Джигиты Кавказа в Великой войне ч. 13

Атака 2-го Дагестанского полка КТКД.

В это время более мощная 8-я армия ген. А.М. Каледина (будущий первый выборный донской атаман, который 29 января 1918 г. будет убит в результате 3-го покушения) нанесёт главный удар на Луцком направлении. В состав этой полевой армии входило 5 дивизий и 4 корпуса, одним из которых командовал Великий князь Михаил Александрович. Ген. от кавалерии А.А. Брусилов как-то сказал: «Я очень его любил, как человека, безусловно, чистого и честного, стремившегося жить, не пользуясь прерогативами императорской фамилии. Он был храбрый генерал и скромно, трудолюбиво исполнял свой долг». Блестящий полководец А. Брусилов потребовал от командармов разработать план атаки не в кабинетах, а на местах, в деталях, совместно с исполнителями. Южнее 8-й армии должна была нанести удар на Броды и далее на Львов, 11-я армия ген. В.В. Сахарова. Ещё южнее, на Галич, наступала 7-я армия ген. Г.Г. Щербачёва. 9-я армия ген. П.А. Лечицкого двигалась на Черновцы и Коломыю. У Юго-Западного фронта не было ощутимого численного превосходства. В нём насчитывалось 534 тыс. штыков и 60 тыс. шашек, 1770 легких и 168 тяжёлых орудий. Фронту ген. Брусилова противостояли 4 австрийских и 1 немецкая армии под общим командованием Конрада с численностью: 448 тыс. штыков и 38 тыс. сабель, 1301 лёгкое и 545 тяжёлых орудий. Но А. Брусилов распределил войска неравномерно. На 13 армейских и корпусных участках прорыва (были ещё и 20 ложных) достигалось превосходство над врагом: в пехоте - в 2 - 2,5, в артиллерии - в 1,5 - 1,7 раза, что обеспечивало быстрые темпы развития тактического прорыва в оперативный прорыв.

КТКД В СОБЫТИЯХ 1917-го

Противника брали в клещи, вынуждая отступить. Знаменитое наступление началось 22 мая мощнейшей артподготовкой. Около суток перепахивалась передовая, хорошо укреплённая линия противника. Несколько одновременных ударов на фронте шириной в 450 км взломали глубоко эшелонированную оборону врага, и он метался от одного участка к другому, не имея возможности сразу определить, где наносится главный удар. Войска Юго-Западного фронта продвинулись на 60–150 км и уже в первый день взяли в плен 40 тыс. солдат и 900 офицеров австро-венгерской армии. В Ставку было направлено донесение: Фронт прорван на большом участке, на Луцком направлении. И в этот момент ген. А.Е. Эверт - командующий Западным фронтом переносит своё наступление вначале на 1, а затем на 5 июня (ст. стиль). После этого Николай II разрешает фронту ген. Эверта воздержаться от атаки вообще. Старые брусиловские соединения 8-й армии, 8-й и 40-й корпуса развивали успех. Мощным огнём и неудержимым натиском сминали они вражеские части, пытающиеся задержать русских на промежуточных рубежах. 7 июня был взят г. Луцк и первой в него вступила 4-я Железная дивизия ген. Деникина. Он шёл в атаку в цепях своих стрелков, был награждён Георгиевским оружием с надписью - «За двукратное освобождение Луцка». А.А. Брусилов просит Ставку обязать хотя бы Северо-Западный фронт поддержать своё наступление, но главком ген. А.Н. Куропаткин, тот самый, который позорно проиграл войну японцам и сдал Порт-Артур, поступил также, как и ген. Эверт.

Ставка шла на поводу у Куропаткина, хотя преступное бездействие и саботаж командующих двух фронтов должны были расцениваться по военному времени, как измена родине. Однако царь был невозмутим и не реагировал на просьбы ген. от кавалерии Брусилова о поддержке. Позднее полководец писал: «Хотя и покинутые нашими боевыми товарищами, мы продолжаем наше кровавое боевое шествие вперёд». Несмотря на неимоверные трудности в ходе наступления Брусилов разбил группировку войск противника и был награждён «Георгиевским оружием, бриллиантами украшенным». В общем, с 22 мая по 30 июля армиями Юго-Западного фронта было взято 8255 офицеров, 370153 солдата, 496 орудий, 144 пулемёта и 367 бомбомётов и миномётов, около 400 зарядных ящиков, около 100 прожекторов и громадное количество винтовок, патронов, снарядов и разной другой военной добычи. Ставка признала Юго-Западный фронт главным и стала перебрасывать туда все резервы, ряд соединений с Западного фронта. Общие же потери австро-германцев и турок со дня наступления по 1 ноября 1916 г. составили убитыми и ранеными свыше 1,5 млн. чел. Успешные боевые действия фронта А.А. Брусилова вновь вознесли на Западе престиж России и расстроили все планы и прогнозы австро-германцев на весь 1916 год. С Западного и Итальянского фронтов германское верховное командование было вынуждено снять свыше 30 пехотных и 3-х кавдивизий, чем облегчило положение союзников в кампании 1916 г. и практически спасло итальянскую армию от разгрома у Трентино.

В дальнейшем итальянцы смогли перейти в наступление в Тироле. Румыния отказалась от нейтралитета и присоединилась к лагерю Антанты. С первого дня войны и до дня увольнения, в течение ровно 3 лет А.А. Брусилов бессменно исполнял свои тяжёлые обязанности. На протяжении 20 месяцев он командовал 8-й армией, которая достаточно прославилась боевыми подвигами. В течение 14 месяцев был главкомом армиями Юго-Западного фронта, а с 22 мая по 19 июля 1917 г. исполнял обязанности Верховного главнокомандующего. Как полководец и как человек, ген. Брусилов пользовался огромным уважением своих подчиненных - от солдата до генерала. После Октябрьского переворота остался в Советской России и сотрудничал с режимом большевиков (находился в строю Красной Армии 1920-1924 гг.), убеждённо полагая, что продолжает служить русскому народу и Отечеству. Дикую дивизию за период наступления Юго-Западного фронта перебрасывали из состава 41-го в 33-й АК 9-й армии ген. П.А. Лечицкого, где она в составе ударной группы показала себя с наилучшей стороны. Особенно отличились Черкесский, Чеченский и Ингушский полки. Движимые подобными высокими чувствами, десятки простых ингушских парней за 1,5-2 года войны смогли совершить чудеса храбрости и отваги, стать полными Георгиевскими кавалерами, кавалерами других высоких боевых наград, получать юнкерские и первые офицерские чины. Упомянем по именам хотя бы некоторых из них.

Это Арчак Арчаков, братья Хаджи-Мурат и Мусса-Хаджи Местоевы, Хадис Аушев, Бета Гагиев, Мурат и Хажди-Бекир Мальсаговы, Магомед Фаргиев, Батырбек Осканов, Хасултан Евлоев, Магомед Боголов и Асланбек Маматиев, геройски погибший летом 1916 г. в бою под с. Грушки в Галиции. В первый офицерский чин прапорщика за боевые заслуги был возведён даже полковой мулла Товбот-Хаджи Горбаков. Имея такого духовного наставника, Ингушский полк являл собой пример не часто встречающегося в армиях весьма удачного сочетания боевой и духовной службы. Кроме вышеупомянутых ингушских офицеров полка, невозможно не назвать и некоторые имена других офицеров-ингушей, составивших его заслуженную боевую славу. Это ротмистр Гуда Гудиев, поручики Дунда Добриев, Магомед Бекбузаров, Магомед-Султан Дахкильгов, Умат-Гирей Куриев, Заурбек Бек-Боров (бывший генерал Персии; в полку служили два его сына - штабс-ротмистр Султан и корнет Измаил Бек-Боровы), корнеты Дудар Добриев, Султан Долтмурзиев, Созырко Мальсагов, подпоручики Муса Аушев, Кагерман Дудаев, Эльмурза Гулиев, Алисхан Плиев, прапорщики Бексултан Бекмурзиев, Арсануко Добриев (в полку служили офицерами два его сына и племянник), князья братья Беслан и Зураб Маршани и многие другие. Кавалерами самых почётных боевых наград среди офицерской элиты русской армии - ордена Св. Георгия и именного золотого Георгиевского оружия - стали ингуши-генералы Сосланбек Бекбузаров, Сафарбек Мальсагов, Эльберт Нальгиев, Тонт Укуров, полковник Асланбек Котиев, один из первых ингушских артиллеристов подполковник Касим Долгиев, поручики Крым-Султан и Николай Базоркины, Султан Долтмурзиев, подпоручик Асланбек Маматиев и др.

Так, черкесские сотни вели бой в районе сёл Окно, Островец, Чернетын. Ж/д станция Окно была взята в хорошем техническом состоянии, с богатыми трофеями: 50 вагонов угля, хлебопекарня, склад с зерном, прессованными сеном и соломой, картофелем, а также автомобиль. В плен было взято 157 солдат и 1 офицер... В бою 31 мая у дер. Окно в очередной раз геройски проявил себя прапорщик Магомет-Герий Крым-Шамхалов. Как пишет в своей книге - "Возвращение из забвения" - известный историк-исследователь-краевед О.Л. Опрышко, высочайшим приказом 28 августа 1916 г. карачаевец, прапорщик был награждён Георгиевским оружием. С Олегом Опрышко автор данного материала о Дикой дивизии встречался в г. Нальчике на общероссийской конференции в 2014 г. «При занятии дер. Окна, когда командир сотни Черкесского полка штаб-ротмистр Марданов во время конной атаки сотни, смявшей и заставившей противника отойти, был смертельно ранен, прапорщик Магомет-Герий Крым-Шамхалов принял на себя командование сотней. Учитывая создавшееся положение, личным примером мужества воодушевлял нижних чинов, довёл их до деревни, и невзирая на сильный, почти в упор, огонь врага, стремительным ударом в шашки выбил его из халуп и успешно занял деревню». В ночь на 30 мая 1916 г. есаул Чеченского полка князь Дадиани с полусотней своей 4-й сотни переправился вплавь через р. Днестр у сел. Ивание под ожесточённым ружейным и пулемётным огнём противника, захватил плацдарм. Благодаря Чеченской полусотне, закрепившейся на плацдарме, уже на рассвете по наведённому понтонному мосту началась переправа на правый берег Днестра всего Чеченского полка.

Продолжение следует в части  14                http://proza.ru/2019/04/19/1891


Рецензии