Малоизвестные татарские разности - 410

Малоизвестные татарские разности – 410



Лостайские



Примечание.

Наверняка часть описанных ниже персоналий не относится к роду по заданной в оглавлении теме и является просто однофамильцами.


Прим.

В наименовании шляхты польской есть понятие природной шляхты, то есть именованной по той земле, которая им дана и где живет их род. Отсюда и порой странные фамилии.



Касым Сеитов сын Асанчукович [Асанчуковичи]

***

У Сеита была два сына: Касым и Юхна. Касым не оставил потомства, а Юхна стал предком Лостайских.

https://sr.rodovid.org/wk/:ChartInventory/943967




От татарских ханов и мурз произошли польские князья

***


Лостайские,


https://vk.com/topic-3760513_23658270





"В период правления "белых ханов"

***

В начале XIX века один из выдающихся польских историков Тадеуш Чацкий обнаружил в архивах какое-то прошение, в котором польско-литовские татары называли представителей династии Ягеллонов «белыми ханами». Свою точку зрения на эту тему он высказал в статье, опубликованной в «Виленьском еженедельнике» в 1816 году. Гипотезу Т.Чацкого развил в 30-е годы XX века молодой талантливый историк Станислав Крычиньский. «Знаю,— писал он,— что литовские татары называли ханами или «белыми ханами» в своих прошениях и мемориалах королей из династии Ягеллонов. Это характерно для данной этнической группы, к которой относятся наши татары. Они, называя Ягеллонов «белыми ханами», хотели таким образом подчеркнуть их независимость, суверенность и силу».

http://www.misharlar.ru/ttrpolsk.html
http://www.nobility.by/forum/index.php?topic=802.0


Татарское население, жившее в польско-литовских землях, делилось на 6 племенных групп, называемых хоругвями: баргынская, джалаирская, юшыньская, конгратская, найманская и уланская. Их название происходило от знатных родов Золотой Орды, таких, как Баргын, Джалаир, Хушин, Конграт и Найман.

Однако мы не находим среди племен Золотой Орды соответствия для уланской хоругви, ибо ее название происходит от княжеского титула улан (улан-оглан — сын), который носили потомки Чингизхана. В польско-литовском государстве этим титулом вначале пользовались лишь князья Ассанчуковичи. Они происходили от жившего в первой половине XV века князя Ассанчука, возможно, одного из многочисленных потомков хана Джучи. Можно предположить, что уланская хоругвь состояла из воинов князя Ассанчука.
Известно, что татарское население на всей территории Речи Посполитой руководствовалось собственным религиозным правом — шариатом, опирающимся на Коран. Оно функционировало во всех религиозных гминах.

До середины XVI века татарское население на польско-литовских землях делилось на три категории, отличавшиеся друг от друга как правами, так и наличием недвижимости. Первую группу, наиболее привилегированную, составляли потомки ордынских султанов и мурз. Титул султана принадлежал в Речи Посполитой только двум татарским родам: Острыньским и Пуньским. Старших представителей рода постоянно именовали царевичами, как потомков господствовавших ханов. Остальные татарские роды происходили от ордынских мурз. Им принадлежал титул князя. Во главе княжеских татарских родов стояли:

Лостайские,

http://www.misharlar.ru/ttrpolsk.html
http://www.nobility.by/forum/index.php?topic=802.0





Список фамилий татар Речи Посполитой

***

Сайт
 TATARZY POLSCY

,
Лосовские
,
Лостайские
,
Лукасинские


http://who-is-who.by/wp-content/uploads/2017/05/----.pdf


***

…До середины XVI века татарское население на польско-литовских землях делилось на три категории, отличавшиеся друг от друга как правами, так и наличием недвижимости. Первую группу, наиболее привилегированную, составляли потомки ордынских султанов и мурз. Титул султана принадлежал в Речи Посполитой только двум татарским родам: Острыньским и Пуньским. Старших представителей рода постоянно именовали царевичами, как потомков господствовавших ханов. Остальные татарские роды происходили от ордынских мурз. Им принадлежал титул князя.

Во главе княжеских татарских родов стояли: Ассанчуковичи, Баргынские, Юшыньские Кадышевичи, Корыцкие , Крычиньские,
Лостайские,
Ловчицкие, Смольские, Ширинские, Тальковские, Тарашвиские, Уланы и Завицкие.

Потомки ордынских султанов и мурз владели большими вотчинами и в них подчиненными холопами. За это они были обязаны нести конную военную службу. Они пользовались правами господствующей шляхты. Шляхта — польское дворянство. В документах XVI века их называли богатыми татарами. Ими выставлялось на военную службу по одному или по несколько конных воинов, в зависимости от числа имеющейся прислуги или холопских хозяйств. В списках войска нередко встречаем татар, которые выставляли значительное число кавалеристов. Богатые татары, особенно князья, кроме подданных холопов, имели также собственных бояр, входивших в состав различных служб.

Вторую группу составляли так называемые татары-казаки (служебное боярство). Они происходили из простых воинов, которые прибывали в Речь Посполитую в обозах ордынских султанов и мурз. Они получали небольшие участки земли и несли за это не только воинскую службу, но и исполняли большие обязанности в пользу великого князя и его царедворцев. К ним относились транспортная, курьерская, полицейская, караульная и охотничья службы, а также строительные работы. Так, например, татары-казаки из пригорода Вильно выполняли курьерскую, транспортную, караульную и охотничью службу. Казаки с Сорок Татар привлекались в качестве курьеров и охотников, кроме того, они чинили дороги и мосты….

http://forum.vgd.ru/203/1243/80.htm





Лостайские

***

Улан. Первая половина XVIв.

Одним из уланских родов в ВКЛ были князья Лостайские герба Улан, пшыдомку Улан.

С. Дзядулевич считает их ветвью Уланов-Ассанчуковичей.

Их родоначальник, Шатыш-Улан, живший около 1460г., отец Сейця (видимо, Сеит )-Улана, дед Юхна.

Сыновья Юхны Махметь и Фурс.

Махметь Юхнович Осанчукович вместе с сыном Яхно, упоминается в 1526г.

В 1540 князь Махмет был маршалком уланского сцяга, а в 1547 стал хорунжим этого сцяга.

В 1570 он умер, оставив сыну Алею земли в Мерешлянах, Сельце и Лососно.

О Яхно ничего не известно.

У Алея детей не было и его земли перешли сыновьям Фурса.

Один из них, Махметь, владел участком в Лостаях.
У него были два сына, судьба которых не известна, а его земли после смерти перешли племянникам, сыновьям ротмистра Богдана Фурсовича, Абрагиму, Фурсу и Юхно, королевским ротмистрам, погибшим в 1627 в Ливонии, родоначальниками трёх линий Лостайских.

Линия Абрагима угасла на Богдане сыне Ахмете, отце двух дочерей, известных в конце XVIIв.

Из линия Фурса, в 1704г. упоминается Ян сын Богдана, видимо, бездетный.

В 1695г. Давид сын Фурса, продал свою землю в Зелковщизне и, по предположению, С. Дзядулевича, эмигрировал.

Линия Юхны угасла в середине XVIIIв.

Около 1750г. умер бездетным полковник войск литовских Мустафа Улан-Лостайский .

https://deskgram.net/p/1828493817691691582_3134560184




Минская Соборная Мечеть

***

ДЕНЬ ПАМЯТИ НА ЛОСТАЕ И В ОЛЬКОВИЧАХ
19.07.2017, 09:31 Радкевич Д. Просмотров: 242
Лостая   Ольковичи   Ошмяны   день памяти   

В субботу 15 июля состоялся традиционный съезд на двух мизарах – в Лостаях (Сморгонский район) и Ольковичах (Ошмянский район).

На Лостайский мизар традиционно собирается много гостей из разных мест нашей страны и зарубежья. Не стал исключением и нынешний год. Посетить места захоронения родных приехали мусульмане из Молодечно, Ошмян, Сморгони, из отдаленных деревень и городов Гродненщины и Минщины и из-за рубежа.

Перед собравшимися по поручению муфтия Мусульманского религиозного объединения в Республике Беларусь Абу-Бекира Шабановича выступил председатель Совета имамов Дмитрий Радкевич. Он рассказал о делах муфтията, проводимых мероприятиях и пригласил всех желающих посетить Минскую Соборную мечеть. В своем обращении он указал на роль поддержания родственных связей в развитии и сплочении мусульманского сообщества Беларуси, а также на достоинство приобретения и распространения исламских знаний.

Затем в память о похороненных была прочитана сура «Я-Син», а после раздачи садаки возле мизара верующие совершили намаз-зухр.

На мизар в Ольковичах традиционно собираются в основном представители Ошмянской мусульманской общины. В нынешнем году посетивших мизар в памятный день стало больше, что указывает на пробуждение духовности у наших людей. На съезд в Ольковичи прибыла группа гостей во главе с имамом Минской Соборной мечети Зарифом Зудиным. Здесь также была прочитана сура «Я-Син» и разделена садака с намерением почтить память ушедших в мир иной. После памятных мероприятий желающие посетили молитвенный дом в Ошмянах, где состоялся небольшой обед. Имам Зариф прочел небольшое наставление местным мусульманам, в котором указал на важность общения между людьми и установления положительных отношений со всеми мусульманами, живущими в одной местности.

http://mechet.by/index.php?page=news&id=2017-07-19-09-31-50


Рецензии