В боевом строю

    В четком марше покидают синеблузники сцену, идут среди зрителей, и вдруг в зале стало тесно от мелькания алого и белого.. Во все стороны летят листки, ну, прямо, как  некогда, революционные листовки. В едином порыве  вскинуты руки с миниатюрными плакатами:»16 апреля все - на коммунистический субботник!» И лаконичная подпись – «Синяя блуза» .
    А на другом листочке, также красным по белому, напечатано;
   «Ударная наша работа,
    Как воздух, стране нужна.
    Творить ее должен не кто-то,
     Все мы – это ты и я»
    Короткий, как вспышка миг – летящие бумажные птицы. А сердце  в груди почему-то  стучит громче обычного, словно, в такт отзвучавшего марша. Представилось, вот если бы сейчас прямо из зала людям предложили взять лопаты и пойти на субботник, то вряд ли нашлись бы отставшие. Ведь сегодня слово добралось до сердец, заставляя их стучать не в одиночку, а в едином ритме.
   Этот агиттеатр  «Синяя блуза»  при Казанском Дворце культуры имени Саид Галиева заслуживает отдельного разговора не только потому, что высоко оценен  жюри вокального смотра конкурса, прошедшего в столице Татарии, где и произошел эпизод, описанный выше. Его коллектив сумел убедительно доказать, как много значит слово, употребленное со вкусом, чувством меры, по точному адресу и вовремя. Почему же вызвала  такое  мощное эмоциональное воздействие сцена с листовками? И важно ли то, что она произошла именно после просмотра  представления  «Сотворение мира», где  крепко скомпонованный критический материал в юмористических и сатирических красках  бичует недостатки? Вот в этом-то и заключается мудрость агитаторов-синеблузников.
    Смех сатиры сотворил свое  очищающее  действие  в душах людей, сделал их способными сначала к сопереживанию, а потом к ощущению сопричастности с большим делом.
    «Синюю блузу» знают не только в нашей республике. Коллектив – лауреат Всесоюзного конкурса 1974 года , он принимал участие в молодежной программе «А» плюс «Б» по Центральному телевидению.
    От двадцати трех до сорока четырех лет – таков возраст членов агиттеатра, возглавляемого Ксенией Александровной Васильевой.
    - Мы – очень занятые на производстве люди, - рассказывает К.А. Васильева. – но все равно пять раз в неделю после работы  собираемся на часок. Велико не только объединяющее всех нас увлечение искусством. Наш коллектив, сцементированный  на творческой основе, - это то, чем мы дорожим больше всего.
    Хочется вспомнить еще один коллектив нашей республики, завоевавший  симпатии всего зала. Это агитбригада «Молодость»
Адав-Тулумбаевского сельского Дома культуры Буинского района.
    Программа «Советский Союз – оплот мира»  ведется на татарском языке, но зрелищный  и текстовой материалы выстроены таким образом, что лучшим переводчиком становятся взаимопонимание и солидарность.
    Одиннадцать человек действуют на сцене перед картой мира. Агитбригадовцы в костюмах людей разных профессий символизируют единство людей труда, говорящих на всех языках мира. Потому вполне  органично  в конце представления, длившегося менее пятнадцати минут, в текст вплетаются призывы за мир на русском, английском, немецком, испанском…
    Руководитель Фарит Садриев – колхозный инженер-механик. Десять лет в самодеятельности – таков его стаж.
    Буинский коллектив, как и «Синяя блуза», получил высшую оценку жюри смотра – звание  лауреатов первого Всероссийского и Всесоюзного фестивалей самодеятельного художественного  творчества трудящихся. Он же стал обладателем специального  приза  Союза писателей Татарии.
   Если говорить о смотре в целом, то можно гордиться тем, что из одиннадцати коллективов, получивших высшую оценку жюри, четыре  - из нашей республики: кроме уже названных, агитбригады Сармановского и Аксубаевского РДК. Коллектив из Муслюмовского РДК уехал со званием  лауреата  Всероссийского фестиваля и дипломом первой степени Всесоюзного фестиваля.  Обладателем такого диплома стала  агитбригада  Заинского ДК  «Октябрь».
    Шестнадцать бригад  Татарии, Башкирии, Удмуртии и Ульяновской области три дня состязались  в искусстве  труднейшего эстрадного жанра. Жюри отметило большой сдвиг в развитии агитколлективов – боевитость, действенность, возросшее исполнительское мастерство, творческий подход к художественному и музыкальному  оформлению программ. Как и водится на каждом таком смотре, жюри – это не только комиссия по начислению баллов. Это и совет специалистов – драматургов, композиторов, хореографов,  режиссеров  и художников. Много полезного услышали от них агитбригадовцы и в отдельных беседах. и на научно-теоретической конференции, завершившей большую работу смотра-конкурса. Знаменательно, что он прошел в дни, когда в партийных организациях активно  обсуждается  постановление   ЦК КПСС  «О повышении роли устной политической агитации в выполнении решений ХХН съезда КПСС»
    Можно  уверенно   заявить, что эти конкурсные дни дали огромный творческий заряд людям, так или иначе участвовавшим в смотре. Все передовое в искусстве агитирующего слова, показанное артистами Башкирии, Удмуртии, Татарии и Ульяновской области, должно быть обобщено специалистами и как можно быстрее  рекомендовано  в жизнь.
    Вызывает двойственное чувство факт: из шести коллективов, представленных Татарией,   четыре – сельских.  С одной стороны,  если  статистика смотра в той же пропорции отражает и положение в общем, то есть основания беспокоиться за горожан.
    Характерно, что увинцы (Удмуртия), «Шпилька» (Башкирия), «Синяя блуза» (Казань) другие агитколлектитвы тяготеют к представлениям, где непременно  нужны  стационарные   условия со свето-  и кинотехникой, системой озвучивания,  акустическим комфортом, с механизированной сценой.  На помощь современной пропаганде должна прийти в полную силу и современная техника.
    Но какие бы средства  ни  пришли на помощь – экран кино или телевизора, магнитофон или радио – очень важно, чтобы в каждом районе был создан сильный коллектив из числа авторитетных, политически грамотных людей, обладающих актерскими данными, умеющих сделать  свою программу  действенным орудием в идеологическом воспитании людей. Ведь агитбригада – это поистине журналистика на сцене. Это боец, у которого самое меткое на земле оружие  - слово.
                Светлана КИМ. Газета «Советская Татария». 1975 г.


Рецензии