Прогон 5 часть

5 часть
Эльфа
Фантаст отражается во всех персонажах сочинённых им фэнтези. Эльфа не являлась исключением. Но больше всех сказочных существ на неё походили эльфы – с тёмно-вишнёвыми волосами и глазами, живущие в цветах или в дуплах деревьев, с крыльями и лисьими ушами. Такие эльфы любили посмеяться над людьми, завести путников в лесную чащу. Люди сами соглашались остаться на месте, глядя на танцы эльфов. Проходило время, а эльфы оставались миниатюрными и молодыми. Хотя в реальной жизни Эльфе не хватало эльфийского оптимизма. Она уже знала, что создатель фэнтези примеряет на себя разные образы, чтобы пообщаться с читателями. Иногда Эльфа боялась потерять вдохновение, тогда она не сможет заниматься творчеством даже в роли пятого гномика у десятого волшебного камня.
Эльфа включила запись мультсериала «Принцесса Старла и повелители камней». Сюжет о Старле и её подругах оставался любимым с подросткового возраста Эльфы. Неплохо и сейчас его посмотреть, просто так, без повода.
В каждом фэнтези Эльфы действовали верховный маг и маг-дилетант, возможно, попавший в магический мир из мира людей, микс Гарри Поттера и Алисы. Иногда они колдовали порознь, иногда вместе, но суть оставалась одной и той же. Эльфа придумывала им разные биографии, внешние черты, сверхъеcтественные способности, но всё-таки это были образы Мерлина и Гарри Поттера. Можно писать об эльфах и гномах, которые сопровождают магические обряды, совершаемые главными героями. Но это продолжение одной и той же темы, более или менее закутанной в мантию и прикрытой шляпой.
Эльфа и её муж всё чаще говорили о том, что они оба поменяют работу. Эльфа задумывалась, что её ждёт, если она оставит школьные уроки английского. Возможно, после этого она не напишет ни одного фэнтези. Нет, то есть напишет о менеджерах по продажам философских камней и волшебных палочек. Но это будут уже не её фэнтези. Просто синхронные заметки. Ну, не хотела Эльфа появляться в волшебном лесу в роли торговки, у которой до этого ничего не было, чёрная дыра. Какое бы образование маркетолог ни получил, он всё равно будет продавать всё на свете и получать проценты с продаж.
На улице Эльфу окликнули: «Девочка!» Поблизости, кажется, не было никого, кто походил бы на девочку, поэтому Эльфа отнесла обращение к себе. С ней заговорила женщина, которая хотела узнать дорогу. Эльфа ответила на вопрос. Идя дальше, она отметила, что ей ещё можно оставаться в категории девочек. Возможно, причина в её хрупком сложении, а возможно, в сияющей улыбке.
Эльфа поняла, ради чего она пишет о своей фантазии и ради чего каждый пишет о своей фантазии. Ради самой же фантазии! Неважно, в чьей плоти и крови она появится, но если фантазия существует, значит, то, что она изображает, уже появилось, просто пока в ипостаси, когда её видит только воображение творца. Надо писать о фантазии, не зная, сбудется ли она, и если сбудется, то в каком именно воплощении. Для начала надо просто писать, признаться на бумаге, что фантазия есть. А дальше – будь что будет!
Эльфа и её муж переехали в Лондон. Там муж Эльфы открыл бизнес, а Эльфа издала свои фэнтези на двух языках, русском и английском. Теперь благодаря Эльфе многие узнали, что фантазия может стать реальностью.

Конкурс художественного чтения в лицее
Художественное чтение – не арена для борьбы, это просто повод порадоваться и прикоснуться к искусству. Но в то же время участники приглядываются друг к другу. Всё-таки интересно сравнить, кто и как воспринимает поэзию. Среди жюри сидит школьная телезвезда. Она была телеведущей на местном канале. Поэзия звучит голосами школьников, приобретает что-то новое благодаря интонациям и паузам. Каждый читающий выбрал то, что затронуло его чувства.
Стихи с мятежным настроением:

- Сколько возможностей вы унесли
И невозможностей – сколько
В ненасытимую прорву земли,
Двадцатилетняя полька!

И с задумчивым:

- Нас отец, за ухватку любя,
Называл не детьми, а сынами.

И с лирическим:

- И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне гордость и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.

И с трагическим:

- Но громко жене говорила тревога:
Не поздно, ты можешь ещё посмотреть…

Одна девочка читает стихи Тютчева. В это время она думает о любовной истории. Любовь вытесняет для неё и поэзию, и артистизм. Внезапно девочка забывает, о чём говорила. У неё хватает сил закончить стихотворение на середине, улыбнуться и уйти на место. Девочка садится в последний ряд. Теперь она уже не может сдержать слёз. У неё всё так неясно в любви… Своё актёрское выступление она, похоже, провалила, теперь и в любви может получиться то же самое.
- Главное, что ты чувствовала, о чём читала, - успокаивает её другая девочка, сидящая рядом.
Девочка, сбившаяся с актёрской интонации, кивает. Всё-таки ей грустно, и она уходит, не дожидаясь конца. Но вполне возможно, что уже завтра её любовь станет счастьем. И её главная роль обязательно ещё сыграется.
В художественном чтении происходит слияние поэзии и актёрской игры. Поэзия создаёт стихи, как сокровища. Актёрская игра придаёт сокровищу яркий блеск. Поэзия создаёт «что-то», актёрская игра изображает, «как» это должно воплотиться. Единство прекрасной формы и прекрасного содержания, красоты и одухотворённости рождает совершенство.

- И если можешь сердце, нервы, жилы
Так завести, чтобы вперёд нестись,
Когда с годами изменяют силы
И только воля говорит: «Держись!»

Конкурс художественного чтения многим помог увидеть ещё больше красоты слова и звука, чем они видели раньше. И в этот день участники встретили в одном месте и в одно время театр и поэзию. Где ещё происходят такие чудеса? Только на школьном конкурсе, когда сохраняется способность удивляться и желание открывать новое.

Изостудия
1.Ариэль
Ариэль зарисовывала свои дни и раскрашивала их. Из рисунков Ариэль уже составился целый дневник её жизни, свершений и знакомств с чем-то интересным. Ариэль раскрашивала страницы рисованного дневника цветами радуги. Правда, цвета радуги чередовались в произвольном порядке, а не в обычном. Это как перепады настроения: сегодня грустно, завтра весело…
Сегодня Ариэль сидела в изостудии и слушала песню «Тебя ждала я, жаль, нет крыльев за спиной». Значит, сегодня у неё день песни про ожидание. Такой сюжет Ариэль слышит не в первый раз, он странствует по литературе и музыке. Девушка стоит на берегу и вглядывается в море. Её любимый плывёт по бескрайней воде. Есть опасность борьбы с водной стихией. Кроме бурного моря, есть порты, из которых возлюбленный может не вернуться… Поэтому девушка печально всматривается вдаль. Она хочет приблизиться к любимому, но её путь пролегает только по земле. Когда девушка подходит к воде, она не может двигаться дальше. Огромное море похоже на волшебную страну, но туда невозможно войти. Девушка протягивает руки к морю. Её волосы и платье развеваются по ветру. Она пытается хотя бы так переместиться из земного одиночества в мир стихий.
Ариэль раскрашивает день песни и ожидания героини. В этом рисунке сочетаются голубые, синие и бирюзовые тона. Для ожидания у моря Ариэль подобрала оттенки задумчивости, мечтательности, грусти. Иногда море переливается серебристыми и жемчужными тонами. Ариэль нарисовала белый парус, плывущий вдалеке. Всё-таки мечта может стать осязаемой. В целом получилась какая-то сбалансированная картина, беспросветно печальная. Ожидание героини замерло, не двигаясь вперёд. Ариэль даже стало грустно при взгляде на собственную работу. Какой-то уж совсем апатичный день…
Ариэль решила внести в рисунок яркий акцент, сразу изменивший концепцию истории. Медленно плывущий парус Ариэль раскрасила в красный цвет. Парус сразу стал заметным, ожидание – осмысленным. Теперь корабль казался огоньком, пламенеющим посреди воды. Ариэль улыбнулась, подумав, что теперь история героини сложится счастливее. Какой всё же волшебный красный цвет! Когда его нет, происходит просто ожидание у моря. А когда он есть – появляются алые паруса!

2.Дочь Рыбака
В доме культуры Дочь Рыбака играла на пианино и пела под музыку:

- Мой конь притомился, стоптались мои башмаки.
Куда же мне ехать, скажите же, будьте добры?

Пение Дочери Рыбака создало романтичную атмосферу в литературном клубе. Да, она умела и петь, и играть, и училась в сельхозакадемии. Казалось бы, жизнь Дочери Рыбака складывалась удачно. Дочь Рыбака любила своего мальчика. Со стороны можно было подумать, что Дочь Рыбака обладает всем, что нужно для счастья. У неё есть и любимый человек, и таланты, и её шарм притягивает к Дочери Рыбака поклонников. Иногда Дочь Рыбака думала: в том-то и дело, у неё есть стандартный набор благополучия. Не меньше, но и не больше. Между тем в сердце Дочери Рыбака жила тайная тревога. Она любила того, кто стал её радостью, у неё было с кем дружить. И всё-таки Дочь Рыбака оставляла внутри себя место для того, что её волновало. Она бы никогда не рассталась с правом думать о сокровенном, когда мысли вдруг появлялись. Задумчивость Дочери Рыбака жила в ней как отдельный мир, всегда принимающий Дочь Рыбака.
Дочь Рыбака думала о женщине, очень мечтательной и поэтому беззащитной, не знающей границы между мечтами и жизнью. Сейчас женщина не была рядом с Дочерью Рыбака, да и вообще не выходила во внешний мир. Так случилось, потому что хрупкое создание оказалось в «семье», где никто не испытывал к нему любви. Конечно, это можно было бы изменить. Правда, после развода пришлось бы уехать в маленькое место. Но если сравнить плюсы и минусы… Дочь Рыбака могла бы приезжать туда. Сейчас есть общение по Интернету. Только Дочери Рыбака не нужно разговора с компьютером. Она хочет сияния глаз, мягкости голоса, моментального рождения слов. И диалог должен украшаться не «лайками», а стихами, возникающими под впечатлением от каждого обычного слова.
Уже не один год в День Победы Дочь Рыбака ходит на Центральную площадь. Там она смотрит выступления коллективов детского и юношеского творчества, слушает «Караоке-битву». Дочь Рыбака понимает, что День Победы вызывает в сердцах людей много откликов и воспоминаний. Но в сердце Дочери Рыбака есть и свои отдельные воспоминания, связанные с этим праздником. Она вспоминает встречу, произошедшую во время «Караоке-битвы». Вспоминает песни, более скромные, чем строки поэзии Серебряного века – «Ой, как ты мне нравишься» или «Всё равно ты будешь мой».
Дом и работа (теперь уже бывшая) женщины, о которой думает Дочь Рыбака, находятся на трамвайных кольцах. Два здания стоят по двум концам трамвайного пути. От одного из них можно приехать к другому, и наоборот. Даже в самой весёлой компании Дочь Рыбака вспоминает загадочный маршрут трамвая, отходящий от мечты и приводящий к мечте, в какую сторону ни отправляйся. Поэтому глаза Дочери Рыбака затуманиваются печалью. Приходя в изостудию, Дочь Рыбака рисует два трамвайных кольца. По радио звучит песня: «Я в этом фильме главный актёр, я сценарист в нём, я режиссёр». У Дочери Рыбака случаются моменты, когда она и за режиссёра, и за актрису. Она двигается между трамвайными кольцами и всё равно находит один и тот же результат. Движение по кругу Дочери Рыбака переходит в её рисунки.

Народное пение
1.Ягодка
Ягодке долгое время казалось, что она живёт в коконе. Она знала, что у неё тоненькая фигура, светло-рыжие волосы, почти кислотного оттенка, веснушки на лице. Ягодке казалось, что она проигрывает рядом с девочками, похожими на Барби. По мнению Ягодки, так могли думать и другие. Поэтому Ягодка предпочитала  разговор с собой общению с другими людьми. Хрупкой Ягодке ничего не стоило спрятаться в оболочку нерешительности. Там она обдумывала свои фантазии и превращала их в сказки. В это время многим людям не хватало беседы с Ягодкой, знаний, которыми обладала она. Ягодка не подозревала об этом и продолжала мечтать о том, чем могла бы пользоваться только она.
Ягодка увлекалась пением, особенно – пением фольклорных песен. В школе ей во многом помогла преподавательница Летавица. Занимаясь музыкой, Ягодка заметила, каким богатством звуков обладает народное пение. Ягодкин голос и брал силу от песен, и делился с ними своей энергией. Даже сейчас Ягодка думала, что мелодичный голос – её единственное достоинство, доставшееся ей случайно. Вскоре выяснилось, что Ягодка пластично двигается под музыку. Успехи вызывали у Ягодки светлую улыбку. Когда окружающие смотрели на Ягодку, её лучезарное настроение привлекало к ней тех, кто рядом. Ягодка поняла, что у неё есть много сокровищ. Сейчас она училась в восьмом классе. К чертам ребёнка присоединялись черты девушки. В общем, Ягодка имела и талант, и обаяние, и привлекательность. Перед ней стояла новая задача – сложить из всего, что у неё есть, своё яркое, запоминающееся лицо, научиться создавать из этого радость.
Ягодка обрела собственное лицо на новогоднем концерте, как неожиданный подарок. Она пела на сцене. Песни в Ягодкином исполнении напоминали о солнце и тёплом времени посреди зимы.

- Я как ягодка лесная
Летом, а пока
Я среди сугробов вижу
Рыжие стога.

Ягодка стояла у микрофона в красном коротком сарафане и венке. Её яркий образ (если ещё вспомнить про рыжину волос) и весёлый, чистый голос наполняли теплом актовый зал.

- Всё равно, я знаю, ты влюбишься
И в моих веснушках заблудишься.

Ягодка особенно ярко улыбнулась при этих словах. Песня как будто написана специально для неё. Но сегодня Ягодка не чувствовала робости. Она нашла в песнях своё верное отражение, как в зеркале. Яркая Ягодка, создающая хорошее настроение и солнечную погоду. Маленькое создание способно принести много веселья и радости. Концерт подарил Ягодке правильный взгляд на себя и свои возможности. Природа всегда что-то даёт нам и даже даёт помногу. Но только от человека зависит, чем станут его внешние и внутренние черты. Возможно, спрятанным кладом. А возможно – источником солнечного света, согревающего всех вокруг и всё равно не оскудевающего.

2.Летавица
Когда Летавица читала книги или смотрела фильмы, она всё чаще обращала внимание на определённый тип женских образов. Это достаточно молодые героини, у которых не один раз происходило что-то необыкновенное, и им есть с чем сравнивать. В традиционном сюжете счастье происходит на первом балу, а у кого-то, видимо, не на первом. Что скрывать, Летавица видела в них сходство с собой. Она занималась народным пением и хореографией, поэтому знакомые часто воспринимали Летавицу как весёлую красную девицу. На самом деле её душевных терзаний хватило бы на объёмный роман.
Работа Летавицы связана с выступлениями на сцене. На школьной или вообще на концертных площадках, но это уже детали. Долгое время она танцевала в ансамблях, состоящих из артисток двенадцати, шестнадцати лет или учащихся на младших курсах вуза. Летавица и её подруги потихоньку вырастали из этого возраста. Их танцы запоминались как девичьи компании школьниц-младшекурсниц, но в реальной жизни Летавица, маленькая, стройная и ловкая, находилась в таком статусе какое-то время назад. С неё и её поколения в классической литературе списывали бы старших сестёр и молодых мам. Разумеется, им всегда доступна роль «вечного студента», засидевшейся девушки, поступившей в гувернантки, всё ещё не повзрослевшей девочки. В ролях девочек, открытых для счастья и танцующих на первом балу, теперь выступают их младшие сёстры, которых Летавица когда-то воспринимала как малышек.
В школе готовился концерт, посвящённый Двадцать третьему февраля и Восьмому марта одновременно. Летавица пела дуэтом вместе со своей ученицей Ягодкой, одной из подросших младших сестрёнок. Они выступали в одинаковых народных костюмах: Летавица в жёлтом, Ягодка в яблочно-зелёном. Посмотрев на Ягодку, Летавица подумала, что видит себя. Она до сих пор пытается победить робость с помощью оптимизма, и Летавице это удаётся, а сейчас такая же борьба происходит и в душе Ягодки. Летавица когда-то комплексовала из-за своей несолидной внешности. Сейчас, правда, она радуется, что её хрупкость не изменилась – значит, молодость Летавицы с ней. Фигура Летавицы немного соразмернее, чем у Ягодки, а волосы немного темнее, не откровенно рыжие. Но Летавица часто казалась себе птичкой-невеличкой. Она видела, что Ягодка хмурится, глядя в зеркало. Летавица говорила ей с улыбкой: «Какой солнечный зайчик!»
Две солистки пели песню «Расплетала косы русые берёза». Они вышли на сцену в костюмах одного фасона. Во время песни исполнительницы двигались под музыку. Те, кто не знал, что Летавица – учительница, думали, что это две очаровательные сестрёнки, ну, с небольшой разницей в возрасте. Летавица мысленно удивилась – вот что с ней сделал фольклорный костюм, такой же, как тот, в которых выступали её ученики. Ей яркий сарафанчик идёт не меньше. И этот концертный номер – тоже её победа и свершение! Для кого-то этот день стал дебютом, и для Летавицы исполнение именно этой песни в этот день – дебют. Всё правильно.
Школьный концерт ознаменовал смену зимы весной. У Летавицы появилось романтичное настроение. Один из её знакомых признался ей, что Летавица для него значит больше, чем просто друг и душа компании. Теперь она думала, что перемены в жизни только начинаются.

Ткачиха
Кое-кто считал Ткачиху колдуньей. Возможно, из-за рыжих волос и глаз, в которых плескалась бирюза. Ткачиха не опровергала это мнение. Она любила прогулки по лесу. В узоре листьев, веток и хвои она брала идеи для искусства. Сама Ткачиха в такие минуты становилась раскидистым деревом с тонкими веточками-пальцами. Прохожие могли не отличить её от других деревьев, пока не видели её светлые глаза, как будто наполненные росой. Тогда люди убегали с криками: «Колдунья! Оборотень!» Сами же придумывали, что это колдунья, обладающая страшной силой. Ткачиха видела, что её боятся, и придумывала новые шутки. Закопается в листья, ковром лежащие на земле, а когда кто-нибудь пройдёт мимо, выпрыгнет оттуда, громко смеясь. Или купается в реке и ныряет под воду. Если в реку смотрятся хорошенькие девушки, Ткачиха приплывает на место их отражения. Какая-нибудь девушка испугается, что вместо её лица появилась какая-то образина, у которой в волосах запутались водоросли. Потом сочиняют байки, что в лесу живёт колдунья и превращает людей в лягушек. Тут уж Ткачиха даже обижалась. Она всё-таки не превращала никого в лягушек, зачем наговаривать-то, чего не было?
На самом деле Ткачиха живёт в обыкновенной квартире с мужем, сыном и дочерью. Она любит свою семью, ей не надо ничего лучше. У Ткачихи есть интересная работа в колледже искусств. Но иногда она чувствует, что пришло время набраться вдохновения. То есть пообщаться с искусством наедине, собрать по миру материал для искусства. Оно требует от Ткачихи много сил. Поэтому Ткачиха уходит из дома искать то, что станет её рукоделием. Для ткачества ей могут пригодиться любые вещи. Ткачиха собирает в плетёные ковры ленты, шнурки, нитки, кружева. Но может соткать ковёр и из того, что нашла на земле – обрывков бумаги, веток, тряпок. Уж совсем сложные работы получаются из песен, сказок и легенд, из фантазий и разговоров. Что бы ни попалось в руки Ткачихе, она из сего сплетёт узор. Причём её ткачество не остаётся таким, каким она закончила его плести. Из ковров Ткачихи вырастают цветы и склоняются головками друг к другу. Ткачиха заворачивается в своё рукоделие, как в  сеть. У себя дома она разложила и развесила ковры везде – на столе, на кроватях, на полу, на стенах. Достаточно ковров и на работе Ткачихи. Она уже может выстилать коврами дороги, по которым ходит. Искусство Ткачихи становится нужным и тогда, когда надо заткать дыры. Продырявиться может и ковёр, и одежда и настроение. Вот Ткачиха и закрывает дыру. Правда, её ткачество получается пёстрым. На месте дыры появляется цветник. Но ведь главное, что основа осталась целой.
Приходя в лес, Ткачиха раскладывает всё, что собрала для работы, и переплетает это между собой. Самые разные вещи становятся одним целым в её ковре. Соединяя их, Ткачиха забывает обо всём, вокруг неё стоит тишина. Иногда Ткачиху видят девушки, гуляющие в лесу. Они засматриваются её работой. Ткачиха уже не похожа на злую колдунью. У неё светится лицо, когда она создаёт искусство. На спину Ткачихи падают спутанные волосы, в которые набились листья и песок. Всё-таки она долго ходила, подбирая всякую всячину, из которой складывается рукоделие, а когда плетёт, нет времени даже причесаться. Девушки тихо приближаются к Ткачихе, расчёсывают ей волосы и заплетают в косы. Теперь и переплетения рыжих волос стелются за Ткачихой.

Районная конференция
1.Анимашка
На голой ветке
Ворон сидит одиноко.
Осенний вечер.
М. Басё
Выступая на районной конференции, Анимашка начала рассказ издалека. Кое-кто из собравшихся знал о молодой писательнице Лесе Бухариной. Точнее, это могла быть и старшеклассница, и студентка. Леся написала романтическую историю, вышедшую в коллективном сборнике. Было и такое, что Леся Бухарина читала сочинение вслух. Те, кто видел писательницу, не мог сказать о ней чего-то определённого. Это девушка в джинсах и свитере с капюшоном, её волосы забраны под повязку, всё тёмного оттенка. Она носит очки, из-за этого люди не имеют верного представления о её лице. История Леси Бухариной понравилась девичьей аудитории. О писательнице хотелось узнать побольше. Самые настойчивые поклонницы Леси покопались в литературных журналах. Нашлось несколько текстов, принадлежащих Лесе… но с фамилией Булавина. Кое-где появлялись нечёткие фотографии Леси Булавиной, с убранными волосами и в очках. У читателей сложилось впечатление, что очки лишают лицо индивидуальности. Стёкла отвлекают внимание на себя.
Имя Леси Булавиной звучало в молодёжных компаниях, на встречах, посвящённых литературе и не литературе. Те, кто видел всё, рассказывали, что это девушка в тёмных джинсах и свитерах с капюшонами, обычно с волосами, спрятанными под повязку, в очках. Читателям стало интересно, они знают одну писательницу или двух разных. Гораздо больше публикаций выходило под фамилией Булавиной, фамилия Бухарина стояла только над одной историей. Иногда фамилии путают, это уж известно. Возможно, фамилию Булавина однажды исказили, и теперь её путают все. Заинтригованные читатели стали сравнивать встречи с девушкой, когда к ней обращались как к Бухариной и как к Булавиной. По некоторым наблюдениям, когда писательницу называли Бухариной, она двигалась более плавно, а когда называли Булавиной – более размашисто. Хотя большинство сходилось во мнении, что у девушки (или пусть даже двух девушек) не имелось особых примет. Никто не назвал бы цвет их волос или глаз или что-то необычное в их стиле.
Сегодня Анимашка раскрыла тайну писательницы Леси. История, вышедшая под именем Леси Бухариной, принадлежит Анимашке. Анимашка описала много своих впечатлений и стеснялась вынести это на всеобщее обозрение. Она долго обдумывала романтический сюжет в одиночестве, как ворон в хокку её любимого поэта Мацуо Басё. Анимашка боялась, что публике может не понравиться то, что она написала. Она хотела, чтобы её сочинение прочитали, а об авторе знали как можно меньше. Анимашка подписывалась именем другой писательницы - Леси Булавиной, только немного исправив фамилию. Получился псевдоним Леся Бухарина. Анимашка рассуждала, что, если она захочет пообщаться с читателями поближе, можно признаться, что это два разных автора с разными фамилиями, а если не захочет – можно делать вид, что это ещё одно произведение Леси Булавиной с ошибками в фамилии. Появляясь на литературных вечерах, Анимашка одевалась в том же стиле, что и настоящая Леся, тоже скрывала волосы и глаза. Анимашка видела связь между собой и другой писательницей ещё и потому, что саму Анимашку когда-то могли бы назвать Лесей, но в результате она носит такое имя, какое есть сейчас.
Сегодня Анимашка призналась, что её наконец-то оставили сомнения. За каждой интересной книгой стоит человек с не менее интересной биографией, с особенностями и привычками. Анимашка носит очки. Ещё у неё хрупкая фигурка и большие глаза, как у персонажей японского аниме, её любимого вида искусства. У Анимашки мягкие, аккуратно подстриженные волосы и тихий, нежный голос. Она любит читать Мацуо Басё. Писательница Леся крупнее, шире в плечах, любит громко смеяться. У Леси густые длинные волосы. Она слушает рок-музыку и любит фотографировать. Пока разгадывали загадку двух авторов, Леся вышла замуж. Ей предстоит вести дневник о медовом месяце. Сейчас она чаще пользуется линзами, чем очками.
Анимашка решила, что отныне только её собственное лицо будет принадлежать всему, что она делает. Хорошее начинание всегда принесёт кому-то радость или повод задуматься. Но ещё лучше, когда удачная работа даёт возможность познакомиться с реальным человеком, похожим на огромный мир.

2.Анила
Перед участниками районной конференции стояла Анила – девочка с длинной косой и голубыми глазами. Глаза Анилы при этом не оставались одинаковыми. Они то темнели, то приобретали бирюзовый оттенок. Точно так же взгляд Анилы на мир то менялся, то возвращался к исходному состоянию. Анила знала, что у всех явлений жизни есть несколько удивительных граней. И как хорошо, когда главной гранью становится всё самое лучшее, что можно заметить в том, что мы встретили.
Анила обладала талантом превращать человеческую печаль и неуверенность в поэзию. Это началось с того, что знакомые Анилы иногда расстраивались и думали, что у них ничего не получится. Анила хотела их развеселить и начинала говорить в рифму ради забавы. Слушая Анилины выдумки, люди мало-помалу начинали улыбаться. Скоро Анила поняла, что открыла волшебное средство против грустного настроения. Когда она слышала рассказ о жизни человека, у которого не сбылись мечты, который делает не то, что хочет, а то, что приходится делать, Анила пересказывала такую биографию в стихах. Мелодичность строк украшала факты, окрашивала однозначную ситуацию в разные оттенки. Тот, о ком говорила Анила, заново узнавал себя в поэзии. Вернее, даже не узнавал. Унылые и огорчённые люди вспоминали, что в них есть романтика и желание узнавать новое. Просто их светлые стороны как будто спрятались, отошли на второй план. А поэзия Анилы возвращала людям их мечты. Сама Анила считала, что поэтическое творчество принадлежит не ей, а тем, кто её вдохновил. Ведь она рассказывала об их тревогах и надеждах, просто своим поэтическим языком.
Многие люди благодаря Аниле заметили, сколько интересного есть в их жизни сейчас и сколько ещё может произойти, ведь всегда есть к чему стремиться. Увидев себя в поэзии, люди стали прикладывать усилия, чтобы исполнить свои мечты, появившиеся уже давно, ведь многое зависит от нас самих. Поэзия придавала мечтам силы. Анила несла поэзию в мир как средство для радости. Она предлагала сокровище тем, кто её окружал. И тогда у тех, кто слушал поэзию, появлялся шанс обрести счастье, надо только уметь им воспользоваться.

Конференция школьников на филологическом факультете «Лишь слову жизнь дана…»
1.Поэтическая Фея
Многие считали Поэтическую Фею ответственным, уравновешенным человеком, способным разрешить самые трудные вопросы. Дома она сохраняла семейный уют, на филологическом факультете знала все премудрости преподавания литературы. Но наступало время, когда Поэтическая Фея отвлекалась от образа сильной леди. Это были минуты, когда она писала стихи. Поэтическая Фея не всегда читала вслух то, что у неё получалось. Она не ждала популярности, просто слова, идущие из глубины души, открывали её суть. Поэтическая Фея вспоминала о своей нежности, о способности удивляться всем жизненным явлениям и ситуациям, как будто она каждый раз видела чудо. Стихи вытесняли собой то, что могло огорчить Поэтическую Фею. Например, то, что коллеги спрашивают у неё совета в работе, но не могут вспомнить, какого цвета у неё глаза. Поэзия принимала Поэтическую Фею такой, какая она есть – мечтательной и трогательной.
На факультете, где преподавала Поэтическая Фея, проходила конференция. В некоторых секциях выступали школьники. Поэтическая Фея, глядя на них, задумывалась, какую роль играет в их жизни чтение. Для неё чтение ассоциируется с книгой, а для современных учеников – в основном с компьютером. Электронное чтение превращается в прохождение уровней. Правда, хочется верить, что любое произведение найдёт путь к сердцу читателей в каком угодно виде.
В своём дворе Поэтическая Фея видела подростков, примерно такого же возраста, как те, кто выступал сегодня. Подростки разводили костёр. Поэтическая Фея заметила, что они ходят вокруг костра с нервными лицами. Подойдя ближе, Поэтическая Фея пригляделась к происходящему. Кое-кто держал в руках книги и говорил, что наконец-то можно бросить их в огонь и не расстраиваться из-за того, что там написано.
- Неужели вы сжигаете книги? – воскликнула Поэтическая Фея.
Дети посмотрели на женщину с недоверием. У одной из девочек сдали нервы и она всё-таки ответила, точнее, прокричала:
- Я ненавижу книги! Там всё неправда!
- Что вам кажется неправдой? – удивилась Поэтическая Фея.
Девочка, сорвавшись, рассказала, как это неприятно, когда в книгах пишут об идеальных мирах, а на самом деле в жизни всё складывается ужасно. К ней присоединились её друзья. У всех накопились обиды на книги. Каждый убедился, что хорошее бывает только в выдумках.
Слушая жалобы мальчиков и девочек, Поэтическая Фея забрасывала костёр землёй. Пока дети выговаривались, это отвлекло их от первоначальной идеи о костре. Поэтическая Фея стала объяснять им, что человек сам делает для себя что-то хорошее, конечно, ориентируясь на культурный опыт, но всё зависит от его энтузиазма. Книга – проект мечты, а человек делает мечту реальностью. Дети постепенно успокоились и даже с интересом слушали Поэтическую Фею. Наверное, с ними не вели таких бесед на уроках литературы. Поэтическая Фея употребила всё присущее ей красноречие, чтобы отвести гнев школьников от книг. Ей это удалось. Сейчас, вспоминая этот случай, Поэтическая Фея думала: может ли литература рассчитывать на доверие школьников?
Поэтическая Фея получила в подарок цветы от мужа и сына в честь конференции. Это вдохновило её на новые стихи. Те, кто собрался в литературных секциях, читали доклады на очень разные темы. Некоторых упомянутых авторов Поэтическая Фея не знала, ей стало интересно прочитать что-то новое. Она поверила, что литература нужна всегда и всем, просто люди приходят к чтению разными путями. Но тем ценнее полученный результат!

2.Ария
Десятиклассница Ария любит писать истории, в каждой из которых главная героиня – девочка. Девочка сопровождает Арию в её творчестве все школьные годы. Героине может исполниться семь или десять лет, она может войти в переходный возраст, может стать шестнадцатилетней и мечтать о свиданиях с мальчиками. Девочка перекрашивает волосы в разные цвета, становится блондинкой, брюнеткой, шатенкой. Иногда она остаётся с не очень тёмными и не очень светлыми волосами, их цвет не бросается в глаза. Девочка в Арииных историях носит одежду в разном стиле. Классику, костюмы готов или эмо, платье принцессы… Героиня может заниматься разными делами в зависимости от того, чем занимается Ария. Девочка ходит в спортзал, читает книги, сажает деревья и цветы, покупает косметику с подружками (а иногда покупает Барби), ходит на школьные олимпиады, катается на лыжах… Сегодня Ария выступает на конференции филологического факультета с докладом на тему «Нечистая сила в произведениях Н. В. Гоголя». Поэтому новая девочка в новой истории Арии делает то же самое.
Арии легче оценивать свои занятия и поступки, советуясь с девочками из её сочинений. Каждая из них в совершенстве знает какое-то одно увлечение Арии. Глядя на девочек со стороны, Ария понимает, как можно сделать что-то лучше. В каждом новом деле она сама становится другой, чем всегда. Поэтому в рассказе о каждой новой ситуации появляется новая героиня. А скоро, похоже, Арии предстоит писать историю о том, как одна девочка, учась в старших классах, выбирала факультет, на который она поступит. Для того, чтобы у такой истории появился счастливый конец, Ария должна выбрать профессию правильно. Что же, неплохой стимул для выбора факультета, ведь хочется узнать, чем закончилась новая история про девочку.

3.Мавка
Мавка учится на втором курсе филологического факультета. Многие студенты и преподаватели с интересом смотрели на красивую и вдумчивую студентку. А сейчас, когда Мавка издала книгу о жизни героини, занимающейся филологией, внимание к Мавке повысилось.
Героиню книги Мавки звали Дриада. Дриада любила с наступлением весны уезжать за город. Там она любовалась зеленеющими деревьями. Дриада срывала один листочек и привозила домой. Она составляла гербарий из первых листьев. Дриада училась на филологическом факультете. Те, кто знал её как студентку, с трудом представляли себе, что происходило в жизни Дриады раньше, до того, как она поступила в университет. Здесь она изучала филологию как науку, совмещала личный интерес со структурой лекций. А когда Дриада училась в школе, она читала книги просто так, потому, что они попадали к ней случайно. Дриада знала о филологии меньше, чем сейчас, зато оставалось больше пространства для открытий. У Дриады был человек, любимый ею больше всех сокровищ, была весёлая компания, с доброжелательным пониманием глядящая на их любовь. Так получилось, что в то время, как Дриада окончила школу, её самый дорогой человек изменился в худшую сторону, из-за чего в их отношениях возник кризис. Дриада думала, что конфликт продлится недолго и тот, кого она любит, после её поступления придёт узнать, как у неё дела. Но человек, которого она ждала, почему-то не шёл и не шёл. Когда Дриада не получила от него никакого знака за первый семестр, ей стало грустно. Их общие знакомые отдалились от Дриады, предполагая, что в разрыве вполне может быть виновата она, ведь Дриада всегда рубила сплеча. Неожиданно Дриада заметила, что у неё остаётся всё меньше школьных интересов, но при этом появляется всё больше студенческих. Дриада знакомилась с новыми людьми, тоже заинтересованными в филологии. И в её жизни случилось одно знакомство, ставшее для неё очень важным… Дриада сначала думала, что очень важным в филологии. Но, идя вечером домой одна, Дриада всё чаще вспоминала о новом знакомстве и мечтала продолжить его вне факультета. Дриада почувствовала стыд, поняв, что она всё меньше думает о школьной жизни и всё больше – об университетской… и обо всех, кого в ней узнала… Она решала вопрос, можно ли считать, что Дриада изменила школьной любви? Ведь тот, кого она считала счастьем, первый отвернулся от неё. Дриада понимала, что она находится на границе. Она цеплялась за школьную жизнь, уходящую от Дриады всё дальше, и не решалась окунуться в студенческую, затягивающую её всё сильнее.
История, написанная Мавкой, затронула читателей. Всем стало интересно, какую часть жизни выберет героиня – школьную или студенческую? И кто станет её спутником? Мавка пообещала, что на конференции по филологии она прочитает продолжение истории. И вот наступил день конференции. Мавка прочитала о дальнейшей судьбе девочки Дриады. Немногие заметили, что Мавка, обычно весёлая, в этот день ни разу не улыбнулась, её напряжённое лицо не менялось ни на минуту. Возможно, сказалось волнение.
Оказалось, что Дриада, поступив на филфак, специально распустила по знакомым слух, что она провалилась. Что греха таить, Дриада хотела пробудить этим интерес к себе у того, кого она ждала. Слух дошёл до него, но это не изменило их отношения. А сейчас, учась на втором курсе, Дриада узнала, что тот, кого она ждала, узнав о её якобы провале, сказал: «Ну и правильно, какая из неё учительница». Для Дриады как будто исчезли все её школьные годы, радостные и трудные, но всё-таки счастливые. Ведь она поступала на филфак именно потому, что интерес к филологии в ней пробудила школьная любовь. Дриада поступила туда, чтобы приблизиться к школьной любви и украсить её. Правда, получилось так, что Дриада, наоборот, попала в другой мир, интересный и удивительный, но никак не связанный с её школьной жизнью. Значит, тот, кто подарил ей мечту о филфаке, считал, что Дриада не должна там оказаться, что ей нет там места? Или такие отвратительные слова сорвались просто от злости и всё же не выражали реальную оценку способностей Дриады? Дриада проучилась всё это время на филфаке, потому что вдохновилась этой идеей в школе. А теперь оказалось, что она зря потратила время, что можно было туда не поступать. Что же Дриада так поздно узнала, что оказалась не на своём месте? Она только никак не могла понять, при чём тут профессия учительницы, ведь Дриада после окончания вуза не собиралась преподавать. Это позднее знание повлияло на выбор Дриады между двумя частями её жизни. Она поняла, что её школьный круг, хоть и был для неё первым счастьем, уже не интересуется ею ни в человеческом, ни в профессиональном плане. А вот в студенческом кругу, который Дриада узнала, уже имея опыт, она может найти и человеческие, и профессиональные отношения. Тем более, Дриада объективно оценила ситуацию: на филфаке она бывает каждый день, а школьных компаний уже даже не видит…
Чтению Мавки зааплодировали. Жизненные повороты героини Дриады произвели яркое впечатление на публику.
- Как жалко, что такая девочка существует только в книге! – говорили слушатели. – Если бы Дриада существовала в реальности, она могла бы посоветовать нам много важного! Вот бы с ней поговорить!
- Да, это было бы интересно, - ответила Мавка. В это время её голос дрожал.
Она быстро вышла из аудитории. Закрыв дверь, Мавка почувствовала, как по её лицу потекли слёзы.
После конференции Мавка поехала за город. На деревьях уже появлялись листья. Когда Мавка рассматривала пробуждающуюся природу, это всегда успокаивало её и поднимало Мавке настроение. Она сорвала с дерева один нежно-зелёный листочек и положила его в книгу.

Конкурс художественного чтения
1.Литературная Фея
Литературная Фея пришла в школу как член жюри конкурса художественного чтения. Слушая девочек, читавших стихи, она задумывалась, как вдохновение в их душах похоже на её вдохновение. Литературная Фея только с виду – взрослая усталая женщина, а на самом деле она любит витать в облаках мечты. Просто об этом уже давно никто не знает…

- Мой, сатана, не отдам никому!
Как я тебя ненавижу!

Школьная любовь Литературной Феи вылилась в брак. Сейчас любовь превратилась в привычку. Литературная Фея развелась с мужем, но продолжала жить с ним в одной квартире. Слишком хлопотно размениваться, и такую квартиру можно разменять только на два маленьких уголка. Сказывается непрактичность учительницы русского языка и литературы. Теперь муж жил в комнате один, а Литературная Фея – с сыном и дочерью. Дети в глубине души надеялись, что мама и папа помирятся и семья сложится снова. Литературная Фея не решалась рассказать правду о том, что муж обидел её. Возможно, детям просто не нравилось, что мама теперь живёт с ними в комнате. Или стеснялись того, что семья поломанная, но так сейчас у многих происходит… К Литературной Фее привязались родители и сестра мужа, не хотели её терять, продолжали приходить в дом и общаться так, как будто ничего не произошло. Её тронуло хорошее отношение к себе. Случается, что, когда супруги разводятся, заодно навлекают на себя ненависть родственников с другой стороны. Но в то же время Литературная Фея испытывала неловкость, когда свекровь заговаривала о том, что ошибки надо прощать и что в браках могут наступить кризисные моменты, но всё это поправимо. Литературная Фея твёрдо знала, что она способна простить ошибку, но не неуважение к себе. Не так давно бывший муж стал приглашать в гости женщину. Литературная Фея просто терялась. Как надо поступить – закрыться в своей комнате или предложить чаю? Дети просто изощрялись в остроумии, видя папину приятельницу. Литературная Фея с трудом их сдерживала.
- Автор этого стихотворения написал в литературном журнале, что он сочинил его давно и посвятил той, в кого влюбился в школе, - объявила одна из девочек.
Она начала читать стихи. Литературная Фея в волнении слушала строки, хорошо ей знакомые. В её сознании появлялись картинки из прошлого. Вот она в выпускном классе… Она обдумывает, как оказаться рядом с будущим мужем во время танцев… Другой мальчик читает ей стихи собственного сочинения… Литературной Фее жаль, что она заставила его страдать, но она поглощена мыслями о будущем муже…
Красивые, звучные строки стихотворения напомнили Литературной Фее о юности и ожидании чуда. Теперь понятно, что Литературная Фея искала счастье не там, где оно было на самом деле. Девочка держала в руках литературный журнал и подсматривала в него. Литературная Фея поняла, что именно в этом номере напечатаны стихи, вернувшие ей воспоминания о выпуске. Неужели она осталась для кого-то светлой мечтой? Долгое время Литературную Фею никто не воспринимал как олицетворение поэзии. Слова, обращённые к ней, были связаны с зонированием квартиры. Сейчас Литературная Фея увидела своё истинное лицо в зеркале поэзии. Это по-новому осветило для неё привычные события в жизни.
После конкурса Литературная Фея решила разменять квартиру.

2.Ветрана
На конкурс художественного чтения Ветрана пришла как приглашённая звезда. Конечно, это громко сказано. На самом деле Ветрана не хотела использовать актёрский талант, о котором знали многие, для соперничества и победы. Актёрская игра просто дарила Ветране радость. Поэтому Ветрана не стала участвовать в конкурсе, но согласилась просто почитать стихи, чтобы доставить удовольствие собравшимся.
Ветрана читала отрывок из «Сказки о мёртвой царевне», где монахиня подарила царевне отравленное яблоко. Эпизод привлёк Ветрану тем, что она может сыграть два разных характера в диалоге: лицемерно-коварный и нежно-доверчивый. Ветрана играла и голосом, и глазами, и жестами. Жестикуляция придавала игре сходство со строительством. Из художественного чтения Ветрана строит храм. Храм Мельпомены. Ветрана создаёт сцену, завешенную тяжёлыми драпировками. Раздвинув занавес, Ветрана рисует декорации одними движениями пальцев. Рядом с ней появляются дворцы, леса, комнаты, даже галактики, сияющие звёздами. В руках Ветраны сама собой собой возникает бутафория – розы, перчатки и платки. Ей не так уж нужны гримёрки, кулисы и потайные комнаты, но Ветрана достраивает и их, чтобы храм предстал во всей красе. Ветрана, как гостеприимная хозяйка, создаёт места в театре на нескольких этажах. На неё смотрят из разных точек, тем интереснее искать удачный ракурс. Всё, что Ветрана проживает на сцене, происходит ради служения искусству. Игра Ветраны – одновременно и мастерство ремесленника, и молитва, посвящённая кумиру, и откровенный разговор как на духу. Те, кто смотрит на творчество Ветраны, восхищаются ею. Но Ветрана знает, что есть другая актриса, с талантом которой невозможно сравниться, можно только подражать некоторым отдельным эпизодам. Эта актриса – искусство драматургии, вдохновение, создающее игру.
Художественное чтение строится из слов, окрашенных интонацией, и не только. Взгляд, улыбка и движения рук тоже создают идеальный результат. Ветране удалось построить храм. К нему приводят все дороги.
Последний звонок
Выпускники праздновали последний звонок. Ведущими праздника стали Ариэль и Ветрана. Из них получился очаровательный и интересный дуэт. Ариэль привлекала сцена как средство стать заметной, заинтересовать зрителей. Ариэль достигла мастерства в декламации, умела подчеркнуть достоинство произносимых слов. Ветрана влюбилась в сцену, как в огромную стихию, окончательно и бесповоротно. Ради драматургии Ветрана способна принять какой угодно облик, забыв о реальной жизни. Она становится счастливой, входя в сюжет постановки, оказываясь на месте разных персонажей. На этом последнем звонке школьная форма Ариэль бросается в глаза. Платье с короткими рукавами, кружевной полупрозрачный фартук с лёгкими крылышками, выделяющийся на фоне гладких фартуков, ажурные гольфы, тоже полупрозрачные – всё повторяло воздушную лёгкость Ариэль, как будто готовой отправиться в свободный полёт. Ветрана сделала стрижку перед последним звонком – так она казалась себе элегантной дамой, хотя детская влюблённость в театр оставалась в ней неизменной.
Девочки говорили приветственное слово выпускникам. Впечатления от школьных лет выливались в диалоге:
- А помнишь, как мы в первый раз вошли в нашу школу?
- А помнишь, как мы нашли здесь верных друзей?
Актёрское мастерство девочек пригодилось и в сценке «Урок истории». Выпускники сменили школьные формы на джинсы, футболки и пилотки. Ветрана играла авторитарную учительницу истории, под команду которой ученики выходили маршем. Все с замиранием сердца следили за манипуляциями учительницы с классным журналом. Благородным героем стала Ариэль, играющая саму себя. Она вышла вперёд, сорвав с головы пилотку, и стала отвечать урок (точнее, в это время играла музыка, Ариэль показывала великое сражение с помощью жестикуляции). После ответа Ариэль учительница вынесла вердикт: «Ответ правильный. Видно, что использован дополнительный материал. Пять». Сценка основывалась на реальных фактах. Участники вложили в представление всю душу, тем более, выпуск уже не за горами…
Ариэль появилась на сцене ещё в одном образе – телеведущей. Эту роль Ариэль играла в коричневом платье, без фартука. Ариэль рассказывала новости о жизни выпускников, о забастовке против экзаменов и мечтах о вилле на море. Шутливые истории про выпуск пробудили серьёзные размышления, хотя сегодня хочется просто радоваться.
Ариэль сравнивала себя и Ветрану в актёрской игре. Кто правильнее строит диалог с театром – то, кто подчиняет драматургию своей индивидуальности, или тот, кто подчиняет индивидуальность драматургии? Это правда, Ариэль любит находиться в центре внимания, но для популярности не обязательно пробовать себя именно на сцене. Ариэль хочет узнать как можно больше видов деятельности, даже не успевает поймать всё и сразу. Она любит актёрскую игру, но точно так же любит всё, чем ей доводится заниматься. А Ветрана наполнена непоколебимым восторгом перед сценой. Театр безраздельно занимает её сердце.
Не так давно с Ариэль случился инцидент. Она шла вечером домой. Возле подъезда ан неё напали сзади. Ариэль сначала испугалась, но быстро поняла, что кто-то трясёт её не так уж сильно. Обернувшись, Ариэль увидела девочку, которую иногда встречала в школе. Ариэль удалось оторвать девочку от себя. Девочка ещё пыталась пнуть Ариэль, но внезапно расплакалась и перестала дёргаться, как будто ослабла.
- Ты что как ненормальная? – спросила Ариэль, больше с удивлением, чем со злостью.
- Я тебя ненавижу! – прокричала девочка. – Почему у тебя всё получается лучше всех? Ты родилась с золотой ложкой во рту! А у меня всё валится из рук! Почему одним всё, а другим ничего?
Ариэль стала успокаивать девочку, объяснять, что человек сам делает свои успехи, надо только знать свои сильные и слабые стороны. Рассказывала, что у неё самой бывают моменты, когда Ариэль не верит в себя, но она это преодолевает. У Ариэль даже нашлись конфеты, которыми она угостила девочку. Советы Ариэль произвели на девочку впечатление и заставили задуматься. Но после этого случая Ариэль стала опасаться, какие последствия может повлечь за собой популярность. Если честно, Ариэль немного завидовала Ветране. Мечтательная Ветрана полностью посвятила жизнь актёрской игре. А Ариэль кидает из стороны в сторону, она не знает, как разделиться на части. Слишком много побед уменьшает радость от них.
В конце последнего звонка родители пели песню-поздравление на мотив песни «Неоконченный роман». Ариэль танцевала на сцене с учителем физкультуры. Вот и одиннадцатиклассник несёт на плече девочку с колокольчиком.
Звонок!

Учительская
В учительской Русалка ещё раз заглянула внутрь набитого конверта.
- Удивительно, какая большая сумма собралась, - сказала она, думая вслух. – Я только проговорилась, что помогу ей и её ребёнку, а коллеги сделали то же самое.
- Я никогда не дала бы денег в этой ситуации, - отрезала женщина, сидящая рядом.
- Каждый поступает так, как считает нужным, - кивнула Русалка. – Я же говорю, сначала я думала, что она получит помощь только от меня.
- Всё-таки это не дело, - вздохнула ещё одна женщина. – Лучше не рожать, если учишься в университете, да ещё без мужа. Говорят, что скоро будут учиться сначала четыре года, а потом ещё два. Первая часть будет называться бакалавриат, а вторая – магистратура. Одиннадцать лет в школе и шесть в университете – это же связать себя по рукам и ногам.
- Она с такой неприязнью к вам относилась, - заговорила та, которая объявила, что не стала бы поддерживать никого материально. – Не выйдет так, что вы придёте туда, а она швырнёт деньги вам в лицо?
- Я отдам деньги её маме, - объяснила Русалка.
- Значит, она родила без мужа?
- Да, я же рассказывала.
- А её мама тоже родила её без мужа?
- А какое отношение беременность её мамы имеет к её беременности? – повысила голос Русалка.
- Нет, ничего, конечно, я так…
Русалка положила конверт в сумку, собираясь выходить.
- Извините, что я спрашиваю, - продолжала женщина, - но как вы можете ей помогать после всего, что случилось? Она так ненавидела вас за то, что тот мужчина встречался с вами, а не с ней.
- До меня он встречался с ней.
- Как-то странно… Она училась в школе и встречалась с мужчиной нашего возраста…
- Она просто хотела счастья и готова была увидеть его везде, где счастья на самом деле не было. Я хорошо это понимаю, потому что я сама встречалась с ним по этой же причине.
- Русалка, вы такой душевный человек, - вмешалась та, которая сомневалась в том, что имеет смысл рожать во время учёбы. – Вам всё бы только кому-то помогать. Но со времени вашего конфликта и её выпуска прошёл уже не один год, столько воды утекло… Какой смысл уже травить себе душу, пора забыть о той истории…
- Есть вещи, которые остаются важными всегда, - возразила Русалка. – В моём возрасте я обладаю мудростью и знанием жизни, и у меня есть возможность использовать это, чтобы оберегать младшее поколение, помогать ему становиться лучше. Жизненный и профессиональный опыт существует не для того, чтобы свысока относиться к ошибкам других, тех, кто пока не имеет духовных ресурсов. Для того, чтобы представлять собой ценность, совсем не обязательно жить в теплице, чтобы с тобой ничего не случалось и ты был бы застрахован от ошибок. Настоящее уважение вызывает тот, кто проходил сквозь многие ситуации и видел разные картины жизни, но при этом сохранил представление об истинных ценностях, а если даже ему не всегда удавалось сделать правильный выбор, осознал свой поступок и извлёк из него нужный опыт. Если бы всегда удавалось объяснить, что именно такая мудрость ценится дорого.
Русалка ушла.


Рецензии