Гиляровский - славянская фамилия

Для справки.
     Владимир Алексеевич Гиляровский родился 26 ноября (по старому стилю) 1853 года (так считалось, по крайней мере, 150 лет)в деревне Горка Сямской волости у  Кубенского озера Вологодского уезда, Вологодской губернии  в семье помощника управляющего лесами генеральши Олсуфьевой М.Н.  Учился в Вологодской мужской гимназии, не доучившись, сбежал из родительского дома, бродяжничал, работал в цирке и театре. Попав в Москву, стал писать. Признан «королём репортёров», лучшим бытописателем Москвы.
     Первая рукопись Гиляровского сожжена во дворе полицейского участка. Повесть «Мои скитания» считается первым российским приключенческим произведением. Установил точное место рождения Гоголя и место казни Степана Разина. На картине И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» образ смеющегося казака в белой папахе списан с Гиляровского. Скульптор Н. Андреев лепил с него фигуру Тараса Бульбы для памятника Гоголю.
      В честь В.А. Гиляровского названа одна из малых планет Солнечной системы.  Имя писателя носят улицы в Москве, Вологде и Тамбове. В 2003 году к 150-летию со дня рождения выпущены серебряные монеты с профилем писателя.
         В 2003 году обнаружена запись в метрической книге Покровской Сямской церкви о рождении Володи  Гиляровского в 1855 году. В статье «Три вопроса к Гиляровскому» попытался убедить читателей, что Гиляровский не «дурачил общественность», утверждая своё рождение двумя годами раньше и высказал версию появления записи о рождении в 1855 году. Скончался в 1935 году.Похоронен на Новодевичьем кладбище.

О происхождении фамилии писателя и значении слова «гиляй».

     Кроме даты рождения существует путаница в семейных преданиях по поводу происхождения фамилии. Правда, на этот эпизод в биографии писателя пока не обращали внимания.
     Разнообразие фамилий на Руси великое множество. Искать корни того или иного прозвища, (фамилии часто происходили от прозвищ, которыми награждали друзья и соседи не за просто так, а за нечто отличительное в характере и поведении человека) занятие чрезвычайно интересное, позволяющее узнать, например, характерные черты своих предков и как к ним относились окружающие.
    Гиляровский Владимир Алексеевич по рождению мой земляк. Изучать его биографию начал с целью приобщить к истории родного края дочерей и внуков. Давно известно, что в своём крае пророков нет, а история творится, и все главные события происходят где-то далеко, но только не рядом с нами. Так думал и сам в молодости, стремясь вырваться из родительского дома.
     Собирая материал по Гиляровскому, сам того не ожидая, узнал, что за наш лесной северный край  и конкретно за волость Сяму боролись московские князья, Белозерский полк сражался на поле Куликовом, преподобный Мартиниан(Михаил Стомонахов) родился в соседней деревне Березник. Не много не мало, а был преподобный игуменом Троице Сергиевской лавры и духовником Великого князя Василия II Темного. Иван Грозный, проезжая из Кириллово - Белозерского монастыря в Вологду, возможно останавливался  в Сяме на ночлег. Сямский монастырь располагался как раз на половине пути между Кирилловым и Вологдой. В ту и другую сторону по 70 километров, что соответствовало тогда дневному передвижению конных экипажей.  Пётр Первый исследовал Кубенское озеро на предмет размещения своей флотилии. И ещё многое-многое другое.
   Интерес к фамилии Владимира Алексеевича возник при обнаружении двух различных версий её происхождения.
     Е. Г. Киселёва внучатая племянница писателя в «Рассказах о дяде Гиляе» рассказывает одну семейную историю, а Н.А. Морозов в работе «Сорок лет вместе» - другую. 
     По первой версии сыновья Ивана Петрова, деда писателя, сменили фамилии при поступлении в Вологодскую духовную семинарию. «Когда молодые, рослые и здоровые ребята пришли в семинарскую канцелярию, где следовало сменить их светскую фамилию Петровы на духовную, преподаватель латыни, глядя на добродушные лица, веселые улыбки братьев, произнес:
            - Быть вам Веселовскими.
            Но в книге записей обнаружил, такая фамилия уже есть. Недолго думая, он слово «веселый» перевел на латынь – Hilaris. Так появилась в роде Петровых фамилия Гиляровский».1.

     По воспоминаниям личного секретаря писателя Н.А. Морозова кличку Гиляй получил кто-то из прадедов. «В один из вечеров В. А. Гиляровский рассказал мне о своей родословной. По семейным преданиям, прадеды его по мужской линии в старину жили в запорожских степях. Один из них был выслан под надзор полиции в Новгородские края. Он слыл среди окружающих неуемным весельчаком, жизнелюбом и редкой доброты человеком. За свой веселый нрав он получил от друзей и близких кличку Гилярис (веселый).От этого латинского корня и пошла фамилия Гиляровских».2 
     Версия Киселёвой с самого начала не вызывала доверия. В ряде случаев семинаристам действительно меняли фамилии. Считалось, что в священнике всё должно внушать уважение, поведение, образ жизни, фамилия. Как священник с фамилией, например, Пьянков будет проповедовать людям трезвый образ жизни? Вот и давали семинаристам более благозвучные фамилии: Рождественский, Богоявленский, Успенский.
     Однако отец братьев Гиляровских Иоанн Петров до самой смерти  служил в церкви Ильи Пророка и фамилия его не кого не смущала. Более того, у Киселёвой почему-то Иоанн Петров - рыбак, а не священник, а  братья не могли одновременно поступать в семинарию, имея большую разницу в возрасте.

     Сомнения переросли в уверенность, когда познакомился с работой Мясниковой Л.Н. написанной на основе архивных источников. Разница в возрасте Петра и Михаила в 6 лет не позволяла одновременного обучения их в Вологодской духовной семинарии. Крое того, в клировой ведомости церквей за 1838 год фонда «Кирилловского духовного правления», можно найти, что один из братьев, а именно Петр Гиляровский обучался в Новгородской, а не в Вологодской семинарии.3
     Отсюда сам собой напрашивается вывод о несоответствии первой легенды действительности.   Более правдивой казалась версия Морозова, но смущало упоминание о неблагонадёжном прадеде высланном под надзор полиции в Новгородскую губернию. Подобной информации в архивных документах и открытой печати не встречалось.
     А что же было в действительности или близко к действительности? Попытаемся разобраться, но придется начинать издалека.
     Как правило, в 17-19 веках, дети наследуют фамилию по имени отца.  Никонов В.А.в книге «География фамилий» пишет: «Фамилии в русской именной формуле появились довольно поздно. Большинство из них произошло от отчеств (по крестильному или мирскому имени одного из предков)».4
     Сегодня, отслеживая родословную писателя, находим, что дети прапрадеда Григория Васильева в церковных книгах записаны как Григорьевы, сыновья прадеда Петра Григорьева- как Петровы и т.д.
     Другой распространенный способ образования фамилий по прозвищу от какой-то особенности человека. Фамилии в качестве неофициальных прозвищ существовали предположительно с XIV века, а к XVIII веку сложились определённые традиции их формирования. В XIX веке возникает необходимость официально закрепить фамилии (в 1874 году при наборе военнообязанных, а затем в 1897 году при переписи населения). И только в XX веке фамилии уже в обязательном порядке закрепляют за всеми гражданами государства.
     Н. Морозов, ссылаясь на писателя как раз и пишет, что за весёлый характер друзья и прозвали одного из предков Гилярисом. Соглашаемся, что предок был весельчаком, подтверждает эту родовую черту и Е. Киселёва. Теперь становится понятной природа неугомонности и балагурства самого Владимира Алексеевича.
     Не могу удержаться и приведу цитату из письма А.П. Чехова. «Был у меня Гиляровский. Что он выделывал, боже мой! Заездил всех моих кляч, лазил на деревья, пугал собак и, показывая силу, ломал брёвна. Говорил он, не переставая». (А.С. Суворину, 8 апреля 1892 года).
     Однако вызывает сомнение, что «друзьям и близким» в основном из крестьянской среды  могла прийти на ум кличка с латинским звучанием. Не могла иноязычная кличка бессмысленная для большинства окружающих прижиться в сельской глубинке.
           На нашу удачу, в архивных документах находится несколько иное описание характера прадеда писателя. Дьячок   церкви Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня в селе Ворбозоме Белозерского уезда Петр Григорьев (1736-1802 гг.) отличался, мягко говоря, неспокойным характером.  В ведомости о церкви и священно церковнослужителях за 1799 г. зафиксировано, что он подвергался штрафу «за бытие в ... ссорах всегдашним сообщником».5
      Оказывается, предок был не только весельчаком, но и обладал взрывным и непокорным нравом. А в таком случае не нужно и голову ломать, всё встаёт на свои места, латиница отступает. «Гиль» по Ожегову - вздор, чепуха; по словарю Даля - смута, мятеж, скопище. Гилем пришли, толпой, буйным скопищем. Гилевщик, участник в гиле.6.  А на севере России балагура и шутника могли кликать и Гиляем.  Как бы то не было, но версия о латинизации фамилии отпадает. Кличка, как меткая характеристика человека могла прижиться в народе от русского слова «гиль», а не от латинского «Hilaris».
   Остаётся выяснить, когда и у кого впервые деревенская кличка стала родовой фамилией.
     Дьячок Петр Григорьев, сохраняя кличку, до смерти оставался Григорьевым, а трое его сынов в церковных книгах упоминаются как Петровы. И только его внуки при поступлении в Кирилловское уездное училище официально регистрируются на фамилию «Гиляровский». В эти годы, как было отмечено выше, происходило упорядочение паспортной системы и повсеместное отступление от старой традиции записывать фамилии детей по имени отца. Вот что об этом пишет Мясникова Л.Н.: «Фамилия Гиляровский впервые встречается в документах начала 1830 годов по отношению к старшему сыну Иоанна Петрова – Петру - в бытность его учащимся Кирилловского уездного училища. Затем она переходит и к его братьям. Когда 15-летний Петр Гиляровский заканчивает Кирилловское уездное училище, 9-летний Михаил Гиляровский посещает приходское…»7.
     Таким образом, первыми Гиляровскими стали отец писателя Алексей и его братья Пётр, Михаил и Павел. Очевидно по согласию с ними при поступлении на учебу в Кирилловское уездное училище, администрация училища была вынуждена, подчиняясь рекомендациям паспортной реформы, закрепить постоянные фамилии за своими учениками в соответствии с новыми требованиями.
     В поисках родословной писателя неожиданно обнаружился ещё один Гиляровский Петр рождения приблизительно 1798 года студент Московского университета из духовного сословия, сосланный в Новгородскую губернию за участие в революционном Сунгуровском обществе, разгромленном в 1833 году.8
     Как интересно, совпадение по сословию, фамилии и Петр - любимое имя рода Петровых-Гиляровских и привязка к Новгородской губернии, как и рассказывал Владимир Алексеевич Н. Морозову.  На мой взгляд, это не просто совпадение, речь идёт не об однофамильце, а о четвёртом сыне Петра Григорьева Петре Петровиче единственном из Григорьевых не продолжившим семейную традицию священнослужения возможно по причине, как и у отца, непокорного характера. При поступлении в университет Петр Петров также по причине паспортной реформы был записан на фамилию Гиляровский. А в 1833 году выслан под надзор полиции по месту жительства родителей в Белозерский уезд, принадлежащий в те годы Новгородской губернии.
    Семейная легенда в изложении Н. А. Морозова оказалась более достоверной и вывела на след 4-го сына Петра Григорьева двоюродного деда писателя, упоминания о котором в церковных книгах на находилось.  Если непокорный нрав Петра Петрова-Гиляровского стал причиной исключения из университета и разрушения карьеры, то «королем репортеров» можно было стать только, имея природную непоседливость и дерзость в поступках.


Приложение.

1.Кружок Сунгурова существовал в те же годы, что и кружок Герцена – Огарёва. Участники общества в политической программе пошли дальше декабристов. Они обсуждали планы подготовки революционного переворота с участием народа. По делу общества, разгромленного в 1833 году, проходили 27 человек, в том числе 4 человека духовного сословия. Среди них Петр Гиляровский из духовного звания, студент Московского университета.
 Петр Гиляровский – член тайного общества двоюродный дед нашего писателя! Такое родство по-новому освещает некоторые несуразности и в поведении молодого Владимира Гиляровского,дружившего с народниками и скитавшегося без документов и под вымышленной фамилией…
2. Вывод.В данной работе удалось  обосновать другую, третью версию происхождения фамилии Гиляровский, а также установить, что  студент МГУ Петр Гиляровский является 4-м сыном  Петра Григорьева прадеда Владимира Алексеевича Гиляровского.


Прмечания.
1. Киселёва Е. Г. Рассказы о дяде Гиляе. - М.:Мол. Гвардия,1983г
2. Морозов Н.А. «Сорок лет вместе»,  file:///H:/fulltext/40y/ear/index.htm
3. Мясникова Л.Н. Выступление на Круглом столе "Москва и Вологда - города-ровесники: исторические связи и сотрудничество", 15 сентября 2005 года http://mosarchiv.mos.ru/promotion/smi/2004-/krugly_stol.php
4.  Никонов В. А. «География фамилий»  Там же.
5. Мясникова Л.Н. Выступление на Круглом столе "Москва и Вологда - 15
6. http://tolkslovar.ru/g2544.html
7. Мясникова Л.Н.  Выступление на Круглом столе "Москва и Вологда - города-ровесники: исторические связи и сотрудничество", 15 сентября 2005 года http://mosarchiv.mos.ru/promotion/smi/2004-/krugly_stol.php
8.  Деятели революционного движения в России. М.1927 год. Том 1, часть 1, 1927 год Составители: А.А. Шилов, М.Г. Карнаухова. Эйхенбаум Б. М. Тайное общество Сунгурова // Заветы. 1913. № 2.


Рецензии