Иерухам

 В каждой стране достаточно унылых провинциальных городков, проезжая которые хочется поблагодарить судьбу за то, что вы там не живёте. Удалённость от всего на свете, отсутствие работы, перспектив, маргинальная публика, пыль, грязь. Скажите любому израильтянину, что вы из городка Иерухам в пустыне Негев и он просто разведёт руками "Боже, как вы там выживаете?". В России есть выражение "Саша с Уралмаша" или "Ты что, с Урала?". В Израиле, говоря о провинциалах, выражаются так "Симона из Димоны", имея в виду малообразованную и простовато-хитроватую девушку, приехавшую из какой - то дыры в пустыне покорять Тель - Авив. На самом деле, город Димона, который раньше был символом "мухосранска", сегодня стал довольно большим и процветающим городом. А вот такие городки, как Иерухам, Нетивот, Сдерот и Мицпе-Рамон заняли сегодня место Димоны и даже её обошли. Путешествуя по югу Израиля и пустыне Негев, мы проезжали пресловутый городок Иерухам. И дружно отрыгнули, покидая его - какая смертная тоска и убогость.
Следуя заветам Давида Бен-Гуриона, провозгласившего принцип "если мы не победим пустыню - она победит нас", израильтяне сразу же после создания государства в 1948 году принялись осваивать пустыню, занимавшую почти шестьдесят процентов территории страны. Надо было, во что бы это ни стало, закрепить словом и делом своё присутствие на Ближнем Востоке и амбициозное правительство дружно начало с пустынь, где на тот момент времени не существовало ни одного современного города.
Негев находился в безраздельном пользовании бедуинов, настроенных абсолютно не лояльно к молодому и дерзкому государству. Кроме того, из центра страны в Эйлат, что на Красном море вела единственная узкая  и опасная во всех отношениях дорога, петляя среди гор и бескрайних песков. Транспорт регулярно подвергался нападениям бедуинов, достаточно вспомнить убийство одиннадцати пассажиров автобуса Тель - Авив - Эйлат в 1954 году. Таким образом, освоение Негева имело важное стратегическое и политическое значение. Так были созданы все те городки, как форпосты на трассе, превратившиеся сегодня в "унылые и богом забытые". Один из них, Иерухам, как раз контролировал ту самую эйлатскую трассу, а кроме того рядом находились разработки фосфатов, что давало работу переселенцам.
Городок был создан в далёком 1951 году и представлял собой сотни палаток на песке. Там, временно, селили эмигрантов из Румынии, Польши, Ирака, Египта и Марокко. Что касается европейских переселенцев, то вы должны помнить, что эти люди чудом выжили после Холокоста, а часть из них вовсе были узниками концлагерей. Те, кто прибыли из Египта, Ирака и Марокко - спасались от смуты в своих странах. Таким образом, те, кто переезжал на Святую Землю в пятидесятых, нельзя назвать эмигрантами в полном смысле этого слова. Это скорее беженцы, спасавшие свою жизнь. Вот они и создали Иерухам, равно как и другие малые города Израиля.
Но, как и везде в мире, на голом энтузиазме далеко не уедешь. Временные палатки постепенно заменялись "израильскими хрущовками", но работы в городе как не было, так и нет. Это вообще были крайне сложные годы для Израиля: непрекращающиеся войны с соседями, экономический кризис, беспрерывный поток беженцев, которых за эти десять лет приехало больше полутора миллионов при населении страны в 1948 году всего 750 тысяч человек. У государства банально не было денег для развития регионов.
В 1960 году, когда с одной стороны страна достаточно окрепла и перспективы трудоустройства появились хотя бы в тех же Тель - Авиве и Хайфе, народ начал массово покидать эти населённые пункты. Если за первые десять лет существования Иерухама его население увеличилось в пять раз, то затем оно уменьшилось вдвое. Уехали все, кто был хоть на что - то способен. Остались пенсионеры и маргинальные слои населения. Конечно, государство пыталось спасти положение, построив пару мануфактур, но время ушло. Все эти городки быстро стали деградировать, там никто не желал ни жить, ни работать, ни инвестировать. Всё начало приходить в запустение.
Уже в 21 веке, а именно в 2014 году в Иерухаме, при численности населения в восемь тысяч человек, имелось всего чуть больше тысячи рабочих мест. Если отбросить пенсионеров и детей, то получаем безработицу в самом идеальном условии тридцать процентов, а то и намного больше.
Массовый исход советских евреев из СССР начиная с конца 80-ых годов стал настоящей манной небесной для исчезающих городов, подобно Иерухаму. Тысячам людей, просто, заморочили голову  и бессовестно завлекли в эти городки, обещая высокий уровень жизни, профессиональную реализацию, современную медицину и государственную помощь. В Иерухам приехали несколько тысяч мигрантов из бывших республик бывшего Союза и... оказались в полной ненужности. Тем, кто был помоложе - не так страшно, они собрались с силами и рванули в поисках лучшей доли, кто в Хайфу, кто в Тель - Авив, а кто в Канаду и Америку. Но многие так и застряли там, особенно люди старшего поколения. Работы нет, окружение мягко говоря быдловатое, пыль, жарища. Странно и грустно видеть интеллигентных, явно питерских и московских старичков, сидящих целыми днями на лавочках и обсуждая былое. Они стали белыми воронами в этом чужом городе, населённом выходцами из Марокко и Ирака. Ещё одно никому не нужное и умирающее место на карте цивилизации...













      


Рецензии