Прогон 4 часть

4 часть
Эльфа
Эльфа преподавала в школе английский язык. Правда, с первого взгляда нельзя подумать, что это учительница. Миниатюрная Эльфа не отличалась от девочек-школьниц. Вернее, она походила даже не просто на девочку, а на Эльфу из фэнтези, собравших в кучу западноевропейские предания. Густые волосы до плеч цвета красного вина, тёмно-карие глаза, отражающие бордовый оттенок волос, сведённые брови, но при этом весёлая улыбка – это создавало образ весёлого лесного существа. Эльфа любила читать фэнтези, благодаря которому, кстати, и выучила грандиозный английский язык. Её, как и всех, завораживало жизнеописание Гарри Поттера. Сейчас Эльфа переносила впечатления от книг про Гарри Поттера на школу, где работала. В глубине души она мечтала пожить за границей, особенно в Англии. Не столько из-за других бытовых условий, сколько ради того, чтобы слиться с зарубежным культурным опытом. В Англии создавались книги и фильмы, населённые эльфами, гоблинами и орками. Это фантастическое пространство лучше всего подходило Эльфе.
Эльфа вышла замуж по любви. Тот, кто стал её мужем, соединял в себе все её мечты о любви – от детских до девичьих. Но, кроме любви, Эльфа мечтала и о том, чтобы увидеть новые миры – и географические, и творческие. Свадьба не успокоила её душевное смятение. Эльфа до сих пор тосковала, вспоминая, что люди не верили в её силы. То, что она считала своими победами, не ценилось такими людьми. Эльфа заканчивала такие отношения со скандалом, каждый оставался при своём мнении. Для мужа Эльфа стала конечной целью. Он радовался тому, что имеет в данный момент. А Эльфу вело в разные стороны, хотелось попробовать если не всего, что есть в мире, то хотя бы всего, что есть в её мечтах.
Эльфа придумывала собственное фэнтези на основе дома, любви, школы. На реальные ситуации накладывались волшебные истории, придуманные Эльфой. Почти как главная героиня книги «Самая плохая ведьма», нашедшая верное применение для магии и творящая магию из всего вокруг. Те, кто видел Эльфу в её городе, чувствовали запах лета и травы, слышали волшебную музыку, под которую эльфы танцуют в хороводе. И люди думали, что Эльфа приносит им сказку в лучших английских традициях.

Аэлита
Аэлита проходила практику в школе. Преподавание английского языка заинтересовало её и немного отвлекло от неуверенности в себе. Аэлита задумывалась о том, что происходит с её высшим образованием. Она пыталась писать научные исследования, но потом внезапно узнавала, что это не научные исследования, а дневник, где записаны её грёзы, точнее, фэнтези. Аэлита посвятила жизнь английскому языку, потому что искала в нём шекспировские страсти, гремящие в каждом английском слове. Теперь она расстраивалась, не зная, как составить структуру из стихийной английской лексики.
Это так важно – сказать новое слово, даже не на одном языке, совершить что-то великое. Но можно творить чудеса только своим очарованием, светлой улыбкой, бесконечными выдумками о чудесах, которые прячутся в каждой обыденной вещи. Аэлита не заметила, что один из мальчиков в её студенческой компании стал задумываться, читая английскую поэзию о любви. Слова поэта складывались для него в облик Аэлиты. Мальчик выбирал литературу по какой-то странной системе, из разных времён и направлений. Причина объяснялась просто: мальчик читал то же самое, что читала Аэлита, а ей нравилось всё, что она брала с книжных полок. Тем временем Аэлита стремилась успеть всё: и в практике, и в исследованиях, и в романтических мечтах.
Мальчику удалось написать стихотворение на английском языке, хотя раньше он не особенно сочинял стихи даже по-русски. Он решился прочитать стихи Аэлите под предлогом, что ему нужна её оценка. Аэлита обратила внимание на некоторые особенности в использовании лексики. Как будто они не сказали ничего больше, но Аэлита наполнилась радостью, не понимая, почему. Многие останавливали взгляд на Аэлите, так расцвела её красота. Она чувствовала, что стихотворение таинственным образом связано с ней. И Аэлита подумала, что это и есть её успех. Победа не всегда появляется в огромном масштабе. Она может умещаться в размеры стихотворения, но стать безграничной радостью.

Изостудия
1.Ариэль
На занятии в изостудии Ариэль любовалась женским портретом, лежащим на столе перед ней. Женское лицо напоминало саму Ариэль. Её расспрашивали, кто написал портрет, сама Ариэль или другой художник?
- Можно считать, что это подарок мне, - уклончиво улыбалась Ариэль.
- Это написано с тебя?
- Да, с моей души.
Нежное и прозрачное лицо смотрело с портрета задумчивым взглядом. Волосы вились кружевом вокруг лица. Должно быть, тот, кто писал портрет, обладал талантом. Ариэль тем временем стала дописывать портрет. Когда она вмешалась в изящество изображения, на неё посмотрели с неприязнью. Эта Ариэль вечно во всё влезает с поправками, ей кажется, что без не никто не знает, как сделать правильно. Вот и сейчас она только испортит картину своей мазнёй. И, вообще, это неделикатно – изменять творение художника, если он уже сказал в нём всё, что хотел сказать.
Ариэль, вроде бы не замечая возмущения окружающих, работала над картиной. Она долго смотрела на портрет и теперь хорошо представляла, где нужны поправки. Тонкие пальцы Ариэль не отличались от нежных мазков краски. Ариэль немного изменила оттенок фона. В лице модели Ариэль чуть-чуть прикоснулась к глазам, и они стали смотреть на зрителей внимательнее. Ариэль немного поработала над улыбкой – улыбка на изображённом лице стала загадочнее. Окончив работу, Ариэль отложила картину в сторону и посмотрела на неё ещё раз. Теперь женское лицо как будто появлялось в воздухе из облаков. Самыми яркими были глаза, раскрывающиеся на нежном лице, как цветы. Если портрет восхищал зрителей и раньше, теперь он как будто отражался в душе каждого. Более внимательные задумывались, точно ли это лицо Ариэль. Всё-таки у Ариэль есть уроки, одноклассники, школьные конкурсы, а лицо на портрете выглядит отрешённым от земных забот, погружённым в мечту.
- И всё-таки, разве можно переделывать произведение художника по своему желанию? – раздаются гневные возгласы. – Наверное, он бы не согласился на это!
- Он согласен, - успокаивающим тоном сказала Ариэль и подумала: «Я согласилась изменить моё произведение».

2.Дочь Рыбака
После школы Дочь Рыбака поступила в сельхозакадемию. Она с радостью знакомилась со студенческой жизнью, узнавала новое. Дочь Рыбака по-прежнему любила и то, что знала в школе, продолжала заниматься в изостудии. Она пыталась понять, насколько её изменил переход из школы в сельхозакадемию. Очарования и жизнерадостности Дочери Рыбака не убавилось, только теперь Дочь Рыбака могла узнавать много интересного на лекциях. Глядя в зеркало, Дочь Рыбака видела, как её длинные волосы завешивают сетью фигуру. Дочь Рыбака походила на Дочь Рыбака из сказки, завёрнутую в сеть – ни в одежде, ни без одежды. Как и раньше, она переносила восхищение собой и миром в рисунки и музыку.
К сожалению, иногда Дочери Рыбака казалось, что она не только находит новое, но и теряет то, что имела раньше. Или это только её страх? Дочь Рыбака и её мальчик закончили школу и поступили в разные места. У них не осталось общих тем для разговора. Студенческая жизнь захватила их новыми событиями. Они хотели обсуждать свежие впечатления. Но ни Дочь Рыбака, ни её мальчик не представляли себе сферу деятельности друг друга. Студенческую жизнь легче обсуждать с однокурсниками, знающих её столько же, сколько не знающих, что происходило в школе у каждого. Дочь Рыбака и её мальчик договорились какое-то время пожить каждый своей жизнью, подождать, когда их отношения переживут кризис. Правда, Дочь Рыбака приглядывалась к симпатичным студентам. Она вполне допускала мысль, что у неё может получиться что-нибудь с кем-то из них. Значит, и её мальчика могут отбить красавицы-студентки, что уж обманываться. Дочь Рыбака любила разговаривать с учительницей из своей школы. Учительница долгое время не была замужем, а после выпуска Дочери Рыбака вышла замуж. Дочь Рыбака заметила, что женщина много говорит о себе и отвечает Дочери Рыбака невпопад. Наверное, брак вытеснил для учительницы школьные дела. И всё-таки радость от поступления преобладала в настроении Дочери Рыбака. Она надеялась, что все непонятки скоро исчезнут. Дочь Рыбака рисовала светлые, счастливые сюжеты, сидя в изостудии, подпевая радио: «Напитки покрепче, слова покороче…»
Один раз, возвращаясь вечером домой, Дочь Рыбака попала под дождь. Она забежала в магазин по дороге. Это оказался магазин детских товаров. Дочь Рыбака с интересом рассматривала комбинезоны для колясочных детей и погремушки. За этим занятием Дочь Рыбака переждала дождь. Но она не могла предположить, чем закончится этот случай. Дочь Рыбака дружила с ребятами из школы. Часть из них общалась и в вузах, поступив в одно и то же место. Друзья переписывались Вконтакте. Дочь Рыбака заметила, что она стала вызывать какой-то странный интерес. Её вдруг начали спрашивать, хорошо ли она себя чувствует и что собирается делать дальше. Дочь Рыбака не понимала смысла вопросов. Наконец её спросили напрямую, от кого она ждёт ребёнка. Кто-то видел её, рассматривающую детские товары. Эта новость облетела знакомых и полузнакомых Дочери Рыбака, обрастая подробностями.
Дочь Рыбака пришла в ужас, узнав о том, что о ней насочиняли. Она обходила всех, с кем общалась, и уверяла, что она ещё не решилась стать мамой. Но этому верили не все, причём о Дочери Рыбака сплетничали и те, с кем она не общалась. Одни думали, есть ей восемнадцать или нет. Другие утверждали, что Дочери Рыбака есть восемнадцать, и, значит, она спокойно может родить. Третьи возражали, что сейчас восемнадцать лет ничего не дают, ведь в этом возрасте нет ни образования, ни работы, а у ребёнка Дочери Рыбака даже нет отца. Тут начинались предположения, кто может быть отцом. В отчаянии Дочь Рыбака позвонила учительнице, не знавшей об этой ситуации, ведь учительница переживала медовый месяц.
- Дочь Рыбака, извини, но к нам пришли брат мужа и его жена, - сказала учительница. – Давай уж позвонишь потом, ладно?
- Ничего, всё в порядке.
Дочь Рыбака постаралась говорить весело, хотя в такой момент отказ учительницы расстроил её ещё больше. Конечно, потом она не перезвонила.
Огорчившись из-за недоверия знакомых, Дочь Рыбака поссорилась с ними. Она заявляла, что не будет поддерживать отношения с теми, кто верит в идиотские сказки о ней. В школе Ариэль старалась объяснить тем, кого знала, насколько глупо звучат рассказы про Дочь Рыбака. У Дочери Рыбака возникло опасение, что ей нужно ходить с табличкой: «Я не беременна». Неожиданно к ней пришёл её мальчик.
- Дочь Рыбака, прости, что я не участвовал в твоей жизни столько времени, - сказал он. – Выходи за меня замуж, мне всё равно, что происходило, пока мы не встречались.
- И ты туда же? – вздохнула Дочь Рыбака. – Сколько можно объяснять: я не беременна!
- Нет, не надо считать, что это твоя вина! Я признаю своим этого ребёнка.
Дочь Рыбака тихо застонала, обхватив голову руками.

Ледяная Дева
Ледяная Дева, студентка филологического факультета, писала книгу о среднестатистической девушке. Такая девушка получает высшее образование, пытается заработать, мечтает о любви. Она может сталкиваться с неудачами, но ей приходится и дальше делать свои мечты реальностью. Образ главной героини Ледяная Дева составляла, приглядываясь к однокурсницам. В школе, где она проходила практику, наблюдала и за мечтами девочек-подростков – они не так уж далеки от студенческого возраста, как кажется, их мечты тоже представляют интерес.
Из достоинств, недостатков, стремлений, привычек и особенностей создался облик среднестатистической современной девушки. Она носит джинсы, иногда платья, иногда джинсовые платья. Читает сказку про Золушку, журнал «Elle girl», слушает песню «Я иду, иду, иду теперь сама по себе». Учится очно, заочно, продаёт всё, что угодно, тут можно перечислять бесконечно. Влюбляется в немолодых мужчин, в ровесников, в мальчиков моложе себя, выходит замуж, не выходит замуж, оформляет развод, не оформляет развод. Рожает одного ребёнка, двух, у них есть отец, нет отца, дети носят разнообразные отчества и фамилии. Уходит в декрет, в академический отпуск, затянувшийся на неопределённый срок, продолжила учёбу, не уходила в академический отпуск. Декрет, кризис, безработица, неизвестно, где достать денег, родители уже не в состоянии содержать детей, там уже давно распались все семьи… Образ типичной девочки получился ярким, достоверным, хватающим за душу. Оставалось подобрать ей имя. Такая судьба могла бы сложиться у какой угодно реальной девушки с любым именем. Подумав, Ледяная Дева дала героине своё полное имя - Ледяная Дева. Книгу издали, теперь её могли читать любители литературы.
Вскоре после выхода книги знакомые стали задавать Ледяной Деве странные вопросы.
- А это правда, что вы бросили учёбу, потому что стали ухаживать за больным родственником?
- Я не бросала учёбу, и мои родственники здоровы, - удивлялась Ледяная Дева, но те, кто спрашивал, не успокаивались:
- Как же вы восстановитесь в университете, сейчас с этим делается непонятно что!
Или такой диалог.
- А это правда, что вы украли шоколадку в супермаркете и вас поймал охранник, но не стал докладывать о вас начальству, потому что влюбился в вас с первого взгляда?
- Я пока ещё не дошла до кражи шоколадок, да и не думаю о любви, занимаюсь только филологией.
- Да что тут стесняться, любовь всей жизни можно найти где угодно!
Ледяную Деву заинтересовало, почему она стала слышать столько дурацких вопросов. Несколько человек объяснили ей, что она сама написала всё это о своей жизни.
- Я? Когда я такое написала?
- В той книге, которая вышла недавно.
- В книге… - Ледяная Дева начала понимать. – Но там описана жизнь вымышленной героини, правда, соединяющей в себе черты многих современных девушек.
- Эту героиню зовут так же, как и вас.
- Да, правильно.
- И речь идёт от первого лица.
- Тоже верно.
- Если её зовут Ледяной Девой и она рассказывает от первого лица, значит, эта героиня – вы, и вы рассказали о вашей жизни.
- Это выдуманная история о выдуманной героине, - пыталась объяснить Ледяная Дева.
- Но эту героиню зовут Ледяной Девой.
- Да.
- И она рассказывает от первого лица.
- Так и есть.
- Значит, это вы.
Разговор шёл по кругу.
Про Ледяную Деву часто говорили, что она не похожа на девушек своего поколения – очень нежная, задумчивая, влюблённая в старомодную романтику. Как будто она пришла из других веков. Светлая, хрупкая, с длинными белокурыми волосами и грустными светло-голубыми глазами, как будто прозрачными, она казалась Ледяной Девой, а не реальным человеком. С неё не получилось бы списать убедительный образ типично современной девушки, каких много. Но если имя героини совпадает с именем автора книги и речь идёт от первого лица, как объяснить, что героиня и автор – не одно и то же?

Конференция
1.Русалка
Перед конференцией Русалка сходила в столовую. Пока ты голодный, ты всё-таки не можешь полностью оценить магию литературы, с этим не поспоришь. Русалка заодно купила пирожки, чтобы съесть их дома. Готовясь к конференции, она вставала к плите ещё с меньшей охотой, чем всегда. Русалка вспоминала пейзажи, написанные её сестрой. Это настраивало на романтичное состояние. Красота природы, увиденная человеческими глазами, открылась благодаря живописи для всех, кто смотрел на картины. Русалка показывала пейзажи ученикам, которые писали сочинения по картинам. Сочинения разворачивались от систематического описания того, что изображено, до самых светлых грёз, вызванных живописью в душе. Саму Русалку картины, особенно написанные сестрой, вдохновляли на слова – слова восхищения, откровения, радости. Но в последнее время отношения слов и изображений вызывали у Русалки новые мысли, отнимающие у неё покой, зовущие к чему-то новому.
- Мою профессию, учителя русского языка и литературы, когда-то называли «русалкой», - рассказывала Русалка. – По ходу работы я вижу девочек, влюблённых в слова и желающих связать своё дело со словами, разговариваю с ними, узнаю секреты их кухни. Почему-то всё ещё остаётся открытым вопрос: может ли женщина писать? Способен ли женский мозг принять мудрость, заключённую в словах? Удивительно, что никакой другой вид творчества, он же вид профессии, не считается таким далёким и трудным для прекрасного пола. Женщина-художник никому не кажется странной, выступающей не в своей роли. Это чисто женская функция – воспроизводить красоту визуально, создавать столько удовольствия для зрения, что уже не обязательно создавать много удовольствия и занятия для разума. Достаточно вспомнить искусство вышивания. Женщине даётся право создавать искусство, восприятие которого происходит через зрение. А что происходит с искусством, для диалога с которым нужно мышление? Способна ли женщина или девушка работать со словами? Когда женщина складывать песню при помощи слов и музыки, это может произвести приятное впечатление. Песню представляют себе как выплеск эмоций, радостных или грустных. Женщина может соединять слова и музыку, тогда она повторит пример Марии Французской. В актёрской игре женщина создаёт волшебство, соединяя слова с мимикой, жестами, интонацией. Слова, красивые сами по себе (или даже некрасивые) приобретают дополнительное очарование благодаря голосу женщины и её внешнему облику. Изучая иностранный язык, женщина представляет по словам жизнь другого географического и культурного пространства. Слова чужого языка – не просто средство общения, это ключи к тайне. Итак, можно сделать вывод, что женщине ни сейчас, ни в давние времена не запрещалось заниматься словами, держащимися рука об руку с каким-то другим искусством – музыкой, актёрской игрой, культурологией. Но почему часто становится долгим и трудным путь женщины навстречу словам в их первозданном виде? Можно сделать магией слова собственного языка, их звуки сами по себе станут музыкой, их значение само по себе создаст видимый образ. Неужели женский разум не вынесет слов в их естественном состоянии, без добавления какого-то другого вида деятельности, точно так же, как трудно вынести вкус неразбавленного вина? Я знаю, что в нашей школе есть девочки, пишущие прозу, стихи, эссе. Возможно, иногда они стесняются показать это старшему поколению, боятся услышать ответ, что это плохие сочинения с точки зрения идеала. Но если я талантлива в филологии так, как мне это говорят, я получила талант не для того, чтобы перекрывать дорогу другим, тем более тем, для кого эта дорога только началась. Сочинения, «плохие» по технике, могут содержать в себе вдохновение, способное спасти чью-то жизнь. Кто знает, в каком из «плохих сочинений» мы прочитаем что-то важное? Надо не выплеснуть это важное вместе с водой. Это говорит человек, который всегда пишет «плохие сочинения» с точки зрения идеала.
Русалка не просто так завела этот разговор. Написанная ею история всё ещё не имела сколько-нибудь ясного продолжения. В «плохих сочинениях» девочек Русалка надеялась найти ответ – останется ли учительница ценным человеком для ученицы? Возможно, где-то в наивных набросках появится разгадка, которая станет судьбой. Плохой или хорошей, но реальной судьбой.

2.Психея
Всей бессонницей я тебя люблю,
Всей бессонницей я тебе внемлю…
М. Цветаева, «Стихи к Блоку»
Одиннадцатиклассница Психея создавала собственный мир из фантазий, рождавшихся в ней постоянно. Фантазии возникали, в свою очередь, из стихов и песен, услышанных Психеей или придуманных ею самой. Стихи Психеи, по мнению иных педантичных людей – плохие. Очень плохие. Ужасные. Но что делать, если они появляются? Обычно стихотворением называются зарифмованные строчки, но Психея называла так гармонию в душе, радость от того, что ты создаёшь сам и что создаётся помимо тебя. Ещё Психея мечтала стать врачом.
Впечатления от жизни и искусства проникали в хрупкую Психею, как пронизывающий ветер. Ветер вдохновения нёс её по жизни, хотя ещё неизвестно, кто играл главную роль в этом союзе – вдохновение или Психея. Постепенно она научилась удерживать ветер эмоций в тонких руках и создавать с его помощью свою поэзию. Ветер, полёт и поэзия могли появиться, например, когда Психея услышала по телевизору авторскую песню Нателлы Болтянской. В душе Психеи эхом раздавались вдохновенные строки: «Самый яркий путь в бессмертье – это аутодафе!» Волнующее, яркое и не очень понятное слово «аутодафе» создавало драматичное, но при этом энергичное настроение. Стихотворение-песня разгоралось полыхающим костром, протягивающимся во все стороны и направления. Психея хотела сама броситься к гитаре и перебирать струны. Неважно, какой получится музыка в результате. Важно, что музыка звучит здесь и сейчас.
Психея любила читать цикл Марины Цветаевой «Комедьянт». Любила за его двойственность, потому что голоса женщины-поэта, написавшей стихи, и комедьянта, благодаря которому появился цикл, то разъединялись, то сливались. Можно попробовать разговаривать и тем, и другим голосом. Психея становилась то актёром – объектом поклонения, то женщиной-поэтом – движущей силой цикла. Тут недалеко и до идеи эмансипации, иногда критически думала Психея. Более привычна ситуация, когда поэт посвящает актрисе романтичные признания. Мужчине принадлежит слово из глубины души, женщине – внешний блеск, а в цикле «Комедьянт» всё повернулось наоборот. Но и такая перемена не стала окончательной. Читая стихи «Вы столь забывчивы, сколь незабвенны» или «Ваш нежный рот – сплошное целованье», Психея видела, что говорящий и слушающий постоянно меняются местами «наоборот». Нельзя определить точно, кто кому признаётся в любви – поэзия театру или театр поэзии. «Комедьянт» напоминал сцену, заставленную причудливыми вещами. В таком пространстве надо осторожно двигаться и прикасаться к чему-либо. Всё, что находится на сцене, выполняет не ту функцию, которую должен выполнять реальный предмет. Когда прикоснёшься к бутафории, возможно, она превратится в птицу и улетит. Реальные вещи хранят в себе противоположный смысл.
Те, кто знал Психею, заметили, как она зачитывается поэзией Цветаевой. Иногда её спрашивали, откуда появился такой интерес.
- Психея, ты в последнее время столько читаешь Цветаеву, - заметила одноклассница Евангелина.
- Да, это интересно.
- А почему ты выбрала именно её? – любопытствовала Евангелина. – Где-нибудь услышала о Цветаевой? От кого?
- Не суть важно, - сдержанно улыбалась Психея.
И действительно, стоит ли называть имя реального человека, заговорившего о Цветаевой при Психее и подчеркнувшего то, что заинтересовало Психею в женщине-поэте? Если уж люди так добиваются ясного ответа, можно считать, что поэзию Цветаевой для Психеи открыла Психея. Психея существует в каждой поэзии, вдохновении, счастье. Психея мечтает о том, чтобы обладать тем же, чем обладает Психея. Стихи и мечты Психеи так искренни, но при этом нежные и хрупкие. Они живут только в самой Психее, им удобно в её изяществе. Психея способна уравнять мечты с огромным миром, чтобы их хватило каждому, кто ищет гармонию. Если кто-то вдохнул свет жизни в слабые фантазии, кто может не пойти за ним?
Психея заметила, что из стихотворений Цветаевой очень полюбила «Бессонницу». «Бессонница» чем-то напоминала Психею – такая же стихийная, имеющая власть над всеми без исключения. Но настоящий поэт не боится бессонницы, ведь она и появилась благодаря Психее. Это знак отличия того, к кому пришло вдохновение. Оставаясь одна, Психея подолгу повторяла вслух строчки из «Бессонницы». Часто она останавливалась на одних и тех же словах.
- То-то же – по ночам – не молись – идолам! Я твою тайну выдала – идолопоклонница!
Чтение иногда переходило в слёзы. Просто это ещё одно слияние с Психеей. Иногда Психея входит в наши мечты как праздник, иногда – как боль. Мы готовимся принять её в любой момент, каким бы опытом мы ни обладали.
Ансамбль выступил на фестивале «Зори отечества». Психея пела вместе с другими бардовские песни.
- Нет дороги окончанья,
Есть зато её итог,
Дороги трудны, но хуже без дорог.
Фестиваль подарил Психее хорошее настроение. Но это мероприятие и этот день стали для неё и чем-то большим. Музыка и песни воплотились в мечту Психеи. Она стала больше затемнённого зала, в котором происходило действо. Душа Психеи вместила в себя людей, которые слушали Психею, зал, потом душа распространилась на огромный мир. Мечта Психеи стала её молитвой. Психея любила песни, которые пела сегодня, но её чувства преодолевали все песни, какие есть. Ещё не придумано таких слов, в которых Психея выскажет своё восхищение. Она слышит, как звучит её голос, но не может уловить слов. Все слова бессмысленны для передачи мечты. Мелодия голоса легче рассказывает о восторге в душе, хотя значение звука приходится разгадывать.
Кто-то служит мечте посредством авторской песни. Кто-то пишет стихи, посвящённые мечте. Кто-то рисует мечту. Восхищение мечтой можно выразить в сценической игре. Рассказы о мечте звучат на разных языках искусства. Но, каким бы талантом ни обладала каждая из нас, талант появляется и становится сильным благодаря мечте. Сначала мечта скрыта от того, кто ей служит. Он чувствует, что где-то есть то, что даст ему гармонию и пытается найти мечту наугад. Мечта скрыта за высокими стенами и закутана в неизвестность. Она похожа на мумию. Её красоту не могут видеть случайные люди. Но кто-то всё больше загорается от мыслей о мечте. Его поиски становятся всё увереннее. Тот, кто хочет служить мечте, узнаёт приметы, по которым можно найти путь к ней. Он достигает цели пути и освобождает мечту от её одиночества. Мечта раскрывает крылья. Она превращается в ангела, разговаривающего с тем, кто ей служит. Диалог души и ангела звучит только для них. Ангел очищает душу и раскрывает перед ней чудеса. Но со временем идиллическое счастье для двоих становится тесным. Для любви мечты и того, кто ей служит, нужны новые просторы и вершины. Тот, кто влюблён в мечту, создаёт своё искусство ради неё. Во всём, что он делает, живёт его мечта. Взгляд её глаз отражается в искусстве. Мечта, отражённая во многих зеркалах творчества, становится божеством. Тот, кто ей служит, создаёт всё, что может подчеркнуть красоту божества. Мечта, которой возносятся молитвы, может появляться на земле в разных телах реальных людей. Физические воплощения красивы каждое по-своему, но все они объединены тем, что хранят в себе мечту. Тех, кто служит мечте, может быть много, но все они тоже являются воплощением мечты в разных оболочках. Поэтому не стоит ревновать одних к другим и выяснять, к кому в данный момент обращена молитва. Каждый диалог с искусством – служение божеству. В каждой физической оболочке соединяется и божество, и тот, кто ему служит. Служение мечте продолжается бесконечно.
Голос Психеи затих. Но для тех, кто её слушал, голос продолжал звучать в сознании. Каждый, услышавший голос, наполнял его словами, понятными и близкими именно ему, и обращал сложившуюся речь к божеству, которому поклонялся.

3.Евангелина
- Здравствуйте, - сказала Евангелина, выходя читать доклад.
- Первый, кто поздоровался, - заметила её одноклассница Психея.
Глядя на Евангелину, люди наполнялись одновременно радостью и уверенностью, что всё будет хорошо. Евангелина всегда обладала оптимизмом. Сейчас она просто расцвела, потому что для радости появился повод. Евангелина встретила человека, о котором думала часто и подолгу. В такое время она светло улыбалась. Те, кто знал Евангелину, думали, что она достойна счастья, о котором мечтала уже давно.
Евангелина стала внимательнее вчитываться в литературные сюжеты. Она пыталась найти в каком-нибудь из них сходство со своей любовью, воплощённое в образе с именем и биографией. Примерно в то же самое время у Психеи начался любовный роман с Цветаевой. Как бы по-разному ни складывались истории девочек, всё же обе они узнали любовь. Психея помогла Евангелине, найдя ей двойника в поэзии Цветаевой. По словам Психеи, Евангелинина любовь напоминала Еву. Евангелина познакомилась с образом Евы и почувствовала, что он отражает её полностью. Теперь Евангелина знала, какая роль в любви ей предназначена.
Евангелина заново проживала миф о Еве, сотворяла с чистого листа мир своей любви. Ева – любящая женщина, мечтающая доставить радость тому, кого любит. Сейчас образ Евы содержит меньше материального, он соединился с легендой, стал больше фантазией, чем жизнью. Евангелина вернула Еву в жизнь, поделившись с ней плотью и кровью. Тело женщины расцветает и созревает, как плоды яблони. Любовь тела становится сокровищем, о котором мечтают, к которому стремятся. Любовь – запретный плод, влюблённые мечтают сорвать его. Прекрасно тело Евангелины, её большие тёмно-карие глаза, густые тёмно-русые волосы до плеч. Ева олицетворяет землю, из которой поднимается жизнь. Дерево растёт из земли, держится корнями за почву, а ветвями – за небо. Такой же стала Евангелина благодаря любви. Она берёт энергию у земли и неба, реальности и мечты. Без реальности любовь уязвима, но без мечты она не имеет смысла.
На конференции Евангелина вместе со всеми ищет возможность продолжить историю, у которой есть только начало. Для того, чтобы найти ответ, Евангелина вспоминает, как у неё самой зародилась мечта о занятии медициной. Мечта жила глубоко внутри Евангелины, и какое-то время Евангелина была единственной, кто общался с мечтой. Потом Евангелина прочитала роман «Доктор Живаго». Там она увидела собственную мечту, но ставшую реальностью и приумноженную. Евангелина поверила, что у неё всё получится. Теперь она открыто говорила о том, что будет делать дальше. Это вызывало уважение: значит, у Евангелины есть цель, предпочтения и планы. Книга помогла Евангелине поверить в себя. Для кого-то проводником к мечте становится другой человек. Если кто-то вдохнул свет жизни в слабые фантазии, кто может не пойти за ним?
Мечты Евангелины о профессии и любви сливались и становились запретным, но таким зовущим плодом. Всё, что влечёт к себе, сначала находится далеко от нас. Потом мы приближаемся к цели. Только в нашем сознании остаётся препятствие, удерживающее от соединения с мечтой. Преодоление препятствия внутри нас – самое важное на пути к мечте.

4.Анюта
К одиннадцатому классу Анюта научилась погружаться в мечты так глубоко, что до мира фантазий не доходили отголоски реального мира. Не то чтобы Анюта на кого-то обижалась. Но иногда необходимо пообщаться только с собой. Анюта вспоминала, откуда она узнала всё, что несёт в душе, и обдумывала, кому и что она расскажет и откроет. В её мечтах хранились сказки, получившиеся из чьих-то биографий, и цвета радужного спектра, которыми Анюта раскрашивала мир. Анюта наводила порядок в своей мастерской и возвращалась к людям. Иногда она впускала кого-нибудь в лично-творческое пространство, например, подругу Вию. Те, кто видел искусство Анюты, неизменно думали, что не смогли бы создать того же самого из скопления непонятных чувств, мыслей и ассоциаций, собранных Анютой за долгое время.
На этой конференции Анюта рассказывала о поэзии Ахматовой, дающей Анюте вдохновение. Поэзия не осталась для Анюты только поэзией. Стихи в сознании Анюты превратились в картины, изображающие настроение автора. Как это бывает: когда прочитаешь стихотворение и видишь картинку, предметы, возникающие один за другим. Автор тоже изменялся во время чтения стихов Анютой. Женщина-поэт, величественная и страстная, уменьшалась до хрупкости очаровательной девочки. Создатель поэзии перемешался с читателем. Получившееся сочетание трансформировалось в образ, уже совсем близкий читателю. Но женщина-поэт останется выше обид, надо верить в это. Именно потому, что творчество Ахматовой находит поклонников, у каждого из них появляется своя Анна Ахматова. Сейчас Анюта показывала картины, написанные под впечатлением от стихов Ахматовой. Героиня картин, тоненькая, печальная, юная, напоминала душу женщины-поэта, освобождённую от роскошных атрибутов. И, конечно же, саму Анюту – стеснительную и трогательную.
«Как светло здесь и как бесприютно». Героиня стоит на белой заснеженной улице. Улица похожа на замёрзшую реку. Зимой стихии воды и земли приобретают единый облик. Сама героиня, одетая в чёрное, напоминает облетевшее дерево. Но облетевшие деревья печальны, они дрожат на холодном воздухе. В героине остаётся энергия, несмотря на всё, что с ней происходит в человеческом мире. Она не трепещет на ветру, а разворачивается в свободном полёте. Чёрная стройная фигура превращается в птицу.
«Знаешь, я читала, что бессмертны души». Героиня в библиотеке. Она заблудилась среди книжных лабиринтов. Слова, появляющиеся в её душе, летают по воздуху, проникают в книги и знакомятся с другими словами. Когда героиня устаёт ходить по коридорам, она останавливается и читает книги. Иногда она проводит пальцами по страницам и некоторые строчки меняются. Героиня наделена властью над книгами и книжными судьбами.
«Я улыбаться перестала». Героиня смотрит в окно. Сквозь мутноватое стекло видна пустота. Точнее, это однообразный белый пейзаж, где нет людей. Вид из окна кажется неизменным и одинаковым. Героиня пытается сделать пейзаж новым, вызывающим радость. Она раскрашивает окно в разные цвета, рисует деревья, цветы, птиц, более или менее похожих на настоящие. Лицо героини отражается в стекле. Она раскрашивает своё отражение, среди растительности возникает портрет героини. Какое-то время она улыбается, глядя на полученный результат. Краски кажутся реальным миром. Но когда героиня открывает окно, чтобы приблизиться к волшебному видению, становится понятно, что за окном только снег и воздух. Героиня снова печальна.
«Он мне сказал: «”Не жаль, что ваше тело растает в марте…”» Героиня смотрит в небо. Она ждёт тёплого воздуха, как корабля, который заберёт её с необитаемого острова. Если она растает и сольётся с воздухом, это ещё одно её лицо и ещё одна ипостась её искусства. Стихи героини окрыляют её.
Анюта думала, что, если она верит в себя и умеет что-то делать, в этом ей помогла поэзия Ахматовой. Голос, собравший слова в стихотворения, стал лицом, принадлежащим не только поэту, но и Анюте. Это вдохновило Анюту на диалог с людьми. Теперь её мысли жили не только в глубине души Анюты. Если кто-то вдохнул свет жизни в слабые фантазии, кто может не пойти за ним?
Вия, сидя за партой, с интересом разглядывала картины подруги. Анюта и раньше казалась Вие человеком, имеющим собственное пространство. А сейчас Анюта стала связующим звеном человеческого мира с ахматовской поэзией. Отражают друг друга даже сочетание имён: Анна Ахматова - Анюта. Сегодняшнее выступление Анюты на конференции создало творческий дуэт.

5.Вия
Вия пошла в секцию литературы за компанию с Анютой. Сама Вия не писала доклад, но хотела и порадоваться за подругу, и послушать интересные сообщения. Внимательный взгляд со стороны очень важен для тех, кто представляет свою работу. Хороший слушатель и поддержит читающих одобрением, и направит идею доклада в дальнейшее русло. Вия знала и любила литературу, но в последнее время записанные истории чужих взаимоотношений не занимали её надолго. Вия влюбилась в реальной жизни. То, что произошло с ней, не случалось никогда и ни с кем. В книгах не получалось найти даже слабого отражения чуда, которое Вия несла в сердце. Можно было бы собирать детали из разных сюжетов о любви: взгляд, пожатие руки, любовное письмо (или эсэмэска), чувство, когда забываешь о времени… Но всё это происходило с Вией здесь и сейчас.
Вия немного отвлеклась от счастья любви и снова обратилась к литературе. Это был их с Анютой мир, всегда их принимающий. Литература, как и творчество вообще, может открыть человеку сокровища. И сам человек тоже способен создать сокровища. Вия подумала, что ей нужно ввести в мир творчества и любимого человека. Всё же любовь станет ещё прекраснее от знакомства с искусством. И, возможно, создаст что-то своё, ни на что не похожее, проживающее дебют в искусстве.
Во время конференции, после выступления Анюты, Вия спросила:
- Анюта, а ты не изображала Ахматову такой, какой она выглядит, когда её сравнивают с русалкой?
- Для меня Ахматова – такая, как здесь, - ответила Анюта.
Да, Анюта увидела Ахматову в интерьере городского дома, на улице с правильной архитектурой. Женщина-поэт встречалась и со стихией, а именно – с воздухом, несущим на широких крыльях как женщину, так и улицу. Стихия женщины-поэта, увиденная Вией – вода. Русалка свободно плывёт по воде, не требующей твёрдой поступи и прочного самостояния. У русалки нет роскошных платьев, потому что она обладает длинными волосами и чешуёй. Вода становится тканью, в которую закутывается русалка. Капли воды сверкают на волосах и руках русалки, как бриллианты. Благодаря интересу девочек участники конференции вызвали в памяти самые романтичные образы женщины-поэта. Но творец является перед публикой во многих образах, и кому-то ещё предстоит воплотить это в изображении. Если кто-то вдохнул свет жизни в слабые фантазии, кто может не пойти за ним?
Вия подумала, что самое время попросить у возлюбленного, чтобы он посвятил ей стихи. Надо покапризничать и вдохновить его на поэзию. Вия станет Музой, чтобы кто-то стал поэтом. Конечно, Вия умеет быть и Музой, и поэтом, но не может же она всё делать на разрыв…

Районная конференция
1.Серьёзная Кудряшка
Районная конференция в школе стала важным этапом в жизни Серьёзной Кудряшки. Серьёзная Кудряшка выступала в секции литературы с докладом о Петербурге в произведениях Достоевского. Кажется, что отведённое время с трудом вмещает результат подробного изучения, а нужно ещё следить за слайдами. Сейчас появились пожелания к докладу, чтобы он сопровождался презентацией. Серьёзная Кудряшка пришла на конференцию с радостным волнением. Но в то же время её не оставляло тревожное чувство.
Очаровательная Серьёзная Кудряшка, девочка с вьющимися русыми волосами, вызывала прилив нежности у тех, кто её встречал. Серьёзная Кудряшка казалась ожившей грёзой. Рядом с ней хотелось вспоминать о сказках, о творчестве, а не о том, что в магазинах всё подорожало. Сама Серьёзная Кудряшка любила читать и сравнивала прочитанное с жизнью своей семьи, одноклассников, знакомых. Когда Серьёзная Кудряшка открывала человеку его сходство с литературным образом, сначала ей не верили. Людям казалось, что Серьёзная Кудряшка из доброты утешает их. Но, вчитавшись в книги, которые вспоминала Серьёзная Кудряшка, её знакомые видели свою ситуацию и её разрешение. Книги становились частью жизни, надо только научиться смотреть на них с нужной стороны. Но сейчас романтичная Серьёзная Кудряшка стала задумываться, что в её интересах могло бы появиться что-то новое. Обычно она рассматривала литературу как волшебство, создающее мечту. Серьёзная Кудряшка узнавала, что литература может быть объектом изучения. Если изучить по частям одно произведение, можно понять его закономерности. А если изучить по частям многие произведения, можно понять закономерности литературного направления. А вот когда изучишь все закономерности… Что произойдёт дальше, Серьёзная Кудряшка пока не представляла. Но ей открывалось большое поле деятельности, её поиски только начинались.
Не все врождённые качества Серьёзной Кудряшки могли пригодиться в исследованиях. Серьёзной Кудряшке пришлось пересмотреть особенности характера, развивать в себе рационализм и сдерживать мечтательность. Грёзы заменились планами, восторженность – скептицизмом, фантазия – здравомыслием. Теперь с Серьёзной Кудряшкой стало интересно разговаривать, потому что она знала много фактов о литературе. С другой стороны, Серьёзная Кудряшка рассказывала это как отвлечённую информацию. За словами и понятиями не стояло человеческих печалей и радостей. То, о чём говорила Серьёзная Кудряшка, не оживало. Литература стала для неё кумиром, а не отражением жизни. Непонятно, сколько она приобрела и сколько потеряла.
Двигаясь в исследовании дальше согласно чётко продуманному плану, Серьёзная Кудряшка достигла высот в познании. Она выступила на школьной конференции, а теперь – на районной. Весёлая Кудряшка, сестра-близнец Серьёзной Кудряшки, сидела среди слушателей. Когда Серьёзная Кудряшка вышла читать доклад, презентация появилась не сразу. Серьёзная Кудряшка немного волновалась, но наконец изображения видов Петербурга появились на экране. Во время выступления Серьёзная Кудряшка нашла глазами Весёлую Кудряшку, с улыбкой смотрящую на сестру. И Серьёзной Кудряшке показалось, что она смотрит в зеркало. Напротив Серьёзная Кудряшка увидела девочку, как две капли воды похожую на себя. Девочка смотрела на мир с любопытством, фантазии били в ней через край, она готова была раздарить их всем, кто рядом. А какой теперь стала Серьёзная Кудряшка? Ответственным и собранным человеком, но уже не верящим безоговорочно в сказки. Из её жизни ушли неожиданные радости. Она и сейчас привлекает внимание безукоризненными манерами и интеллектом. Но это только маска, закрывающая нежность Серьёзной Кудряшки. Весёлая Кудряшка помогла Серьёзной Кудряшке вспомнить настоящий облик. В сестре Серьёзная Кудряшка увидела себя настоящую, от которой отказалась. Серьёзная Кудряшка очень захотела вернуть свою сущность. Если кто-то вдохнул свет жизни в слабые фантазии, кто может не пойти за ним?
После конференции Серьёзная Кудряшка перечитывала Достоевского. Она постаралась отвлечься от специальных знаний и читать книги просто как в первый раз. В сознании Серьёзной Кудряшки появлялись видения, связь которых с книжными сюжетами не увидел бы неискушённый человек. Но Серьёзная Кудряшка знала, что её фантазии посвящены одному и тому же – вдохновению. Поэтому они сплетались в единое кружево.

2. Весёлая Кудряшка
Весёлая Кудряшка пришла на районную конференцию в школе, чтобы поддержать Серьёзную Кудряшку, сестру-близнеца. Сама Весёлая Кудряшка мало интересовалась исследованиями, особенно в последнее время. Но войти в группу поддержки – святое дело. «Серьёзная Кудряшка – чемпион», можно ещё замотаться в шарфик. Весёлая Кудряшка засмеялась. Даже на конференции она нашла повод посмеяться.
Не так давно Весёлая Кудряшка почувствовала, что она как будто делится надвое. Хотелось всего и сразу. Она знала себя как хрупкое существо, замечающее хорошие стороны в людях и ситуациях. Конечно, это взгляд сквозь розовые очки. Но Весёлая Кудряшка продолжала украшать фантазией всё, что попадалось ей на пути. Впечатления для фантазии Весёлая Кудряшка брала и из книг, и не из книг. Например, смотрела на небо и придумывала, что облака – тоже думающие существа со своим мировоззрением, со своей культурой (и литературой тоже). Весёлая Кудряшка придавала облакам сходство с людьми, а людям – сходство с облаками. Постепенно вымысел и реальность смешивались. Для творческого восприятия хватало только восторженного взгляда, обращения к себе самой, и дальше можно только следить за калейдоскопом впечатлений. Но Весёлая Кудряшка чувствовала, что кроме трогательных грёз, рождающихся в душе, есть другая жизнь – реальная, знакомая всем людям её поколения. Когда людей объединяют общие жизненные условия, индивидуальность становится рудиментом. Весёлая Кудряшка стала искать возможность проводить как можно больше времени со своим поколением. Она слушала музыку, которую слушали все, ходила развлекаться туда же, куда и все, разговаривала так, как все… Даже подумала о том, что нужно завести мальчика, потому что все люди её возраста заговаривали про любовные отношения.
Весёлая Кудряшка сама не заметила, как стала другой. Её природные черты не походили на общие признаки поколения Весёлой Кудряшки. Попадая в компании подростков, Весёлая Кудряшка переходила с личного языка на понятный всем. Весёлая Кудряшка маскировала доверчивость насмешливостью, скромность – развязностью, наивность – взбалмошностью. Взамен за весело проведённое время приходилось чем-то жертвовать. На жизнерадостную Весёлую Кудряшку никто не мог обидеться всерьёз. И всё-таки знакомые видели, что она стала не такой, какой её привыкли воспринимать. Раньше Весёлая Кудряшка смотрела с восхищением на всех и всё. Теперь она везде выявляла недостатки и не упускала случая подколоть. Иногда Весёлой Кудряшке самой не нравилось, что она взрывается по поводу и без повода. Но, когда Весёлую Кудряшку «заносило», она уже не могла остановиться.
Весёлая Кудряшка сопровождала Серьёзную Кудряшку на конференции, хотя большинство её друзей считало, что уроки литературы могут продолжать добровольно только неудачники. Но Весёлая Кудряшка решила хотя бы сейчас сделать то, что на самом деле хочет. Если уж честно, она часто не хотела туда же, куда и все, просто демонстрировала независимость от старшего поколения и попадала в зависимость от своего. Весёлая Кудряшка любовалась Серьёзной Кудряшкой, стоящей у доски. И внезапно Весёлая Кудряшка увидела в Серьёзной Кудряшке себя, с такими же волнистыми русыми волосами. Такой Весёлая Кудряшка была всегда – нежной, лёгкой, верящей в мечту. Для встречи с мечтой Весёлая Кудряшка не боялась отойти от людей, чтобы потом показать найденную мечту им же. Сейчас Весёлая Кудряшка так торопится успеть за модными тенденциями, что ей некогда приглядеться к своим мыслям. Поэтому мысли Весёлой Кудряшки спутались в огромный клубок. Весёлая Кудряшка нахмурилась, пытаясь отогнать воспоминания о творческом уединении. Но очарование Серьёзной Кудряшки показало Весёлой Кудряшке, какой является Весёлая Кудряшка на самом деле. Весёлая Кудряшка соскучилась без себя истинной, доброй и светлой, хотя немного и не от мира сего. О собственной сущности Весёлая Кудряшка вспомнила благодаря Серьёзной Кудряшке. Если кто-то вдохнул свет жизни в слабые фантазии, кто может не пойти за ним?
Придя домой, Весёлая Кудряшка включила легкомысленные песенки. Но громкие голоса исполнителей уже не отвлекали Весёлую Кудряшку от сотворения сказок, истин и космоса у себя в душе. Чудеса Весёлой Кудряшки создавались независимо от неё. Она смотрела на возникающее волшебство сначала с насмешкой, но потом – со всё нарастающим восхищением.


Рецензии