По страницам известий...

                По страницам
    « ИЗВЕСТИЯ Тамбовской учёной
              архивной комиссии».
                «Настоящая энциклопедия исторических знаний
                о Тамбовском крае.» (П.Н.Черменский).
  Стараниями сотрудников Государственного архива Тамбовской области  изданы « Известия Тамбовской учёной архивной комиссии» в нескольких томах. Издание представляет большой интерес для любителей старины, истории родного края. Статьи, документы, помещённые в томах, отражают богатую и многогранную прошлую жизнь нашего края.
С выходом из печати «Известий…» читатели имеют возможность ознакомиться с историческими документами, учёными записками, статьями известных тамбовских краеведов. Ведущим из них, несомненно, является Иван Иванович Дубасов. Его материалы широко представлены в вышедших томах.
Открытие Тамбовской учёной архивной комиссии состоялось 12 июня 1884 года в доме губернатора А.А.Фредерикса.
На первом организационном заседании комиссии её председателем был назначен «певец Тамбовского края» историк – краевед Иван Иванович Дубасов. Это во многом предопределило и стабильность работы, и её значимость и народность – читаем в обращении от составителей…
Хотя бы конспективно ознакомимся с материалами, рассказывающими о нашем Уваровском крае, его людях, исторических событиях происходивших в прошедшие века на берегах Вороны…
1789 год. В « Описании девяти судоходных или главных рек…в Тамбовском наместничестве». составленным губернским землемером Нестеровым, читаем подробное описание нашей Вороны: «…ширина Вороны – от 15 до 20 саженей, вода здоровая, порогов и затопших деревьев нет, а мелей имеет 43.
При сёлах Борисоглебского уезда – Больших Алабухах и Чигораке строят на Вороне суда, нагружают их хлебом и отправляют вниз до реки Хопра. Правая сторона Вороны по течению – нагорная…рыбы в Вороне такие же, какие и в Хопре.»
В жизни нашего края в далёкие годы важную роль играли монастыри.
« Древнейшая Чернеевская грамота …1583 года и написана на имя мордовского приказчика Юрия Дурова в ней Борис Годунов даёт пожалования на имя игумена Кирилла, защищает от нападок местных татарских землевладельцев. В это время монастырские владения распространились по рекам Цне, Вороне, Челновой и Хопру и получили такую привилегию, что их могли судить только в Москве в приказе Казанского дворца…»
Монастыри способствовали « колонизации» края, так тогда именовалось развитие земледелия, заселение нашего края.
« К концу 17 века самыми деятельными колонизаторами Тамбовско – Шацкого края были бояре Ромодановские, бояре Салтыковы и знаменитый Л.К.Нарышкин, дядя царя Петра…Когда происходила местная колонизация в 17 веке, большинство наших земель было…Диким полем. Но это дикое поле не было девственным полем, оно одичало в неизвестные для нас времена и при неизвестных нам условиях, может быть в татарский погром 18 века, или же в эпоху передвижения мордвы и мещеры с запада на восток, или же во времена ещё более отдалённых местных усобиц, когда по нашему дремучему лесу шумел не один буйный ветер, а вместе с ним и буйные скифы, а по дикому полю нашему проносились не одни зимние и летние песчаные смерчи, но и их древние, неизменные спутники: аланы, козары, половцы…
Подтверждение тому то, что в самом начале колонизации 17 века по всему Тамбовскому краю обильно рассеяны были многочисленные городища,…валовые крепости, мордовские кладбища, курганы и тайники, остроги и острожки…»
Так поэтично о том далёком времени пишется в летописях!
Читаем в « Сообщении И.И.Дубасова (16.04.1887г.)» (так тогда называлось выступление на заседании учёной архивной комиссии)
Тамбовский боярский сын Иван Балабанов в 1656 году пожертвовал Мамонтова пустынь свою вотчину на Хопре и на Вороне…» И меня за тот вклад, договаривался он с монастырскими властями, в монастырь постричь, а будет я не хочу, и меня поить и кормить монастырским и покои давать, и после моего живота, как Бог по душу сошлёт, меня устроить в литейной и в сенадики и поминать вечно…»
Из очередного сообщения И.И.Дубасова на заседании учёной комиссии: « Около половины 11 века на западе Тамбовского края, близ донских вершин, поселились печенеги и половцы. Враждуя с рязанцами, наши аборигены часто донимали их своими дикими набегами, всё пленующе и пожигающе. Но иногда и им попадало. В 1149 году приидоша половцы на пределы рязанские, князи же рязанские , собрав рать, пошли на них на р. Б.Ворону и многих половцев побили и в полон взяли».
« Прошло шесть лет. Высоко росли дубы и сосны нашего края. Множились наши звери лесные и наши рыбы речные. Обильно носились в жарком летнем воздухе нашем бесчисленные дикие пчёлки…И вот пришли к нам волжские болгары, и был им от рязанских князей бой великий, и избивали болгар спящих во время их оплошного ночевания и не было болгарам никакой пощады…И нарушился величественный покой лесной нашей глуши и проснулась наша молчаливая степь от стонов и криков человеческих…» 
«В 1552 году Иван Грозный во время казанского похода остановился 12 станом на реке Алатыре. В это время пришёл к нему с дружиной темниковский князь Еникей. Служилые Еникиевы люди были татары и мордва. Последние привезли царю и его войску множество хлеба, скота, дичи и мёду…Ласково принял наших верных и щедрых инородцев молодой московский царь. Был им в государевом стану почётный пир. От царской ласки наши мордовцы стали ещё тароватее на всякую государственную подмогу и с тех пор мордва и Русь стали заедино…»
В 17 столетии мордвы в нашем крае было гораздо больше и обитали они близ самого Тамбова и вообще по рекам Цне, Вороне и Хопру.
« В историческом музее в Москве – пишет И.И.Дубасов – я ознакомился с книгой рукописной генерал – губернатора А.Д.Балашова.Он  в книге сообщает, наши лесные богатства, особенно замечательные по Хопру и Вороне уже и тогда стали заметно оскудевать…»
Существуют грамоты 14 века митрополитов Феогноста и Алексея о Червлёном Яре  - это местность по Вороне и Хопру. В 14 веке эта местность, входящая в настоящее время в состав Тамбовской губернии, была уже значительно населена христианами, духовными и мирскими. Кроме воинских людей, бортников, крестьян и монахов, здесь проживало немало и боярских фамилий. Значит, наш край уже и в 14 веке был крепок русской земле – сообщает в докладе И.И.Дубасов 13 августа 1889 года.
На археологической карте нашей губернии, хранящейся в областном архиве, и составленной Розановым и Проскурниковым обозначены древние курганы в районе сёл Посевкино, Андрияновки, Мучкапа и Павлодара.
« При селе Уварове Уваровской волости, на берегу реки Вороны есть 1 курган, вышиною 25 сажен и в окружности 325 сажен… Невдалеке от села Нижнего Чуева на поле лежат 3 кургана, давно уже распахиваемые, 2 на ровном месте, а третий, называемый Лапырем, в низменном месте…»
В « Известиях…» сообщается об археологических находках. По берегам рек Хопра, Вороны и Савалы нередко были находимы каменные молотки и кремнёвые стрелы. На берегу реки Бурнак был найден череп допотопного животного, там же – каменное долото…      
В « Известиях…» даётся описание хозяйственной деятельности населения Борисоглебского уезда. В частности; « сады в уезде разведены более в усадьбах помещиков, у крестьян же встречаются в весьма малом количестве…Обширностью замечателен сад, разведённый в с. Павловке покойным адмиралом графом Кушелёвым…После него достойны внимания сады Воейковой и Анучина….Оранжерей в уезде немного и только у гг. Воейковой и Горяйнова эти заведения довольно хорошо устроены…»
В «Известиях…» приводится сообщение,несомненно, интересное для уваровских любителей старины. «…незадолго до своей смерти Леонид Алексеевич Воейков (1818 – 1885) – сын героя Отечественной войны 1812 г. А.В.Воейкова, внук просветителя 18в.Н.А.Львова,прислал архивной комиссии в дар старинную рукописную книгу , заключающую в себе описание Кирилло _ Белозерского монастыря (Новгородская губерния), монастырь этот принадлежал к числу знаменитых и богатых обителей, история которых тесно связана с историей Руси…Монастырь основан в 1397 году…книга представляет тот важный интерес, что она есть подлинник «описных книг» монастыря, составленных в 1667 году по повелению Московского патриарха Иоасафа _ подлинник, не имеющий, может быть, себе копий…Книга заключает в себе до 1200 листов, исписанных красивою и чёткою скорописью 18 века, она переплетена в кожу…» Какие же замечательные люди жили в нашем Уваровском краю!...
После города Борисоглебска замечательны в особенности следующие торговые пункты: сёла Алабухи, Уварово и Алёшки. На дому у крестьян скупается кожа рогатого скота, лошадей, курпяки – мерлушки, гусиный и утиный пух, мёд и воск, конопляное семя…
Водяных мельниц в уезде 45, на них действующих поставов 275, на Вороне 10 мельниц с 155 поставовами…
« Близ г.Борисоглебска на р. Вороне устроены 6 заведений для мойки на них овечьей вешней шерсти, которой скупается в окрестностях и перемывается здесь до 30 т. пудов в чистом виде, не считая тонкорунной и простой осенней шерсти, коей также перепродаётся здешними торговцами до 10 т. пудов».
Это какое же поголовье овец было тогда в уезде? А крестьяне и для своих нужд оставляли не мало шерсти!
«В старину, когда по р.Вороне меньше было сукноваляльных и мукомольных мельниц, барки и плоты сплавлялись из Чембарского и Кирсановского уездов…»
«В первой половине 17 века травы в нашей тамбовской степи стояли густые и высокие. Земля наша ещё не была истощена наивно – хозяйскою и, особенно, кулацкою эксплуатациею. В девственных степях наших свободно укрывались татарские загоны и врасплох нападали на наши селитьбы, принося им неисчётное горе…И вот, ввиду этих обстоятельств, правительство стало высылать местных воевод в тамбовские степи выжигать траву…
«Велено тебе, воевода, - писались приказы, - идти в степь на татарские сакмы со станичниками травы жечь, чтобы впредь в тех местах татарскими становищами и опочину не бытии…»
И наши воеводы усердствовали: степную траву жгли и жгли. Густой дым в летнюю пору, застилая солнце, носился над всею тамбовскою землёю…»
И такое было с нашими далёкими предками!
«Кое где в этой степи. особенно по Хопру и Вороне, росли рощи и довольно значительные леса… Русские люди – сходцы жили там малолюдными общинами и жили на свой страх, и было им великое горе – гореваньице от татарских, ногайских и калмыцких разбойников…У первых борисоглебских насельников не было даже и утехи на случай горя – злочастья: церквей Божиих у них не было.Впоследствии борисоглебцы по этому поводу так жаловались царю Петру: »Церквей Божних и попов у нас нет, и помирают наши братья без покаяния и без причастия святых тайн и родильницы лежат без молитв многое время…Царь-государь смилуйся – пожалуй»…
Тамбовская учёная архивная комиссия с каждым годом усиливала свою работу по изучению документов из истории родного края. В её работе всегда работало много любителей старины и труд для них на историческом поприще был душевной наградой. Это отчётливо видно по последующим томам их трудов…
А мы, дорогой читатель, возвратимся на берега Вороны, бывшей в далёкие годы артерией жизни нашего дремучего края.
Летом 1737 года пришла а наши края очередная беда. Появились тревожные слухи: там-то кубанцы городок сожгли и людей порубили, и в полон побрали, и всё без остатка разорили, там-то церкви Божии осквернили и пожгли, и всю скотину угнали, а хлеб потолочили…
Из Шацка ( в те времена бывший главным городом административным на юге нашего края)поскакали в подначальные города гонцы с указами, чтобы воеводы готовились к обороне и каждую неделю писали с нарочными в Воронежскую губернскую канцелярию о том, что и где будет сделано для обороны…Предписывалось шацким воеводой майором Любовниковым в деревнях по Хопру и Вороне сделать крепкие разъезды и проводили поиск неприятеля, а на переправах и мостах поставить крепкие рогатки и иметь неусыпное наблюдение за неприятелем…
Распоряжения выполнялись небрежно. Беспомощность против кубанского нашествия увеличивалась ещё от множества местных разбойничьих шаек, или бродивших по краю и внезапно нападавших даже на города (например, Козлов), или же укрывавшихся в лесныхзахолустьях на страх конным и пешим…
Кубанцы только попугали и не приходили. Современник писал тогда:» Несмотря на совершенную необходимость быстрых оборонительных мероприятий, местные власти действовали с замечательною медлительностью и преимущественно в канцелярском направлении…»
1786 год. В архиве читаем:»…посадские и мещане производят торговые промыслы, покупая в отдалённых местах, в степях, по рекам Хопру и Вороне, в жительствах рогатую скотину, пригоняют оную в город гуртами, по небольшому количеству, скотин по 100, бьют оную, мясо распродают в розницу, А из Саратова и из Астрахани доставляют сами собою на подводах солёную и свежую разную рыбу: белуги, осётры, шервиги, стерляди и прочую мелкую, икру малосольную и засольную и распродают в городе и по селениям.»…
1655 год. Тамбовский край много терпел от татарских набегов. Всюду по рекам Цне, Вороне, Воронежу и Челновой горели сёла и деревни, и среди дымившихся изб слышались вопли и стоны несчастных жертв татарского изуверства…А была скорбь воистину великая…Отцы и матери на всём пространстве Тамбовского края плакали о детях своих убитых и полоненных
И малые дети, случайно забытые татарами в разгромленных захолустьях, тщетно звали и выкрикивали родителей своих…Над всею тамбовскою землёю повисла тогда тёмная туча…Над всем Тамбовским краем победно проносилась грозная и неотвратимая смерть, под впечатлением которой все как бы оцепенели…
Возвращаемся к началу 14 века. « Наша бытовая безурядица в те поры была непроглядная, Тьма бысть, но и под тою тьмою с половины 14 века уже брезжил свет Христов. В 1360 году по нашему разноязычному и разноверному краю ходила грамота св. Алексея, адресованная в Червлёный Яр:»…Благословение Алексея, митрополита всея Руси…попам и дьяконам, к баскакам и к сотникам, и к боярам…Молюся Богови в Пресвятой Богородице, да будете душою и телом вси добри, здоровы, да исполнивали бы есть заповеди Божии…И нынче послал есмь к вам владыку Василия Рязанского с грамотой своей, и вы поминайте его и пошлину церковную давайте по обычаю.»…
«По Вороне, Хопру и Дону были тогда у нас воинские караульные, и те кордонные люди были наиболее податливыми слушателями св. митрополита Алексея…Понемногу начали строиться у нас убогие деревянные церкви, а потом и монастыри, из которых старейшим был Лебедянский.
С 1515 года начались частые набеги крымцев на наш степной край, с царевичем Батыем во главе, а несколько позднее и казанские татары разбойнически ринулись на север Тамбовского края…
В 1539 году казанские татары произвели в Темниковском уезде такие ужасы, каких, по современным летописным сказаниям, не было и при нашествии Батыя. Но давно уже нет этой летописи, и чья она была и куда девалась – не знаем…И сколько крови и слёз пролито – тоже не знаем…»
«Известия» уделяют внимание всем сторонам жизни наших предков и, конечно, сложной и противоречивой религиозной.
Молокане. Люди кому за семьдесят, знали этих людей, трудолюбивых, трезвых и верных данному слову.
«Портной однодворец Семён Матвеевич Уклеин. с.Уварова  Борисоглебского уезда, в конце 18 века отделился от духоборцев и стал главою толка, известного под именем молоканства, причём правила были составлены им вместе с бывшим субботником Семёном Долматовым. Таким образом, Тамбовский край – место родины молоканства» - пишут «Известия…»
- «По дороге из Уварова в Шибряй, не доезжая д. Капина (очевидно, Канина), близ хутора князя Гагарина, находятся 2 кургана по направлению Ю-В виднеются ещё несколько…»
«Известия» уделяют большое внимание описанию древних курганов и рекам, на которых в давние времена происходили главнейшие исторические события, так как люди стремились селиться ближе к рекам.
«С.Уварово. около самого села, на лугу, в расстоянии менее версты от р.Вороны, стоит курган вышиной в 25 сажен, а в окружности 325-саженный, формы продолговатой, края кургана ежегодно весной осыпаются, С высоты кругозор настолько велик, что видны окрестные сёла на расстоянии более 40 вёрст. На Пасху между утренней и обедней на вершине холма, рассказывает народ, показываются огни и видны фигуры людей, одетых в саваны, Старое преданье говорит, что во времена пугачёвщины здесь был похоронен атаман в полном вооружении и с ним вместе павшие воины со всем имуществом, вооружением и деньгами, сами же жители с, Уварова скрывались в лесах. Окружавших село, остатки которых сохранились в округе, впоследствии курган служил сторожевым постом, и с вершины его давались сигналы и зажигались огни. В разных местах кургана заметны выемки, указывающие на раскопки.» ( Записано по отношению борисоглебского исправника)
В окрестности села четыре кургана, по преданию, сделанные кочевниками над могилами своих вождей»…
Конечно, здесь много от легенды…
«Известный учёный Ленорман находит, что Ворона – тот Оар Геродота, на берегах которого остановился Дарий Гистасп во время скифской войны. По берегам реки нередко попадались остатки мамонта и кремнёвые стрелы…»
Читаем в «Известиях…», по югу Тамбовского края проходил путь кочующих народов: реки, протекающие здесь,- часть Дона и Оки, Цна, Мокша, Ворона, а на границе Хопёр, представляли единственные удобные пути, по которым следовали редкие и отважные путешественники, вроде Аристея Проконезского, за 550 лет до Р.Х, совершившего путешествие на крайний восток, а по мнению некоторых, на Урал…Существуют предания, что через наши края проходили и аргонавты, возвращаясь из Колхиды. ( «Известия Тамбовской учёной комиссии» Вып.4 стр.98).
Проходили десятилетия, века. Они оставляли свой след, часто трагический, и в судьбе нашего края.
1239 год. Батый опустошает Борисоглебский и Кирсановский уезды.
Следуя за сторожами и станищами – этим «авангардом русской колонизации и гражданственности». По выражению историка – профессора Багалея, новые города твёрдо стали на татарских сакмах, обеспечивая тыл колонизации и оплот русской гражданственности. Обозначилось закрепление земель на юго – востоке государства по рекам Воронеж, Битюг, Савале, Вороне, Хопру
Укрепились пределы древнего Червлёного Яра, с административным делением на уезды – Лебедянский, Липецкий, Кирсановский и Борисоглебский. В это порожнее место в конце 16 века устремляется население с насиженных, но уже бедных на свободные земли, из Мещеры и Задонья
Учёные историки не один век пытаются разгадать  скупые сообщения историков древней Эллады о городах и восьми крепостях. поставленных персидским царём Дарием Гистаспом на берегу Оара (Вороны) во время Скифского похода. Если это мнение достоверно, то территория Борисоглебского уезда ( напомним, в его состав  входила и Уваровская волость), является самою древнейшею в историческом отношении в нашем Тамбовском крае. Самою замечательною местностью в окрестностях города Борисоглебска является высокая обрывистая гора, по которой проходит Грибановская дорога и на которой находится Александро – Невский монастырь…(«Известия…,выпуск 5, стр.294)
Думаю, все мы с удовлетворением отмечаем, что сегодня у русских людей обострилось ощущение нашей многовековой истории. Невозможно не задуматься, а что же здесь было, вот на этом, кажется, обыкновенном клочке земли. Совсем небольшим, где жили , трудились мои далёкие предки.
Что позволила судьба им перенести, пережить, перестрадать?
Князья, бояре, холопы, крестьяне , служивые, священники – все они любили Русь и нам завещали. Не забыли мы, умиляясь пустым голливудским творением?
           Апрель 2012 года.  Май 2013 года.


Рецензии