Прогон 3 часть

3 часть
Офелия
Иногда Офелия задумывалась о том, сколько ей дало изучение русского языка и литературы. Сейчас она проходила практику в школе, приобретала новый опыт. Офелия уже давно писала прозу и стихи. Благодаря факультету она узнала о существовании литературных журналов и литературных кружков. Офелия попробовала войти в эту среду, познакомиться с новыми людьми и найти способ издаться. Её вхождение в городской литературный мир стало новым этапом в жизни Офелии.
Офелия имела уже сложившийся репертуар – школьные сочинения, описания своих снов, сказки, придуманные в походе у костра. Она собрала свои записи буквально из ящиков стола и решила внести это в вузовскую учёбу и в литературу. Самые ранние произведения, написанные в начальной школе, не отличались от самых поздних. Офелия могла не бояться, что читатели заметят разницу между историями в силу времени их написания. Она только не понимала, почему её истории часто называют детскими - Офелия довольно часто описывала героев, которые расторгают брак и берут кредит, а в сказках для детей таких сюжетов обычно нет. Позже выяснилось, что сочинения Офелии очень похожи на неё саму. Офелия олицетворяла ожившую весну – золотисто-русые волосы, длинные и волнистые, светло-зелёные глаза. Глядя на неё, слушатели вспоминали о тепле и цветении. В историях Офелии всё точно так же расцветало, её персонажи светились красотой, темой для диалогов они часто выбирали литературу. Офелия мечтала издаваться и для этого знакомилась с редакциями журналов и коллективными сборниками.
Общение с издателями складывалось как-то странно. Офелия часто слышала, что её произведения не могут пойти в печать в том виде, в каком они существуют сейчас. Сочинения Офелии выглядят мозаикой из дворцов, лебедей, перчаток, роз, турниров, вуалей и так далее. Чтобы история подошла под идею литературного журнала, надо сделать персонажей некрасивыми и больными, переписать их диалоги так, чтобы главной темой стала нехватка денег, заменить воздушные замки на заводы. Офелия удивилась, но ради эксперимента попробовала переделать так одну историю. Она с изумлением увидела, что её сочинение куда-то пропало и появилась какая-то страшилка, которая, к счастью, не могла бы случиться в жизни, это Офелия знает по опыту. Получившуюся историю Офелия не могла отправить в печать, она так и сказала во всех редакциях. В свою очередь, никто из издателей не хотел принимать правильный вариант сочинения Офелии. Она попрощалась с издателями в мрачном настроении. Они считают себя то ли духовными наставниками, то ли импресарио. Неужели бывает такое, что пишущие девушки становятся поклонницами мужчин-издателей? Мужчины в редакциях похожи на старых троллей, кто будет в них влюбляться? Ничем не лучше и женщины, потрёпанные феи, уже забывшие, что они сами когда-то мечтали.
Чтобы развеселиться, Офелия зашла в магазин свадебной моды. Она разглядывала роскошные платья, пока только для того, чтобы помечтать. Всё же Офелия попросила разрешения примерить длинную фату, делая вид, что у неё скоро появится повод носить наряд невесты. Золотистая волна волос завесилась прозрачной тканью, стекающей ниже, пока Офелия не оказалась полностью в лёгкой дымке. С такой фатой даже не надо платья. Офелия восхищённо смотрела в зеркало – её облик, и без того очаровательный, стал совсем волшебным. И Офелия подумала, что её истории играют такую же роль, как и фата. Благодаря фантазии появляется возможность увидеть мир с романтической стороны. Можно обойтись без романтики, но как скучно тогда становится жить. Офелия, глядя в зеркало на себя, окутанную бесформенным лёгким воздухом, представила себе свадебное платье. Это был сказочный наряд Офелии, белый немного с золотистым блеском. Расплывчатая фантазия помогла Офелии ясно увидеть идеальное состояние.
Офелия выложила свои сочинения в Интернет под заголовком «Детское и не только детское». Теперь она знала, что только такое и могла написать белая принцесса.

Изостудия
1.Ариэль
Ариэль пыталась сделать наброски будущей картины, хотя и знала, что всё равно не уловит суть замысла. На школьном вечере Ариэль должна была показывать актёрский этюд. Она хотела изобразить своё будущее выступление, но по разрозненным рисункам не могла представить себе результат. Вот когда Ариэль сыграет художественный образ на сцене, она сразу перенесёт его на картину, не отрывая карандаша от бумаги.
Ариэль трепетно относилась к декламации стихов или хотя бы приветственных слов. По её мнению, слова тоже нуждаются в украшении – чёткой дикции и выразительной интонации. Слова – это алмазы, нуждающиеся в огранке. Ариэль обращала внимание не только на то, что она говорит, но и на то, как говорит. Выразительность значила для неё столько же, сколько и содержание.
Ариэль играла этюд, где она обращается к своей мечте. Мечта занесла нож над собой, разочаровавшись в земном существовании. Ариэль должна удержать мечту во что бы то ни стало. Мечта очень нужна Ариэль, если бы это можно было объяснить. Сейчас мечта думает только о своём отчаянии. Зрители не видят мечту, держащую кинжал. Они могут догадаться о её поступках только по игре Ариэль.
- Наверное, ты видишь себя подавленной и растерянной, - говорит Ариэль мечте. – А я вижу тебя прекрасной и сияющей. Ты помогла мне видеть фантастическую жизнь, которая скрывается за декорациями реальной. Твой смысл – в том, что ты подарила мне сказку. И, наверное, ты подарила сказку многим людям, только ты даже не знаешь об этом. Пожалуйста, остановись. Знаешь, как я иногда хотела сделать то же самое? Но в последний момент останавливалась и думала: «Может быть, как раз завтра я встречу мечту». А теперь я говорю тебе, моей мечте, что у тебя есть земной человек, которому нужно твоё тепло. Мне что, снова остаться тут одной и смотреть, как всё паршиво? Ты не можешь отнять у меня источник радости. Я верю, что мы выскользнем вместе из нашей тоски, только поверь, что всё будет хорошо. Останься со мной…
Зрители, как заворожённые, смотрели на Ариэль и слушали её голос, натянутый, как струна. Кое-кто наблюдал за Ариэль злыми глазами, раздражаясь, что её песня-декламация заставляет волноваться.
- Всё же странно, как она привлекает к себе внимание, как продумывает каждое движение и следит, кто и сколько раз на неё посмотрел. Из-за того, что она выставляет себя напоказ, с ней случится жуткая история. Она сама хочет, чтобы с ней произошла жуткая история…
- Как можно хотеть, чтобы с тобой произошло что-то ужасное?
- Она хочет именно этого, потому и ведёт себя так. Потом она останется одна с ребёнком, и из-за своей истеричности даже не сумеет оставить при себе отца ребёнка…
Отыграв этюд, взволнованная Ариэль сидела в изостудии. По радио звучала песня: «И если никто не простудится – всё пренепременно сбудется. И ты, словно мокрая курица, шагаешь босиком по улице». Ариэль быстро рисовала картину, казалось, картина появляется только от прикосновения кончиков пальцев. На первом плане Ариэль нарисовала кинжал. Позади кинжала находилась мечта, держащая его в руках. Мечта, изображённая Ариэль, выглядела бесплотной, неясной, не имела определённого облика. Пока что картина Ариэль получилась такой. Но Ариэль надеялась, что скоро она нарисует картину, где кинжал исчезнет, а мечта обретёт своё лицо.

2.Дочь Рыбака
Дочь Рыбака знает, что можно превратить в гениальный шедевр пятно от краски, кривую линию, залом на бумаге. Всё это можно дописать до сходства с каким-то предметом. А в абстрактной живописи пятна, каракули и заломы сами становятся моделями. Главное – смотреть на всё с творческой точки зрения. Только творчество сейчас и выручает Дочь Рыбака. Она рассталась с мальчиком, ревновавшим её к изостудии. Думала, что будет спокойнее жить без его вопросов, когда она кончит заниматься, но, как оказалось, стала скучать по этому нудению. Играла протяжная песня: «Вы не поняли, лорд, я отнюдь не прошусь к вам в чертог…» Это навело на Дочь Рыбака ещё большую тоску.
Дочь Рыбака продвинулась профессионально – стала выкладывать рисунки в Интернет. У неё появились единомышленники. Правда, она не знала, как выглядят многие из них. Дочь Рыбака хотела бы пообщаться по поводу рисования с некоторыми реальными людьми, но не решалась. Например, с очаровательной Ариэль, всегда находящейся в центре внимания. У Ариэль всегда получалось всё, за что бы она ни бралась, в том числе и рисование. Дочь Рыбака считала себя безалаберной, но как раз в рисовании девочки могли бы обменяться опытом. И всё же Дочь Рыбака стеснялась предложить Ариэль, школьной принцессе, поработать с изоискусством вместе. Может быть, это и нормально. У каждой красивой и талантливой девочки должен быть мир искусства, в котором распоряжается только она. Если соединить два мира, красота засияет так ярко, что может ослепить.
Один из мальчиков в школе Дочери Рыбака уже давно засматривался на неё. Сейчас она, кажется, осталась одна. Мечтая о Дочери Рыбака, мальчик рассматривал её творчество в Интернете. Когда она оказывалась рядом, его особенно завораживали длинные шелковистые волосы Дочери Рыбака. Их хотелось перебирать, как нити, из которых сплеталась сеть. Иногда Дочь Рыбака подкрашивала природный русый цвет фиолетовым. Казалось, что она прилетела с другой планеты, где жители сливаются с небом.
Однажды мальчик решился заговорить с Дочерью Рыбака не про уроки. Он спросил, почему, если на её рисунках изображены женские фигуры, они всегда одиноки.
- Потому, что каждая героиня правит в своём королевстве, - грустно улыбнулась Дочь Рыбака.
Мальчик предложил Дочери Рыбака поискать вместе разные сайты, связанные с классической и современной живописью. Дочь Рыбака объясняла мальчику то, чего он не знал об искусстве. Она невольно вспомнила бывшего мальчика. Он так бесился из-за того, что Дочь Рыбака подолгу рисовала. А этот мальчик помогает Дочери Рыбака что-то сделать в её творчестве.
Дочь Рыбака стала чаще приходить в школу в радостном настроении. Она сама не заметила, как начала рисовать влюблённые пары.

Конференция
1.Русалка
Русалка зашла в школьную библиотеку перед конференцией. Всё-таки книги создают романтическое настроение, зовут разгадывать тайны. На стене библиотеки висела репродукция картины Константина Васильева «Гуси-лебеди». Русалка, ещё раз оглядев библиотеку, собралась на занятие литературной секции. Так же, как и раньше, здесь придумывали продолжение для истории Русалки. История вызывала разговоры, к ней добавляли новые сюжетные линии.
История вызвала, например, такой вопрос. Главная героиня работает школьной учительницей. Она не отличается самой яркой внешностью. Героиня и манерой поведения похожа на скромную усталую женщину. Вроде всё как у всех, что тут рассказывать, у школьников точно такие же мамы. Почему же закомплексованная тётенька часто оказывалась в необычных местах и компаниях? Почему всем было с ней интересно? Почему она привлекала повышенное внимание мужчин и вызывала зависть женщин? События, описанные в книге, могли бы происходить с богемной госпожой. Но почему-то в центре этих ситуаций оказывалась тихая женщина, типичная «училка». Такое впечатление, что ей приписана не её собственная биография. Находились те, кто возражал, что внешний облик ни о чём не говорит. Притягательность могла быть в романтичном характере женщины, ещё – в её культурном опыте и деликатной манере поведения.
- В литературном творчестве подростков, особенно девочек, можно наблюдать определённый этап, когда автору по какой-то причине хочется выплеснуть отчаяние и раздражение, коснуться какого-то больного вопроса, который обычно замалчивается, но, тем не менее, он есть, - рассказывала Русалка. – Примеры такого творческого процесса есть и в нашей школе. Обычно авторы описывают то, что касается отношений с родителями, с любимым человеком, школьных ситуаций. Все события изображены в мрачных тонах. Но в самом неприглядном виде изображён тот, от чьего лица ведётся рассказ. Книга может быть написана как от первого, так и от третьего лица, главный герой может носить имя автора либо какое-то иное. Бессмысленно делать выводы, что в такой истории является правдой или вымыслом. Но всё же я поняла: в таких книгах отчаяния изображён полностью выдуманный облик главного героя. Герой или героиня показаны озлобленными из-за неудач, разуверившимися в своих силах. Я думаю, что те, кто писал такие книги, очень интересные и неравнодушные люди с очень счастливой судьбой, потому что наполненной событиями. Я понимаю, что грустные сюжеты рождаются, когда внимание человека отвлекается от мечты. Поэтому я написала свою книгу как ответный жест. Главная героиня этой книги находится в моей возрастной категории. Я придала ей сходство с собой, написала, что героиня хорошо разбирается в литературе и восхищается живописью, хотя не умеет создавать её сама, что она не любит готовить. Пусть читатели знают, что в любом возрасте человеку может быть стыдно или страшно, но он преодолевает страх. В том числе и страх оказаться непонятым и отчуждённым от всех.
Девочки зааплодировали. Не один человек смутился, слушая Русалку, потому что кто-то хотел писать или писал «книги отчаяния».
Теперь ученицы посмотрели на Русалку новыми глазами. Она вдохновенно рассказывала о чувствах, возникших у неё под впечатлением от детских фантазий. Мягкий голос Русалки украшал даже самые обычные слова, делал их музыкой. Казалось, что она светится тем светом, который создаётся из её знаний и доброты, с которой она применяет эти знания. При этом восхитительно выглядели каштановые волосы Русалки, текущие через плечо. Земная женщина превращалась в Русалку, завораживающую своим пением. Женское тело струилось морской волной, сильной и сверкающей. Искусство Русалки становилось морскими сокровищами, за которыми приходится глубоко погружаться.
Образ прекрасной Русалки теперь казался девочкам реальнее образа обычной женщины. И даже реальнее ошибок, которые, возможно, случались с Русалкой, как и со многими.

2.Певица
Певица пела песни под гитару. Её можно услышать и в школе, и на городских концертных площадках. Сейчас Певица учится в одиннадцатом классе. Она общается и с мальчиками и девочками своего возраста, и с теми, кто старше неё на пять лет, и с теми, кому примерно столько же, сколько её родителям. Кому-то может показаться странным, почему у Певицы такая разновозрастная компания. Да просто потому, что все любят бардовскую песню! Душевная мелодия гитары роднит, сближает, даёт возможность отвлечься от повседневных забот. Дружба с гитарой переходит в дружбу с людьми.
Певица общалась и с женщинами, и с мужчинами. Она не замечал, что мужчины смотрят на неё затуманенными глазами. Весёлая Певица, всегда наполненная идеями и фантазиями, всегда парящая, привлекала к себе внимание, вносила в компанию струю свежести. Она просто не могла не нравиться. Все, кого видела Певица, приносили ей радость, она во всех замечала хорошие стороны и говорила людям о том, какая у них интересная жизнь. Но она не задумывалась о том, чтобы в её жизнь вошёл человек, который станет её женихом, а потом мужем. Наверное, Певице и нравилось дружить с компаниями именно потому, что она не принадлежала там какому-то одному человеку. Мужчины ошибочно думали, что, если Певица дружит с людьми старше себя, она вполне может выбрать себе из них мужа. Она разговаривала с мужчинами, влюблёнными в неё, как с друзьями – с кем-то больше, с кем-то меньше. Те, с кем она разговаривала больше, думали, что Певица рассматривает их как потенциальных женихов. Певица не понимала, что её общение может расцениваться так. Она узнала о том, какое впечатление она производит, только тогда, когда о ней стали сплетничать женщины, которых она считала подругами и с которыми общалась ближе, чем с мужчинами, всё-таки девочкам можно поговорить про косметику.
Певица огорчилась, узнав, что к ней уже давно относятся с подозрением. Поссорившись с некоторыми женщинами в клубе, она побежала по лестнице и упала. Из носа Певицы пошла кровь. Потом среди гитаристов ходили сплетни, что Певица из-за любви к кому-то из мужчин выбросилась из окна и её еле собрали по частям. Певица стала осторожнее выбирать себе круг общения. Теперь она знала, что её обаяние и оптимизм могут вызвать пересуды, причём у тех, с кем в жизни случалось гораздо больше странного, чем с Певицей. Тем важнее для неё оказалась поддержка тех, для кого Певица оставалась светлым существом в любых обстоятельствах. Если кто-то не испугался того, что показалось бы другим стыдным, кто может не пойти за ним?
Певица написала на доске: «Виктор Цой жив!» Тот, о ком она писала, был её счастьем. Она наполнялась мечтой, думая о нём, а не о тех, кто её окружал. Нет, Певица понимала, что она не может воспринимать кумира как жениха. Но пока что только его песни дарили ей радость и волнение, каких не могли подарить отношения в мире людей.

- Спокойного сна,
Спокойного сна…

3.Мавка
Мавка
Русалка! Никогда ты не любила…
Л. Украинка, «Лесная песня»
Выступая на конференции, Мавка очень хотела донести мысль, что с каждым человеком может случиться что-то странное и опасное, но важно не то, что случилось, а то, как мы к этому относимся и какие выводы делаем.
- Мне придала силы книга «Тихий Дон», - рассказала Мавка. – Она помогла мне найти достойные вопросы на все жизненные ответы.
Мавка против воли улыбнулась, поняв, что смешно перепутала слова. Наконец-то она развеселилась за последнее время, а то столько всего происходило…
Мавка до сих пор любила игрушки. Интересно, как это уживается вместе с её независимостью и вдумчивостью, которые могли быть качествами взрослого человека? Вот так, всему находится место – и урокам, и интересным занятиям, и игрушкам. Кое-когда Мавка приносила игрушки в школу и показывала одноклассницам. Возможно, сплетни о Мавке начались с этого. Красота Мавки заметна сразу – длинные чёрные волосы и весёлые карие глаза. Ни от кого не было секретом, что Мавка часто общается с людьми и находится на виду. Не все смотрели на её привлекательность доброжелательно. В школе стало известно и про любовь Мавки. Любовь произошла не в школе, но Мавка часто заговаривала о ней. С тех пор, как Мавка полюбила, она расцветала и сияла. Глядя на неё, казалось, что в классе Мавки какой-то праздник. Одноклассницы старались расспросить про любовь Мавки её лучшую подругу Русалочку, но Русалочка держала глубоко в себе сердечные дела Мавки, от неё не удавалось ничего добиться.
Русалочка выглядела настолько же бледной и прозрачной, насколько Мавка – яркой и осязаемой. В их союзе Мавка активно общалась с внешним миром, а Русалочка хранила секреты девичьей дружбы, как тело и душа. Сейчас Русалочка знала того, кого любила Мавка. Иногда Мавка шутила, что у них «любовь втроём». Русалочка заливалась краской, вызывая смех подруги. Перед контрольными или выступлениями Русалочка просила Мавку подержать её за руку, верила, что это приносит счастье.
В большую перемену Мавка ела салат, принесённый из дома. Она предложила его Русалочке. Русалочка попробовала салат, но не смогла скрыть, что он ей не понравился.
- Мавка, извини, что отказываюсь, но он слишком солёный, - сказала Русалочка.
- Мне сейчас полезно есть солёное, - объяснила Мавка. – Я и сама сначала не могла привыкнуть, а теперь ничего, даже нравится.
Незаметно по этажу поползли рассказы про Мавку. Она то играет в игрушки, то ест солёное, от которого нормальным людям становится противно… А ещё те, кто жил рядом с Мавкой, видели, как поздно она возвращается домой. Мавка могла поздно приезжать из кружков или с чьих-то праздников. Люди пришли к выводу, казавшемуся им самым верным: Мавка забеременела, не закончив школу. Об этом говорили и школьники, и учителя.
Русалочка возмущалась, услышав дурацкие рассказы, и пыталась это остановить. Но Мавка вдруг сказала, что её не надо оправдывать. Она не обязана прожить свою жизнь так, чтобы это устраивало других.
- Русалочка, кто-то думает, что забеременеть в школе – позор, - объясняла Мавка. – Но девочки не всегда виноваты в этом. А если бы со мной на самом деле такое случилось? Вот ты перестала бы дружить со мной?
- Что ты, конечно же, нет! – Русалочка обняла Мавку.
Мавка из принципа не стала разубеждать окружающих в их подозрении. Она специально вставала во время урока и говорила: «Можно, я выйду, меня, кажется, тошнит?» Мавка как будто невзначай заговаривала про цены на коляски или детские костюмы. Ей очень не понравилось, что предполагаемая трудность в жизни школьницы могла вызвать такую злобу. Кое-кто радовался, что Мавка, всегда безупречная, оказалась в беде. Значит, она в некоторых своих сторонах такая же, как все, никакая не идеальная. Но скоро Мавка увидела, что не все относятся к ней так. Кто-то смотрел на Мавку с сочувствием. Ей предлагали помочь деньгами или вещами, говорили, что не надо ничего стесняться, ведь помощь нужна прежде всего ребёнку. Мавка смущалась, отвечала, что она ни в чём не нуждается. Теперь ей стало стыдно перед теми, кто волновался за неё.
В это время Мавка читала «Тихий Дон». Она невольно сравнивала себя с Аксиньей. Аксинья тоже вызывала кривотолки, но не столько своим поступком, сколько тем, что она не скрывала ни поступка, ни счастья, наступившего вслед за ним. Мавка старалась вести себя так же независимо.
Разговоры о Мавке дошли до того, кто дал ей мечту. К тому времени слухи становились непохожими друг на друга. Люди не знали, чему верить. Они не рассматривали вариант, что можно не верить ничему. От того, кто стал светом для Мавки, она услышала вопрос – правда то, что о ней говорят, или нет? Мавка разрывалась от боли и гнева, услышав это.
- А как ты думаешь? – спросила она.
Ответом ей было молчание.
Сейчас Мавка могла поделиться опытом, объяснить, что настоящей красоты не убавляется от внешних неприятностей, приходящих и уходящих. И что она всегда будет чувствовать благодарность к тем, кто хорошо к ней относился, какой бы она ни была. Мавка будет относиться к ним так же. Если кто-то не испугался того, что показалось бы другим стыдным, кто может не пойти за ним?
Летом Мавка, как всегда, почувствовала, что её тело делается легче и вливается в воздух, в листья, в солнце. Оно снова может стать телом девочки, только очень светлым и тёплым. Мавка проверяет электронную почту. Там нет письма, которого она ждёт. Но всё-таки Мавка радуется солнцу и свету. Мавка идёт по траве в голубом платье. Ей открыт и мир природы, и мир людей. Она берёт силу и красоту от творчества, но, кроме творчества – от природы. И тогда бытовая жизнь Мавки становится песней.

4.Русалочка
Русалка
Я не любила? Это ты забыла,
Что настоящею зовут любовью.
Любовь ведь, как вода, несёт и кружит,
Играет, рвёт, ласкает, нежит, топит.
Где жар – она кипит, а встретит холод –
И станет льдом. Моя любовь такая!
Л. Украинка, «Лесная песня»
Русалочка часто уходила из городской жизни в ближайшие реки, когда стояла относительно тёплая погода. Вода становилась для Русалочки поэзией и вдохновением. Русалочка ныряла в воду. Её светло-русые вьющиеся волосы и глаза какого-то среднего цвета между коричневым и зелёным растворялись в воде, засыпанной листьями. Конечно, Русалочка успевала встречаться с водой в свободное от школы время.
Русалочка задумывалась о диалоге Пушкина с масонами, потому что в таком диалоге присутствовала мистика, связь с иными мирами. Русалочья жизнь в реке тоже отличалась от человеческого мира, поэтому Русалочка выбирала её. Иногда на Русалочку заглядывались мальчики, но она уже давно жила в окружении грёз и не давала приблизиться к себе. Русалочке хватало книг и глухих уголков природы. Её прозрачная красота не удержалась бы в человеческих руках.
Единственное, что сейчас занимало Русалочку – дружба с одноклассницей Мавкой. Русалочка восхищалась внешностью Мавки, умением держаться, ходила туда, куда нравилось Мавке. По мнению Русалочки, она сама не смогла бы выглядеть так интересно и ярко. Но Русалочка и не нуждалась в человеческой жизни. Она была Русалочкой, воплощением мечты, бледным лунным лучом. В союзе подруг Русалочка выполняла функцию романтичной души, Мавка – прекрасного тела. Сейчас Мавка стала жертвой гадких сплетен. Русалочка жалела подругу, прятавшие грусть за внешней бравадой. Мавка стала насторожённо относиться к людям. Русалочка не знала, как вернуть доверие Мавки к миру.
Перед конференцией учительница Русалка предлагала Мавке выступить. Мавка сдержанно отказывалась, при этом её хорошенькое лицо хмурилось. Ей казалось, что Русалка просто не знает, как показать Мавке, что на школьной конференции есть место для всех девочек – и хороших, и плохих. Русалка на самом деле сочувствовала ученице, расстроенной из-за злых языков.
В свою очередь, Русалочка заметила искренность Русалки. Русалочка снова стала объяснять Мавке, что надо верить людям, но уже не ласково, а настойчиво.
- Тебе неприятно, когда о тебе придумывают то, чего нет, - сказала Русалочка. – Но в других тоже надо видеть хорошее и не обижать их недоверием.
- Русалочка, у тебя есть такая же любовь, как у меня? – резко спросила Мавка.
- Ты же знаешь, что нет.
- Тогда не надо мне советовать! Если даже там я столкнулась с непониманием…
- Мне показалось, что Русалка обрадуется, если ты придёшь в литературную секцию.
Мавка уже давно жалела, что она не во всём похожа на Русалочку. Русалочка всегда спокойная и доброжелательная. Её оптимизм негромкий, но постоянный. Мавку бросает из крайности в крайность – то в радость, то в раздражение. У Русалочки всегда гармонично-романтичное состояние. Как ей удаётся его сохранять? Оно похоже на жемчужину в раковине.
- Просто я восхищаюсь этим миром, - рассказала Русалочка. – И природой, которая очень похожа на меня, и городом, который похож на меня меньше. Моё восхищение появляется раньше зрения.
Русалочка знает, что её восхищение направлено на весь мир, поэтому оно похоже на тонкую вуаль, покрывающую всё, что есть вокруг, принимающую любые очертания. В жизни Русалочки не случилось такого, чтобы восхищение сконцентрировалось на чём-то или ком-то одном. Поэтому ей не приходится разделяться между объектом восхищения и остальным миром. Возможно, в Русалочке отсутствует такой внутренний конфликт, это и помогает ей сохранять гармонию. В любом случае, наши несчастья не должны становиться сильнее недоверия. Если кто-то не испугался того, что показалось бы другим стыдным, кто может не пойти за ним?
Девочки вместе сидели за партой на занятии литературной секции. Русалочка попросила Мавку подержать её за руку перед выступлением. Восхищения Русалочки хватало на целый мир. Значит, в этом была её роль – напоминать каждому о нежности и мечтах. Каждый, кто мечтал о гармонии, находил её в мягкой Русалочке. Благодаря Русалочке восхищение миром многократно повторялось.

5.Сонечка
Никто как следует не знал, от какого полного имени происходит сокращение Сонечка. Или это могло быть прозвище ученицы одиннадцатого класса. Внешне Сонечка выглядела как взрослая дама – высокая и крупная, со светлыми волосами, забранными назад. В жизни Сонечки встречались те, кто называл её некрасивой. Конечно же, неприятные слова не имели отношения к реальности. Сонечка производила приятное впечатление, смотрела добрым взглядом, разговаривала мягким голосом. К сожалению, Сонечка поверила тем, кто хотел её обидеть. Она считала себя некрасивой и думала, что с ней неинтересно общаться. Поэтому Сонечка подолгу читала книги. Только они принимали её в свой мир. Сонечка много знала, часто задумывалась над книгами, делала интересные выводы. Но обычно Сонечка оставалась наедине со своими впечатлениями. Её речь состояла из романтичных фраз. Кое-кто раздражался, когда не понимал Сонечку. О ней стали рассказывать, что она безумна. По слухам, Сонечка страдала оттого, что не находила себе парня, да оно и понятно, Сонечка такая некрасивая. От депрессии она сошла с ума и теперь ходит по библиотекам и, надо же, читает книги. Какой нормальный человек будет читать книги, если это не программа? В одиннадцатом классе Сонечку называли старой девой. Скромная Сонечка даже не пыталась опровергнуть, что она некрасивая и безумная. Она переселялась в книжные сюжеты, где представляла себя горничной, поддерживающей шлейф прекрасной дамы – фантазии. Сонечке достаточно играть в литературе такую роль, ведь в жизни она недостойна даже этого.
В семье тоже иногда возникали разговоры о Сонечкиной неустроенности. Сонечка привыкла к тому, что никто не видит в её жизни ничего хорошего и важного. Казалось, что так будет всегда. Но однажды Сонечка нашла необычную книгу без обложки. Когда она начала читать, на глаза Сонечки навернулись слёзы. Главную героиню истории тоже звали Сонечкой. О ней тоже болтали, что она безумная, и она искала успокоения в книгах. Но вот героиня начала писать свои истории, которые помогали людям разобраться в их трудностях и сделать правильный выбор…
Настоящая Сонечка задумалась – она тоже может писать истории, хуже ей от этого точно не будет. Сонечка стала писать и выкладывать истории в Интернет. Советы Сонечки, звучащие в форме сказок, многим помогли. Сонечка обрадовалась, что всё сложилось так хорошо. Она вспомнила о недочитанной книге.
Дальше в книге говорилось, что героиня интересовалась только книгами, но, когда она всё же огляделась вокруг, заметила, что нравится мальчику, на которого раньше не обращала внимания. Сонечка решила на какое-то время отвлечься от книг и оглядеться на тех, кто рядом. И Сонечка заметила, что во дворе один мальчик часто ходит возле её подъезда. Он пытался узнать, какие книги читает Сонечка, и прочитать их. Сонечка заговорила с ним о книгах. Теперь они часто встречались во дворе.
Книга, подарившая Сонечке столько радости, продолжалась. По её сюжету, героиня из незаметного существа стала волшебницей-фантазией, создающей литературу. Сонечка после этого посмотрела на себя в зеркало. Её внешность как будто осталась прежней. Но теперь Сонечка радостно улыбалась, внимательно смотрела на всё вокруг, плавно двигалась. Она уже не пряталась за обложки книг, стесняясь своей робости. Литература подарила Сонечке вдохновение.
В книге ещё оставались непрочитанные строки. Сонечка прочитала, что героиня может навсегда остаться талантливой. Но для этого она должна понять одну вещь. Когда героиню называли безумной, находились люди, видевшие в ней привлекательность и талант, поэтому она поверила в себя. А если с теми, кто помогал ей, случится что-то неприятное, останется ли она с ними рядом? Только сохранив доброту, героиня может создавать искусство. Сонечка заинтересовалась, как же героиня решит для себя этот вопрос? Но в книге не хватало страницы с ответом. Сонечке предстояло ответить самой.
- Если кто-то не испугался того, что показалось бы другим стыдным, кто может не пойти за ним?
И тогда Сонечка стала больше, чем фантазией – она стала Мудростью всей литературы. Теперь она узнала все тайны, потому что ключом к ним стала её доброта.

6.Капитанская Дочка
Все девочки выступили на конференции с докладами, только одиннадцатиклассница Капитанская Дочка сидела здесь в роли гениального слушателя.
- Эх, ты, Капитанская Дочка, что же не подготовила выступление? – спросила Русалка.
- Что – эх, я, Капитанская Дочка? – засмеялась Капитанская Дочка.
Рассказы Капитанской Дочки предназначались не столько для чтения перед публикой, сколько для её воображения. Сейчас сюжетом для грёз Капитанской Дочки стал любовный треугольник, в котором она оказалась. Каждый может стать частью любовного треугольника, но Капитанская Дочка считала свой случай особенно кошмарным. Участники любовного треугольника не знали, кто из них кого любит, и любит ли вообще кого-то из тех, кто составляет треугольник. Возможно, любовь направлена на кого-то ещё, возможно, здесь вообще не присутствует любовь. Капитанская Дочка почти никому не называла тех, кто составлял любовный треугольник, не рассказывала, где это происходило. История сложилась слишком грустно. Глядя на Капитанскую Дочку, люди не думали, что в её жизни есть какая-то печаль. Она старалась почаще улыбаться. Капитанская Дочка носила тоненькую косичку, выделяющуюся из остриженных волос. Она производила оптимистичное впечатление, несмотря на всё, что бы ни произошло.
Иногда кажется, что любовный треугольник – самая трудная ситуация. Но случается и так, что люди живут в браке, но думают о ком-то другом. Тогда это тоже фигура с несколькими углами. Можно думать не о том, кто рядом, и не о ком-то другом, а о работе или творчестве. И работа, и творчество способны отвлечь внимание от человеческих отношений. Это тоже неверность. Или поиски, не приходящие к какому-то итогу. В разные периоды жизни люди могут не знать, что для них лучше. Если бы обладать мудростью, которая поможет понять, что будет самым нужным.
Если кто-то не испугался того, что показалось бы другим стыдным, кто может не пойти за ним?
Возможно, кто-то смотрит на Капитанскую Дочку и думает, что ему нужна только она. Всё, что важно и ценно, сосредоточилось в ней, поэтому не придётся выбирать между Капитанской Дочкой и кем-то ещё. Капитанская Дочка стала идеальным сочетанием всех качеств. Не потому, что она стоит на месте и не совершает ошибок, а просто потому, что Капитанскую Дочку можно полюбить именно такой, какая она есть. Капитанская Дочка почувствовала себя радостнее, услышав и прочитав другие истории. Теперь она знала, что каждый человек может восхищаться тем, что даёт ему радость, и другие восхищаются им, несмотря на всё, что его расстраивает. По крайней мере, каждый взлёт или падение вдохновляет на творчество. Творчество может существовать в аудитории или в душе отдельного человека, но оно всегда наполняет жизнь мечтой.


Рецензии