Полет на крыле

«Испугаться толком не успел. Разбежался, оттолкнулся, поднялся в воздух - и уже земля. Надо садиться. Отжал ручку от себя, встал на ноги и на этом всё закончилось».
Так описывает свой первый полёт на «дельте» (дельтаплане) горловчанин Михаил Благирев. До того первого подъёма он прошёл длинную дорожку. С детства мечтал стать пилотом. Ходил в авиамодельный кружок во Дворце пионеров, участвовал в соревнованиях. Однажды даже занял третье место. После окончания школы закончил ПТУ, стал электриком.
Когда накатилась волна увлечения компьютерами, пошёл на дополнительные курсы по вычислительной технике. Работал на «Стироле», в макеевском «Скифе», собиравшем одно время магнитофоны под «японца». Параллельно в частном порядке занимался сборкой компьютеров. В 17 лет, из базовых деталей «военки», сделал кодовый электронный замок с несколькими степенями защиты, который стоит в его квартире по сей день. Замок редкий, «заковыристый" и со звуком. При нажатии на кнопку звонкий женский голос ехидно произносит: «Господа! К вам гости». Посмотреть на изобретение часто приходили друзья, приятели, знакомые, а то и просто соседи. Это сегодня подобными электронными "заморочками" никого не удивишь, а тогда такие аппараты считались чуть-ли не чудом.
К своему практическому увлечению небом Благирев пришёл случайно. На «Стироле», на проходной, увидел объявление о наборе учлётов на секцию дельтаплана и отправился туда на смотрины. Собралось человек сорок. Поначалу было неинтересно и скучно. Теория и парточный «ликбез». С карандашом и тетрадкой сидели и записывали азы лётного дела. Лонжероны, оперение, нервюры, угол атаки... Со всеми этими терминами Миша познакомился ещё в школе, и вопросов не возникало.
Не было главного - полётов. Аппарата, на котором можно было бы осуществлять эти полёты, конечно, тоже, Решили строить сами. Своими силами. В журнале «Крылья Родины» нашли схему французского, 70-х годов создания «Атласа» и под руководством имеющего удостоверение пилота Евгения Шуклина приступили к сборке.
Лепили с миру по нитке. Брали что где. Трубы везли из Старобешева, с вагоноремонтного завода, за армированными тканями ездили в Россию, в Подмосковье. В старом доме, в подвале, всё это хозяйство складывалось и собиралось.
Через несколько месяцев получили результат. Новенький, свежевыкрашенный, блестящий на солнце аппарат. Дельтаплан. Испытывать его повезли в село Благое, под Старобешево. Там среди зелёных полей и дачных участков есть небольшая, высотой где-то в 160 метров, гора, как-будто специально созданная для полётов и занятий планерным спортом.
Техники, на которой можно было бы доставить машину к месту испытаний, не было. Поэтому инструменты, разобранную «дельту» и прочий технический скарб погрузили на личные «Жигули» Евгения Шуклина и потащились (скромный «жигулёнок» был завален под завязку) в Старобешево.
К крещению небом добралось человек шесть. Остальные отсеялись в процессе подготовки. После первых синяков и шишек осталось и того меньше, всего трое. Среди них Михаил Благирев. Начинали летать где-то с десяти метров, затем по склону горы поднимали «дельту» всё выше и выше. Пока постепенно не добрались до самой вершины и не осуществили задуманное по полной программе. «Первый полёт - это борьба, - вспоминает Михаил, - между страхом и интересом. Небо манит, но не знаешь, чем всё обернётся. В какое-то мгновение интерес берёт вверх - и взлетаешь. Чувство при этом обалденное. Сравнить с чем-то тяжело. Что-то подобное чувствует, наверное, мотогонщик или пилот Формулы 1. На большой высоте и приличной скорости ощущаешь себя птицей. Тело невесомое, под ногами десятки метров высоты, полная тишина, и только ветер свистит в ушах. Казалось, летал бы вечно. Хочется ещё и ещё. Максимум, что мне удавалось выжать, - это 3-4 минуты свободного парения. Но мастера добиваются большего. Ловят восходящие потоки, спиралью поднимаются на два - два с половиной километра и летают по 3-4 часа. Пока ремнями не натирают мозоли до крови».
Особое внимание уделяли технике безопасности. Забыл пристегнуть ремни или надеть шлем - и всё: пиши пропало. При неудачной посадке или неправильном манёвре имеешь все шансы познакомиться с больничной койкой. Тем более, такие случаи были. Не у горловчан, так у соседей из других городов, которые тоже в летний сезон съезжались под Старобешево. Ломали ноги, получали вывихи. Один разбился насмерть. Влетел под тучу, попал в «трубу», крылья сложило - и всё. «Дельту» неуправляемо понесло к земле.
Но всё быстро закончилось. Сегодня дельтапланеристы не летают. Перестройка опрокинула всё. Последний раз в Благое ездили давно. Для новых полётов нет ни денег, ни транспорта, ни средств. Дельтаплан, который у них был, давно отслужил своё. При заводской гарантии два года он уже налетал добрый десяток. А о том, чтобы купить новый, не может быть и речи. Фирменная «дельта» стоит, как хорошая машина, от 4,5 до 15-ти тысяч долларов, подержанный отечественный можно приобрести за 300. Но и на него у ребят нет денег. Автомобиль, на котором возили технику, тоже не выдержал нагрузок. «Жигулёнок» Шуклина давно в гараже, стоит в ожидании неизвестно когда будет сделанного ремонта.
В общем, всё заглохло. И при современном экономическом раскладе вряд ли подлежит реанимации. "Сейчас встречаемся иногда, - говорит Благирев, - вспоминаем прошлое. Чтобы не забыть пройденное, обсуждаем технические новинки. Да вот ещё, бывает, по канальской дороге на велосипеде разгонишься, подставишь ветру лицо и вроде как летишь. Сразу становится легче".

Напечатано "Вечерняя Горловка", 2001 год


Рецензии