Джигиты Кавказа в Великой войне ч. 14

Генерал, принц Фейзулла Мирза Каджар. http://www.proza.ru/2018/04/22/1202 - здесь Андрей Чаузов разместил список Георгиевских кавалеров Ингушского конного полка.

За ним Черкесского, Ингушского, Татарского полков, а также Заамурского полка 1-й конной дивизии 33-го АК, что сразу же позволило начать успешное продвижение в глубь занятой противником территории. О героизме чеченской полусотни (60 всадников) было доложено в Ставку и Государь, восхищенный их подвигом принял решение о награждении всех всадников Георгиевскими крестами разных степеней. Этот редчайший факт, когда личный состав воинского подразделения за один бой был Высочайше удостоен высоких боевых наград, стал единственным на всю КТКД и 2-й кавкорпус. Одно из самых драматических событий этого периода – бой за селение Езержаны. В этот день, с раннего утра, части 41-го АК прорвали оборону противника. Командование КТКД находилось на наблюдательном пункте корпуса и следило за ходом и развитием боя. Враг, теснимый на флангах, ожесточённо сопротивлялся и по данным разведки упорно удерживал ключевые позиции – небольшое сел. Езержаны и расположенные за ним высоты.
 
ПОДВИГ ИНГУШЕЙ ПРИ ЕЗЕРЖАНАХ

Во второй половине дня 15 июля 1916 г., пехотинцы Заамурского полка с юга, дважды пытались выбить немцев из населённого пункта, но оба раза, понеся большие потери, откатывались назад. Командир дивизиона подполковник Султан Крым-Гирей решил отрезать возможное отступление противника, обойдя его с запада. Дивизион приготовился выступать, однако пехота «залегла», и атаку пришлось отложить. Спустя час, видя всю серьёзность ситуации, командир 3-й бригады горцев ген. А. Гагарин, от дер. Хоцимеж, по обе стороны шоссе, на сел. Езержаны бросает в атаку сразу три сотни ингушей. Вот так описаны эти события в официальном приказе по 41-му АК, изданном 25 июля 1916 г., и в сообщении штаба Верховного главнокомандующего: «Доблестные 1-я, 2-я и 3-я сотни ингушей, пройдя на рысях посотенно справа цепи «заамурцев», лихо развернулись в широкую боевую лаву.

Уступами вправо и влево от шоссе, под командою подполковника Абелова, имея в головном уступе 1-ю сотню штабс-ротмистра Баранова, в правом - сотню ротмистра Апарина, в левом - штабс-ротмистра Султана Бек-Борова, а за центром - 4-ю сотню поручика Крым-Султана Базоркина, полк, руководимый своим командиром полковником Гергием Мерчуле, со свойственной ему удалью кинулся в атаку под ружейным, пулемётным и артиллерийским огнём германцев, отчаянно защищавших сел. Езержаны. Порыв ингушей вызвал восторженное «Ура!» доблестных Заамурских полков, перешедших за ингушами в решительное наступление. Первой врубилась в передовые ряды германцев и, переколов их пиками, ворвалась в Езержаны в 19.30 ингушская сотня штабс-ротмистра А. Баранова, правее её активно действовала сотня ротмистра Апарина и за ними сотня поручика Базоркина. Сотня же штабс-ротмистра Султана Бек-Борова бросилась на высоту, откуда неприятель поражал фланговым огнём нашу атакующую лаву и куда пытались спасаться отступающие из сел. Езержаны германцы. Солдаты противника были ошеломлены неожиданным наступлением кавказской кавалерии, однако сопротивлялись яростно. Среди всадников и коней появились первые потери. Преодолевая убийственный ружейный, пулемётный и артиллерийский огонь, ингушская сотня сначала намётом, затем карьером продолжала фронтальную атаку на сильно укреплённые позиции германцев. Перескочив окопавшиеся перед сел. Езержаны цепи 4-го пехотного пограничного Заамурского полка, всадники вышли на вражеские окопы, и спешившись, перекололи и зарубили шашками более 80 чел.

Воодушевлённые действиями всадников с громким криком «ура» в атаку кинулись и солдаты. Одну из рот заамурцев в бой поднимал поручик Фёдор Толбухин, будущий маршал Советского Союза. Прорвав передние ряды противника, русские войска вступили в бой на территории селения Езержаны. Немцев приходилось выбивать под перекрестным ружейным огнём едва ли не из каждого дома, двора и перекрестка. В узких улочках и переулках в ход пошли столь любимые кавказскими всадниками кинжалы. В конечном итоге враг вынужден был начать отступление. В этом бою отличились командиры разъездов ст. урядник Иван Егорович Тураев, казак ст-цы Тульской (Адыгея) и младший урядник Хачуч Худович Шегушев. Они под огнём разведали подступы к позициям германцев, определив наиболее удачное направление для конной атаки. Своими действиями вызвали огонь на себя, затем примкнули к наступающим всадникам. Оба были награждены Георгиевскими крестами 4-й ст. А вот как описывает дальнейшие события в своём приказе по дивизии ген. Д.П. Багратион: «...Лишь только вошли в село передовые цепи заамурцев, ингуши бросились преследовать немцев, отступивших из деревни к северу. Здесь была замечена вдали, взятая на передки, батарея орудий, на которую налетели ингуши. Сопротивляющееся прикрытие батареи было частью перерублено и переколото...». Между тем, 2-я сотня ротмистра А. Апарина, пройдя цепь залегшей нашей пехоты, на шоссе, примерно в 500 м обнаружила отходящего врага. Не теряя ни минуты времени 1-я и 2-я полусотни были развернуты в лаву в сторону высоты 294.

Пройдя её под сильным ружейным огнём германцев, 2-я полусотня завернула правым флангом и, охватив Езержаны с северо-восточной стороны, врубилась во вражеские цепи. Началась кровавая рубка, в ходе которой двумя взводами всадников были беспощадно уничтожены около 70 пехотинцев и 62 - с разными ранениями взяты в плен. Первая полусотня тоже в конной атаке изрубила 85 немцев, забрав в плен только 4 чел. Малая цифра пленных, говорит о том, что германцы, спрятавшиеся во ржи, стреляли всадникам в спины, чем вызвали страшное озлобление горцев. Они были принуждены рубить и колоть их без пощады. В то время как 1-я сотня, выйдя рысью из-за спуска шоссе развернулась стремительной лавой на Езержаны, а 2-я начала перестраиваться для атаки той деревни, северо-восточнее шоссе Хоцимеж-Езержаны, 3-я ингушская сотня штаб-ротмистра С. Бек-Борова, пройдя винокуренный завод и за ним передовые цепи заамурцев, развернулась в лаву западнее указанного шоссе и бросилась в стремительную атаку, центром своим взяв направление на высоту 338. И эта высота, и кладбище, и шоссе между ними были заняты германской пехотой. Благодаря тому, что её передовые части были выдвинуты шагов на 800 к юго-востоку от высоты 338, немцы держали под перекрестным ружейным и пулемётным огнём и атакующие сотни ингушей и все выходы из Езержан. Несмотря на выгодную позицию, беспрерывно ведущего интенсивный огонь врага, 3-я сотня с обнажёнными шашками и кинжалами, с гиком врубилась в немецкие пехотные ряды и изрубила два взвода.

Та же участь постигла германцев, ведущих пулемётный огонь из района кладбища и непосредственно высоты 338. Завершив сечу, горцы вышли на Тлумачское шоссе, отрезав путь к отступлению немцев. В этом бою всадники 3-й сотни взяли 6-дюймовое орудие (мортиру) полностью исправное с девятью зарядными ящиками и 39 пленных. После того, как все три конные сотни Ингушского полка ввязались в бои, командир 3-й бригады князь Гагарин выслал для поддержки стоявшую в резерве 4-ю сотню под командою поручика К.С. Базоркина. Всадники, следуя за своим командиром, миновали стороной Езержаны и правее кладбища, словно тёмная туча, понеслись атакующей лавой в направлении на березовую рощу, что южнее высоты 339 у урочища Бролув. Уже под сильным огнём горцы врубились в густую цепь германской пехоты. Отчаянно сопротивляясь, полурота немцев вела стрельбу в упор, и была почти вся уничтожена исключительно холодным оружием. В разгар боя поручик Базоркин получил смертельное ранение разрывной пулей и был вынесен из-под огня, благодаря распорядительности и отваге прапорщика А. Неймана (16). В это время, правее и сзади атакующей лавы сотни, совсем неожиданно, из посевов ржи показалось полурота немцев, открывшая залпами огонь из винтовок с тылу. Тогда принявший командование сотней корнет Шенгелай, приказал прапорщику князю Б. Маршани спешить полувзвод и огнём прикрывать левый фланг сотни от резерва противника. А сам вместе с всадниками сотни пошёл на германцев, стрелявших в упор и защищавшихся штыками до последнего момента. Немцы были вторично опрокинуты и уничтожены холодным оружием.

В плен были взяты 16 солдат. Из которых 5 оказались ранеными. В ходе этой ожесточённой стычки В. Шенгелай был окружён врагами, пытавшимися заколоть его штыками, но благодаря лихости и отваге прапорщика Д. Мерчуле, был спасён. 3 германца им были зарублены, остальные бежали. Увлечённая успехом 4-я сотня всё же продвинулась вперёд и уже перед рощей, что южнее высоты 339, вновь была встречена плотным ружейным огнём германской пехоты числом не менее двух рот. Корнет Шенгелай, собрав остатки сотни, а также поредевшие взвода других ингушских сотен учитывая невозможность удачной атаки на фронт противника (изнурённые лошади, широкая канава впереди с искусственными препятствиями и большие потери всадников) принял решение отказаться от атаки. Отведя уцелевших коней за естественное прикрытие местности, спешившие и залегшие за своими убитыми лошадьми горцы открыли сильный ружейный огонь по неприятелю. Это дало возможность вынести с поля боя раненных и убитых, которых кавказцы ни при каких обстоятельствах и никогда не оставляли на поругание врагам. Получив донесение, что все воины и раненные лошади благополучно переправлены на сборный пункт полка прикрывавшие отход ингуши вместе с трофеями и пленными с наступлением темноты около 22 часов прибыли в расположение полка. В течение почти пятичасового боя Ингушским полком было захвачено 5 тяжёлых шести дюймовых, совершенно исправных орудий с угломерами и зрительной трубой и 20-ю зарядными ящиками. Пленено 109 чел. при 1 офицере, убито холодным оружием свыше 230 солдат и офицеров.

Продолжение следует в части  15                http://proza.ru/2020/12/16/1363       


Рецензии