1-я командировка, первый объект. Теджен

"От лености обвиснет потолок, и когда опустятся руки, то протечет дом." (Екклесиаст 10:18)

"выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера." (Псалтирь 103:23)

          *****

Командировочные воспоминания: моя 1-я командировка, мой первый объект, Туркмения, Теджен, новая подстанция 220 кВ.

          *****

Мир вам, командированным!

20 сентября 1973 года началась моя трудовая деятельность... После защиты диплома в ТашПИ по специальности "Электрические станции", с присвоением квалификации инженера электрика, я начал работать в САО ОРГРЭС, в Ташкенте.

Незадолго до моей первой командировки сочинил я песню "Командировка". Такая чушь получилась! Не хочу её здесь ставить. Стыдно... Но пользовалась успехом и в ОРГРЭС, и в командировках, т.к. с душой пел и был романтиком.

Отправились мы в командировку втроём, бывшие студенты из одной группы ТашПИ. Теперь мы вместе работали на предприятии CAO ОРГРЭС, в группе РЗА (релейная защита и автоматика).

Один из нас был штангист, Толик Адаменко, он помогал мне добираться, нёс свой и мой чемоданы. Спасибо ему! Я только что оставил палочку, после перелома ног и начинал ходить без неё.

Со мной всегда была гитара...

Новичков, молодых специалистов, отправляли в трудные места. Нас отправили в Туркмению, в Теджен, на новую, строящуюся подстанцию 220 кВ.

Здесь были трудные условия проживания: "зэкам" (заключённым) шёл в Теджене один год за два. Но, т.к. я ничего другого не видел, то всё было нормально. Здесь мы работали год или полтора. Это было интересное, насыщенное время.

С нами были ещё трое молодых специалистов из другого отделения ОРГРЭС, из Владивостока. Один из них тоже играл на гитаре. И мы с ним веселили нашу молодую компанию инженеров наладчиков во время гулянок. Порой выходили ночью в поле и пели в полный голос песню о гитаре: "От зари, до зари, от темна до темна..."

Никто из жителей нас не ругал за это. Жили мы свободно и спокойно, собственно целый день мы были на работе и гуляли не так уж часто.

Мы (трое из Ташкента) были вторичниками, а они (трое из Владивостока) были первичниками, т.е. они производили работы с оборудованием высокого напряжения.

Все с удовольствием работали, крепко отдыхали, много пели под гитару. И часто играли в преферанс, на интерес (по копейке).

Научились варить себе еду. Столовая была, но удивительно плохая. Одно время варили по очереди на улице, перед домом, подбрасывая дрова в печку.

Была как-то моя очередь. У противоположного дома лежала крупная, крепкая, матёрая, уже немолодая, уличная собака и наблюдала за мной. Когда у меня было свободное время, я садился и наблюдал за ней. Кроме нас на улице никого и не было.

Понаблюдав за мной достаточно долго, собака встала и направилась не спеша ко мне. Дал ей что-то пожрать и она осталась при нас, уверенно и умело защищала нас от одичавших собак и пьяниц.

Она никогда не лаяла, её рычания было достаточно. Она обладала авторитетом и нас все обходили стороной.

Жили мы одно время в отличной двухэтажной квартире с ванной, душем, туалетом, кран на кухне. Вот только одного не было - воды...

На подстанцию привозили нам воду в большом баке. По цвету она больше походила на чай, если не на кофе.

Как-то забыли привезти воду и шофёр говорит, что нужен помощник, тяжёлый бак нести. Я поехал с ним, мне было интересно, откуда он воду берёт для питья.

Оказалось, что он брал её из реки, которая протекает по городу. К тому же в конце города, не в начале. Я его крепко отругал и мы взяли в этот день воду тоже из реки, но до города...

Была в той местности и пендинка, скорпионы, фаланга, ядовитые змеи. Но с нами ничего не случалось.

Наш старший инженер, Женя, сменился другим руководителем, Синченкиной Галиной Ивановной (Г.И.). Она была многосторонним человеком. Дала мне почитать замечательную книжку Г. Рей "Звёзды". У автора был свой подход к распознаванию созвездий на небе.

В старые времена созвездия рисовались живописными картинами, ничего не имеющими общего с отдельными звёздами созвездия.

Наука соединяла звёзды созвездия кратчайшими прямыми, не имеющими ничего общего с названием созвездия.

А вот Г. Рей соединял звёзды созвездия прямыми линиями так, что изображение созвездия однозначно было похоже на название созвездия. И изобразил (нарисовал) все созвездия, все 88. Это было грандиозно, гениально!

У меня появилась тяга к звёздам, желание узнать их названия, названия созвездий, распознавать где они находятся на ночном небе, познакомиться с мифами о них.

И я вышел в первый раз, с звёздным атласом в руке, посмотреть на ночное небо, уверенный в том, что уж Большую Медведицу и Полярную звезду, по крайней мере, найду сам. Небо было замечательным, звёзд - больше, чем достаточно...

Но Бог - Творец неба и Земли, посмеялся надо мной, я не смог определить ни одну звезду, ни одного созвездия!

Большой Ковш спрятался за единственный в этом месте большой дом...

Через год я знал и мог распознать на небе большинство созвездий северного полушария, познакомился и с их красивыми легендами. Познакомился и с многими, самыми яркими звёздами, с их названиями, легендами.

Для изучения звёздного неба необходим минимум год, т.к. звёздное небо зимы не имеет ничего общего со звёздным небом лета. И это пришлось мне познать...

Позднее, когда для меня стал доступным и весь земной шар, опять пришлось мне познать, что я не знаю всего звёздного неба. Т.к. звёздное небо Южного полушария не имеет ничего общего с Cеверным. Однако наше, северное, звёздное небо красивее...

Таких замечательных созвездий, как Большая Медведица или Орион, нет на звёздном небе южного полушария. Южный Крест меня не впечатлил..., хотя он и занял место на флагах Австралии и Новой Зеландии, где я путешествовал.

Через Г.И. я узнал и о йоге и стал заниматься хатха-йогой, время от времени (для поломанной ноги это было полезно и это стимулировало меня в то время).

В Союзе йога, как и многое другое, была запрещена. Первую книгу по йоге, выпущенную в Союзе, я купил в середине 80-х годов, живя уже в Берлине...

Г.И. была бесстрашной женщиной. У нас был общий дух, хотя была она чуть ли не в 2 раза старше меня. Занималась она и голодовкой, по месяцу без еды, работая при этом.

Я был в то время худым и без голодовок, поэтому, что это такое, я познал позднее, лет через 30. Тоже интересно...

Был у нас в Теджене сосед, мой друг, который провёл 10 лет в Магадане, т.к. занимался контрабандой наркотиков через границу с Ираном. Видимо он и употреблял их, т.к. его дыхание походило на включённый пылесос.

Он часто мне говорил: "Езжай, Володя, лучше в Магадан, там хорошо, здесь плохо". Вспомнил об этом, когда в в 2014 году посетил Туркмению и Иран.

Иногда мы с ребятами ходили пить пиво в пивную. Однажды и сосед сидел там. Мы ему заказали от нас кружку пива. А от него получили бутылку пятизвёздочного армянского коньяка.

В другой раз купили в городе хорошие, красивые книги. По пути домой зашли в пивнушку, сели на полянке на траву попить пивка, было жарко...

Там уже сидели, попивая пиво, многие, группами. Вдруг к одной из групп, рядом с нами, подходит молодой человек с кружкой пива. Да как трахнет этой кружкой одного из сидящих по голове...

Тот поднимается, как ни в чём нe бывало и двухлитровым баллоном с пивом трахает первому по голове. И началось такое побоище вокруг нас!... Как в ковбойских фильмах, только наяву.

Они бегают вокруг нас, дерутся, а мы сидим посередине с книжками и пьём пиво. Продавец схватил свою кассу с деньгами и дал дёру на мотоцикле с коляской. Вслед ему летели кружки, банки, камни...

Я говорю ребятам, что пора и нам домой, пока нас не спросили - за кого мы?

Иногда мы с местным персоналом подстанции варили вкусную тройную уху на костре, на территории подстанции и общались. Один диспетчер поймал сома весом в 50 кг, в канале, в пустыне.

Я поехал как-то сам с браконьерами ночью на рыбалку, на грузовике. Одной сетью мы перекрыли канал, а с другой сетью отошли на пару сотен метров дальше и пошли с ней в воде к первой сети.

Рыбе было некуда деваться. Она стала беситься, на большой скорости прыгать через сеть, бить нас по ногам или по лбу. А рыба была крупная: толстолобик и белый амур. К концу рыбалки мы были все в синяках и шишках. Но улов был громадным - толстым слоем лежала рыба по всему полу грузовика...

Работали мы дружно, с интересом, многому научились и когда-то пришло время пуска подстанции. Не всё мы сделали правильно, всё же первый объект. Возились с исправлениями до поздней ночи...

И вот наступило время, когда диспетчер дрожащей рукой включил выключатель... и тёмный, грешный городок Теджен засиял от света. Пришло довольно приятное чувство... - чувство усталости и удовлетворения.

P.S.: Мы не были лентяями, работали дисциплинированно. Порой и после ужина, т.к. в Теджене было скучновато...

Однажды я поработал после ужина до полуночи. Просто было интересно довести одну работу до конца. Мой однокурсник сказал, что я не справлюсь. Однако я сделал даже больше того, что намечал. Мы работали с удовольствием...

Слышал от А.К. Семёнова, начальника электроцеха ОРГРЭС, что Синченкина Галина Ивановна стала крепко верующей христианкой и в 1996 году (интересно, что и мы с Ниной в 1996 году пришли к вере) уехала в Душанбе к дочери. Очень рад за неё, ведь самое главное, живя на земле - наладить мир с Богом. Всё остальное второстепенное.

Тяжёлое было время. Слышал, что в Таджикистане даже охотились на европейцев... Однако за бесстрашную Г.И. я не волнуюсь. Больше волноваться стоило бы тем, кто за ней охотился, если такие были. Вот уж им несдобровать...

О том, как Г.И. помогла нам с Ниной после свадьбы, когда мы оказались в тяжёлом, безвыходном положении, напишу в другом рассказе. Это был для того времени героический поступок... (рассказ уже готов: "Владимир и Нина - одна плоть")


Рецензии