284. Эпоха поселения

История Двести Восемьдесят Четвёртая: Эпоха поселения

Путь любого верующего человека можно условно разбить на два этапа, первый - это «путь в пустыне», а второй - «эпоха поселения».

Путь в пустыне – это путь личного духовного становления. Когда всё сложно и просто одновременно. Сложно потому, что необходимо себя преодолевать, помогать своей душе торжествовать над телом, развивать личные отношения с Богом, стараться всегда жить по Божьим Заповедям. А просто, потому что это классический духовный путь любого верующего человека он понятен и не требует серьёзного планирования. Хороший пример пути в пустыне – это монашество, когда человек полностью посвящает себя Богу, у него нет семьи, он мало соотносится с этим миром и это и сила, и защита одновременно.

Тогда в противовес монашеству, как пути в пустыне, эпоха поселения – это жизнь верующих людей среди мирян. И это в чём-то гораздо сложнее! Фактически эпоха поселения – это научиться жить в мире, но быть не от мира сего. Продолжать глубоко верить в Бога и вести искреннюю жизнь в вере, но при этом жить среди людей, общаться с ними на разные темы, работать на обычной работе,  и не позволить обществу и его порядкам повлиять на себя.

Когда израильтяне покинули Египет и вслед за Моисеем отправились в Ханаан, для них начался путь в пустыне. С одной стороны сложный, но с другой предельно ясный и простой. Сложный потому, что они были 40 лет в пути, при том, что в пустыне не так уж и много разнообразия, всегда жарко и всегда сухо, не хватает развлечений. Также сложный, потому что им пришлось уйти с насиженных мест, оставить прошлые привычки и учиться новым. Сложный, потому что нужно постоянно слушать Моисея и учиться следовать Божьему Закону, когда неверие как в случае с золотым тельцом, карается предельно жестоко. А простой, потому что фактически не нужно не о чём задумываться, нужно просто идти вперёд, слушать Моисея и уповать на Бога. Еду обеспечивает Бог – манна и перепела, направление обеспечивает Бог – столп огненный и столп облачный, защиту обеспечивает Бог – разделение Чермного моря, все спорные вопросы решает Моисей, опираясь на старейшин.

Однако путь в пустыне не может быть бесконечным, в какой-то момент израильтяне подходят к Ханаану, земле где «течёт молоко и мёд», к обетованной земле, заповедованной им Богом и для них начинается эпоха поселения.

И если во время пути в пустыне, не без трудностей и сомнений, но всё же израильтяне смогли пройти своим путём до конца, то во время поселения в Ханаане потерпели полное фиаско. Израильтяне вышли из пустыни с обгоревшими на солнце лицами, их женщины не знали косметики, да и мылись нерегулярно, одежда израильтян сильно поизносилась, они давно уже не ели разнообразной пищи, в пустыне они не знали никаких развлечений и поэтому вид огромной процветающей цивилизации для них был шоком. Они видели тучные стада, красивые дома, развитую инфраструктуру, красивых ухоженных женщин в прекрасных нарядах, успешных во многих отношениях мужчин. Израильтяне проигрывали по всем фронтам по сравнению с жителями Ханаана, и только в вере в Единого Бога, превосходили их. Бог, Моисей и Иисус Навин постоянно повторяли израильскому народу, что именно за эту веру и нужно держаться прежде всего. Однако блеск красивой и с внешней точки зрения успешной жизни, постепенно затмил перед израильтянами главную цель их пути в пустыне. Они избранный Богом народ, призванный следовать по пути Божьего Провидения, забыли о своём предназначении и в эпоху поселения, окончательно растворились в культуре, обычаях, верованиях жителей Ханаана. Фактически пленение в Вавилоне иудеев и полное истребление израильтян Ассирией, стало прямым следствием ассимиляции израильтян в среде ханаанских племён.

Как-то мне рассказали, что китайцы редко выигрывали войны их завоёвывали все кому не лень, однако спустя несколько поколений после завоевания, все завоеватели становились китайцами.

Путь в пустыне для христиан, также был и сложным и простым одновременно. Христиан преследовали в Римской империи, в любой момент их могли казнить, подвергнуть пыткам, бросить в темницу. Они собирались тайно, их считали страшной сектой, против них формировались различные языческие сообщества, единственной целью которых было выследить и уничтожить христиан. Это был путь в пустыне – полный слёз, страданий и печали. Одновременно с этим христиане следовали заповедям Иисуса, среди них жили апостолы, они поддерживали и любили друг друга и жили в постоянной духовной близости к Небесам и друг другу. Этот путь был очень сложным и даже опасным для жизни, но одновременно и очень ясным и простым, когда все делились друг с другом, всем что у них было и печалями и радостями.

И вот прошло 400 лет, и христианство стало государственной религией Рима. Христиане вышли из подполья, они стали признаваемы и почитаемы гражданами Рима, правительством и другими религиозными объединениями той эпохи. Началась эпоха поселения. Нужно было написать свод ясных правил новой религии – христианства, нужно было строить храмы и образовательные учреждения, где учили бы христианству, нужно было стать доступными и понятными людям, нужно было выбрать из всего многообразия записей об Иисусе основные. Христиане, вышедшие из подполья, фактически не имели ничего, а Рим имел всё: величественные здания, традиции, красивых, умных, образованных и во многом успешных мужчин и женщин, финансовые возможности и многое другое. В истории христианства также как в своё время и у израильтян началась ассимиляция в Риме, а потом и в других языческих народах.

Кто-то, как и израильтяне, просто растворялся в обычаях и традициях других народов, теряя и веру, и Божье предназначение, а кто-то уподоблялся апостолу Павлу и никогда не забывал о своём призвании. Когда апостол Павел свидетельствовал людям, он старался разговаривать с ними на их языке, но при этом он никогда не растворялся в культуре тех людей, кому свидетельствовал. Его главная цель привести людей ко Христу и к спасению оставалась неизменной, хотя способы и методы обращения к людям менялись постоянно в зависимости от того, к кому он обращался.

«Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона -- как чуждый закона, -- не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, -- чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его».
1Кор.9:19-23

Компромиссы с верой и разногласия среди христиан привели к разделению христианства на три ветви: православие, католицизм и протестантизм. И каждая из этих ветвей время от времени продолжает делиться и на другие более мелкие. Поэтому вопрос эпохи поселения остаётся открытым.

В нашу эпоху, так много успешных и прекрасных людей, так много времени уделяется моде и красоте женского тела, столько говорится о финансовом успехе и всевозможных развивающих тренингах, что верующему человеку легко затеряться в этом многообразии. С одной стороны коучинг, с другой эмоциональный код, тут предлагают арт-терапию и психодраму, здесь бизнес тренинги, а здесь расстановки, там чуть подальше тренинги лидерства, а во тут за углом нейролингвистическое программирование, чуть дальше работа с родом, а рядом диагностика кармы и т.д. и т.п. Стоит только на секунду забыть о Божьем Провидении, о призвании, о спасении, как поток всевозможных возможностей подхватит и понесёт в неизвестном направлении. И если с явными искушениями, такими как развратный образ жизни, наркотики, преступность, справиться верующему хоть и не просто, но всё же можно, так как это явные враги, то вот что делать в целом с хорошими и правильными вещами, которые работают и помогают, но постепенно отводят от Бога, часто не понятно.

В эпоху поселения открываются потрясающие возможности и грех ими пренебрегать, однако ассимиляция в обществе с потерей всех Божьих обетований происходит в тот момент, когда эти возможности становятся превыше предназначения.

Апостол Павел показал прекрасный пример, того как жить в мире, общаться со всеми на их языке и при этом никогда не забывать своё предназначение. Философия успеха настолько популярна в современном мире, что не может не оказывать влияния и на религию, всё чаще звучит мысль о том, что соблюдение Божьих Заповедей должно приводить к материальному благополучию и процветанию. А в молитвах такая мысль: «Боже, благослови все мои планы!» Однако, есть ещё и Божье Провидение и план по спасению всего человечества и иногда наши планы могут и не вписываться в Божественные планы. Поэтому истинно верующие люди продолжают молиться: «Боже помоги мне понять Твои планы и принять в них самое непосредственное участие».

Человек не может понять своё предназначение в отрыве от Бога, ни один тренинг личностного роста не раскроет тайну нашего истинного «я». Можно раскрыть свои способности, можно раскрыть свои скрытые дары и таланты, можно убрать детские психологические травмы и блоки, но Божественное предназначение моей жизни, открывается только в Боге. Бог остаётся всегда, всё остальное может подвести нас. Арнольд Тойнби, величайший историк исследовавший десятки различных цивилизаций взлетевших на пик своей славы и значимости и свергнувшихся оттуда, сказал: «Нет ничего более эфемерного, чем успех».

Все методы  и способы саморазвития, предлагаемые современным миром прекрасны только до тех пор, пока нам ясно наше главное и Божественное предназначение и они лишь поддерживают нас в нём. Если же они идут вразрез с Божьим Провидением или заменяют его, то становятся такими же точно искушениями, удаляющими нас от Бога, как в своё время стали прекрасные во всех других отношениях теории рационализма, эмпиризма, деизма и марксизма.

Цитаты:

«Я знаю многих людей, которые начитавшись книг по самосовершенствованию, начинают свысока относиться к своим близким и этим достигают прямо противоположного эффекта – не укрепляют семью, а находят «основание» для развода».
Стивен Кови

«Никто из вас по-настоящему не знал своего истинного «я». Лишь после того как вы узнали Божью волю, вы начали сознательно стучаться в двери своей личности. Каждый из вас должен ясно понимать, что вы происходите из прошлых эпох и призваны строить будущее. Может быть, вам кажется, что вы сами к этому пришли, однако на самом деле к такому пониманию вас подтолкнул Бог».
Преп. Мун Сон Мён

«Истинный мир может быть утвержден лишь на основе истинной любви, а взаимоотношения истинной любви можно познать лишь при условии, если люди поймут абсолютные ценности, основанные на Боге и способные связать людей воедино. Истинный мир не зависит от знаний, благосостояния, общественного положения, политического могущества или любых других внешних условий».
Преп. Мун Сон Мён


Рецензии