Девочка по имени Вайно

Он назвал её Вайно — "единственная". У неё светлые вьющиеся волосы и тёплые карие глаза. Она пришла к Хансу Гофману из его старой книги, недописанной, забытой, заброшенной на дальнюю полку, но всё-таки — существующей.
Ханс живёт в маленьком городке, где все друг друга знают. По утрам он пьёт кофе, сидя на крыше. Прямо как Карлсон. Ханс не помнит, сколько ему лет. Он выглядит как тридцатилетний уже давно. Наверное, он бессмертен. Это или дар, или проклятие, но Хансу всё равно. Он устал от развлечений и веселья, он просто существует в своём собственном мире, которому никто не дал названия.
Вайно пять лет. Она обожает ванильное мороженое и боится темноты. Она гоняет во дворе голубей и соседских кошек, отказывается есть манную кашу и требует читать ей сказки на ночь, если не может уснуть. Сказки эти простенькие, герои в них не такие живые и продуманные, как Вайно, они плоские, похожи на тени и практически бесцветные. Но всё равно неделями потом Ханса пугают расплывчатые принцессы и драконы, выползающие из буфета и из-под матраса.
Ханс чувствует себя дядюшкой-холостяком, которому привезли непоседливую шумную племянницу. Он очень, очень устаёт. Иногда кричит, а потом пьёт успокоительные и просит у Вайно прощения.
Когда она болеет, Ханс места себе не находит. Он поит её чаем с малиновым вареньем, меняет компрессы, поёт колыбельные и до рассвета сидит у кровати, слушая дыхание девочки. Ханс любит Вайно так, как не любил детей никогда. Быть может потому, что своих детей у него не было, а чужих любить слишком просто?…
Вайно исполняется десять. Ханс чувствует себя отцом-одиночкой и решительно не понимает, что делать с тысячей и одной проблемой. Он проверяет дневник, покорно ходит на родительские собрания, беседует с учителями и снова пьёт успокоительные. Вайно хочет новую одежду "как у всех" на день рождения. Она поссорилась с подружкой и ревёт по ночам. Она простудилась, капризничает и просит сладкую вату. Ханс хватается за голову.
Вайно пятнадцать. Она закрывается в комнате и разговаривает сама с собой. Она перестала есть и пытается похудеть. Она кричит на Ханса. Ушла из дома вечером, в дождь, хлопнув дверью. Сказала: « Ты мне не отец». Ханс сидит у порога всю ночь и ждёт. Вайно возвращается утром, заплаканная, испуганная, промокшая и голодная. Просит прощения. Ханс ведёт её в дом, заваривает чай и печёт оладьи. Вайно дремлет на диване, забыв о еде. Ханс укрывает её пледом, бережно прижимает к себе и целует в макушку. Её волосы пахнут дождём, кофе, шампунем и чем-то ещё, непонятным, родным и милым. Ханс любит Вайно больше всех на свете.
Он пытается не писать больше ту сказку, но она словно липнет к нему, слова охотно выплёскиваются наружу. Чем окончится эта история для Вайно, Ханс не знает. Но единственное, что он ясно понимает: эта книга — лучшее его произведение.
Вайно сидит на кухне и ест ванильное мороженое, запивая его чаем. Ханс варит манную кашу. Потом садится за стол напротив Вайно.
— Я почти закончил сказку. Но всё ещё не знаю, что будет в конце со всеми моими героями, что будет с тобой. Пообещай мне, что не вернёшься обратно, что даже не прикоснёшься к этой книге и не откроешь её.
Вайно кивает.
— Ага. Не переживай.
Ханс продолжает варить кашу и бросает в кастрюлю три ложки соли вместо сахара. Он боится за Вайно. Ханс любит Вайно больше,чем любил кого-либо в своей жизни.
Ханс знакомится с женщиной в старой таверне. Он часто проводит там время, особенно после встреч с редактором а местной газетке, куда сдаёт статьи и короткие рассказы.
Женщину зовут Аврора. Она писательница. Она живёт долго, слишком долго, Ханс понимает это по её глазам — тоскливым и уставшим. Аврора мила и вежлива, Ханс предупредителен и обаятелен. Они понимают друг друга. Им хорошо вместе, спокойно. Аврора говорит, что это Вайно держит Ханса на земле так долго. Это она, его ожившая героиня даёт силу и возможность существовать. Исчезнет Вайно — исчезнешь и ты, говорит Аврора.
Вайно семнадцать. Она сидит на кровати, укутавшись в халат Ханса, и пьёт какао. Вайно думает. Она впервые влюбилась, влюбилась слишком сильно, и это рушит всё вокруг. Она любит Ханса больше всех на свете.
Вайно не может больше ждать. Её любовь светится, горит, освещает весь мир, от неё сияют глаза, звенит голос, с любовью даже манная каша варится вкуснее! Сегодня, сегодня же Вайно скажет Хансу, что любит его.
Она готовит ужин. Потом переодевается: достаёт из старого шкафа винно-красное платье, своё любимое. Делает высокую причёску, надевает туфли на каблуке. В комоде среди вещей Вайно находит шкатулку, а в ней — диадему в виде короны. Она досталась Хансу от матери.
Вайно красит губы яркой красной помадой. Образ завершён, остаётся ждать. Ханса всё нет.
Он сидит в таверне с Авророй и ему так спокойно, как не было уже давно. С Вайно сердце всё время не на месте. Беспокойная девочка, хоть уже и взрослая. С Авророй хорошо. Она умна, образованна, воспитанна, остроумна. Она понимает жизнь едва ли не лучше самого Ханса.
— Принеси мне свою сказку, — просила Аврора. — Я почитаю.
Ханс не видел, как она сидела ночью при свете свечи и, смеясь, обмакивала перо в чернила.
"«Королева обманула нас!»,— кричали на площадях". Так начиналась новая глава. А Аврора смеялась. Её смех змеёй полз по стенам, вниз из окна, по улицам. В домах плакали дети.
Вайно ждёт. Ханса всё нет. Но вот и он, отпирает дверь. Вайно на цыпочках подходит к лестнице и смотрит вниз. Дверь открывается. Рядом с Хансом какая-то женщина. На ней длинное красное платье. Она смеётся. Вайно смотрит и не может поверить. Они идут на кухню.
— Мм, ужин?, — удивляется Аврора.
— Да, это … Вайно, она приготовила.
— Милая девочка.
Льётся в высокие бокалы кроваво-красное вино.
— Ты решил, куда отправишь её?
— Кого отправлю?, — хмурится Ханс.
— Девочку.
— Зачем?
— Когда мы поженимся, тебе нужно будет отправить её куда-нибудь. Мы ведь не оставим её, правда?
— Мы поженимся?,— удивляется Ханс.
— Конечно.
На тонком пальце Авроры — тяжёлое кольцо с гранатово-алым рубином. Она подливает ещё вина.
— Я прочитала твою сказку. Она чудесна. Вайно не знакома с ней?
— Нет, что ты! Я запретил ей читать. Она не должна уйти обратно.
Аврора улыбается.
— Рано или поздно, она всё равно прочтёт. И решит сама для себя.
Вайно застыла наверху, до боли сжав перила. Ханс любит эту женщину? Эту странную женщину со злыми глазами?
Вайно уходит в свою комнату и запирает дверь. Через четверть часа мимо проходят Ханс и Аврора.
— Вот, твоя рукопись, милый. Я забыла вернуть.
Хлопает дверь в кабинете. Потом шаги и голоса отдаляются, становятся тише.
Вайно сидит на полу в своём красивом красном платье и плачет, по-детски, не вытирая слёз, кусая губы, намазанные помадой. Она не нужна ему, она — всего лишь персонаж старой забытой сказки, у которой нет названия.
Ханс сидит на крыше и обнимает Аврору за плечи. Она зябко кутается в его халат, тот самый, который сняла Вайно несколько часов назад.
— Помнишь, как ты придумал меня?,— спрашивает Аврора. Хмельной Ханс задумчиво качает головой.
— Нет, не помню. Какой я тебя написал?
Она смеётся. — Хорошей. —
И вдруг становится серьёзной.
— Я лучшее твоё творение, Ханс, я — совершенство, я — твой предел, начало и конец. Мы вечно будем жить в этом мире, пока на тонких страницах будет написано моё имя рядом с твоим …
Вайно на цыпочках заходит в комнату Ханса. Старая сказка — тетрадь в потемневшей обложке — лежит на столе. Вайно снимает туфли и босиком подходит ближе. Книга сама раскрывается, страницы шуршат и шипят, словно змеи: "Здрассствуй, здрассствуй, ссссзаходи".
— Я не нужна ему, — напоминает себе Вайно. И шагает вперёд.
От тонкого и отчаянного девичьего крика Ханс мгновенно трезвеет. Он вскакивает, побледнев, и бежит в комнату. И только Аврора на крыше торжествующе смотрит в небо и уже не прячет хищной улыбки.
… Алый рассвет поднимается над площадью. Ещё совсем рано, но улицы уже полны людей. Все толпятся, кричат, стараются протиснуться поближе к установленному посреди площади помосте: сегодня казнят королеву. Никто толком не понял, отчего их спокойная, строгая, рассудительная правительница вдруг превратилась во врага, в угрозу для мирной жизни, в предательницу и изменницу. Говорят, что так и вершатся перевороты, последние представители древнейших династий в четверть часа уничтожаются, а простой люд не успевает ничего понять, и уже к полудню простодушно хвалит нового властителя, и выкрикивает: «Ура!», покуда не будет кто-нибудь объявлен врагом народа, личным врагом императора, предателем, стукачом или другим преступником и не будет заколот на месте под радостные хвалебные крики других, пока живых, пока слепо верящих и надеющихся. Говорят, так вершится кровавая история нашего мира во все времена.
Королева стоит босиком и смотрит в алеющие небеса. Палач любовно протирает топор, бережно поглаживает обух.
На троне восседает женщина. Она красива, но какой-то холодной, вселяющей ужас красотой. В тёмных насмешливых глазах танцует, кружит, раскинув иссиня-чёрные крылья, ворон-власть. Народ ждёт казни.
Ханс, стоя подле трона, вспоминает всё. Он видит на другом конце площади повозку со своими книгами. Шесть частей одного романа, шесть сторон выдуманного им света, шесть героев и шесть злодеев. И она, Аврора, неумолимая, коварная, хитрая, подлая, самовлюблённая эгоистка. Худший его персонаж, впитавший в себя все пороки сердца Ханса Гофмана.
Ханс продирается через толпу. Он должен уничтожить эти книги, пока не взошло солнце, пока палач не занёс топор, пока дышит светловолосая босая девушка на помосте.
— Ваше последнее слово!,— восклицает глашатай и протягивает руку в сторону плахи.
Королева смотрит в небо. У неё карие усталые глаза и спокойная, светлая улыбка. Люди смотрят вверх, на помост, на королеву. Она подходит к краю.
— Он назвал меня Вайно. Это значит — "единственная". В его мире есть солнце и тёплый дождь. Ещё есть кофе и сахарная вата. Манная каша, ромашки, какао и шоколад. Есть книги, магазины, есть добрые, весёлые люди.
Ханс отталкивает в сторону толстого пекаря, который слушает королеву со слезами на глазах, и бросается к повозке. В соседнем переулке какие-то бедняки греются у костра. Ханс бросает книги в огонь, вырывает страницы, раздирает в клочья имя Авроры. А Вайно всё говорит. И солнце медленно поднимается над крышами.
— В его мире я была счастлива. Я была ребёнком. Вспомните себя в детстве. Были ли вы счастливы? Что такое счастье для каждого из вас? Здесь не бывает тепла и света, этот мир разорён и обречён на скорое уничтожение. И из праха ваших дней он напишет новый мир. И вы возродитесь снова, в других лицах и именах, но оставшись собою. И будет новый мир и новая жизнь, люди из старой сказки. Вы будете вечны, даже если не хотите этого.
— Довольно!,— разносится над площадью голос Авроры. — Что за чушь рассказывает эта девчонка? Нет никакого другого мира! И не будет. Начинайте казнь.
Палач утирает слёзы и тихо всхлипывает. Он мечтает о новой жизни.
— Начинай!,— приказывает Аврора.
Вайно шагает к плахе и опускается на колени.
Страницы сгорают медленно, слишком медленно. Ханс понимает, что времени больше нет.
— Ваше Величество, — шепчет палач. — Это правда, что Вы сказали?
Вайно улыбается. — Да, правда.
— И я буду жить снова?
— Ты уже вечен. И родишься заново в другом мире. Обещаю.
— Мы ждём,— доносится до Ханса голос Авроры. Гори же, гори, огонь!
— Я всегда мечтал стать садовником, — говорит палач смущенно.
— Ты будешь садовником. Самым лучшим садовником на свете.
У Вайно дрожат губы, но она улыбается. Всё хорошо. Всё  будет хорошо. И Ханс будет вечен в своём мире, потому что души людей бессмертны по воле Господа.
— Гори, гори! — кричит Ханс.
Палач берёт топор. Впервые за всё время у него подрагивают пальцы.
Ханс кричит, пытаясь проснуться. Солнце бросает тонкие лучи на площадь и толпу, скользит по лицу Вайно.
Палач замахивается.
И, зажмурившись, Ханс понимает, что это не сон. Последняя книга, его жалкий и ничтожный опыт, догорает в огне.
Нет!!! Нет!! Пожалуйста...
Солнце восходит. И мир разлетается на тысячу осколков.
             ***
— Папа, папа! Проснись!
Ханс просыпается в холодном поту. Рядом с ним на кровати сидит пятилетний светловолосый карапуз Алекс, семилетняя серьёзная Анна и полугодовалая София на коленях у Анны смотрит удивлённо карими большими глазами.
Ханс выдыхает с облегчением.
— Идём завтракать! — кричат дети.
На кухне Вайно готовит оладьи. Она улыбается Хансу и подмигивает Анне.
— На завтрак сегодня манная каша. Что скажете?
— Фууу!, — вопит Алекс.
— Ура, — шепчет Анна.
А София беззубо смеётся и хлопает в ладоши.
Ханс обнимает Вайно и утыкается лицом в её волосы. Она пахнет уютом, оладьями, кофе, шоколадом, ромашками, манной кашей, шампунем, чистотой и чем-то, чему Ханс не знал названия. Теперь он понимает, что это. Счастье. И он готов состариться рядом с Вайно. Рядом со своим счастьем.
Идёт тёплый летний дождь. Чистое, умытое солнце готово выкатиться из-за туч.
… А где-то в другом мире садовник Петер выходит из дома и смотрит на небо.
— Смотри, папа, небо красивое!,— теребит его за рукав кудрявый курносый малыш.
И между двумя мирами поднимается в светлом небе радуга, как обещание вечности для каждой души, существующей во Вселенной.


Рецензии