человека в целом) и «рассудка» как сознательного аспекта разума. «Разум» не является антонимом «чувства», которое, наряду с «рассудком» («сознанием»), является видом «разума» как родового понятия.
С уважением, Ник.

Ник Пичугин   03.03.2020 11:02   Заявить о нарушении
< Не соглашусь. «Ненависть» – общепризнанный антоним «любви».>
Ненависть рождена мыслью, как чувство и эмоция. Любовь не чувство и не эмоция, она не имеет противоположности и не может содержать в себе двойственность.Создание противоположностей - это удел мысли. То, что признано большинством - на поверку является ложным.

Дмитрий Павлов 8   03.03.2020 11:28   Заявить о нарушении
<давайте попробуем, если вы не против, определить - что же это такое - истинная Любовь.
– Я против. Потому что это невозможно. Любовь – слишком близкий к абсолюту вид благодати, чтобы такая попытка увенчалась успехом. Любовь – одна из тех благодатей, которые определяют все на свете… мне кажется, я уже говорил это… У каждой логической цепочки должно быть свое начало.?

Прочтите, возможно вы измените свое мнение. http://ezotera.ariom.ru/2009/06/20/krishnamurti.html

Дмитрий Павлов 8   03.03.2020 11:32   Заявить о нарушении
< Но жизнь – не только жизнь тела, но и жизнь духа.>

Что вы подразумеваете под жизнью духа ? Душу? Не является ли жизнь духа лишь идеей, созданной мыслью ? Чем Я - отличен от души ? Или игры с неким сверх Я, Атманом ? Они все созданы мыслью, как некие идеи, которые приняты большинством...

Дмитрий Павлов 8   03.03.2020 15:33   Заявить о нарушении
> Прочтите, возможно вы измените свое мнение
– Объясните своими словами, Дмитрий, это внушит мне уважение к Вашим источникам. Пока что я Вас не понимаю. С одной стороны, все наши благодати…
> Они все созданы мыслью, как некие идеи, которые приняты большинством... То, что признано большинством - на поверку является ложным. Такая благодать - это лишь измышление мысли, некая идея,
– А с другой стороны:
> истинная Любовь есть свет Разума… Только озарение, глубинное понимание - это действие разума… Слово Любовь, восходит к слову Свобода…
– Значит, не все? Я называю… Я назвал благодатью то, что не зависит от опыта – Вы, может быть не обратили внимания? – и, следовательно, «создано людьми» быть никак не может. Не может быть благодать также и порождением мысли; «заблуждением ума», как говорил Ниче. Потому что мысль – тоже опыт, хоть и духовный. Логический разрыв между благодатью (как я ее понимаю) и человеческой практикой может быть преодолен, я считаю, только тем, что любая мысль порождается воздействием благодати на человека; требованием кантовского «категорического императива». Противоречие между идеальной, не замутненной "тьмой" благодатью (как ее ни называй) и практикой человеческой жизни, – к которой вы призываете отнестись столь трепетно, – и создает все конфликты, всю «двойственность», всю диалектику этого мира.
> Что вы подразумеваете под жизнью духа?
– «Духовная жизнь» – это просто разумная жизнь. Которая, если Вы уже не возражаете, существенно отличается от бездуховного существования животного именно «жизнью духа». Человек – это животное, наделенное душой? так говорят. Не совсем верно, так можно сказать только о младенце. Но источником человеческого сознания изначально является душа.
С уважением, Ник.

Ник Пичугин   04.03.2020 15:08   Заявить о нарушении
< Но источником человеческого сознания изначально является душа.
С уважением, Ник.>
Душа - это слово, идея созданная мыслью и люди принимают ее...находя в ней убежище перед неизвестным... Душа - это не факт.Источником сознания, является мысль.Именно мысль и образует сознание, с фрагментом Я. Мыслитель и мысль - едины, мыслитель - это лишь фрагмент мысли, которая разбивает на фрагменты единство мира. Нет мысли - нет центра, Я, Эго,Сознания.Мысль - обусловлена, это энергия символов и мысль создает противоречия, двойственность, вызывая конфликт в сознании который переходит во внешний мир. Так мысль пополняет свою энергию. Это длинный разговор и схватить суть в обычной переписке достаточно тяжело... Поэтому отсылаю к Кришнаджи. Основное, что требуется осознать, это единство наблюдающего и наблюдаемого. Рекомендую http://ezotera.ariom.ru/2009/07/18/krishnamurti.html

Дмитрий Павлов 8   04.03.2020 17:07   Заявить о нарушении
<Я назвал благодатью то, что не зависит от опыта> Каким качеством ума обладает получивший благодать, ведь она должна обладать действием ? Каково по вашему действие благодати?

Дмитрий Павлов 8   04.03.2020 22:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.