Призвание и радость

                ПРИЗВАНИЕ  И РАДОСТЬ

 Любая школа начинается с директора . У каждого из нас свои представления о том , каким должен быть директор школы , но сходство одно : он должен любить людей , быть профессионалом , любить то чем занимается . Идея собраться в непринужденной обстановке людей ,  руководившими    школами    нашего района    до переломного момента в истории нашей страны  и после его   витала в умах и сердцах  многих   давно. 11  января  этого года   директором детского дома творчества Марией Кировой  при  всесторонней  поддержке  начальника   районного   управления  образования   Марины Трубиной эта  задумка была осуществлена.  Жизнь когорты этих людей не одна страничка , а несколько томов историй школ  и две  эпохи в  жизни нашей   страны,  многие из них   возглавили школы  , когда мы жили в большом государстве под названием Советский Союз . Трудный переходный период  привел к распаду СССР, выживанию в без исходно   ограниченных возможностях.  Школе приходилось существовать  в новых рыночных условиях   при постоянной нехватке средств  . Трудно было всем . Заботы  директоров  многократно  умножились, самой  главной было  защитить учеников  и учителей ,  каким-то чудом добывали краску , материалы для ремонта  зданий . Школы  жили несмотря ни на что.  Далее , когда жизнь нашла свою колею  : аттестация , аккредитация  , система  договорных отношений заставили самостоятельно осваивать новые знания  и учиться жить в новых реалиях  . Помогали природные способности , интерес  ко  всему новому , логическое мышление и чуткие сердца. Одолевали ли страхи и сомнения ? Скорее всего , да , но демонстрировали коллективу  и вселяли   в него  свою  уверенность и силу , наделяя ими  своих коллег.
        На мероприятие, наверное, не имеющего до сего  времени  аналога по всей России,  выступили его организаторы.   Я сидел , смотрел и слушал - ну нельзя эти   слова придумать  и так сказать , они лились из самого сердца:  «очень трогательное, очень волнительное начало , очень  приятно  видеть  родные,   до  боли знакомые лица , каждый  взгляд  , каждая искорка , каждая морщинка , она где-то глубоко у нас в сердце и очень рады , что встреча состоялась именно в новогодние праздники , когда мы вспоминаем прошлое  и строим  планы на будущее.   Сегодня  мы предлагаем Вам забыть про дела и заботы  и окунуться в мир воспоминаний!  В его  ворохе  найти  самое трудное и запомнившееся!».
 КИРОВА АННА ИВАНОВНА   :из слов  бывшей заведующей  районным отделом народного образования (РОНО)   : « я очень признательна тем людям , с  которыми  мне пришлось работать  почти 11 лет , сегодня я очень рада встрече  и переполнена  всем этим восторгом. Мы работали в непростые годы  , сейчас говорят «лихие девяностые» ,  у нас тогда не было всего того материального , что есть сейчас , но у всех было желание одно – желание работать  , делать больше  и настолько люди  работали  ответственно  , творчески , просто с радостью шли на работу , хотя и не  было  зарплаты по три месяца.  Приедешь в школу –душа радуется , настолько у них уютно, все стараются , всё красиво!  В то время директора отвечали и за тепло-котельные , интернаты, горячее питание, а , помните , шестилеток начали  обучать.  Помните  как начинали трудовое обучение, как надо было отправлять  детей на ферму?  Такие годы прошли , любовь Вам и уважение , директора, профессионалы , школ не стало , а люди здесь , а у нас ведь в каждой деревне школа была . Жаль, что  не стало у нас  районного лагеря «Салют» , а ведь всем миром строили» . 
           Кроме Анны Кировой  в тот день за столиками  сидели также бывшие заведующие РОНО  Вячеслав Зедияров, Николай Ширин, Алексей Горбунов.
ОСТАНИНА  ЗИНАИДА ИВАНОВНА –директор Больше-Гондырской  школы: «В  советское время  директоров школ к должности  готовили» -   сначала была пионервожатой , затем  отвечала за внеклассную работу  , затем отправили на курсы руководящих работников . На работе в Гондырской школе: ребятишек под тысячу , а школа на 320 мест , две смены –где тут чистота и уют , в маленьком коридорчике ждут когда первая смена кончится , толкотня   и начинаются уроки второй смены  , где- ни будь в  20 часов  они закончатся , а потом начнутся педсовет, политучеба, совещание при директоре , дальше пойдет  пионерский сбор, комсомольское собрание, пионерское собрание , партийное собрание, да ещё не сказала родительское собрание, собрание родительского комитета , родительские собрания по деревням, ребята были  из 9 деревень ,  вот такая была хорошая жизнь ! Да ещё надо на самодеятельность в клуб сходить , да на ферму  с лекцией , да экран животновода, я сейчас у своих детей спрашиваю: «чем я вас кормила? Не помню» . Эти годы прошли , зато было как здорово! А коммунистическое воспитание!  Партия в последние годы нас разочаровала, все жилы вытянули и предали.  За спиной 24 года директорства, всем спасибо!»
АРМАГИНОВА  АНАСТАСИЯ ГАВРИЛОВНА  -директор Киргинской школы : « никакого секрета в успешной работе нет, просто я была очень исполнительной  , мне даже было стыдно, что я такая исполнительная , выполняла все положения. Все директивы , только придут –и я от а до я выполню все пункты..В  82 году зашли в новое  здание, только дров готовили  в год 260 кубометров для учителей и для  школы. Школа была, конечно, на первом месте».
БАЛАБАНОВА  ЕКАТЕРИНА  ИВАНОВНА –директор БОЛЬШЕ-УСИНСКОЙ ШКОЛЫ: «Я пришла очень зеленой  в эту должность , работала с удовольствием, ну может быть  на первом месте тоже была моя исполнительность  , но всякое  бывает в жизни и никогда не жалею  и всегда говорю – это были самые лучшие дни в моей жизни – я работала с самыми лучшими людьми района , молодые , энергичные , красивые , всегда понимали нас  и конечно управление образования , библиотека , методисты  для нас были всем . А что такое директор в те  годы вы прекрасно знаете : надо и печи топить и уголь возить , на уроки сходить . Очень сложные были времена с  одной  стороны , но с другой это были прекрасные замечательные времена. Я всегда всех вспоминаю  и о каждом думаю и когда встречаюсь  я очень рада всем , с кем работала  , всем здоровья и всем самого всего доброго , а самое главное семейного благополучия , ведь наша семья , семья учительская всегда где-то на заднем плане , мы о ней  вспоминаем в последнюю минуту . Ещё раз всем спасибо за организацию такого мероприятия и всем всего доброго !»
ТРУБИНА  МАРИНА АНАНЬЕВНА  -руководитель районного отдела образования: «уважаемые коллеги, на сегодняшний день , я как действующий руководитель  образовательными учреждениями района : те традиции и те ценности , которые были заложены  в  предыдущие годы для нас очень важны  и мы очень стараемся  поддержать  тот уровень  , сохранить всё самое ценное  в образовании Куединского района , наработать , конечно, новое в современных  условиях  , спасибо огромное за Ваш труд, спасибо большое».

ГОРБУНОВ  АЛЕКСЕЙ  ИВАНОВИЧ -зав.РОНО : «как приятно оказаться в кругу друзей , с которыми пройден достаточно большой путь  , на нашу долю выпали многие всякие революции , реформы , но самое главное чувство оптимизма, которое было видимо заложено изначально, оно нам помогало выстоять в любых сложных ситуациях и я благодарен всем уважаемые директора и те кто на меня обижается и те кто помнит добрым словом , я благодарен всем кто в Куединском районе  и систему  образования  мы не потеряли  -она осталась» .
ВОЛЬХИНА  НАДЕЖДА ВАЛЕНТИНОВНА –директор КСШ№2: «когда  я первый раз переступила порог директорской , то за мной пришел проектировщик  , то есть это было день в день , и начался акт моей трудной счастливой  жизни , не было дня , не  было лета, чтобы я не вела капитальный ремонт , я ломала одно здание , строила другое , это было бесконечно . Но сегодня говорят управлению образования спасибо , это так , это их обязанность , я говорю спасибо «Лукойловцам»  , в то время когда был этот страшный дефицит – оказались рядом они , они списывали –мы подбирали , они выбрасывали , мы ездили и ставили себе . Это знаете, конечно, было трудно , но радостно . Я вспоминаю , что мы с Алексеем Ивановичем одновременно стали работать директорами школ , он первой , я второй  и как мы  всегда сидели  на последнем сидении автобуса  во всех поездках , глотали пыль , вспоминали всех добрым  словом всех людей у которых были честно куплены билеты  на первые сиденья . Было трудно и радостно  и было всегда не только тут встречаться , а вообще встречаться , встречаться на улице , встречаться на совещаниях , хотелось бы , чтобы получше жизнь была , чтобы  мы мечтали не очень дерзко , а чтобы мечты сбывались» .
НИКОЛАЕВА  ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА –директор Большекустовской  средней школы : « принимали меня Вячеслав Александрович , работала при Николае Филлиповиче , утверждала   меня директором  Анна Ивановна , много лет работала с Алексеем Ивановичем и всё я какие-то реформы  продвигала  , начиная введения  бригад каких-то , коров доили  и т.д. , что мы только не делали  , грамоты за всё получали  , потом  мы  с Алексеем Ивановичем  стали все школы  ездить закрывать , но не все , тоже к сожалению поучаствовала  . Очень жаль Куединский  район, что школ очень много закрывается  , очень  жаль , я отработала в Куединском районе 32 года и 10 лет я уже в Чайковском районе .Такая закалка и такой оптимизм мне пригодился , я вообще благодарна людям , с которыми меня свела судьба. Я прямо говорю : везет мне на хороших людей  и вот за хороших людей , за всех Вас , с которыми я очень рада видеться , встречаться , разговаривать это такое  удовольствие , всех с праздником  , от души» .
НОВИКОВА ГАЛИНА АНАТОЛЬЕВНА –директор районного методического центра : Вот всё директора, да директора школ, другая сфера была ещё,  новая организация, которая отпочковалась  от управления, помните –это районный методический центр, первый его  директор Галина Анатольевна Новикова: великое  удовольствие  на сегодняшнем мероприятии присутствовать, действительно, я вот слушаю первое выступление Анны Ивановны Кировой, которая открыла новогодний голубой огонек. Благодаря Анне Ивановне я осталась в Куединском районе, уезжать из Перми после окончания ВУЗа не хотелось, но в те времена была строгая система распределения, и мне  ничего не пришло в голову как  приехать к начальнику  районного отдела образования  и попросить открепление. Да, думаю, отпрошусь, неужели у  меня не хватит аргументов. Её  слова я  помню всю жизнь: «с   милицией  тебя  найду…, выбирай  Узяр  или Бикбарда..».  Ну понятно, учителя иностранного языка и сейчас на вес золота. Я  выбрала  Бикбарду, где отработала  3 дня,  и дальше спасибо уже  Тамаре Михайловне Черныш, она   поспособствовала моему переводу  в Куединскуюшколу №1, директором которой тогда был Григорий Иванович Щелконогов, который так доброжелательно встретил, обласкал, и самое  главное,  выделил квартиру, отдельную  двухкомнатную, по тем  временам (1986 год), это дорогого  стоило, сейчас-то ведь никто  ничего даром не дает, привел меня в эту квартиру  по улице Школьной, посмотрел на состояние, вздохнул, говорит, ну что пойдем, налью ведро краски коричневой, покрасишь полы –считай , что ремонт сделала. Это второй человек , который сыграл  важную роль в моем профессиональном становлении. Потом,  однозначно, это Алексей Иванович  Горбунов, который убедил перейти на работу в методический отдел управления образования. Любовь  Петровна Сретенская тогда ещё работала, мы  вместе ещё два года обеспечивали методическую поддержку школ,  но потом, действительно, мы «отпочковались» в самостоятельное учреждение.  В следующую пятилетку был реализован проект  Информатизации системы образования. Это был самый масштабный проект в системе общего образования всей страны и по финансированию, и по поставленным задачам. Чего только стоила задача ликвидировать компьютерную безграмотность, т.е. обучить всех (100%) педагогов работе за компьютером. И опять же  огромная заслуга Горбунова А.И.в том, что в отдаленном Куединском  районе  был создан  межшкольный методический центр расширенной комплектации,  поступило новейшее компьютерное оборудование,  все школы были оснащены компьютерной техникой (автоматизированные рабочие места: персональные компьютеры, проекторы, программное обеспечение),  все директора получили персональные ноутбуки. За три последующих года практически все учителя района прошли курсы повышения квалификации в области информационных технологий. Компьютеризация пришла во все школы и это заслуга того десятилетнего периода. Много усилий было приложено, и  я  безмерно благодарна  тому составу ММЦ, который в режиме «нон-стоп» обучался сам и обучал других. Это  Татьяна Ивановна Горбунова, Ольга Леонидовна Ахмадыльшина, Нелли Ивановна Колпакова, Татьяна Васильевна Кадырова, Татьяна Германовна Шрам, незаменимый Анфир Михайлович Абзятов–вот эти люди, которые собственно осуществили всеобщую информатизацию образования района.  Этот  бесценный опыт  я перенесла в систему среднего профессионального   образования, перейдя в 2008 году  на работу в Чернушинский механико-технологический техникум. Всегда буду благодарна всем, с кем удалось тогда работать в Куединском районе, с кем соприкоснулись душой, сердцем,  руками. Огромная благодарность моему наставнику – Фаине Матвеевне Аксеновой, которая в течение всей жизни «вела», сопровождала,  давала профессионально точные советы, всегда поддерживала.  Благодарность управлению образования и Дому детского творчества за идею собрать бывший директорский корпус.  Это незабываемая встреча.  Искренне  желаю всем счастья  личного и профессионального,  уверена, что никто не забыт и ничто не забыто.
ПАШКОВА ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА -  директор  КСШ№1: «здоровья нам всем и чтобы наша страна  процветала  и  мы вместе с ней , всем коллегам , кто работал в это  время я хочу сказать  огромное спасибо , всех Вас  люблю , всех Вас с удовольствием рада видеть , тех кого давно не видела и тех кого почаще вижу , всего , всего Вам самого доброго . А жизнь , она, я думаю , удалась у всех – пусть  полоска белого, полоска черного  , пусть она будет поуже , но как без неё прожить ?»
КЛАБУКОВ  СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ – директор Куединского  детского дома: «уважаемые коллеги, всех очень рад видеть , детский дом , чем горжусь , о том как мы с ребятами ездили в Москву , где только мы  не побывали ,проект-« приемная семья» , мы были площадкой , то есть  первыми в  Пермском  крае и по большому счету , после был принят закон о приемной семье , а сейчас на примере Дойной , кто фильм смотрел , приемные семьи там созданы , на всю страну, наверное. Но после того, как я уже поработал директором  детского дома , я же его и прикрыл и во общем- то я  доволен  , что это произошло , что мы стали  по большому счету жить лучше  . Когда выступающие говорят о негативных  моментах, которые прошли , и я , всё равно как-то себя к ним причисляю, но знаете , не жалею , всё таки что  по большому счету сделано , где-то и были ошибки,  но на  это объективные причины» .
КАРЛЫШЕВА КСЕНИЯ  ИЛЬИНИШНА- директор Красноярской школы:  «вспоминали  кто как назначен был  директором  , я помню меня Анна Ивановна  к телефону   пригласила , потому что  накануне директором  был назначен  Певалов  Яков Дмитриевич , в 12 ночи к нему  пришёл  кочегар  , там что-то котел полетел , утром он позвонил и отказался от должности  , я  на уроке , приходят  , говорят  - тебя  к телефону , подхожу  :    «Ксения Ильинишна с сегодняшнего дня Вы назначаетесь  исполняющим  директора  школы и положила трубку  , а я облокотилась  на подоконник ,  держу трубку и ничего понять не могла  и с этого момента  я начала  работать» .
КРАСОВИТОВА НАДЕЖДА КОНСТАНТИНОВНА-директор Русско-Чикащинской  школы : «дорогие друзья  , огромное спасибо организаторам, что Вы нас здесь собрали . Я пришла работать директором после  мужчин Рината Николаевича, Евгения Сергеевича , коллектив был очень такой жесткий , сплоченности может быть нам не доставало , но он меня закалил , мы работали , я думаю , что и не плохо работали , спасибо за поддержку управлению образования ,незабываемо  как мы осваивали компьютер» .
КОРОВИНА ВАЛЕНТИНА ИВАНОВА – директор  Урадинской школы  : «мы , вообще , удаленные , отстраненные  казалось бы , я сегодня судьбу благодарю за то что вижу Ваши добрые лица и понимаю, что всё будет хорошо , мне больше ничего не надо . Жили как бы куда-то поехать посмотреть , принять к себе , а как  мы в этих поездках сплачивались .А в школе нашей когда в сентябре  её начали ломать , стукать –брякать , я туда не смотрю , оказывается полдеревни не смотрит, потому  что это наша рана незаживающая , мы не виноваты , мы берегли  школу как могли» .
КЛЯЧИН АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ- директор Пантелеевской  школы: « мы хорошо поработали в свое время и на олимпиадах места были , был журнал «Вестник образования»   , где в списке призеров среди именитых школ была Пантелеевская  школа , к  сожалению, также нет сейчас этой школы , нет детей , вымирают деревни , это наша боль, это наша беда».
            
АКСЁНОВА ФАИНА МАТВЕЕВНА-директор Куединской школы  №2 , директор лагеря  «Салют» ,директор вечерней школы , кем только не была : «мне очень приятно всех Вас видеть , встречаться с Вами , говорить с Вами, любить Вас как своих детей , своих собственных , может быть меньше любила,  не успевала , но учеников люблю до сей поры, захожу в свою школу –и нога не болит и спина выпрямляется . Все 54 года трудового стажа в Куеде».

Управление школой — это особый процесс, недаром его определяют как науку и искусство. Школа начинается с директора. А если директор – человек до безумия влюбленный в свое дело, то такая школа будет жить и процветать .В настоящее время никто не сомневается , что эффективное развитие системы образования  зависит исключительно от высокопрофессиональных людей. «Закон об образовании» сохраняет за нами основные  права: всё  бы хорошо , но вызывает тревогу непонятное и потому весьма подозрительное сочетание слов  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ .  Отношение к учителю в современном обществе  складывается  по  тому , как  государство  относится  к учителю. Несмотря на все высокопарные слова о том, что учительству оказывается всемерная поддержка, сегодня учитель - один из самых бесправных его членов. Необходимо повысить значимость труда учителя, поскольку низкая общественная оценка этого труда по таким факторам, как большая загруженность учебной и воспитательной работой, недостаточность свободного времени, низкая оплата труда понижают его социальный престиж. Повышение социальной ценности труда учителя обеспечило бы удержание в школе и приток добросовестных, ответственных, высокообразованных, творческих  педагогов .


Рецензии