Риголетто в Самаре незабываемый спектакль!

 "Риголетто": незабываемый спектакль!
 Опера Верди, 17 апреля 2019 года, Самарский академический театр оперы и балета

Люблю слушать Владислава Сулимского в разных театрах и разных постановках любых опер! В этих спектаклях всегда много нового и неожиданного.
Позавчера, 17 апреля,  это был "Риголетто" в Самарском театре оперы и балета. Седьмая версия оперы, в которых Владислав Сулимский исполнял роль шута герцога Мантуанского. И шестая из тех, что мне довелось увидеть в Австрии, в Швеции, в Германии, в России (Петербург, Уфа, теперь Самара, была ещё во Владивостоке, но эту я не слышала).
В Самаре ожидалось концертное исполнение "Риголетто", а оказалось полусценическое - артисты в костюмах, играют и действуют, как в обычных спектаклях, но практически без декораций, только с видеопроекциями на заднике сцены и минимумом реквизита. Говорят, эта тенденция набирает обороты среди режиссеров. И зрителям, похоже, она нравится, если видеоряд не противоречит замыслу создателей оперы и либретто. В самарской постановке Филиппа Резанкова было именно так. Все происходит на фоне старинных дворцов и особняков. Риголетто - почти классический шут в накидке-домино, в брюках с одной полосатой штатной, с разрисованными лицом, как у заправского клоуна. Герцог - во фраке, дамы - в старинных платьях. Словом, намек на эпоху соблюден, остальное дорисовывает воображение зрителя. Сидевшая рядом со мной дама время от времени повторяла, имея в виду постановку: "Как хорошо! Лишь бы ничего не меняли! Все замечательно! Ещё раз пойду и знакомых приведу!"
"Риголетто", лучшая опера Верди, по мнению самого композитора, и очень непростая для исполнителей, всегда слушается на одном дыхании, многие ее номера - это настоящие хиты, которые легко запоминаются и остаются в памяти навсегда. И сама опера, блестящий пример творчества зрелого Верди,  предстает во всей красе в исполнении первоклассных вокалистов. В этот раз это были Владислав Сулимский (Риголетто) и Алексей Татаринцев (Герцог). Я их обоих слышала уже в этой опере в шведском Мальмё пару лет назад и знала, что они прекрасны в этих ролях, даже если задумка режиссера переворачивает все с ног на голову. Лёгкий игривый бонвиван Герцог Алексея Татаринцева и едкий, острый на словцо, постоянно ожидающий подлостей от  окружения своего патрона, трагичный Риголетто Владислава Сулимского! Оба певца не просто оперные звёзды, но и обладатели великолепных голосов! Тенор и баритон, солисты, соответственно, Новой оперы в Москве и Мариинского театра в Петербурге, оба приглашенные солисты Большого театра России. Золотой фонд отечественного и мирового оперного Олимпа! 
У Владислава Сулимского Риголетто - одна из в его выдающихся ролей наряду с Симоном Бокканегрой, Макбетом, графом Ди Луна, Родриго. Хотя у этого оперного артиста большинство ролей незабываемы! И не только в операх Верди, но и Чайковского и Мусоргского. Маленькие спектакли в спектаклях! И в полусценической самарской версии Риголетто был не менее хорош! В сцене похищения Джильды, когда все его участники появились, прокравшись по приходу в зрительном зале, я настолько увлеклась созерцанием персонажа Владислава Сулимского, который карабкался по лесенке на авансцену с бутылкой в обнимку, по воле режиссера, очень достоверно изображая пьяного шута, что пропустила мило ушей знаменитый хор "Тише, тише!" А потом ломала голову, был ли он.
Что можно ещё желать к этому в исполнении почти классической версии оперы? Только прекрасную Джильду. И она была, хотя ее пела не заявленная ранее солистка Мариинки Анастасия Калагина, а солистка Самарского театра Ирина Янцева. Нежная, трогательная, беззащитная и сильная в своей безоглядной любви.
В театре замечательная акустика, зрительный зал сравнительно небольшой, но довольно широкий. По своей невнимательности, я влетела в зал с началом увертюры (не заметила, что начало в 18.30, на афишах почему-то время не указывалось, а на билет, я самоуверенно взглянуть не удосужилась), и до антракта сидела в амфитеатре, не попав на своё место в первом ряду партера. Зато оттуда прекрасно рассмотрела рисунок всех мизансцен и насладилась прекрасным единым звуком солистов и оркестра. Второе действие, в котором сосредоточены все мои самые любимые арии и дуэты героев оперы, слушала и смотрела с середины первого ряда партера, впервые испытав почти физическую вибрацию мощных голосов Владислава Сулимского и Алексея Татаринцева. Удивительный акустический эффект этого театра! Просто мурашки по коже от этих звуков! Даже только ради этого стоило приехать на спектакль! Но в нем все было прекрасно! Я бы сказала, в нем была незабываемая, абсолютно чудесная оперная атмосфера, что, я полагаю, самое главное!
И ее не нарушило, а даже усилило, одно из ряда вон выходящее событие.
В самом конце, когда умирающая Джильда поёт свою предсмертную арию, а Риголетто рыдает в ужасе от страшного результата своей мести, в зрительном зале возник переполох с негромкими возгласами, беготней и суетой. А все это началось с глухого, но сильного звука падения чего-то тяжёлого. Секунд через десять, Риголетто, вмиг ставший Владиславом Сулимским, захлопал в ладоши, оркестр замолчал, действие прервалось. И не терпящий возражений повелительный голос генуэзского дожа Симона Бокканегры произнес: "Скорая нужна? Помреж вызовите скорую!" И через минуту он пошел к дирижеру, определиться с какого места начать прерванное действие. И пока он решал этот вопрос, зал одобрительно аплодировал, радуясь, что для всех человеческая жизнь важнее всего!
Овация после спектакля была долгой и бурной. "Риголетто" оправдал надежды зрителей!


Рецензии