Выпускница Бестужевки. 4. Шаляпинский бал

Предыдущая: http://www.proza.ru/2019/04/16/715


4. "ШАЛЯПИНСКИЙ" БАЛ

     После окончания женской гимназии я из Владикавказа уехала в столицу. Благодаря заслугам отца меня приняли на знаменитые Высшие женские медицинские курсы в Санкт-Петербурге, восстановленные в 1889 году Бестужевым-Рюминым.

     Это учебное заведение имело большую и славную историю. Его выпускницы становились практикующими врачами разных специализаций, служили в известных госпиталях и клиниках по всей России, пользовались заслуженным уважением за высокую квалификацию и профессионализм. Обучение включало в себя теоретический курс и практические занятия.

     Среди курсисток были представительницы высшего петербургского общества. Даже дочери царя приходили к нам на медицинскую практику, хотя жили, конечно, в Зимнем дворце.

     Но мы не только серьёзно учились, но и отдыхали, как следует.

     В то время на курсах пользовались популярностью «земляческие вечера». Они плавно превращались в балы. На них приглашались известные певцы, поэты и актёры. Играл наш студенческий оркестр на фортепиано и скрипках.

     Мне поручили организовать вечер от Терской области Владикавказа, и однокурсницы посоветовали мне: «Слушай, Люська, ты у нас самая маленькая, юркая и смелая. Попробуй пригласить к нам самого Шаляпина! Вдруг он придёт! Чем чёрт не шутит!»

     И я отправилась к нему. Дверь открыла молоденькая горничная в накрахмаленной наколке на голове, в белоснежном фартуке. «Вы к кому?» «Я к Фёдору Ивановичу по очень важному делу». Горничная мельком взглянула на моё форменное платье и впустила в холл, где стояли пальмы в кадках, висело множество картин в позолоченных рамах, белели мраморные статуи. «Подождите здесь, пожалуйста. Я сейчас о Вас доложу» - и исчезла.

     Я обошла весь холл. В его углу на изящном инкрустированном столике было множество бронзовых фигурок. Особенно мне понравился спящий ангелочек.
Наконец, горничная вернулась, кивнула мне головой и повела через длинную анфиладу великолепно обставленных комнат. В самой дальней из них сидел в кресле Он, положив ногу на ногу, ну точно в такой же позе, как и на памятнике ему на Новодевичьем кладбище, где я недавно побывала.

     А тогда я сразу, даже не поздоровавшись, сообщили ему звенящим от волнения голосом, что он приглашён к нам на земляческий вечер в его честь. Шаляпин явно изумился моей наглости, но потом расхохотался и произнёс:

- Нет, деточка моя. Конечно, выступать я у вас не стану. Но вы можете вставить моё имя в афишу и тогда соберёте вполне приличную сумму за пригласительные билеты на свои нужды.

- А сколько билет должен стоить? - спросила его я.

- Ну не меньше пятнадцати рублей за штуку! - пожал плечами Шаляпин. А что у вас получится, одному Богу известно.
 
     С тем я и вернулась в Бестужевку. Ко встрече с Шаляпиным мы готовились самым тщательным образом. Надежды полностью оправдались.

     В нашем колонном зале собралась петербургская знать. Все хотели увидеть и услышать мировую знаменитость на расстоянии вытянутой руки, а может быть даже, перекинуться с великим певцом парой слов. Особенно много было гвардейских офицеров с аксельбантами и орденами и их дам с бриллиантами в белых бальных платьях.
 
     Заиграл наш оркестр. Начались танцы. Особенно отличились в мазурках знаменитые гусары в романтических венгерках. Мы, девочки, танцевали с ними по очереди.

     Конечно, к нам явились и студенты-белоподкладочники и красотки из Смольного института. Мы их презирали за то, что они умели только болтать по-французски, бренчать на «фортепианах» и падать в обморок при каждом удобном случае. К практической профессиональной деятельности, в отличие от нас, они были абсолютно не подготовлены. Впоследствии многие из них стали жёнами или любовницами комиссаров всех мастей.

     Мы, курсистки, стояли за столиками и продавали отдыхающим от танцев мороженое и шампанское в звенящих хрустальных бокалах. За каждый – пятнадцать рублей. А пригласительные билеты у нас легко разошлись по двадцати пяти рублей. Бал продолжался до самого утра.

     Хотя Шаляпин, естественно, не появился, но никто не рассердился на него, и все гости остались довольными. В наших руках оказалась очень даже приличная сумма, и все малоимущие курсистки смогли внести плату за обучение сразу за весь год по сто рублей каждая. А те, кто учился бесплатно, потому что у них отцы или братья погибли «за Бога, царя и Отечество», получили такую же сумму.

     Этот «Шаляпинский» бал я вспомнила через много лет в Норильске за колючей проволокой.


Продолжение: http://www.proza.ru/2019/04/22/976


Рецензии