Наблус

 Наблус, он же Шхем; во времена римлян - Флавиа Неаполис - город на Западном Берегу Реки Иордан, в Палестинской автономии, в исторической области Самария, столица провинции Наблус. Узкие кривые улочки, мечети, церкви, длинные торговые ряды, мыловаренные заводы, а на восточной окраине - Тель - Балата, что означает "холм щебня", где в древности и был расположен старый город.
Население Наблуса - около трёх сотен тысяч человек, в основном палестинцы, а точнее арабы. Около 350, так называемых, самаритян проживают в отдельном районе на горе Гризим.
Наблус выстроен на горном перевале, который связывал прибрежные районы Средиземноморья с долиной реки Иордан. Кстати, Наблус - древнейший ханаанский, затем хивийский, затем самаритянский, затем римский, затем арабский, впоследствии израильский город в горах Самарии, между горами Эйвал и Гризим - центральными пиками самарийского хребта.
Гору Гризим, самую священную для самаритян, арабы называют Джабал ат - Тур: так они называют особо святые горы. Гризим веками была священным местом для представителей всех религий. На горе, в древности, стояла башня, где язычники поклонялись Ваалу; рос священный для всех евреев дуб; стоял жертвенник Авраама и Иакова и лежал священный камень Иисуса Навина, на ней находились и эллинистические, и христианские, и наконец, мусульманские святыни. Но для самаритян гора была и остаётся самым святым местом по сей день. Они называют её Тур ха-Браха, что в переводе "гора Благославления" и во время молитв обращаются к ней лицом. Напротив горы Гризим стоит более высокая гора Эйвал, с которой Моисей повелел левитам, а именно служителям Храма, приносить проклятия врагам, и евреи назвали её "горой Проклятий".
Наблус считался важным городом - государством во второй половине эпохи правления 12-й династии фараонов. В Эль-Амарнских письменах - это в 14 веке до нашей эры - упоминается царь Шхема Лавая, добившийся независимости от Египта.
Затем, уже в библейские времена город стал крупным центром племени хивийцев. Постепенно, к 400 году до нашей город превратился в культурный центр и священное место для всех самаритян. Они назвали его Маборта.
Позже Наблус захватили римляне, это случилось в начале нашей эры и переименовали  в честь императора Веспасиана в Флавиа-Неаполис, которое в арабском звучании было искажено как Наблус. По народной этимологии, в этом названии есть сочетание слов: "наб" - зуб и "лус" - название огромной змеи, водившейся в этих местах. Эта кровожадная рептилия сеяла ужас среди местных жителей, потом её убили, а зуб повесили над воротами города.
В Библии Наблус впервые был упомянут в связи с приходом Авраама в Ханаан как место, где он поставил первый жертвенник. Иаков купил у жителей Шхема участок земли, где также установил жертвенник и вырыл колодец. Впоследствии на этом же месте был похоронен его сын Иосиф, чей прах принесли евреи после исхода из Египта.
В эпоху царя Соломона Шхем являлся столицей одного из шести округов Израильского царства. Это было время расцвета и благоденствия правления Соломона.
Опять же, в правление императоров из династии Флавиев в двух километрах к востоку от руин Шхема был выстроен языческий римский город, получивший название Флавиа Неаполис. Город, спешно, построили на деньги, полученные в виде контрибуции, взятой с евреев после подавления антиримского восстания. Здесь поселились вышедшие в отставку римские легионеры и самаритяне из окрестных деревень. В начале второго века римляне построили в Неополисе много общественных зданий, театр, ипподром. При правлении Антония Пия завершилось строительство языческого храма Юпитера на горе Гризим. В 244 году город получил почётный статус римской колонии. В 3-4 веках Неаполис стал одним из главных римских центров провинции Палестина.
Экспансия христианства и строительство при императоре Зеноне в 484 году церкви Богоматери на руинах самаритянского храма привели к ожесточенным столкновениям между самаритянами и Византией.
В правление Юстиана I - это в 527-565 годах - в Неаполисе также возвели несколько христианских церквей.
Наконец, в седьмом веке Шхем был завоёван арабами. Церковь Богоматери была полностью разрушена аббасидским халифом ал - Мансуром, византийские церкви разрушались или перестраивались под мечети. В те времена в городе проживали христиане - потомки римлян и греков - византийцев, самаритяне и вновь поселившиеся арабы - мусульмане. В 1260 году Наблус был временным пристанищем для евреев, бежавших из захваченного и разрушенного монголами Иерусалима.
В 1120 году крестоносцы провели в городе Наблусский собор.
В 14-15 веках, в период мамлюкского владычества, сопровождающегося вспышками   
мусульманского экстремизма, значительная часть самаритян Наблуса и окрестностей перешла в ислам. Во время османского правления Наблус существовал, как один из крупнейших городов Эрец - Исраэль, где процветали ремёсла, в том числе мыловарение и обширная торговля.
В период британского мандата значение Наблуса несколько уменьшилась, что связано как с возникновением крупных городов с еврейским населением на побережье Средиземного моря, так и с тяжёлыми последствиями разрушительного землетрясения 1927 года.
...Израильские археологи после 1967 года ведут систематические раскопки Неаполиса. Были исследованы театр, ипподром, амфитеатр, главные улицы, участки оборонительных стен, системы водоснабжения и захоронения. В городе сохранились руины древнего храма гиксосов. Не менее интересны церковь Святой Анны и Сидонские гробницы. Более всего Наблус известен в Мире гробницей иудейского патриарха Иосифа. Вот такая долгая и нескончаемая история Наблуса, он же Шхем, он же Неополис...






   


Рецензии