Ведь это была моя мама. Авария Александра Суворова

Более 30 лет прошло с момента аварии теплохода «Александр Суворов» - одной из самых страшных катастроф в истории речного флота. Тогда, в июне 1983 г., на Волге, во время круиза по реке, погибли сотни человек, многие лишились родных и близких. Среди тех, кто пережил боль утраты, потерял в этой трагедии свою мать, - Н.В. Степанова:
- Моя мама Лидия Яковлевна Литовченко тогда работала на Рудоремонтном заводе заведовала физико-химической лабораторией, занималась научной работой, - говорит Наталья Владимировна. - В конце мая она ушла в отпуск, хотела взять путевку для отдыха. Однако в профкоме ей отказали, сказали, что путевки закончились и свободных мест нет. Но спустя день-два позвонили снова, сообщили, что появилась «горящая» путевка, предложили круиз. Какой-то мужчина отказался от поездки, и место на пароходе досталось маме. Наверное, это судьба. Получается, мужчину Бог отвел от беды, а Лидия Яковлевна погибла.
- Как проходил круиз?
- Туристы садились на судно в Ростове, затем по Дону плыли до Цимлянского водохранилища, по «золотому кольцу» делали тур по Волге, а потом тем же путем возвращались обратно. На протяжении всего путешествия с борта парохода мама писала восторженные письма (они у меня до сих пор сохранились), рассказывала о достопримечательностях. «Александр Суворов» считался одним из лучших судов. Плавать на нем было престижно, каюты лайнера отличались особым комфортом и удобством. На корабле было организовано отличное питание, мама писала, что вечерами регулярно проводятся дискотеки, киносеансы, представления, другие развлекательные мероприятия.
- Что же случилось в июне 1983 года?
- Катастрофа произошла под Ульяновском. Как мы узнали позже, теплоход плыл без лоцмана, штурман перепутал фарватер и на полном ходу судно вошло в несудоходный пролет. Возможно, свою роль сыграло то, что в этом пролете стояла диспетчерская, будка путевого обходчика, и в темноте штурман перепутал ее с указателем фарватера, который также имел прямоугольную форму. Как бы то ни было, судно наскочило на бетонную ферму, верхнюю палубу срезало как бритвой, раздавленными и разорванными на части оказались сотни людей. Ситуацию осложнило то, что в момент трагедии по мосту проходил товарный состав. От удара «Суворова» его вагоны опрокинулись, их содержимое (уголь, зерно) высыпалось на  пассажиров парохода.
- В справочной литературе, книгах пишется, что на "Суворове" погибло 176 человек
- Насколько знаю, погибло намного больше. «По горячим следам», 25 лет назад, говорили, что пострадали 390-400 пассажиров и членов экипажа. Среди них туристы из Луганщины, Донецкой и Днепропетровской областей. В основном путевки на этот рейс распространялись по линии Минуглепрома, работников «премировали» поездкой за добросовестный труд и профессиональное отношение к делу.
- Как вы узнали о трагедии?
- Вечером в понедельник, 7 июня, по телевизору показывали программу «Время».
Из нее я узнала, что на «Суворове" произошла беда. Я до последнего верила, что с мамой ничего не случилось, однако, когда мы поехали в аэропорт встречать туристов и не увидели Лидию Яковлеву поняли, что случилось непоправимое.  Терком угольной промышленности организовал рейсы в Ульяновск, муж несколько раз ездил на опознание. Он вернулся из Ульяновска в шоке. От удара о мост людей разорвало на части, опознать погибших было очень трудно, а иногда невозможно. Мы долго сомневались, а свою ли маму хороним? Сомнения развеялись, когда муж увидел в рефрижераторе платье и кофточку Лидии Яковлевны. Погибших хоронили в цинковых, запаянных гробах. Гроб был закрыт, и маму мы больше не видели.
- Очевидцы говорят, что меры секретности принимались беспрецедентные. Никто не знал, что произошло на самом деле, сообщать и писать о трагедии в Ульяновске запрещалось..
- У меня нет доказательств, но точно знаю, что в момент похорон среди родных, близких, коллег по работе находились переодетые в штатское сотрудники КГБ. К нам домой приходил участковый. Власти следили - есть ли недовольство, возмущение. Маму похоронили на «новом» кладбище (сегодня оно практически заброшено), во время траурной церемонии плакали молча, старались не привлекать внимание своим горем и слезами.
- Что произошло потом? Государство как-то отреагировало на трагедию?
- После похорон мы получили свидетельство о смерти, в котором указывалось место, время и причины гибели мамы. Спустя какое-то время нам вернули стоимость путевки - 220 рублей. Сумма по тем временам немалая. После трагедии некоторые просили вернуть им золотые украшения, драгоценности, ценные вещи, которые были у погибших, нанимали адвокатов, подавали иски в суд. У моей мамы были памятные часы, их потерю компенсировало нам речное пароходство. Нужно сказать, что некоторые родные и близкие погибших проявили алчность и неуместную жадность. Указывали в списках заведомо ложные данные, требовали возвратить им целое состояние.
- По прошествии стольких лет вспоминаете то время?
- То, что произошло в Ульяновске, не забудется никогда. Годы прошли, но душа еще болит. Конечно, не так остро, как тогда, но сердце ноет до сих пор. Ведь это была моя мама. Иногда увижу ее вещи и плачу. День, когда она погибла, стал самым тяжелым в моей жизни. Мама не дожила до своего 56-летия всего 10 дней.

Газета "Вечерняя Горловка", август 2008 года


Рецензии