3369 П-К. Государственная собственность на человек

3.3.6.9. Государственная (псевдо-социалистическая) собственность на человека – живое «средство производства»

Рассмотрим теперь, каким образом реализовывались выявленные тенденции, в целом, по неуклонной гуманизации отношений собственности людей друг на друга в СССР и других странах социализма 1.0 в рамках формы собственности на средства производства, называвшейся тогда социалистической.

Господствующей, системообразующей формой такой собственности признавалась государственная форма собственности на средства производства. Системообразующим собственником средств производства и людей, как живого «средства производства», являлось государство, как сложнейшая иерархическая структура, система и пирамида государственных органов власти и управления.

В производственной сфере в основании этой системы и пирамиды находились органы и люди хозяйственного управления производственными подразделениями – начальники, управлявшие бригадами, участками, лабораториями, бюро, отделами, цехами, предприятиями и учреждениями и так далее.

Среднюю часть системы-пирамиды составляли и наполняли институты и начальники – агенты государства: производственные объединения, территориальные и отраслевые структуры управления, министерства и ведомства, Совет министров, Верховный совет СССР.

В каждом таком элементе должностными лицами согласно их должностных обязанностей и инструкций, правилами внутреннего распорядка и под контролем вышестоящих руководителей и организаций принимались технические, технологические, организационные, кадровые и финансовые решения по управлению материальными и живыми средствами производства.
 
И ни одно из этих решений агентов среднего уровня не являлось решением суверенным и окончательным. Ибо, на вершине этой властной пирамиды находились, скажем так, высшие органы власти и люди: ЦК КПСС и Генеральный секретарь ЦК КПСС, Президиум Верховного Совета СССР и его Председатель Президиума. Именно их решения являлись для каждого труженика, в конечном счете, и главенствующими, и всеобъемлющими и окончательными.

Можно говорить поэтому о том, что в СССР экономический механизм власти и управления представлял собой (в соответствии со смутными представлениями на этот счет К. Маркса) государство-корпорацию, государство – монополию.

Соответственно, любой агент государства и любой работник являлись наемными работниками государства, вступавшие с ним в трудовые отношения и находившиеся у государства на материальном и денежном содержании.

Проанализируем некоторые базовые отношения, действовавшие в такой монополии.   

На рис.11 представлена совмещенная структурная схема отношений государства и советского работника. 










Государство Наемный работник государства


Совокупная жизнь агентов государства Жизнь наемного работника
государства
Совокупное тело агентов государства Тело наемного работника государства
Совокупная рабочая агентов государства Рабочая сила наемного работника государства
Совокупный продукт труда агентов государства Продукт труда наемного работника государства

Рис. 11 Сравнительная структура государства и его работника.

 
На рис.12 представлена структура псевдосоциалистических правоотношений государства и его наемного работника.

Право владения государства наемным работником реализовывалось через право предоставления работнику возможности трудиться на определенном рабочем месте, на определенном предприятии, в организации, учреждении посредством покупки его рабочей силы за определенную заработную плату и другие материальные вознаграждения. Практическая реализация такой потенциальной возможности регламентировалась КЗоТ, решениями ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, постановлениями Совета министров СССР, приказами по министерствам и ведомствам, приказами по предприятиям, штатными расписаниями, должностными инструкциями и прочими нормативными документами. Фактическое трудоустройство не являлось гарантированным. Работнику могло быть отказано в праве на труд на данном рабочем месте в связи с укомплектованностью штата работников, ввиду недостатка квалификации, в виду партийной непринадлежности и так далее.
 















Наемный работник государства частичное, повышенное (при наличии социальных лифтов) частичное, техническое, технологическое, повышенное
(как частично творческий субъект производства) частичное, повышенное
(по состоянию госбюджета, до 45% от продукта)
Агенты государства частичное, повышенное (при наличии социальных лифтов) частичное, управленческое, повышенное
 (делегированное государством, включая право на понижение З/П и увольнение по КЗоТ)
частичное, повышенное
(находятся на повышенном содержании у государства)

Государство частичное, широкое
 (включая куплю рабочей силы и ее отчуждение в рамках КЗоТ) частичное, широкое
(право на отказ в приеме, право на назначение и понижение З/П и увольнение по КЗоТ) частичное, широкое
(весь продукт себе, издержки на З/п и выплаты из общественных фондов потребления, до 55% себе)
Право владения наемным работником – право отчуждения Право распоряжения
наемным работником – право принятия самостоятельных решений по их производительному применению Право пользования
наемным работником государства – право извлечения пользы – право присвоения продукта, произведенного наемным работником государства
Государственная (псевдосоциалистическая собственность
 (на наемных работников государства)

Рис.12 Сравнительная структура псевдосоциалистических правоотношений государства и его наемного работника.

Право владения государства наемным работником после покупки его рабочей силы реализовывалось и через право агентов государства на понижение работника в должности и увольнение работника с рабочего места вопреки его желанию (при наличии достаточно развитой системы защиты трудовых прав работника).

Право владения работника самим собой реализовывалось через право претендования на трудоустройство на рабочем месте в различных территориях страны, на различных предприятиях, организациях, учреждения, соответствующем профессии и квалификации работника. И право, после продажи своей рабочей силы, на движение вверх по ступеням производственной и административной пирамиды государства при наличии соответствующего трудового и, как сейчас модно выражаться, креативного потенциала. 

Право владения государства работником можно охарактеризовать, как частичное широкое.

Право владения работника самим собой – как частичное повышенное.

Право на производительное распоряжения государства своим наемным работником реализовывалось через право агентов государства принимать многие согласованные (часто несогласованные с работником, часто субъективистские и волюнтаристские) решения по производительному (часто, малопроизводительному, унизительному) применению рабочей силы работника. Такое право основывалось на, часто, догматическом следовании администрации предприятий, организаций, учреждений инструкциям, распоряжениям и другим нормативным актам, характер и содержание которых очень часто отставало от новых технологических и трудовых отношений.

Право на производительное распоряжения государства своим наемным работником в псевдосоциалистическом обществе можно охарактеризовать, как частичное широкое.

Право работника на производительное распоряжение самим собой реализовывалось через право распоряжения своим телом, своими рабочими органами при выполнении трудовых обязанностей на прикрепленном производственном оборудовании в рамках утвержденных администрацией должностных инструкций, правил внутреннего трудового распорядка и распоряжений руководителей. Это право дополнялось довольно широкими правами на выдвижение предложений о позитивном изменении, усовершенствовании выполняемых технологических операций и должностных обязанностей (право на рационализацию, изобретательство, совершенствование структуры производства и структуры кадров).

Право на производительное распоряжение работника самим собой можно охарактеризовать, как частичное техническое технологическое повышенное.

Право государства на пользование своим наемным работником при социализме 1.0 реализовывалось через право государства на присвоение продукта его производительного применения, через механизмы огосударствления совокупного продукта труда всех своих наемных работников. Через осуществляемые агентами государства процедуры установления размера вознаграждения за труд каждому работнику на каждом рабочем месте. Через процедуры повышения и понижения размеров заработной платы (аттестации, премирование и т.д.).

Право пользования государством своим наемным работником можно охарактеризовать, как частичное широкое.

Право пользования работника самим собой при социализме 1.0 реализовывалось через право обжалования финансовых решений администрации в профсоюзной и партийной организациях и суде, через право обсуждения финансовых вопросов на собраниях трудовых коллективов. Важную (и, часто, противоречивую) роль в реализации права пользования работником продуктом своего труда играло его включение в работу системы общественных фондов потребления, из которых работнику (когда адекватно, когда иначе) возвращалась значительная часть эквивалента произведенного им продукта.

Право пользования работником самим собой при социализме 1.0 можно охарактеризовать, как частичное повышенное. 


Рецензии