На поворотах

Наверняка - рано или поздно - мы задаем себе вопрос: а могла бы сложиться моя жизнь по-другому? Если бы, если бы… не произошло то-то и то-то?

Если б не попался тебе на пути тот, кто подтолкнул тебя? Или остановил?
Тот, кого ты услышал как гром с небес? Чей совет почему-то принял и осуществил?
 
Тот, за кем ты пошёл и … потом пошёл второй раз. Или даже побежал. Вприпрыжку, не оглядываясь… В ночь, на вокзал, в черную дыру прыгнул. Как в самый светлый свет…
Кто приснился тебе как радостный лучик, как твой тотем или двойник? И ты стал другим, пусть чуть-чуть, но другим.
И получил уверенность, карт-бланш? Или наоборот – печать обреченности. Никчемности своей, не дай Бог…

Тот, кого ты захотел нарисовать, долепить, купить... сделать навеки своим - партнером, иконой, лютым врагом или врачом...

Тот, кто откликнулся на твой зов? Первый встречный… Или наоборот, прошедший долгий кастинг - твоих максималистских претензий и требований? Кто???
 
А может, это было животное? Собака или кошка? Подаренная игрушка? Раненый зверь?…
Тот, кого ты спас или воспитал? Или придушил... случайно?

Или это был автор книги, некоей мысли, перевернувшей твою картинку жизни вверх ногами? Возможно, давно ушедший в иной мир…

Что до меня, не могу сказать, что таких сильных «поворотников» на моей дороге было много. По пальцам перечесть…

Если не говорить о родителях, это, конечно, те, в кого я была влюблена на срок более полугода. До истерики и отчаяния. Но опять-таки, не все. И сейчас не о них.

Всё же, кто именно заставил тебя изменить кардинально, стратегически твою траекторию?
Хм. Не просто ответить.

Получается, что иногда это совершенно случайный человек, эпизодически возникший на твоем горизонте и вскоре улетучившийся, как дымка. Ангел-голубь... Или брокер-черт.

Вот что в этой связи вспоминается мне сразу, навскидку.

Мы на безразмерном, жарко дышащем колхозном  поле. Нас туда послали из НИИ – как обычно. Родное государство заботилось о нашем здоровье, и офисный планктон (хотя тогда еще отсутствовал такой термин) должен был время от времени ехать на грядки и свежий воздух.
Июнь жарит за тридцать, тяпка весит килограммов двадцать, конца рядку с луком (или свеклой?) не предвидится. Я в бирюзовом купальнике (югославском!) являю собой нимфу, случайное явление среди грубой действительности и аграрных ароматов. И чувствую, что вот-вот позорно грохнусь среди этих молодых корнеплодов. Моя напарница, женщина хорошо за сорок, крашеная блондинка с тонкими, миниатюрными  руками аристократки, изнемогшая еще больше меня, опирается на тяпку и застывает в позе девушки с веслом. Долго и пристально смотрит на меня запыленными, но нездешними глазами.
Не скажу, что мы с ней близки, даже наоборот. Она мне не очень симпатична. Мещанка – так иногда я думаю о ней. И ударения ставит неправильные. И вместо симптомы говорит  «сиптомы».
Не выношу таких ошибок в речи! Или еще у нее выражение: «кандидатура пала на неё». Как вам? Перл! Маркеса не читала. Ни "Отче наш", ни битлов не знает. И не хочет. Любимое блюдо - жареная картошка с колбасой и с телевизором.

И вот она, эта совершенно обычная, полнотелая и безвкусная тетка, после сканирования моей особы и хорошо выдержанной паузы, утирая пот с невысокого лба, изрекает с расстановкой:

- Катя!! Если бы я была на твоем месте…

Опять пауза. Так, ну-ну, в мои-то блистательные двадцать семь какая-то старушка смеет поставить себя на мое место и давать мне совет?! Да еще таким безапелляционным тоном?!

- Если бы мне было столько, сколько тебе... Я бы срочно линяла отсюда!

- Что? Куда? - я не на шутку озадачена. Или уже удар у кого-то из нас двоих? Солнечный…

- Я бы непременно и срочно ушла! В аспирантуру! В Москву! – с неподражаемо-категоричной и победоносной  интонацией Маргариты Львовны из «Покровских ворот» провозглашает  моя коллега.
Кстати, ее звали именно Маргаритой…

И теперь я четко понимаю:  она просто была той, кто  озвучил и привел в действие мою программу на следующий этап жизни. Включил новый счетчик.

И я таки ушла. Через месяц... Со страхом и ужасом. в иную среду, иную систему, оторвавшись от привычно-тепличной среды и сплоченного коллектива.
С той точки начался иной отсчет времени, иной маршрут, иная судьба. Крутая и немилосердная. Но другую уже не представить. Потому что и счастье встретилось там неописуемое, и риск смертельный. И слёзы реками Вавилонскими, и жемчуг неподдельный… Кучками.

И эта слепящая вспышка на парном колхозном поле у меня перед глазами уже три десятка лет.
И ведь как вовремя она мне это подсказала! Не прошло и года, как наше НИИ разогнали. Пролетариям умственного труда пришлось искать себе новое место приложения своих научных способностей. Но большая часть его не нашла. Кто спивался, кто челночил, кто переучивался на бухгалтеров фирм-однодневок, официантов или охранников…

Что это было тогда – послание свыше? Интуитивная прозорливость ведуньи советского разлива?
Что бы ни было, а есть о чем подумать. И поблагодарить - Маргариту Викторовну. Дай Бог ей долгих лет и добрых воспоминаний…


Рецензии
Здравствуйте и Процветайте, дорогая Екатерина!

"Наверняка - рано или поздно - мы задаем себе вопрос: а могла бы сложиться моя жизнь по-другому?"

Я себе такого вопроса не задавал.
Всегда помнил Русскую Мудрость -
Если б да кабы, то во рту росли грибы.

Было лет до 17 - эх, надо было по-другому сделать...
Но в 17 лет проанализировал -
а почему я Так поступил, а не иначе?
Да просто потому, что по другому я поступить НЕ МОГ!
Другой человек, возможно, мог.
А я нет!
Рожей не вышел!

С уважением.

Евгений Помогаев   01.05.2019 16:51     Заявить о нарушении
Готова с ВАми согласиться, что по-другому было практически невозможно. А почему? Знает только наша самая глубинная суть...

С теплом

Екатерина Щетинина   02.05.2019 17:45   Заявить о нарушении
Екатерина, когда ум упорядочен, он запросто вычисляет ситуации.
А если в уме постоянно крутятся одни и те же мысли -
это явление назвали "внутренний диалог",
то ум постоянно занят,
и ему некогда отслеживать жизнь.

Бывает внезапно внутренний диалог останавливается.
И человек неожиданно видит -
ядрёный корень, что ж я натворил?!

Говорят, такие вещи хорошо описал Кастанеда.
Но мне Кастанеда не очень.

С уважением.

Евгений Помогаев   03.05.2019 13:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.